Технологии и приемы работы с текстом.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Антонова Валентина Михайловна

Работать с текстом приходится абсолютно каждому учителю-предметнику. А ребенок, увы, не всегда владеет приемами работы с текстом, не понимает текст, упускает главное. Задача любого учителя, работающего по ФГОС, формировать метапредметные результаты. Овладев умениями функционального, смыслового, обучающего чтения , ребенок научится понимать, интерпретировать текст любого содержания. В своей разработке, которая является и аттестационным заданием  курсов повышения квалификации, предлагаю текст для обучающихся 5-6 классов и задания к  нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_raboty_s_tekstom.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Текст в соответствии с требованиями к учебным текстам. 

Белка обыкновенная – типично древесное животное. Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с дерева на дерево, а при необходимости может спуститься на землю. Свой длинный, пушистый хвост она использует в качестве руля при прыжках.

            Обычно белка устраивает свои гнезда в дуплах деревьев. Ее гнездо имеет форму шара с боковым входом. Изнутри оно аккуратно выстлано мягким материалом. Нередко белка использует сорочьи гнезда для своего проживания, предварительно утеплив их.
Обыкновенная белка приносит потомство два раза в год – весной и летом. В одном выводке от трех до десяти бельчат. Малыши рождаются голыми, слепыми и практически беспомощными. Примерно через месяц после рождения у бельчат прорезываются глазки, а уже через год это полноценная взрослая особь.
            Белка – запасливое животное. Она запасает в дуплах или у корней различный корм и использует его в голодный сезон года. Рацион белок обширен: древесные семена, фрукты, орехи и ягоды, грибы, кора и лишайники. Помимо растительной пищи, белка питается насекомыми и мелкими беспозвоночными, охотно поедает птичьи яйца, ящериц и змей, птенцов.

( Текст для обучающихся 5-6 классов).

Система вопросов и заданий  к тексту.

(задания по пирамиде Блума).

Уровень

Задания

Знание

Вариант 1. Ответьте на вопросы.

  • Где живет белка?
  •  Каким материалом выстлано гнездо белки?
  • Каким кормом питается белка?

Вариант 2. Заполните лакуны в предложениях.

Обычно белка устраивает свои гнёзда _______________________. Её гнездо имеет форму ____________________ с боковым _________________. Изнутри оно __________________ выстлано __________________.

Понимание

Вариант 1.

  • Расскажите своими словами, чем питается белка.
  • Закончите фразу: «Обыкновенная белка приносит потомство ….»
  • Что вы узнали о роли хвоста в жизни белки?

Вариант 2. Заполните таблицу: 

Верно

Неверно

Не имеет отношения к тексту

  • Белка – типично древесное животное. (верно)
  • Белка использует вороньи гнезда для проживания (неверно)
  • Длинный пушистый хвост белка использует для обогрева во время сна (неверно)
  • В зоопарке белок можно прикармливать орешками ( не  имеет отношения к тексту)
  • Детеныши белок рождаются голыми и слепыми (верно)
  • В неволе белки жиреют и не приносят потомства (не имеет отношения к тексту)

Применение

Вариант 1. Заполните кластер 

Вариант 2.Продолжите ряд глаголов, обозначающих действия, которые производит белка:

  • Лазает, перепрыгивает, ……. (спускается)
  • Устраивает (гнезда), выстилает, …… (использует)
  • Запасает, питается, …….. (поедает)

Вариант 3. Объясните лексическое значение слов: потомство, особь, выводок.

Анализ

Вариант 1. Задания.

  • Что является следствие того, что белка – типично древесное животное?
  • Проанализируйте причины, почему бельчата рождаются у белки только весной и летом, а не осенью и зимой.

Вариант 2. Продолжите фразу: 

  • «Если бы белка жила не на дереве, а …….., то …….»
  • «Если бы у белки хвостик был коротенький, как у зайца, то ……»

Синтез

Вариант 1. Из нескольких пословиц и поговорок выберите те, которые отражают содержание текста: 

  • Кто не работает, тот не ест. (да)
  • Долг платежом красен. (нет)
  • Белку ловить – ножки отбить. (Нет)
  • Девка плачет, а белка скачет. (Нет)
  • У Варвары все в кармане. (Да, о запасливости белки)
  • Зимой сгожается, что летом урожается. (Да).
  • Человек – не орех, сразу не раскусишь. (нет).

Вариант 2.  Заполните пропуски в предложении.

Беличьи гнезда в форме шара можно встретить в __________________ ( в дуплах деревьев). Нередко белка использует и ____________________ (сорочьи) гнезда.  ________________________________ (весной и летом) у белки рождаются малыши:  голые, слепые и ______________________ (практически беспомощные).  В голодный сезон белка не бедствует, ведь она _____________________________________ (запасает различный корм на зиму).Рацион питания белок очень разнообразен, и ест она не только растительную , но и ______________________________ пищу.

Оценка.

Вариант 1. Ответьте на вопрос: легко ли белке выжить в лесу?

Вариант 2. Сделайте вывод о приспособленности белки к условиям окружающей среды.

Вариант 3. Кого из  известных вам животных вы могли бы сравнить с белкой по степени их приспособленности к жизни в природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с текстом в технологии РКМЧП

Данная презентация содержит информацию об основных приемах работы с текстом в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся.

Методическая разработка на тему: Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся....

статья "Методические приемы работы с текстом при использовании технологии критического мышления"

В статье рассматриваются основные приемы технологии критического мышления при работе с тектом разных жанров. Автор делится своим опытом об использовании таких приемов, которые целесообразнее использов...

Приемы работы с текстом в свете Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Сценарий мастер-класса,  позволяет познакомить слушателей с Технологией развития критического мышления с помощью самой технологии РКМЧП. Содержит 2 приложения: текст для участников мастер-класса,...

Несколько приемов работы с текстом: из опыта работы

Одним из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, а также реализация всех целей обучения в их комплексе: коммуникативная, образовател...

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...