Программа факультативных занятий по аэробике для 5-11 классов
рабочая программа по физкультуре (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме
Данная программа может использоваться в программе общеобразовательных учреждений "Физическая культура" , как вариативный компонет (3-й час) с 5 по 9 классы, и как базовый и вариативный в 10-11 классах. Помимо этого, может использоваться педагогами дополнительного образования, как кружковая работа (1 час в неделю, 35 часов в год). В рабочей программе представлена пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы по классам. В приложении представлены связки по базовой аэробике, комплексы на развитие физических качеств учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа факультативных занятий по аэробике для 5-11 классов.doc | 455.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное бюджетное учреждение
города Москвы
средняя общеобразовательная школа №1905
ЮВОУО ДО города Москвы
АЭРОБИКА
Программа факультативных занятий для 5 – 11 классов
общеобразовательных учреждений
Составила учитель физической культуры
Астрейко Татьяна Михайловна
высшая квалификационная категория
г. Москва
2012 г.
Пояснительная записка
Аэробика – это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Включает большое количество систем и направлений, различающихся по составу средств, возрастным особенностям, применению снарядов и предметов, проведению в различной среде (зале, воде); это вид физических упражнений, при которых темп выполнения специальных базовых движений совпадает с ритмом музыкального сопровождения, непрерывно выполняемых и активно воздействующих на состояние кардио-респираторной системы.
В программе общеобразовательных учреждений «Физическая культура» аэробика может использоваться как вариативный компонент с V по IX класс, и базового и вариативного в X и XI классах. Факультативные занятия по аэробике, основанные на добровольным выборе учеников позволят повысить мотивацию к занятиям физической культурой, качественнее усвоить необходимые знания, двигательные умения, навыки, способы физкультурной и спортивной деятельности средствами аэробики.
Особенность таких занятий состоит в том, что они по данному направлению проводятся для небольшой группы учащихся, желающих закрепить и углубить знания, умения и навыки по аэробике. Факультативная группа комплектуется из учащихся нескольких параллельных классов, а иногда и разных параллелей. Для учащихся 5-11 классов программа рассчитана на 35 часов в год, в зависимости от возможностей организации факультатива общеобразовательного учреждения (таблица). Наполняемость групп составляет 6 – 15 человек, но при этом учитываются санитарно-гигиенические нормы конкретного спортивного зала.
Целью программы является: формирование физической культуры личности с учетом возрастных особенностей и оздоровление учащихся средствами аэробики. Содержание факультативных занятий по аэробике позволяют решать триединые задачи физического воспитания:
образовательные – приобретение физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий по аэробике, освоение правил, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных занятий аэробикой;
воспитательные – содействие становлению и развитию потребности в отношении к собственному здоровью и здоровью окружаю щих как к ценности; положительных черт характера, таких как дисциплини рованное поведение, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели; воспитание координационных и кондиционных способностей;
оздоровительные – содействие укреплению здоровья учащихся, формирование и поддержание правильной осанки, профилактика плоскостопия; профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами аэробики; повышение умственной работоспособности; освоение навыков формирования здорового образа жизни средствами аэробики.
Учащиеся должны знать: о современных системах соревнований по аэробике; о влиянии аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики; требования здорового образа жизни к двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежды и мест проживания.
Учащиеся должны уметь: постоянно поддерживать правильную осанку; применять полученные знания в ходе занятий аэробикой: выполнять базовые элементы аэробики и их разновидности, с предметами, специальным оборудованием, шаги различных танцевальных направлений, связывать между собой перечисленные элементы в блоки и комбинации, подбирать музыкальное сопровождение в соответствии со стилем движений и в целом с композицией; провести разминку и заключительную части занятия как самостоятельно, так и с группой; организовывать и проводить внутришкольные (факультативные) соревнования по аэробике, выступать в показательных выступлениях.
Типы факультативных занятий, рекомендованных к использованию педагогам – практические: учебно-тренировочные, контрольные, хореографические, методические и соревновательные занятия. Организация занимающихся на занятиях аэробикой предусматривает использование методов: фронтальный, групповой, индивидуальный. Методы освоения и регламентации двигательных действий, используемые в занятиях аэробикой –переменный непрерывный, серийно-поточный (с минимальными перерывами между различными упражнениями), «интервальный», «круговой» тренировки и соревновательный методы. Занятия аэробикой проводятся под музыку. Музыка используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений; как лидер задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка используется также как фактор обучения – легче запоминаются движения.
