Рабочая программа по русскому языку в 10 классе по программе С.И. Львовой
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Лисицына Татьяна Николаевна

Рабочая программа 10 класс.  По программе С.И.Львой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Приложение к     образовательной программе,

введенной в действие  приказом №_______

«    »           __________________2016г.

Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования

Протокол № _______от   «    »           __________________2016г. 

Руководитель  кафедры                   / Гудукас И.М./

Согласовано

Заместитель  директора                   / Казанцева К.С./

«    »           __________________2016г.                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                   

Рабочая программа по  русскому языку

для 10 класса

Программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы по ред. С.И.Львова. М., «Мнемозина» 2009 г.

Учебник: Львова С.И. Русский язык и литература. Русский язык.10 класс:  учебник для общеобразовательных  организаций (базовый и углубленный уровни)/С.И Львова, В.В.Львов.- М.: Мнемозина, 2015.

                                                                                                                                                                                        Составитель: Лисицына Т.Н.,                

        учитель русского языка и литературы

 


1.  Планируемые результаты изучения предмета.

               

                     В результате изучения русского языка в 10 классе на профильном уровне обучающиеся должны знать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме полного или сжатого пересказа;
  • формулировать вопросы по содержанию текста;
  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
  • вести диалог, монолог
  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  • составлять конспект прочитанного текста;
  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебно-научные  темы;
  • знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте владения правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
  • знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

текст:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
  • владеть различными приемами редактирования текста;

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами);
  • пользоваться разными видами лингвистических словарей;
  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
  • пользоваться разными видами толковых словарей;
  • верно использовать термины в текстах научного стиля;
  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов:
  • проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;
  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

1.2.Система оценки планируемых результатов.

  1. Оценка устных ответов

       Критерии оценивания   устного высказывания учащегося  (сообщения, выступления, доклада):

   1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия;    чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания;   смысловое и стилистическое единство, связность  и последовательность  изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов,  обосновывающих точку зрения учащегося;   соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации  (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения,  заданному жанру и стилю речи);

    2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли, использование разнообразных  грамматических конструкций;  соответствие языковых средств  заданной  речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов, выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты   и др.); наличие/отсутствие орфоэпических ошибок;  наличие/отсутствие   грамматических ошибок;  наличие/отсутствие   речевых ошибок);

      3) выразительность речи (уместное использование в речевом высказывании  выразительных языковых  средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств  привлечения и удерживания  внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств  общения - мимика, жесты);

    4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения  устного высказывания  (адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного высказывания; способность  кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте,  аргументированно отстаивать свою точку зрения).

                      2. Основные требования к письменному тексту: 

      1) соответствие содержания текста теме и основной мысли;

      2) полнота раскрытия темы;

       3) достоверность фактического материала;

      4) последовательность изложения (развертывания содержания по плану);  логическая связь частей текста, правильность выделения абзацев;

    5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста;

   6) стилевое единство;

   7) соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи;

   8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным – орфографическим и пунктуационным).  

               3. При оценке сочинения, изложения учитель руководствуется  следующими  основными  требованиями  к письменному тексту:  1) соответствие содержания текста теме и основной мысли;

2) полнота раскрытия темы;

 3) достоверность фактического материала;

4) последовательность изложения (развертывания содержания по плану);  логическая связь частей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста;

 6) стилевое единство;

7) соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи;

8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным – орфографическим и пунктуационным).  

          Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по русскому чзыку критерии оценок следующие:

100 – 85% - «5»; 84 – 61% - «4»;  60 – 33% - «3»;  32 -0% - «2»

  1. Контрольная работа

«5» - правильность 100-90%; «4» - правильность 90-80%; «3» - правильность 80-50%;  «2» - правильность менее 50% 

Для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»); повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»); пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ;

•  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты

2.Содержание курса 10 класс.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

    Все содержательные линии представлены в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Язык как средство общения», «Виды речевой деятельности. Информационная переработка текста».    

 В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

       В программе  с помощью значка * выделен материал профильного уровня.  Соответствующий материал (теоретический и практический) содержится в учебнике, ориентированном одновременно на базовый и углублённый уровни, и   выделяется с помощью специальной  системы обозначений, принятых в данном учебнике.  

Основные сведения о языке и речи

Употребление языковых единиц

в речи; применение полученных знаний и умений

в учебной и практической

деятельности, совершенствование

видов речевой деятельности

Язык как средство общения

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации (4 ч)

Русский язык  как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык  русского народа, как государственный  язык Российской Федерации и как язык  межнационального общения.

