Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
1 Орг.момент | Метод: слово учителя Прием: приветственное слово учителя - Здравствуйте ребята! Садитесь! Проверьте наличие учебника и тетради на парте, они понадобятся нам на уроке. |
|
|
2. Повторение изученного | Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа - О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? - Когда в корне будет писать и, а когда е?
Метод: диктант Прием: распределительный диктант - Сейчас мы напишем распределительный диктант. Работать будем так, мысленно разделите свою тетрадь на два столбика, в первый столбик вы запишете слова с с чередующейся гласной –и, во второй – е. Изученную орфограмму обозначьте. Двое человек у доски остальные в тетрадях. Проверим. Слова для справки: Подбирать, запирали, сжигать, заблестели, уберёт, протирать, задирает, придирается, обмерли, расстилается, подстелить, блестящий, устелить. | Метод: слушание Прием: глобальное, рефлексивное, критическое. Образец устного ответа: - написания корней с чередующимися гласными е//и. Образец записи в тетради: и | е | Подбирать, запирали, сжигать протирать, задирает, придирается | заблестели, уберёт обмерли подстелить, блестящий, устелить |
|
|
3. Актуализация знаний | Метод: ? Прием: решение анаграммы - Для того что бы узнать, чем мы будем заниматься на уроке, вам необходимо решить анаграмму? - Что такое анаграмма? ьтировогиьтичу
| Метод: слушание Прием: глобальное, рефлексивное, критическое. Образец устного ответа: - Анаграмма - слово или словосочетание, образованное на основе другого слова или словосочетания перестановкой букв, составляющих его. - Учить и говорить. |
|
4 Изучение нового материала | Метод: слово учителя Прием: сообщающее слово учителя. - Девизом нашего урока станут эти два слова.
Метод: проблемная ситуация Прием: проблемное слово учителя - Как вы думаете, почему зашифрованы были именно эти слова? - На какой вопрос отвечают эти слова? - Можно ли определить время действия? Кто говорит, данные глаголы? | Метод: слушание Прием: глобальное, рефлексивное, критическое. Образец устного ответа:
- Нет, так как это глаголы неопределённой формы.
|
|
| Метод: слово учителя Прием: сообщающее слово учителя. - Сегодня мы будем, говорить о неопределённой форме глагола и учиться задавать вопросы к ним.
| Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
|
|
| Метод: слово учителя Прием: сообщающее слово учителя. -- Как еще по-другому называется неопределенная форма глагола? - Что вы знаете об инфинитиве ? - А сейчас мы прочитаем об «Инфинитиве» сказку, читать будем по ролям. (Варя-слова автора, Алина - девочка Оля, Стас- Инфинитив) Наша задача, не просто прочитать, а узнать какими же признаками обладает инфинитив.
В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив. Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь. – Часы! – услышала она голос. – Что? – Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем. Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца. – Почему вы живёте здесь один? – Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные! – Расскажите, пожалуйста, это так интересно! – Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка: Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец – Инфинитив – звучит занятно, – Я вам назвался, наконец. Ко мне летят лишь два вопроса, В них смысл жизни для меня. А если про другое спросят, Молчу, – меня не обвинят. Вид у меня бывает разный… А про лицо я дам ответ: Его не видели ни разу, Его по-видимому нет. Всегда по горло делом занят. Нет времени – так где же взять? Тому, кто этого не знает, Инфинитива не понять… Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила: – Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего? – И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид. – Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный. – Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ? – Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило. | Метод: чтение Прием: озвученное выразительное чтение
|
|
| Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа - Что нового вы узнали об инфинитиве? | Образец устного ответа: - у него нет ни числа, ни лица, ни наклонения, ни времени. Ему присущи лишь категории вида (писать – написать), грамматические значения возвратности (строить – строиться) и переходности (красить, лежать), связанные с категорией залога. Глаголы могут стоять в неопределенной форме, они отвечают на вопрос что делать? что сделать? |
|
| Метод: слово учителя Прием: педагогическое требование
- Откройте учебник на странице 218, прочитаем правило. - Назовите окончания инфинитива, приведите свои примеры. | Метод: чтение Прием: неозвученное
ТЬ, ТИ- окончания, а чь входит в состав корня. |
|
4 Закрепление изученного | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа - Проверим, насколько хорошо вы усвоили особенности этой формы. Откройте учебник на странице 219-ой. Выполним упражнение 618 –ое. - Прочитайте задание, что надо сделать? Работать будем у доски по цепочке. | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: - ВидитНСВ-Видеть(2спр.искл.) ЛаетНСВ-Лаять(1спр) СлышитНСВ-Слышать(2спр) ЕзжуНСВ-СъездитьСВ ПривезлиСВ(формообразующий суф.л в основу не входит)- привезтиСВ ГребуНСВ-ГребстиНСВ СтроятсяНСВ- строитьНСВ СтрижетсяНСВ-стричьсяНСВ |
|
| Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя, педагогическое требование
- Посмотрите на слайд, перед вами фразеологизмы. Что такой фразеологизм? - Ваша задача, заменить фразеологизм на инфинитив.