Примерное распределение учебного материала факультатива
«Аэробика»
Учебно-тематический план
Таблица
Разделы, темы учебного материала | Количество часов в неделю | ||||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | |
Теоретический раздел | |||||||
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
История развития аэробики в Беларуси и странах зарубежья | Х | Х | |||||
Виды аэробики, их характеристика. Оздоровительная аэробика и ее классификация по различным признакам | Х | Х | |||||
Влияние аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики | Х | Х | |||||
Требования здорового образа жизни к двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежды и мест проживания | Х | ||||||
Танцевальная аэробика. Характеристика популярных танцевальных направлений | Х | ||||||
Определение музыкальных стилей, подбор движений в соответствии с музыкальным стилем. Составление соревновательной композиции | Х | ||||||
Всего часов: | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Практический раздел | |||||||
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях аэробикой | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Закрепление и совершенствование упражнений, используемых в занятиях аэробикой | 8 | ||||||
Ознакомление и разучивание запрещенных элементов и упражнений | 2 | ||||||
Закрепление и совершенствование запрещенных элементов и упражнений | 2 | + | + | + | + | + | |
Ознакомление и разучивание базовых элементов аэробики и их разновидностей | 6 | ||||||
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их разновидностей | 12 | 2 | 7 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Ознакомление и разучивание от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики | 4 | ||||||
Закрепление и совершенствование от одной до четырех связок из базовых элементов | 6 | 6 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Ознакомление и разучивание от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики | 8 | ||||||
Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики | 11 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | |
Ознакомление и разучивание упражнений, составляющих партерную часть занятия аэробикой | 5 | ||||||
Закрепление и совершенствование упражнений, составляющих партерную часть занятия аэробикой | 4 | ||||||
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (разминка и заминка) | 2 | + | + | + | + | ||
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (основная часть) | 2 | + | + | + | + | ||
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (партер) | 2 | + | + | + | + | ||
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (растягивание и заключительная часть) | 2 | + | + | + | + | ||
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие общей выносливости (два и более) | 4 | ||||||
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие общей выносливости (два и более) | 7 | 6 | 2 | ||||
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие скоростно-силовых способностей (два и более) | 2 | 4 | |||||
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие скоростно-силовых способностей (два и более) | 7 | 4 | 3 | ||||
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие гибкости (два и более) | 4 | ||||||
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие гибкости (два и более) | 7 | 3 | |||||
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие координационных способностей (два и более) | 4 | ||||||
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие координационных способностей (два и более) | 2 | 7 | |||||
Комплексное тестирование | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
Подготовка и участие в показательных выступлениях и соревнованиях по аэробике | 3 | 3 | 3 | 3 | |||
Всего | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
Содержание программы факультатива
«Аэробика»
5 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся).
История развития аэробики в Беларуси и странах зарубежья
Обрядовые танцы. Ритмизированная двигательная деятельность. Понятие «аэробика», система Кеннета Купера, аэробика Джейн Фонды. Развитие ритмической гимнастики в СССР, России, Беларуси.
Практический раздел
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях аэробикой – 6 часов
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для ног в положении лежа; упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе. Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра; в полуприседе для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование упражнений,
используемых в занятиях аэробикой – 8 часов
Выполнение ходьбы, бега, подскоков, прыжков, общеразвивающих упражнений в положении стоя, сидя и лежа на 8 и более счетов. Упражнения на растягивание: в полуприседе, лежа, стоя. Удержание статических поз от 15 секунд до одной минуты.
Ознакомление и разучивание запрещенных
элементов и упражнений – 2 часа
Запрещенные и разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики травматизма. Движения головой, туловищем, руками, ногами. Позы и упражнения, заимствованные из других видов спорта (мост, стойка на лопатках, сед и упор углом, «поза барьериста», «плуг» и др.).
Ознакомление и разучивание базовых элементов аэробики и их разновидностей – 6 часов
Базовые элементы аэробики: ходьба, выпад, подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозь-вместе, подскок и их разновидности. Особенности выполнения: основное положение стоп, бедер, таза, туловища, головы.
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их разновидностей – 12 часов
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад, подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозь-вместе, подскок и их разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу.
6 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся). Показания и противопоказания к занятиям.
История развития аэробики в Беларуси и странах зарубежья
Обрядовые танцы. Ритмизированная двигательная деятельность. Системы Демени, Дельсарта, Далькроза, Л.Н. Алексеевой. Понятие «аэробика», система Кеннета Купера, аэробика Джейн Фонды. Развитие ритмической гимнастики в СССР, России, Беларуси. Фитнес-движение.
Виды аэробики, их характеристика. Оздоровительная аэробика и ее классификация по различным признакам
Аэробика – спортивная, оздоровительная, фитнес-аэробика. Официальный статус спортивной аэробики. Спортивная аэробика в Республике Беларусь. Аэробика высокой и низкой интенсивности.
Практический раздел
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях аэробикой – 1час
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для ног в положении лежа; упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе. Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра; в полуприседе для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование запрещенных
элементов и упражнений – 2 часа
Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в суставах, баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные и разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики травматизма.