Отражение в    языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.

Основные формы существования национального языка: литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны.  Национальный язык — единство его различных форм (разновидностей).

*Наблюдение за использованием в художественных текстах   диалектных слов, просторечий, жаргонной лексики; объяснение целесообразности/нецелесообразности использования лексики, не являющейся принадлежностью литературного языка.

Основные признаки литературного языка: обработанность,    нормированность,    относительная устойчивость (стабильность),  обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.

Применение на практике основных норм современного русского литературного языка: орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических и правописных (орфографических и пунктуационных).

Оценка чужой и собственной речи с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка.

Использование словарей грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме.

Речевое общение как социальное явление (11ч)

Социальная роль языка в обществе.    

Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания.  

Активное использование   невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). *Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие речевого  общения.  *Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие речевое   высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.).

Наблюдение за использованием невербальных средств общения в речевой практике и оценка уместности их употребления.

Монолог, диалог  и полилог как основные  разновидности речи.

*Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи) и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю).

*Анализ примеров внутреннего и внешнего монолога героя литературного произведения и объяснение роли монолога в художественном тексте.

*Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая.

*Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа.

Устная и письменная речь как формы речевого общения  (16ч)        

Основные особенности устной речи: неподготовленность, спонтанность, прерывистость; ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию; передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств; необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм.  

  *Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов, конструкций с именительным темы, подхватов, самоперебивов и др.  

Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.

*Анализ устного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для   устной речи.

Типичные недостатки устной речи: интонационная и грамматическая нерасчлененность, бедность.

Анализ и оценка устной речи с точки зрения проявления в ней типичных недостатков (интонационной и грамматической нерасчлененности, бедности).  

Письменная форма речи как речь, созданная с помощью   графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п.

Основные особенности письменной речи: подготовленность, логичность, точность изложения; ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие собеседника; передача   эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к тексту, возможность многократного совершенствования; необходимость соблюдения орфографических и пунктуационных норм.

 *Анализ письменного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для   письменной речи.

Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т.п.).  

Наблюдение за использованием в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста.  

Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.

Основные требования к письменному тексту:  1) соответствие содержания текста теме и основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) достоверность фактического материала; 4) последовательность изложения (развертывания содержания по плану);  логическая связь частей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста; 6) стилевое единство; 7) соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи; 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным – орфографическим и пунктуационным).  

Анализ письменного текста с точки зрения соответствия его основным требованиям, предъявляющимся к письменному высказыванию.

Основные условия эффективного общения        

Необходимые условия  успешного, эффективного  общения: 1) готовность к общению(обоюдное желание собеседников высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу,    выслушать своего партнёра;  наличие общих интересов у собеседников, достаточного жизненного опыта, начитанности, научных знаний  для   понимания смысла речи собеседника; владение достаточным объёмом  культурологических знаний и др.); 2) достаточно высокий уровень владения языком и коммуникативными навыками; 3) соблюдение норм речевого поведения и др.

Анализ речевых ситуаций с целью выявления нарушений основных условий эффективного общения.

*Прецедентные тексты как тексты (фразы, слова), которые имеют историко-культурную  ценность  и на которые часто ссылаются носители языка  (цитаты из общеизвестных художественных произведений; ссылки на мифы, предания,   сказки; афоризмы,   пословицы,   крылатые слова, фразеологические обороты;   фразы из песен   названия книг, спектаклей, опер, фильмов; высказывания   героев популярных кинофильмов и т.п.).  *Понимание прецедентных текстов как одно из условий эффективности речевого общения.  

*Анализ речевых ситуаций, в которых причиной коммуникативной неудачи является недостаточный объём культурологических знаний собеседника.  

Умение задавать вопросы как условиеэффективности   общения, в том числе и интернет-общения.

Типичные коммуникативные неудачи, встречающиеся в письменных экзаменационных работах старшеклассников: неясно выраженная мысль, нарушение этических норм общения (например, неоправданная агрессия речи, преувеличение степени речевой свободы,  допустимой  в  коммуникативной ситуации экзамена), неуместное использование того или иного языкового средства выразительности и др.

Анализ и редактирование фрагментов из сочинений старшеклассников с целью исправления ошибок и коммуникативных недочётов (в течение всего учебного года).