- Составьте предложение с любым фразеологизмом. Проверим. | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: Зарубить на носу; - запомнить Клевать носом; - дремать Пропустить мимо ушей; - прослушать Вставлять палки в колёса; - мешать Делать из мухи слона; - преувеличивать Обвести вокруг пальца; - обмануть Держать язык за зубами. - молчать |
|
| Метод: Наблюдение Прием: наблюдение над языковым материалом - Образуйте от глаголов в левом столбике неопределенную форму глагола и запишите в правый столбик. Что у вас получилось. Саша, прочитай. Ленится мчатся надеется учится Метод: беседа Прием: эврестическая беседа
- Чем отличаются пары слов друг от друга?
- У глаголов в левом столбике можно определить лицо, число? А в правом, почему?
- Обратите внимание на правописание глаголов на –тся и –ться. Как пишутся такие глаголы? Почему в одном случае пишем ь знак ,а в другом случае нет.
- Для того что бы быстрей запомнить это правило, нам поможет это стихотворение. Прежде чем глагол писать, Не забудь вопрос задать. Так как мягкий знак в вопросе, И в глаголы его вносим.
| Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа:
Ленится – лениться, мчатся - мчаться, надеется – надеяться, учится – учиться,
- В первом случае глаголы отвечают на вопрос что делает? а во втором – что делать?
- У глаголов в левом столбике можно определить лицо, число (глаголы 3 лица), в правом – это глаголы неопределенной формы.
- Если глагол отвечает на вопросы что делает? Что сделает?, то перед -СЯ Ь не пишется. Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –СЯ пишется мягкий знак. |
|
| Метод: слово учителя Прием: интструктирующее слово учителя - Сейчас мы выполним задание, это предостережет от ошибки, связанной с одинаковым звучанием форм глаголов на – тся и –ться и существительных на –ца. Молоди-?/ца/, /тся/,/ться/ 1.Пошла по воду молоди…. 2.Бабушка Коли молоди…. 3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди… - Задайте в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение. - Какая часть речи представлена в 1 предложении? Во 2? В 3? - Каково написание глаголов во 2 и 3 предложениях? Почему? Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово учителя - ца пишется только в именах существительных: лисица, девица, синица, столица | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа:
- в 1 предл.сущ, во 2и 3 гл.
|
|
| Метод: списывание Прием: выборочное списывание -Перед вами 6 пословиц, работать будем по варианта. Ваша задача списать пословицу вставить пропущенную букву, подчеркнуть орфограмму, устно объяснить значение пословицы.
1.От безделья дурь наживает…ся, в труде воля закаляет…ся. 2. Мир освещает…ся солнцем, а человек - знанием. 3. Кто упорно трудит…ся, тот всему научит…ся. 4. Не плюй в колодец: пригодит…ся воды напит…ся. 5. Кто любит трудит…ся, тому без дела не сидит…ся. 6. Трудолюбивый ест, что нравит…ся ему, ленивый – что достанет…ся ему. | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа От безделья дурь наживается, в труде воля закаляется. 2. Мир освещается солнцем, а человек - знанием. 3. Кто упорно трудится, тот всему научится. 4. Не плюй в колодец: пригодиться воды напиться. 5. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. 6. Трудолюбивый ест, что нравится ему, ленивый – что достанется ему. |
|
| Метод: мотивации деятельности Прием: игра
Игра «Услышь Ь». – А сейчас поиграем, я буду читать слова, ваша задача хлопните в ладоши, если мягкий знак в глаголе надо писать, нет – сидите тихо. Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.
| Метод: слушание Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.
|
|
| Метод: языковой анализ Прием: грамматический разбор - Запишем предложения, выполним полный грамматический разбор. Составим схему. Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. |
|
5 Д/З | Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово - Откройте дневники, запишем домашнее задание. Выучить правило на странице 218 и 219-ой . Выполнить упражнение 621. | Слушание: глобальное, оценочное, нерефлексивное, информативное |
|
6 Итог урока | Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово - Что нового для себя вы открыли на уроке? | Метод: говорение Прием: ответ по предмету - Я узнал(а), что инфинитив отвечает на вопросы что делать? Что сделать? У инфинитива нет рода, числа, лица и времени. Что он имеет окончания ТИ, ТЬ, может иметь постфикс после окончания, а также в предложении может быть любым членом, как подлежащим, так и сказуемым.
|
|