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их разновидностей – 2 часа
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад, подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозь-вместе, подскок и их разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу.
Ознакомление и разучивание от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики– 4 часа
Ознакомление и разучивание соединения (связки) двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 1). Выполнение связок под счет.
Закрепление и совершенствование от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики – 6 часов
Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 1). Выполнение связок по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Ознакомление и разучивание от одной до двух комбинаций из
базовых элементов аэробики – 8 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций под счет.
Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики – 11 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
7 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся). Показания и противопоказания к занятиям. Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях (ушибы, растяжения, переломы, вывихи).
Виды аэробики, их характеристика. Оздоровительная аэробика и ее классификация по различным признакам
Аэробика – спортивная, оздоровительная, фитнес-аэробика. Официальный статус спортивной аэробики. Спортивная аэробика в Республике Беларусь. Оздоровительная аэробика (классификация по содержанию программ): программы без предметов и приспособлений; программы с использованием предметов и приспособлений; программы смешанного типа (комплексные). Программы аэробики для занимающихся разного возраста и уровня подготовленности. Аэробика высокой и низкой интенсивности.
Влияние аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики
Комплексное воздействие занятий аэробикой на организм: экономизация функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепление всех мышечных групп, развитие подвижности суставов, повышение эластичности связок и сухожилий. Тренирующее воздействие на физические качества человека: скоростно-силовые, выносливость, координацию движений, гибкость.
Практический раздел
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях аэробикой – 1час
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях; упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях. Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра; в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование запрещенных
элементов и упражнений
Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в суставах, баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные и разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики травматизма.
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их разновидностей – 7 часов
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад, подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозь-вместе, подскок и их разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу.
Закрепление и совершенствование
от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики – 6 часов
Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 1). Выполнение связок по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики – 6 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Ознакомление и разучивание упражнений, составляющих партерную часть занятия аэробикой – 5 часов
Упражнения для мышц туловища: в положении лежа упражнения на силу и силовую выносливость мышц брюшного пресса и спины. Упражнения для мышц бедра: в положениях лежа упражнения на силовую выносливость приводящих и отводящих мышц бедра. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса: варианты сгибания и разгибания рук в различных исходных положениях.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (разминка и заминка) – 2 часа
Специфические задачи подготовительной части урока аэробики. Структурные подчасти: разминка, заминка. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: локальные (изолированные) движения частями тела, совмещенные движения для обширных мышечных групп
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (основная часть) – 2 часа
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные подчасти: аэробная разминка, «Аэробный пик», Аэробная «заминка», упражнения для всего тела. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: базовые элементы и усложнение движений, варианты ходьбы с движениями руками; танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями рук; базовые элементы, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движений рук; амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (партер) – 2 часа
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные подчасти: упражнения для развития и совершенствование на силовых качеств и возможностей учащихся, «калистеника». Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц бедра, упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (растягивание и заключительная часть) – 2 часа
Специфические задачи заключительной части урока аэробики. Структурные подчасти: «вторая заминка», стрейтчинг. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения на гибкость («глубокий стрейтч»), общая заминка.
8 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся). Показания и противопоказания к занятиям. Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях (ушибы, растяжения, переломы, вывихи).
Влияние аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики
Комплексное воздействие занятий аэробикой на организм: экономизация функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепление всех мышечных групп, развитие подвижности суставов, повышение эластичности связок и сухожилий. Тренирующее воздействие на физические качества человека: скоростно-силовые, выносливость, координацию движений, гибкость.
Практический раздел
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях аэробикой – 1час
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях; упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях. Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра; в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование запрещенных
элементов и упражнений
Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в суставах, баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные и разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики травматизма.
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их разновидностей – 2 часа
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад, подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозь-вместе, подскок и их разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу.
Закрепление и совершенствование
от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики – 2 часа
Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 1). Выполнение связок по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики – 7 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Закрепление и совершенствование упражнений, составляющих партерную часть занятия аэробикой – 4 часа
Выполнение упражнений для мышц туловища, бедер, рук и плечевого пояса в положении сидя и лежа. Согласованные движения руками и ногами в упражнениях, с четким ритмичным дыханием.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (разминка и заминка)
Специфические задачи подготовительной части урока аэробики. Структурные подчасти: разминка, заминка. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: локальные (изолированные) движения частями тела, совмещенные движения для обширных мышечных групп
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (основная часть)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные подчасти: аэробная разминка, «Аэробный пик», Аэробная «заминка», упражнения для всего тела. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: базовые элементы и усложнение движений, варианты ходьбы с движениями руками; танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями рук; базовые элементы, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движений рук; амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (партер)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные подчасти: упражнения для развития и совершенствование на силовых качеств и возможностей учащихся, «калистеника». Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц бедра, упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (растягивание и заключительная часть)
Специфические задачи заключительной части урока аэробики. Структурные подчасти: «вторая заминка», стрейтчинг. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения на гибкость («глубокий стрейтч»), общая заминка.