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (42 ч)

Виды речевой деятельности (10ч)

Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо).

Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.)  с точки зрения   особенностей вида речевой деятельности, который  помогает организовать каждая из них.

*Речь внешняя как речь, доступная   восприятию (слуху, зрению) других людей.  *Речь внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей. **Особенности внутренней речи (очень сокращена, свёрнута). *Несобственно-прямая речь как один из способов передачивнутренней речи персонажа литературного произведения.

*Наблюдение за способами передачивнутренней речи персонажа литературного произведения (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь).

Чтение как вид речевой деятельности (22ч)

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.  

Основные виды чтения: поисковое просмóтровое, ознакомительное, изучающее  (обобщение).  Основные этапы работы с текстом.

Выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи.

*Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометками; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков и др.).

*Использование различных способов маркировки фрагментов текста при изучающем чтении.

      *Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения, 2) непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, 3)   наличие регрессий,    то есть  неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному, 4) сопровождение чтения артикуляцией, 5)  низкий уровень организации внимания, 6) малое поле зрения, 7)  слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта    чтения учебно-научного и художественного текста.  

Аудирование как вид речевой деятельности (12ч)  

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное.

Правила эффективного слушания: максимальная концентрация внимания на   собеседнике; демонстрация с помощью реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения  его речи; максимальная сдержанность в выражении  оценок,   советов.

Выбор вида аудирования в зависимости от коммуникативной задачи.  

*Типичные недостатки аудирования: 1) отсутствие гибкой стратегии аудирования, 2) непонимание смысла прослушанного текста или его фрагментов, 3) отсеивание важной информации, 4) перебивание собеседника во время его сообщения, 5) поспешные возражения собеседнику.

*Элементарный анализ накопленного   речевого опыта, связанного с преодолением     недостатков аудирования.

*Составление рекомендаций (правил), которыми должен пользоваться каждый, кто хочет научиться преодолевать    недостатки аудирования.

Использование разных видов аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной цели и в процессе подготовки собственного речевого высказывания.

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта    аудирования.  

 Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (19 ч)  

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.

Основные способы   сжатия исходного текста: 1) смысловое сжатие   текста (выделение и передача основного содержания текста) – исключение, обобщение; 2) языковое сжатие   текста (использование более компактных, простых языковых конструкций) -  замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного).

Совершенствование навыков сжатия исходного текста разными способами: с помощью смыслового сжатия и/или языкового сжатия   текста.  

 Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.

Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).

Совершенствование навыков составления разных видов плана назывного, вопросного, тезисного, цитатного) прочитанного или прослушанного текста.

 Тезисы   как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста.

Составление тезисов прочитанного или *прослушанного текста.

Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Анализ аннотации и самостоятельное составление аннотации прочитанного текста, любимой книги научно-популярного содержания.

Конспект как это краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции).

*Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании.

Анализ конспекта статьи, лекции и самостоятельное составление конспекта прочитанного текста.  

 * Составление конспекта прослушанного аудиотекста.

Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Реферат как итог проведённого мини-исследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов.

Основные части реферата: вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируется цель и задачи исследования; основная часть, где должен  чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы;  список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п.

Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения.

Реферат как письменная форма   доклада или выступления по теме исследования.

*Мультимедийная презентация как видео- и/или аудиосопровождения реферата и как    синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.п.).

Написание реферата по выбранной теме.

Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.  

Написание рецензии на прочитанный или прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение.

План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.

Использование определённых стандартных языковых средств (речевых клише, штампов научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий.

Осознанный выбор вида чтения (вид аудирования) исходного текста при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий.

*Сопоставительный анализ плана, тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста.

*Составление плана, тезисов, аннотации, конспекта на основе одного текста и осознанное использование разных способов сжатия исходного текста и разных форм передачи его содержания.

Осознанное использование полученных знаний и умений, связанных с составлением планов, написанием тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов рецензий в процессе изучения других школьных дисциплин.

Говорение как вид речевой деятельности (7ч)

Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией.

Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.

*Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании.

*Анализ примеров образцовой аудиоречи с точки зрения соответствия ею основным качествам образцовой речи.

 * Наблюдение за смыслоразличительной ролью интонации в устных высказываниях, а также в отрывках из художественных текстов.

