Программа факультативного курса "Мы учимся учиться. Техника понимания текста" 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Лисицына Татьяна Николаевна

факультативный курс  "Мы учимся учиться. Техника понимания текста" для работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa_my_uchimsya_uchitsya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка Пионерский»

Адаптированная интегрированная программа факультативного курса «Мы учимся учиться» (Техника понимания текста).

Автор: Лисицына Т. Н., учитель русского языка и литературы.

                                                     

                                                                    П Пионерский  

ПРОГТАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « МЫ УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ»

( ТЕХНИКА  ПОНИМАНИЯ   ТЕКСТА).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная программа составлена на основе программ Т.А.Ладыженской, Т.С.Зепаловой «Теория и практика сочинений разных жанров» и Г.К. Звягинцевой «Выразительное чтение и рассказывание».

Программа представляет собой проподевтический курс овладения эффективной деятельностью по оптимизации процессов усвоения и развития устной и письменной речи для  6 класса.

   Факультативный курс тесно связан с программой связной устной и письменной речи и,        кроме этого, является продолжением спецкурса «Техника понимания художественного произведения», разработанного для 5 класса.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВА - вооружить учащихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, развить литературно-творческие способности у учащихся, заинтересовать учащихся, пробудить стремление выявить авторскую позицию, эмоциональные и смысловые основы произведения, интерес к экологической проблеме.

В качестве практического материала, на котором развертывается процесс обучения, взяты тексты экологического содержания.  Кроме знаний, умений и навыков по русскому языку учащиеся усваивают экологическое знание, которое очень актуально.

Продолжено будет обучение алгоритмам чтения, приемам усвоения информации, техникам понимания текста, организации смыслового восприятия информации текста структуирования речи в письменной и устной форме. У учащихся формируется критическое отношение к прочитанному материалу, поиску, анализу и обобщению нескольких видов информации для решения определенной задачи, а также умение представить понятое в виде аннотации, реферата, доклада и т.д. Также данная программа предполагает продолжение знакомства с курсом РИТОРИКИ.

Занятия построены следующим образом: в начале объясняется прием, а затем предлагается текст, в условиях чтения которого формируются данные приемы.

В тех случаях, когда включаются темы, уже имеющиеся в программе классных занятий по развитию речи, предполагается более высокий уровень их изучения. Это такие понятия, как: тема, идея, жанр, и т.д.

Новые понятия, которые будут формироваться: Ключевые слова, ядерное предложение, компрессированный текст, денотатная карта.

Результатом обучения системе приемов, представленных данной программой, является сформированность   умений:

-    усваивать знания в характеристиках: глубина, полнота, прочность, адекватность; понимать содержание текстов в характеристиках: полнота. Логичность; владеть всеми видами речевой деятельности (чтение и аудирование, письмо и говорение;

общаться, используя информацию, полученную в результате работы с текстами. Приемы, которые используются, имеют обучающее, воспитывающее и прежде всего развивающее значение.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

  1. Беседа 1. Введение в курс.
  2. Учимся читать текст с разной глубиной понимания. Составление денотатной карты.
  3. «Первоцвет весенний» ( К. Глазунова ). Устное изложение с использованием денотатной карты.
  4. Письменное изложение текста по денотатной карте.
  5. Анализ изложения.
  6. Беседа 2. Понимание текста - сложная многоуровневая, многогранная проблема.
  7. Работа с текстом «Хмель - растение, широко применяемое в народном хозяйстве». Роль ключевых слов.
  8. Составление реферата по ключевым словам.
  9. Сочинение по денотатной карте.
  10. Беседа 3 .Работа с текстом «Хвощ - растение интересное». Приемы осмысления текста в зависимости от цели.
  11. Беседа 4.Работа с текстом «Поговорим о бобовых». Роль абзацев, выделение абзацев в тексте.
  12. Оформление вывода о экологической ценности описанного растения (письменно).
  1. Роль заголовка в определении основной мысли.
  2. Беседа 5. Приемы, которые организуют чтение с точки зрения информационного подхода.