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие общей выносливости (два и более) – 4 часа
Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным решением специфических задач: повышение сопро тивляемости утомлению в двигательной деятельнос ти, затрагивающей не только физические, но и сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые проявления; постепенное увеличение числа повторений или продолжительности выполнения различных движений с относительно умеренной интенсивностью (в пределах аэробных возможностей). (Приложение 3).
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие общей выносливости (два и более) – 7 часов
Выполнение упражнений, способствующих развитию локальной выносливости, обусловливающей сохранение правильной осанки, активизирующие кровообраще ние и дыхание, вызывающие более значительные функциональные сдвиги в организме, усиливающие обменные процессы – разновидности бега в рав номерном темпе, ходьбы, повторные прыжки и их чередование (особенно, если они выполняются на открытом воздухе). (Приложение 3).
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие скоростно-силовых способностей (два и более) – 2 часа
Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным решением специфических задач: обучить це лесообразному, оптимально экономному использованию мышечной силы в зависимости от задач и условий выполнения упражнений силового и скоростно-силового характера; повторение упражнений, с увеличением нагрузки, числа повторений, изменений исходного положения и тем па, волевого напряжения работающих мышц. (Приложение 4).
Комплексное тестирование – 2 часа
Оценка видов подготовленности: морфотипическая (длина и масса тела, объемы и обхваты тела), общая физическая (контрольные упражнения: сгибание и разгибание рук из упора лежа, сгибание и разгибание туловища, челночный бег 4х9 м, равновесие «Фламинго», наклон вперед из положения сидя на полу, прыжок в длину), функциональная (частота сердечных сокращений в покое, ортостатическая проба, поза Ромберга 1-3, 20 приседаний за 30 секунд), танцевально-хореографическая (оценка выполнения заданной комбинации шагов с использованием танцевальных стилей и направлений).
Подготовка и участие в показательных выступлениях и соревнованиях по аэробике – 3 часа
Цель, задачи и виды соревнований. Особенности организации показательных выступлений. Разработка сценарного плана соревнований по аэробике, программы соревнований. Документы соревнований. Поведение на соревновании. Жеребьевка. Прогон. Разминка.
9 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся). Показания и противопоказания к занятиям. Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях (ушибы, растяжения, переломы, вывихи).
Требования здорового образа жизни к двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежды и мест проживания
Зависимость инди видуального здоровья, уровня развития его отдельных показателей от соблюде ния принципов здорового образа жизни в процессе развития учащегося. Выработка установок на формирование здорового образа жизни, которые можно использовать в последующие периоды жизни: рациональное и сбалансированное питание; улучшение основных показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организма, самоконтроль; ненапряженные отношения в семье, по месту учебы, формирование здорового психологического климата; закаливание; личная гигиена.
Практический раздел
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях аэробикой
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях; упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях. Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра; в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование запрещенных
элементов и упражнений
Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в суставах, баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные и разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики травматизма.
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их разновидностей – 2 часа
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад, подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозь-вместе, подскок и их разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу.
Закрепление и совершенствование
от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики – 2 часа
Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 1). Выполнение связок по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики – 7 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (разминка и заминка)
Специфические задачи подготовительной части урока аэробики. Структурные подчасти: разминка, заминка. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: локальные (изолированные) движения частями тела, совмещенные движения для обширных мышечных групп
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (основная часть)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные подчасти: аэробная разминка, «Аэробный пик», Аэробная «заминка», упражнения для всего тела. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: базовые элементы и усложнение движений, варианты ходьбы с движениями руками; танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями рук; базовые элементы, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движений рук; амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (партер)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные подчасти: упражнения для развития и совершенствование на силовых качеств и возможностей учащихся, «калистеника». Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц бедра, упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (растягивание и заключительная часть)
Специфические задачи заключительной части урока аэробики. Структурные подчасти: «вторая заминка», стрейтчинг. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения на гибкость («глубокий стрейтч»), общая заминка.
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие общей выносливости (два и более) – 6 часов
Выполнение упражнений, способствующих развитию локальной выносливости, обусловливающей сохранение правильной осанки, активизирующие кровообраще ние и дыхание, вызывающие более значительные функциональные сдвиги в организме, усиливающие обменные процессы – разновидности бега в рав номерном темпе, ходьбы, повторные прыжки и их чередование (особенно, если они выполняются на открытом воздухе). (Приложение 3).
