Изучение темы «Типы подчинительной связи в словосочетаниях» с помощью технологии вебинаров
компьютерная программа по русскому языку (8 класс) на тему

При подготовке обучающихся к сдаче экзаменов ГВЭ и ЕГЭ часто возникает потребность объяснения важного материла слабоуспевающим или отсутствовавшим на уроке ученикам. Также при подготовке обучающихся к сдаче экзамена по выбору иногда бывает трудно собрать всех сдающих вместе для проведения занятия в послеурочное время. Для решения этой проблемы может подойти методика дистанционного обучения. Она позволяет привлечь к занятиям учеников, по тем или иным причинам отсутствовавших на занятиях в школе. Она позволяет эффективно вовлекать ученика в процесс обучения.

Одна из самых эффективных технологий этой методики – это технология вебинара (webinar). Это разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Я часто использую данную технологию в процессе обучения, тем более, что даже не очень сильно мотивированные ученики с удовольствием работают с интерактивными компьютерными программами. Технология вебинара позволяет сочетать в себе все три типа компьютерных программ: презентации, информационно-обучающие и тестирующие.

Ведущему вебинара необходимо установить небольшую программу, слушателям достаточно использование интернет-браузера. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение темы «Типы подчинительной связи в словосочетаниях»

с помощью технологии вебинаров

При подготовке обучающихся к сдаче экзаменов ГВЭ и ЕГЭ часто возникает потребность объяснения важного материла слабоуспевающим или отсутствовавшим на уроке ученикам. Также при подготовке обучающихся к сдаче экзамена по выбору иногда бывает трудно собрать всех сдающих вместе для проведения занятия в послеурочное время. Для решения этой проблемы может подойти методика дистанционного обучения. Она позволяет привлечь к занятиям учеников, по тем или иным причинам отсутствовавших на занятиях в школе. Она позволяет эффективно вовлекать ученика в процесс обучения.

Одна из самых эффективных технологий этой методики – это технология вебинара (webinar). Это разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Я часто использую данную технологию в процессе обучения, тем более, что даже не очень сильно мотивированные ученики с удовольствием работают с интерактивными компьютерными программами. Технология вебинара позволяет сочетать в себе все три типа компьютерных программ: презентации, информационно-обучающие и тестирующие.

Ведущему вебинара необходимо установить небольшую программу, слушателям достаточно использование интернет-браузера.

1-й этап урока: объяснение нового материала.

1) Объяснение темы «Типы подчинительной связи в словосочетаниях»

Объяснение происходит 3 способами: к чату прикрепляется текстовый файл и теоретическими выкладками и примерами (приложение 1); этот же текст ученики видят в окне презентаций (приложение 2); устное разъяснение ученики слышат от учителя по аудиоканалу. При этом все ученики видят учителя в отдельном окошке программы. На каждом этапе работы ученики могут попросить слова у учителя, нажав соответствующую кнопку, а учитель может подключить видео и звук этого ученика в трансляцию.

2-й этап урока: закрепление нового материала.

Для закрепления нового материала ученикам предлагается несколько типов заданий, которые сначала отрабатываются учителем с пояснениями (с демонстрацией в окне презентаций) (приложение 3), а потом ученики самостоятельно выполняют данные задания.

Укажите тип подчинительной связи в выделенном словосочетании

Для нас, детей, его появление в доме являлось настоящим праздником.

Появление (чье?) его – притяжательное местоимение, следовательно, примыкание

Укажите тип подчинительной связи в выделенном словосочетании:

Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду. 

Провожал (кого?) гостей – провожаю (кого?) гостей – зависимое слов изменяемая часть речи, но при изменении главного зависимое не меняется – управление

Укажите тип подчинительной связи в выделенном словосочетании:

И об этом следует помнить, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. 

Дружба (какая?) настоящая – дружбы (какой?) настоящей – при изменении главного слова зависимое тоже меняется - согласование

Далее ученикам предлагается самостоятельно выполнить данный вид задания. Это задание целесообразно выполнять с помощью виджета «Тест», т.е. при каждом задании идет интерактивный тест, ученик выбирает правильный по его мнению ответ, а учитель результат и видит сразу аналитику – какие неправильные ответы давали ученики и в каком процентном соотношении.

1) Укажите тип подчинительной связи в выделенном словосочетании:

У меня оставалась еще надежда на прощание.

2) Укажите тип подчинительной связи в выделенном словосочетании:

Казалось, что более десяти лет я регулярно пишу о состоянии современного русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста.

3) Укажите тип подчинительной связи в выделенном словосочетании:

Он был со мною всю зиму.

Ученикам предлагается выполнить другой вид работы по данной теме: выбрать из предложенных словосочетаний то, которое соответствует заданному типу (приложение 4).

1. Какое словосочетание со связью примыкание?

Издалека послышались слова команды.

1) послышались слова

3) слова команды

2) издалека послышались

4) послышались команды

2. Какое словосочетание со связью согласование?

Понемногу море очищалось ото льда, и только одинокие глыбы покачивались на волнах.

1) понемногу очищалось

3) одинокие глыбы

2) покачивались на волнах

4) очищалось ото льда

3. Какое словосочетание со связью управление?

Лиза уже успела оправиться от испуга.

1) уже успела

3) оправиться от испуга

2) успела оправиться

4) Лиза успела

Далее предлагаем ученикам опять выполнить подобное задание с помощью виджета «Тест»:

1. Какое словосочетание со связью примыкание?

Старик долго описывал мне блестящие перспективы использования его метода и возможные прибыли того, кто  вложит капитал в реализацию его грандиозных планов.