15.        Обучение составлению доклада с использованием текста «Чистяк весенний».

  1. Беседа 6. Анализ прочитанного материала и обобщение его для решения новой задачи.
  2. Составление письменного доклада на тему «Экологическая ценность некоторых растений нашего края».

18.        Отбор нужной информации для составления доклада.    •

  1. Работа с текстом, имеющим разноплановую информацию
  2. Составление доклада на заданную тему Отбор нужной информации
  3. Отбор нужной информации (на примере нескольких текстов ).
  4. Что такое аннотация и реферат.
  5. Алгоритм работы над аннотацией.
  6. Написание аннотации по тексту «Живой планер».
  7. Написание реферата по тексту «Рыжие лисы».
  8. Что такое оценка читательской деятельности.
  9. Составление алгоритма текста «Живой планер».
  10. Название текста, его влияние на последовательность изложения его содержания. ( По тексту В. Бабенко).
  11. Логика изложения при передаче содержания текста. Как этому научиться.
  12. Логическая последовательность развертывания содержания текста и авторский замысл.
  13. Поиск нужной информации для доклада. Работа с текстом «Жемчужина Каспия».
  14. Роль вывода в конце доклада.
  15. Алгоритм составления доклада.
  16. Заключительное занятие «Чему научились за год».

ЛИТЕРАТУРА.

1.Л.П.Бельковец«Мы учимся учиться». Книга 1. М.»Логос» 2000.

2.Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб «Секреты стилистики». «Айрис Рольф» М., 1996.

3. «Как писать изложения, конспекты, рефераты». М.»Юнвест»2001.

РЕЦЕНЗИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Мы учимся учиться»   (Техника понимания текста). АВТОР - учитель русского языка и литературы Пионерской средней школы

ЛИСИЦЫНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Автор данной программы в течение ряда последних лет занимается проблемой научения своих учеников навыкам  понимания текста, считая ее главной причиной слабо развитых умений учащихся при работе  на всех уроках с текстами  не только научного, но и художественного стилей, что приводит к низкой обученности большинства детей по всем предметам.

Программа соединила в себе дополняющее и продолжающее друг друга содержание двух  известных программ - Т.А.Ладыженской и Г.К.Звягинцевой ,- адаптировав их к условиям работы с 6-классниками, под содержание же подводены тексты на экологическую тему, так актуальную в наши дни. Главная же ее задача - сохранить преемственность содержания образования (в 5кл. велся курс « Техника понимания текста»)

Учитель предполагает при помощи данной программы  расширить и углубить знания и навыки учащихся, полученные на уроках развития речи, а также сформировать новые понятия, используя для этого определенные приемы и виды деятельности. При этом определяется круг умений и навыков, которые будут сформированы у детей к. концу изучения данного курса.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Методический совет школы просит утвердить адаптированную программу «Мы
учимся учиться» (Техника понимания текста ).
        

Руководитель методического совета     Тоцкая А.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Программа факультативных занятий по аэробике для 5-11 классов

Данная программа может использоваться в программе общеобразовательных учреждений "Физическая культура" , как вариативный компонет (3-й час) с 5 по 9 классы, и как базовый и вариативный в 10-11 к...

Рабочая программа по курсу «Я учусь учиться».

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного п...

Рабочая программа междисциплинарного курса «Я учусь работать на компьютере», 6 класс

Основным методом обучения в данном курсе по выбору является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности обучающихся. Метод проектов дает возможн...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку в 8 классе "Учись писать грамотно!"

Факультатив по русскому языку направлен на прочное повторение орфографии, изученной в 5-7 классах. Он представляет собой  подготовку к ГИА по русскому языку в 9 классе. Курс русского языка (по уч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Учимся учиться »

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы уч...

Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески мыслить» для 5 класса

Основной целью программы является развитие творческого мышления у обучающихся базовой школы....