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие скоростно-силовых способностей (два и более) – 4 часа
Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным решением специфических задач: обучить це лесообразному, оптимально экономному использованию мышечной силы в зависимости от задач и условий выполнения упражнений силового и скоростно-силового характера; повторение упражнений, с увеличением нагрузки, числа повторений, изменений исходного положения и тем па, волевого напряжения работающих мышц. (Приложение 4).
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие скоростно-силовых способностей (два и более) – 7 часов
Аналитические гимнастические упражнения избирательного воз действия на отдельные группы мышц – движения (во всех суставах и по основным осям вращения) и их сочетания, упражнения с предметами, специальные общеразвивающие, маховые, прыжковые упражнения. (Приложение 4).
Комплексное тестирование – 2 часа
Оценка видов подготовленности: морфотипическая (длина и масса тела, объемы и обхваты тела), общая физическая (контрольные упражнения: сгибание и разгибание рук из упора лежа, сгибание и разгибание туловища, челночный бег 4х9 м, равновесие «Фламинго», наклон вперед из положения сидя на полу, прыжок в длину), функциональная (частота сердечных сокращений в покое, ортостатическая проба, поза Ромберга 1-3, 20 приседаний за 30 секунд), танцевально-хореографическая (оценка выполнения заданной комбинации шагов с использованием танцевальных стилей и направлений).
Подготовка и участие в показательных выступлениях и соревнованиях по аэробике – 3 часа
Цель, задачи и виды соревнований. Особенности организации показательных выступлений. Разработка сценарного плана соревнований по аэробике, программы соревнований. Документы соревнований. Поведение на соревновании. Жеребьевка. Прогон. Разминка.
10 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся). Показания и противопоказания к занятиям. Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях (ушибы, растяжения, переломы, вывихи).
Танцевальная аэробика. Характеристика популярных танцевальных направлений
Использование элементов танцевальных направлений в аэробике: латина, русский стиль, хип-хоп и др. Особенности техники выполнения движений.
Практический раздел
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях аэробикой – 1час
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях; упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях. Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра; в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование запрещенных
элементов и упражнений
Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в суставах, баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные и разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики травматизма.
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их разновидностей – 2 часа
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад, подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозь-вместе, подскок и их разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу.
Закрепление и совершенствование
от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики – 2 часа
Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 1). Выполнение связок по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики – 7 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (разминка и заминка)
Специфические задачи подготовительной части урока аэробики. Структурные подчасти: разминка, заминка. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: локальные (изолированные) движения частями тела, совмещенные движения для обширных мышечных групп
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (основная часть)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные подчасти: аэробная разминка, «Аэробный пик», Аэробная «заминка», упражнения для всего тела. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: базовые элементы и усложнение движений, варианты ходьбы с движениями руками; танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями рук; базовые элементы, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движений рук; амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (партер)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные подчасти: упражнения для развития и совершенствование на силовых качеств и возможностей учащихся, «калистеника». Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц бедра, упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (растягивание и заключительная часть)
Специфические задачи заключительной части урока аэробики. Структурные подчасти: «вторая заминка», стрейтчинг. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения на гибкость («глубокий стрейтч»), общая заминка.
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие общей выносливости (два и более) – 2 часа
Выполнение упражнений, способствующих развитию локальной выносливости, обусловливающей сохранение правильной осанки, активизирующие кровообраще ние и дыхание, вызывающие более значительные функциональные сдвиги в организме, усиливающие обменные процессы – разновидности бега в рав номерном темпе, ходьбы, повторные прыжки и их чередование (особенно, если они выполняются на открытом воздухе). (Приложение 3).
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие скоростно-силовых способностей (два и более) – 4 часа
Аналитические гимнастические упражнения избирательного воз действия на отдельные группы мышц – движения (во всех суставах и по основным осям вращения) и их сочетания, упражнения с предметами, специальные общеразвивающие, маховые, прыжковые упражнения. (Приложение 4).
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие гибкости (два и более) – 4 часа
Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным решением специфических задач: увеличить растяжимость мышц и эластичность синовиальных образований, увеличить подвижность в суставах, усилить кровенаполнение мышц. Комплексы упражнений, состоящие из полноамплитудных и пружинящих движений, выполняемые в различных суставах из различных исходных положений (приложение 5).
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие гибкости (два и более) – 7 часов
Выполнение упражнений динамического, статического, стато-динамического характера, преимущественно для мышц ног и поясницы. Комплексы упражнений, состоящие из полноамплитудных и пружинящих движений, выполняемые в различных суставах из различных исходных положений. Удержание статических поз от 15 секунд до одной минуты (приложение 5).