Критерии оценивания   устного высказывания учащегося  (сообщения, выступления, доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия;    чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания;   смысловое и стилистическое единство, связность  и последовательность  изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов,  обосновывающих точку зрения учащегося;   соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации  (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения,  заданному жанру и стилю речи); 2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли, использование разнообразных  грамматических конструкций;  соответствие языковых средств  заданной  речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов, выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты   и др.); наличие/отсутствие орфоэпических ошибок;  наличие/отсутствие   грамматических ошибок;  наличие/отсутствие   речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное использование в речевом высказывании  выразительных языковых  средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств  привлечения и удерживания  внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств  общения - мимика, жесты); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения  устного высказывания  (адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного высказывания; способность  кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте,  аргументированно отстаивать свою точку зрения).

Анализ и оценка устных высказываний в разных ситуациях   общения:   выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п.

Аргументированная оценка устного высказывания учащихся на основе памятки «Как оценивать содержание и речевое оформление устного высказывания».

Создание собственного речевого устного высказывания (сообщения, выступления, доклада) с учётом основных качеств образцовой речи.  

Использование в устной речи многообразия грамматических форм и лексического богатства языка.

Применение в практике устного речевого общения произносительных (орфоэпических, интонационных), лексических, грамматических норм современного русского литературного языка.  

Подготовка устного выступления на основе реферата или проектной работы, написанием которой учащийся занимается. Использование рекомендаций, содержащихся в памятке   «Как подготовить устное выступление  для презентации и защиты реферата, проектной работы».

*Подготовка устного выступления, обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.

* Овладение речевой культурой использования   технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, скайп и др.) в процессе устного общения.

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта    создания собственного устного высказывания и оценивания чужих устных высказываний.

Публичное выступление (обобщение изученного).

*Подготовка публичного выступления на полемическую тему, требующую аргументированно высказать своё согласие или несогласие с предложенным тезисом.  

*Построение публичного выступления по заданной структуре.

 *Анализ публичного выступления на полемическую тему, оценка его содержания, речевого оформления, соответствия речевой ситуации и коммуникативным задачам.

Письмо как вид  речевой деятельности (4ч)    

Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием    письменного высказывания.  Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием).

Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных   речевых высказываний школьника.

Основные требования в письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность.

Критерии оценивания   письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).  

Анализ письменных высказываний с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных   задач   и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Создание письменного высказывания, отбор языковых средств, обеспечивающих правильность, точность и выразительность речи.

Обобщение коммуникативного опыта создания письменных текстов (сочинений разных видов), соответствующих определённым требованиям, опыта оценивания письменного высказывания и   редактирования текста.  Дальнейшее совершенствование указных умений с опорой на рекомендации, содержащиеся в соответствующих учебных материалах (памятки «Как писать сочинение», «Как оценивать содержание и речевое оформление изложений и сочинений», «Как редактировать тексты изложений, сочинений»).

Оценка роли письма в процессе подготовки доклада, проектной работы, мультимедийной презентации.

 *Подготовка письменного текста (сочинение, сочинение-миниатюра, заметка для школьного сайта и т.п.), обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.

* Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта    создания собственного письменного текста и оценивания чужих письменных высказываний.

* Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т.п.).

* Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдения норм письменной речи.

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Орфографическое и пунктуационное правило, как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).

Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изученного).

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.  

Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

* Анализ трудных случаев применения орфографических и пунктуационных норм.

Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах, подготовка к ЕГЭ   – в течение всего учебного года. Темы включены в разделы.)

. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе.(понедельник, вторник, пятница)

 

Тема урока

Домашнее задание

Планируе-мые сроки

Скор.

сроки

                                                                               1 четверть

                                                                Язык как средство общения

Введение.  4 часа Русский язык – хранитель духовных ценностей нации                                                                 Русский язык – хранитель духовных ценностей нации. 4 часа

1

1

Русский язык – хранитель духовных ценностей нации

Упр 2

02.09

2

2

Русский язык и русистика

Упр 3

05.09

3

3

Русский язык как национальный язык русского народа

Упр 5

06.09

4

4

Формы национального языка. Литературный язык

Стр 19-21. Теория.Упр 6

09.09

                                                       Речевое общение как социальное явление. 11 часов.

5

1

Основные функции языка.

Стр. 15. Упр 10

12.09

6

2

Контрольная работа №1. Контрольный диктант  с грамматическим заданием.

13.09

7

3

Речевое общение как социальное явление. Работа над ошибками.

Упр 16

16.09

8

4

Вербальные и невербальные средства общения.

Упр 21

19.09

9

5

Использование графических знаков на письме.