1) прибыли того

3) в реализацию планов

2) вложит в реализацию

4) долго описывал

2. Какое словосочетание со связью согласование?

Многократно пересчитывая тюки и стопки упаковок, соседка записывала в особую тетрадку количество товаров.

1) в особую тетрадку

3) количество товаров

2) пересчитывая тюки

4) записывала в тетрадку

3. Какое словосочетание со связью управление?

Туманная рать темнела и сгущалась внизу, выделяя легкие белые облачка.

1) выделяя облачка

3) сгущалась внизу

2) белые облачка

4) туманная рать

При успешном выполнении заданий можно предложить следующий вид работы (в случае неуспешного выполнения заданий должны быть заготовки для дополнительной практической отработки) (приложение 5):

1) Замените словосочетание «посмотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание.

Для выполнения этого задания необходимо найти главное слово, оставить его без изменения, а зависимое заменить на однокоренное слово соответствующей части речи. Для примыкание – это наречие, деепричастие, притяжательное мест., инфинитив. В данном случае можно заменить наречием «тоскливо».

2) Замените словосочетание «мамины родственники», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление.

Находим главное слово, оставляем его без изменения, а зависимое заменяем на однокоренное слово соответствующей части речи. Для управления – это чаще всего существительное. В данном случае можно заменить существительным «мамы».

Далее в окне презентаций (приложение 6) ученикам предлагается самостоятельно выполнить похожие задания. Ответы они формулируют самостоятельно и печатают в окне чата, при этом учитель видит ответы учеников, но ученики не видят ответов друг друга.

Замените словосочетание «стальными перьями», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление.

Замените словосочетание «смотрели с интересом», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание.

Замените словосочетание «войны на Балканах», построенное на основе управления,  синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Замените словосочетание «женское здоровье», построенное на основе согласования,  синонимичным словосочетанием со связью управление.     

Замените словосочетание «сила  природы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Замените словосочетание «возвращается мыслями», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

В процессе разбора ученики могут попросить слова, нажав соответствующую кнопку. И учитель выведет их камеру и звук для всей аудитории.

3-й этап урока: подведение итогов.

Итак, на этом занятии мы с вами рассмотрели типы связи слов в словосочетании…

Далее ученикам по очереди предлагается объяснить пройденную тему, тем самым закрепляя материал и выявляя пробелы в понимании материала обучающимися.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается составить свои примеры заданий того же типа, что и выполнялись на уроке.

________________________________________

Эффективность данного вида занятия с использованием инновационной технологии заключается в вовлеченности учеников в процесс обучения, в интерактивности работы, в наглядности представленного материала, в закреплении материала на практике сразу и всеми учениками, в возможности анализировать сразу после выполнения заданий учениками.  



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Типы подчинительной связи в словосочетании

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово.

Не являются словосочетаниями

– грамматические основы (дождь барабанил, стекла запотели)  

– однородные члены предложения (можно соединить сочинительным союзом) (столы и стулья, строгий, но справедливый)

– сочетание самостоятельного слова со служебным (около дома, перед грозой, пусть поет)

– сочетания слов в составе фразеологизмов (бить баклуши, валять дурака, сломя голову)

– составные словоформы (более светлый, будет ходить)

Среди типов подчинительных словосочетаний выделяются:

1) Согласование – при изменении главного слова изменяется зависимое (зависимое слово отвечает на вопросы какой? чей? Вопросы могут изменяться по падежам), т.е. зависимое слово согласуется в роде, числе и падеже: зеленый лист, зеленого листа, зеленому листу

Часть речи

Пример

прилагательное

морской берег

причастие

читающая молодежь

порядковое числительное

первый снег

некоторые разряды местоимений

мой дом

существительное (числ. + сущ.)

пятеро ребят

2) Управление – при изменении главного слова зависимое не меняется (хотя является изменяемой частью речи), зависимое слово – сущ. или мест. в косвенном падеже с предлогом или без (кого? чего? … о ком? о чем?): помогать нам, читать книгу, ходить в школу

Внимательно! Предложно-падежная форма сущ. может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства.

3) Примыкание – зависимое слово – неизменяемая часть речи

Часть речи

Примеры

наречие

внимательно слушать

деепричастие

идти не оглядываясь

инфинитив

попросил написать

притяжательные мест.

его рассказ, ее платье, их дом

Порядок определения

1) Определить, является ли данное сочетание слов словосочетанием

2) Найти главное и зависимое слова

3) Определить какой частью речи является зависимое слово: если неизменяемая – то примыкание, если сущ. с предлогом – управление.

4) Изменять главное слово и смотреть – изменяется ли зависимое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Проверочная работа по теме "Типы подчинительной связи в словосочетании".

Данная работа может быть использована на уроке русского языка в 8 классе при закреплении темы ",Словосочетание. Типы подчинительной связи ( согласование, управление. примыкание)"....

Урок по русскому языку в 8 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"

Урок изучения нового материала  "Типы подчинительной связи в словосочетании" содержит образовательные, развивающие и воспитательные цели, задачи и методы работы. Подробно расписан ход урока, вклю...

Алгоритм определения типа подчинительной связи в словосочетании.

Материалы, необходимые для изучения темы "Типы подчинительной связи в словосочетании", и для подготовки к ЕГЭ по русскому языку....

Конспект урока русского языка в 11 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"

Тип урока: повторительно –обобщительныйВид урока: урок практических работ;Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;Методы: словесный,   поисково - проблемный;Ожидаемый результат...