Типы подчинительной связи в словосочетании
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект открытого урока, проводившегося в рамках школьного методического дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_podchinitelnoy_svyazi_v_slovosochetanii.docx | 45.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Типы подчинительной связи в словосочетании».
Тип урока: урок "открытия" нового знания ( с использованием
медиаресурсов).
Задачи урока:
- Образовательные:
- повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
- отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
- закрепление навыков правописания;
- обучение умению связно излагать свои мысли.
- Развивающие:
- развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
- развитие познавательной самостоятельности;
- овладение нормами литературного языка.
- Воспитательные:
- воспитание ответственности за качество своих знаний;
- воспитание любви к родному русскому языку.
УУД:
- Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
- Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
- Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Методические приемы: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (работа с учебником), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), свободное письмо, таблица «ЗХУ», объединение информации в блоки, синквейн.
Формы работы: парная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- стремиться к совершенствованию собственной речи;
- испытывать потребность в самовыражении через слово;
-толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.
2. Метапредметные.
Познавательные УУД:
-самостоятельно формулировать тему;
-сравнивать и анализировать, выделять главное;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в деятельности;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.
Коммуникативные УУД:
-уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;
- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.
3. Предметные результаты:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;
- формирование знаний о типах связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы связи слов в словосочетании;
- подготовка учащихся к выполнению заданий ОГЭ.
Использованные технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная.
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
Тема урока, постановка целей.
- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:
Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко. ( СЛАЙД 1 )
Ученики определяют тему – «Словосочетание». ( СЛАЙД 2 )
II. Стадия вызова.
Цели: актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знания по данной
теме, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; чем сочинительные словосочетания отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
Итак, обобщим имеющиеся знания.
1. Прием «Свободное письмо». Парная работа. Перед вами таблица «Знаю-хочу знать – узнал» Задание. Запишите в первую графу «ЗНАЮ» все, что вы знаете о словосочетании.
2. Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
3. Проверка работы с таблицой «Знаю – Хочу знать – Узнал».
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».
Знаю | Хочу знать | Узнал |
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная. |
|
|
Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?
Ответы учащихся:
-Прочитал в учебнике, книге.
-Слышал раньше от учителя.
-Узнал от одноклассника и др.
Учитель: Таким образом, источниками нашей информации стали: книги, рассказы взрослых.
Это интересно. Как в «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание Изучение словосочетаний имеет большую историю. Так ещё в первом синтаксисе Апполония Дискола ставилась задача уразуметь, как из отдельных слов образуются предложения. Апполоний Дискол называет принцип сочетаемости слов – семантика. Российская грамматика» впервые была опубликована в 1757 году.
«Российская грамматика» состоит из шести «наставлений», в которых Ломоносов излагает свои взгляды на теорию;историю языка;описывает учение о частях речи, называя их «частями человеческого голоса»;учение о звуках русской речи;синтаксис словосочетания
Главным объектом синтаксиса считает словосочетание Ломоносов, называл их «сочинения слов» (в значении соединения)
) ( СЛАЙД 3 )
Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.
4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки. (СЛАЙД 4)
Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ БУДЕТЕ ДЕЛИТЬ? ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ)
Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.
Проверка.
- Сколько блоков вы получили? 3 По каким признакам можно было объединить словосочетания?
(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:
по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;
2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
Составим кластер Типы словосочетаний по главному слову : именные, глагольные, наречные (СЛАЙД)
А можно было разделить по зависимому слову? Можно. Разделите
по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;
2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;
3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).
- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?
(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)
- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.
(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)
- С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.
- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Знаю | Хочу знать | Узнал |
1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание сос-тоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа слово-сочетаний по морфоло-гическим свойствам главного слова: глаголь-ные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная. | 1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?
2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?
|
|
Открываем тетради Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании».
- Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке. Проводится целеполагание.
III. Стадия осмысления.
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.
- Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § 4.
1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом.
Прием «Пометки на полях» (Инсерт).
Задание: Прочитайте материал § 4 на стр. 277-278.
Сделайте пометки на полях:
«+» - если считаете, что это вам известно;
«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;
«!» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Вопросы к классу:
1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
2. Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». (Парная работа).
Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.
Проверка колонки «Узнал».
В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:
Читаем 1 пункт, записыываем
Знаю | Хочу знать | Узнал |
1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная. | 1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?
2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?
| Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существи-тельное и все слова с признаками существительного). Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного). Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола). |
- Как вы думаете, почему так называются виды связи?
(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)
Театр мимики и жеста. Представьте типы словосочетаний движениями рук.
3. Применение теории на практике
Упражнение 19
АЛГОРИТМ (СЛАЙД)
. Применение теории на практике.ПОТРЕНИРУЕМСЯ Пользуясь алгоритмом, определить способ подчинительной связи в словосочетаниях
Тетрадный лист - соглас ,
тюбик клея , бегущий по полю, - насвистывая песенку. - управление
громко звенит, очень красивый, , налетел внезапно, шёл насвистывая, - примыкание
4. Практическое закрепление знаний.
2). Поработаем с текстом. ( СЛАЙД 6 )
О книгах.
Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, очень радуешься и печалишься вместе с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших...
-Докажите, что перед вами текст.
Исследование текста. Выпишите из текста по 1 примеру на каждый вид связи. Проверка.
- Диагностическая самостоятельная работа. ( СЛАЙД 7 )
4). Игровая пауза.
Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование: веселые крики, играя лучами, великолепный день, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.
5). Обратим внимание на задания ОГЭ (клубничное варенье - варенье из клубники, скамейки из дерева, изделия из фарфора)
IV. Стадия рефлексии.
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.
- А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.
Прием «Кластер».Составим коллективный портрет ( кластер) « Типы связи слов в словосочетании». ( СЛАЙД 8 )
Тип связи слов в словосочетании |
Приём «Синквейн». ( СЛАЙД 9 )
Пока обучающиеся работают с кластером, один обучающийся составляет синквейн по теме урока.
Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.
Связь.
Главное и зависимое.
Согласуется, управляет, примыкает.
Научился определять вид связи.
Словосочетание.
- Что узнали о способах связи слов в словосочетании?
- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?
- Как вы это делали?
- Для чего нам это надо знать?
- Где будем использовать полученные знания?
- Что было легко?
- Что вам помогало в работе?
-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?
Ответы учеников:
-Интернет.
-Учебные пособия.
На уроке главным источником информации был текст параграфа, с которым вы будете еще работать на следующих уроках.
- Интересен ли был вам сегодняшний урок?
- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?
Прием «Анкетирование».
- Предлагаю заполнить небольшую анкету и оценить свою работу на уроке.
- Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
V. Домашнее задание.
Стр 277, упр 20
Учебно-методическая литература:
- Русский язык. 7 класса: учебник для общеобразовательных организаций / А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоринская
Интернет – ресурсы:
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_listing.htm) «Словосочетание».
- (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html Электронное задание "Основные виды словосочетаний"
- (http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml «Тестирование».
- (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf)
Таблица «Типы связи в словосочетании».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...
Проверочная работа по теме "Типы подчинительной связи в словосочетании".
Данная работа может быть использована на уроке русского языка в 8 классе при закреплении темы ",Словосочетание. Типы подчинительной связи ( согласование, управление. примыкание)"....
Урок по русскому языку в 8 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"
Урок изучения нового материала "Типы подчинительной связи в словосочетании" содержит образовательные, развивающие и воспитательные цели, задачи и методы работы. Подробно расписан ход урока, вклю...
Алгоритм определения типа подчинительной связи в словосочетании.
Материалы, необходимые для изучения темы "Типы подчинительной связи в словосочетании", и для подготовки к ЕГЭ по русскому языку....
Конспект урока русского языка в 11 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"
Тип урока: повторительно –обобщительныйВид урока: урок практических работ;Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;Методы: словесный, поисково - проблемный;Ожидаемый результат...
Изучение темы «Типы подчинительной связи в словосочетаниях» с помощью технологии вебинаров
При подготовке обучающихся к сдаче экзаменов ГВЭ и ЕГЭ часто возникает потребность объяснения важного материла слабоуспевающим или отсутствовавшим на уроке ученикам. Также при подготовке обучающихся к...
Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание
Учим типы подчинительной связи....