Стр. 31-32, упр 25 или 26 (на выбор)

20.09

10

6

РР Основные разновидности речи. Типы и средства связи между предложениями.

Административный контрольный срез

Стр 32-34.

23.09

23.09

11

7

Виды монологической речи по цели высказывания. Анализ контрольной работы.

26.09

24.09

12

8

Виды диалога и монолога, зависимость от ситуации речевого общения

Упр 35

27.09

26.09

13

9

Повторение орфографии

Упр 34

30.09

27.09

14

10

Повторение орфографии. Самостоятельная работа по упр. 36. Лингвистический тренажер.

Упр 37

03.10

30.09

15

11

РР Сочинение. Искусственные языки и их роль в речевом общении. Эсперанто.

По тексту упр 32

04.10.

3.10

Устная и письменная речь  как формы речевого общения. 16 часов

16

1

Речь устная и письменная. Основные особенности  устной речи. Основные жанры устной речи.

Стр. 44-46. Теория. Упр 40

07.10

4.10

17

2

Основные особенности устной и письменной речи.

Стр 55.

10.10

18

3

Язык и речь

Упр 49

11.10

19

4

«Слово написанное и слово сказанное».

Упр 51

14.10

20

5

Контрольная работа №2. Тест по орфографии

17.10

21

6

Работа над ошибками

18.10

22

7

Основные требования к письменному тексту

Стр 62-63

21.10

23

8

Правка текста

Упр 60

22.10

24

9

Текстоведческий анализ

Упр 61

25.10

25

10

Основные условия эффективного общения

Параграф 4, упр 63

28.10

26

11

Практикум по теме «Основные условия эффективного общения». Упр 68. Русская словесность

Упр 71

29.10

                                                                    2 четверть

27

12

Интерактивное общение

Стр 80-81, упр 76

07.11

28

13

Понятие коммуникативного барьера

Стр 87-89

8.11

29

14

Национальные особенности невербальных средств коммуникации

11.11

30

15

Контрольная работа №3. Лингвистический и текстоведческий анализ текста. Упр. 101

14.11

14.11

31

16

Работа над ошибками

Упр 103

15.11

                                                                      Виды речевой деятельности. 10 часов.

32

1

Виды речевой деятельности, связанные с восприятием и пониманием чужой речи (аудирование, чтение)

Стр 119-120

18.11

18.11 Индивидуальная работа Пр 816

33

2

Текст как продукт речевой деятельности

21.11

34

3

Виды речевой деятельности, связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо).

22.11

35

4

Создание текстов разных стилей и типов.

25.11

36

5

Повторение орфографии и пунктуации.

Упр. 120

28.11

37

6

Повторение орфографии и пунктуации. Самостоятельная работа

Упр 122

29.11

38

7

РР Подготовка к изложению с элементами сочинения по упражнению 110.

2.12

39

8

Контрольная работа №4 РР Изложение с элементами сочинения по упражнению 110.

5.12

40

9

Речь внешняя и речь внутренняя.

Стр 126-127.

6.12

41

10

Несобственно-прямая речь как один из способов передачи внутренней речи персонажа литературного произведения.

9.12

                                                                    Чтение как вид речевой деятельности. 22 часа.

42

1

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.  

Стр 137-139

12.12

43

2

Основные виды чтения. Информационная переработка текста.

13.12

44

3

Основные этапы работы с текстом.

16.12

45

4

Повторение орфографии и пунктуации

19.12

46

5

Повторение орфографии и пунктуации

Записать контрольную

20.12

47

6

РР Особенности построения сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

23.12

48

7

Контрольная работа №5 РР Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту ( упр127). Административная контрольная работа.

26.12

49

8

Использование различных способов маркировки фрагментов текста при изучающем чтении.

27.12

                                                                                3 четверть

50

9

Повторение: морфемный и этимологический анализ

Стр 142-146

9.01

51

10

Повторение: морфемный и этимологический анализ. Самостоятельная работа.

10.01

52

11

Повторение: грамматические и синтаксические нормы

13.01

53

12

Повторение: грамматические и синтаксические нормы

16.01

54

13

Типичные недостатки чтения.

Стр 152-153

17.01

55

14

Способы устранения типичных недостатков  чтения.