Комплексное тестирование – 2 часа
Оценка видов подготовленности: морфотипическая (длина и масса тела, объемы и обхваты тела), общая физическая (контрольные упражнения: сгибание и разгибание рук из упора лежа, сгибание и разгибание туловища, челночный бег 4х9 м, равновесие «Фламинго», наклон вперед из положения сидя на полу, прыжок в длину), функциональная (частота сердечных сокращений в покое, ортостатическая проба, поза Ромберга 1-3, 20 приседаний за 30 секунд), танцевально-хореографическая (оценка выполнения заданной комбинации шагов с использованием танцевальных стилей и направлений).
Подготовка и участие в показательных выступлениях и соревнованиях по аэробике – 3 часа
Цель, задачи и виды соревнований. Особенности организации показательных выступлений. Разработка сценарного плана соревнований по аэробике, программы соревнований. Документы соревнований. Поведение на соревновании. Жеребьевка. Прогон. Разминка.
11 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся). Показания и противопоказания к занятиям. Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях (ушибы, растяжения, переломы, вывихи).
Определение музыкальных стилей. Подбор движений в соответствии с музыкальным стилем.
Составление соревновательной композиции
Прослушивание и подбор музыкальных произведений. Подбор музыкального сопровождения в соответствии с формой, ритмом, динамическими оттенками упражнения. Выбор темы. Закономерности составления композиции аэробики: вступление, завязка, развязка, кульминация, медленная основная часть, апофеоз, финал, концовка. Составление композиций с их последующим анализом.
Практический раздел
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях аэробикой – 1час
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях; упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях. Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра; в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование запрещенных
элементов и упражнений
Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в суставах, баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные и разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики травматизма.
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их разновидностей – 2 часа
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад, подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозь-вместе, подскок и их разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу.
Закрепление и совершенствование
от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики – 2 часа
Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 1). Выполнение связок по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики – 7 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (разминка и заминка)
Специфические задачи подготовительной части урока аэробики. Структурные подчасти: разминка, заминка. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: локальные (изолированные) движения частями тела, совмещенные движения для обширных мышечных групп
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (основная часть)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные подчасти: аэробная разминка, «Аэробный пик», Аэробная «заминка», упражнения для всего тела. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: базовые элементы и усложнение движений, варианты ходьбы с движениями руками; танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями рук; базовые элементы, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движений рук; амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (партер)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные подчасти: упражнения для развития и совершенствование на силовых качеств и возможностей учащихся, «калистеника». Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц бедра, упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (растягивание и заключительная часть)
Специфические задачи заключительной части урока аэробики. Структурные подчасти: «вторая заминка», стрейтчинг. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения на гибкость («глубокий стрейтч»), общая заминка.
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие скоростно-силовых способностей (два и более) – 3 часа
Аналитические гимнастические упражнения избирательного воз действия на отдельные группы мышц – движения (во всех суставах и по основным осям вращения) и их сочетания, упражнения с предметами, специальные общеразвивающие, маховые, прыжковые упражнения. (Приложение 4).
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие гибкости (два и более) – 3 часа
Выполнение упражнений динамического, статического, стато-динамического характера, преимущественно для мышц ног и поясницы. Комплексы упражнений, состоящие из полноамплитудных и пружинящих движений, выполняемые в различных суставах из различных исходных положений. Удержание статических поз от 15 секунд до одной минуты (приложение 5).
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие координационных способностей (два и более) – 4 часа
Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным решением специфических задач: достигать занимающимися точности в каждом движении, сопровождаемой активизацией сознательности школьников; управлять пространственными, временными и силовыми характеристиками движений частей тела (во всех суставах, по всем осям), развивать «чувство» пространства, времени, а также харак тера и степени мышечных усилий; проявлять легкость, непринужденность, экономность движений (приложение 6).
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие координационных способностей – 7 часов
Выполнение усложненных связок и комбинаций, выполняемых ассиметрично, с разноименными движениями рук и ног, со сбоем ритма, выполнение с ограничением зрительного анализатора, упражнения на сохранение статического и динамического равновесия на гимнастической скамейке, игровые задания, требующие быстрого ориентирования в пространстве.
Комплексное тестирование – 2 часа
Оценка видов подготовленности: морфотипическая (длина и масса тела, объемы и обхваты тела), общая физическая (контрольные упражнения: сгибание и разгибание рук из упора лежа, сгибание и разгибание туловища, челночный бег 4х9 м, равновесие «Фламинго», наклон вперед из положения сидя на полу, прыжок в длину), функциональная (частота сердечных сокращений в покое, ортостатическая проба, поза Ромберга 1-3, 20 приседаний за 30 секунд), танцевально-хореографическая (оценка выполнения заданной комбинации шагов с использованием танцевальных стилей и направлений).