Стр 152-153, упр 132

20.01

56

15

РР Особенности сочинения-миниатюры

23.01

57

16

РР Сочинение-миниатюра «Копилка народной мудрости» ( упр 134)

Упр 135

24.01

58

17

Текстоведческий анализ текста ( упр 136)

27.01

59

18

 Текст и ассоциативное мышление( упр 138)

30.01

60

19

Контрольная работа №6  Диктант

31.01

Перенести на 6.02 или  7.02

61

20

Контрольная работа №7 Комплексный  анализ текста ( упр 148)

3.02

Перенести на 6.02 или  7.02

62

21

Повторение: правописание частей речи

6.02

31.01

63

22

Правописание частей речи.  Практическая работа

7.02

3.02

Аудирование как вид речевой деятельности. 12 часов

10.02

64

1

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего

Стр178-180

13.02

10.02

65

2

Два способа аудирования: рефлексивное и нерефлексивное.

14.02

13.02

66

3

Основные виды аудирования:  выборочное,  ознакомительное,  детальное.

17.02

14.02

67

4

Основные приемы рефлексивного слушания

20.02

17.02

68

5

Правила эффективного  слушания

21.02

20.02

69

6

Повторение: орфографические и пунктуационные нормы. Практическая работа.

27.02

21.03

70

7

Орфографические и пунктуационные нормы. Анализ контрольной работы

Упр 165

28.02

28.02

71

8

Контрольная работа № 8 Орфографические и пунктуационные нормы ( по упр 161,165)

3.03

27.02

72

9

Основные причины неэффективного общения

Стр 182-184

7.03

3.03

73

10

Типичные недостатки аудирования.

10.03

6.03

74

11

Способы  устранения типичных недостатков аудирования.

13.03

7.03

75

12

РР Аудирование. По тексту упр 166. Работа в группах.

14.03

10.03

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста. 19 часов

17.03

76

1

Виды переработки текста (план, тезисы, конспект)

Стр. 194-198

20.03

13.03

77

2

Основные способы   сжатия исходного текста

Стр.203-207

21.03

14. 03

78

3

Основные способы  преобразования текста на основе сокращения

24.03

17.03

                                                                                         4 четверть

79

4

Виды плана: назывной,  вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).

4.04

21.03

80

5

РР Составление нескольких видов плана ( упр.176)

Упр 178

7.04

22.03

81

6

  Тезисы   как кратко сформулированные  основные положения исходного, первичного текста.

10.04

24.03

82

7

Повторение: грамматические нормы.

11.04

04.04

83

8

Повторение:  грамматические нормы. Самостоятельная работа

14.04

07.07

84

9

Аннотация как краткая характеристика печатного произведения

17.04

11.04

85

10

РР Составление аннотации к тексту ( упр 186)

18.04

14.04

86

11

Конспект как это краткое  связное изложение содержания исходного текста

21.04

21.04

87

12

РР Составление конспекта

24.04

24.04

88

13

Реферат как итог  проведённого мини-исследования или  проектной работы

25.04

18.04

89

14

РР Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения

28.04

18.04.04

90

15

Повторение: орфоэпические нормы

2.05

25.04

91

16

Рецензия  как анализ и оценка  научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.    

5.05

28.04

92

17

РР Составление рецензии

8.05

2.05

93

18

РР Жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише),.  

12.05

94

19

Контрольная работа № 9 Информационная переработка текста.

15.05

Говорение как вид  речевой деятельности. 7 часов.

16.05

95

1

Основные качества образцовой речи

Стр. 254-256. Теория.

19.05

96

2

Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании.

22.5

97

3

Критерии оценивания   устного высказывания

23.05

98

4

Публичное выступление. Жанрово-тематическая классификация.

Стр. 284-285

26.03

99

5

. Подготовка к тестированию в форме ЕГЭ.

29.05

100

6

Контрольная работа №10 Тестирование в форме ЕГЭ.

30.05

101

7

Работа над ошибками

2.06

Письмо как вид  речевой деятельности. 4 часа.

102

1

Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием).

5.06

103

2

Основные требования в письменной речи

6.06

104

3

Критерии оценивания   письменного высказывания

9.06

105

4

Обобщение и повторение пройденного в 10 классе

12.06

ИТОГО 105 часов

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (автор учебника: С.И. Львова)

Рабочая программа по русскому языку (6 класс) составлена на основе авторской программы С.И. Львовой «Программа  по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мне...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова...

рабочая программа по русскому языку 10 класс по программе Львовой С.И.

Программа по русскому языку для 10 класса составлена с учетом новых требований ФГОС, примерной образовательной программы  среднего общего образования, рекомендованной Координационным советом при ...