Подготовка и участие в показательных выступлениях
и соревнованиях по аэробике – 3 часа
Цель, задачи и виды соревнований. Особенности организации показательных выступлений. Разработка сценарного плана соревнований по аэробике, программы соревнований. Документы соревнований. Поведение на соревновании. Жеребьевка. Прогон. Разминка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Примерные связки из базовых элементов аэробики
№1.
такты | общее название элемента | счеты | движения ног | движения рук |
1. | double step touch с правой | 1 | шаг правой вправо | правая вперед |
2 | приставить левую к правой | руки согнуты перед грудью | ||
3 | шаг правой вправо | левая вперед | ||
4 | приставить левую к правой | руки согнуты перед грудью | ||
toe tap | 5 | правая вправо на носок | руки в стороны | |
6 | приставить правую | руки вверх | ||
knee up | 7 | правое колено вверх | согнутые руки опускаются вниз к коленям, локти направлены в пол | |
8 | правая на пол | руки согнуты перед грудью |
№2.
такты | общее название элемента | счеты | движения ног | движения рук |
1. | начало от | 1 | шаг правой в сторону-вперед | правая в сторону-вперед |
2 | шаг левой в сторону-вперед | левая в сторону-вперед | ||
. | 3 | приставить правую к левой | руки согнуты в локтях, прижаты к ребрам, локти направлены назад | |
low kick | 4 | мах правой вверх (при движении вверх нога согнута в колене, достигнув уровня параллели с полом нога выпрямляется) | выпрямить руки вперед | |
. | 5 | шаг правой назад | свободная работа рук как в марше | |
marching | 6 | приставить левую к правой | ||
7 | шаг правой на месте | |||
8 | шаг левой на месте |
Приложение 2
Примерные комбинации из базовых элементов аэробики
№1. Исходное положение рук - согнуты в локтях перед грудью
такты | общее название элемента | счеты | движения ног | движения рук |
1. | pivot turn | 1 | правая вперед на носок | - |
2 | поворот на носках на 180° | |||
3 | правая вперед на носок | |||
4 | поворот на носках на 180° (правая нога осталась сзади) | |||
V-step | 5 | правая в сторону-вперед | согнуть правую, локоть направлен вниз, ладонь направленв вперед | |
6 | левая в сторону вперед | согнуть левую, локоть направлен вниз, ладонь направленв вперед | ||
7 | правая назад в и.п. | хлопок в ладоши | ||
8 | левая назад в и.п. | хлопок в ладоши | ||
такты | общее название элемента | счеты | движения ног | движения рук |
2. | step touch | 1 | шаг правой в сторону | согнутые перед грудью руки наклоняются вправо (локти почти на месте, направлены вниз, а предплечье и кисти наклоняются вправо) |
2 | левую приставить к правой | согнутые перед грудью руки наклоняются влево | ||
3 | шаг левой в сторону | согнутые перед грудью руки наклоняются вправо | ||
4 | правую приставить к левой | согнутые перед грудью руки наклоняются влево | ||
heel touch | 5 | шаг левой вперед |
| |
6 | выставить правую вперед на пятку | хлопок в ладоши | ||
7 | шаг правой назад |
| ||
8 | приставить левую | хлопок в ладоши |
№2.
такты | общее название элемента | счеты | движения ног | движения рук |
1. | basic step | 1 | шаг правой вперед | выпрямить вперед |
2 | левую приставить к правой | хлопок в ладоши | ||
3 | шаг правой назад | выпрямить вперед | ||
4 | левую приставить к правой | поставить на пояс | ||
mambo вперед | 5 | правая нога вперед, перенести на нее вес тела, левая немного приподнимается от пола | круг правой рукой вперед, левая на поясе | |
6 | вес тела переносится на левую ногу (она немного согнута), правая немного отрывается от пола и находится впереди | |||
7 | приставить правую ногу к левой | круг правой рукой назад, левая на поясе | ||
8 | шаг левой на месте | |||
такты | общее название элемента | счеты | движения ног | движения рук |
2. | knee up | 1 | шаг правой вперед | свободная работа рук как в марше |
2 | левое колено вверх | |||
3 | шаг назад левой | |||
4 | приставить правую к левой | |||
stradl | 5 | левая в сторону | правая выпрямить в сторону | |
6 | правая в сторону | левая в выпрямить сторону | ||
7 | левая в исходное положение | руки вверх | ||
8 | правая в исходное положение | опустить руки вниз дугами вовнутрь |
Приложение 3
Примерный комплекс аэробики, направленный на развитие общей выносливости
Урок № ____
В классах___ Дата ___________
Задачи урока:
1. Закрепить базовые элементы аэробики и их разновидности.
2. Укрепить мышцы бедра и нижних конечностей.
3. Развивать общую выносливость организма учащихся.
Место проведения: ___________________________________________________
Инвентарь и оборудование ___________________________________________
№ п/п | Содержание учебного материала | Дозировка | Организационно- методические указания |
1 | Подготовительная часть Построение класса, сообщение задач урока | 2 – 3 мин | Построение в одну шеренгу. Проверить внешний вид учащихся |
2 | Разминка Исходное положение (и. п.) – руки перед грудью, пальцы сцеплены. Ходьба на месте. 1 – руки вперед ладо нями вперед; 2 – и. п.; 3 – руки вверх ладонями вверх; 4 – и.п. | 12–14 раз | Обращать внимание на осанку |
3 | И.п. – стойка ноги врозь. 1–2 раза поднимаясь на носок и опускаясь на полную стопу два круга правым плечом назад; 3–4 – то же левым плечом; 5 – полунаклон, руки за спину; 6 – и.п.; 7 – полуприсед, ру ки вверх, хлопок над головой; 8 – и.п. | 8–10 раз | Обращать внимание на согласованность движений |
4 | И.п. – узкая стойка ноги врозь. 1 – полуприсед; 2 – и.п., голову повернуть направо с возвращением в и.п.; 3–4 – то же влево; 5–6 – полуприсед с наклоном головы вперед; 7–8 – то же с наклоном голо вы назад | 12–14 раз | Спина прямая |
5 | И.п. – узкая стойка ноги врозь. 1 – полуприсед, поднять правое плечо и опустить левое; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же левым плечом; 5 – полуприсед, левую руку на пояс, правую вверх; 6 – и.п.; 7 – то же, поменяв положение рук | 12–14 раз | Вертикальное положение туловища сохранять |
№ п/п | Содержание учебного материала | Дозировка | Организационно- методические указания | |
6 | И.п. – стойка ноги врозь, правую но гу вперед, в сторону. 1 – полуприсед, согнутые руки впе ред скрестно, пальцы в кулак; 2 – выпрямить ноги, руки в стороны – назад. Повторить 8 раз в одну, а затем в другую сторону | 14–16 раз | Вертикальное положение ту ловища сохранять | |
7 | И. п. – стойка ноги врозь. 1–2 – два пружинящих наклона, руки вперед, 3 – упор присев; 4 – и.п. | 12–14 раз | В среднем темпе | |
8 | И.п. – стойка ноги врозь. 1–2 – по лу приседая, поочередно наклонить вперед правое, затем левое плечо; 3–4 – поочередно выпрямить ноги | 12–14 раз | В среднем темпе | |
9 | Бег на месте. Бег с продви жением вперед, назад, влево и вправо. Прыжки на двух ногах, руки на поясе. | 3–5 мин | Строго чередовать задания | |
10 | Прыжки на двух ногах, руки на поясе; 1–3 – три невысоких подскока; 4 – прыжок на высоту до 30 см | 2–4 раза | Приземляться на носки | |
11 | Упражнения на расслабление и восстановление дыхания И.п.– основная стоика (о. с.); 1–2 – дугами наружу, руки вверх (вдох); 3–4 – рас слаблено «уронить» руки вниз с небольшим наклоном вперед | 2–4 раза | Полностью расслабиться | |
12 | Растягивание крупных мышечных групп: передней, внутренней, боковой поверхностей бедра, голени, мышц спины и груди. Поперечный и продольный шпагаты. | от 30 с до 60 с | Не допускать острой боли | |
1 | Основная часть И.п. – о. с., ходьба на месте, руки на 1 – вперед, 2 – в стороны, 3 – вверх, 4 – вниз. | 2-3 мин | Следить за осанкой, руки в локтевых суставах не сгибать | |
2 | И.п. – стойка, руки полусогнуты; 1 – шаг влево в стойку, ноги врозь; 2 – приставить правую; 3 – шагом правой влево по ворот кругом в стойку, ноги врозь; 4 – приставить левую; 5–8 – то же вправо | 10–12 раз | Обращать внимание на осанку | |
3 | И.п. – стойка, руки полусогнуты; 1 – шаг влево в стойку, ноги врозь; 2 — шаг правой влево в стойку скрестно правой; 3 – шаг левой в сторону в стойку, ноги врозь; 4 – приставить пра вую; 5-8 – то же вправо | 8–10 раз | Обращать внимание на согласованность движений |
№ п/п | Содержание материала | Дозировка | Организационно- методические указания |
4 | И.п. – стойка, руки полусогнуты; 1 – шаг вправо в стойку, ноги врозь; 2 – 3 – шаг левой вправо с поворотом кругом в стой ку, ноги врозь; 4 – приставить правую | 6–8 раз | Спина прямая |
5 | И.п. – стойка, руки полусогнуты; 1– 8 – четыре скрестных шага влево с хлопком в ладони; 9 – 16 – то же вправо. Затем вы полнить то же, передвигаясь спиной вправо и влево | 8–10 раз | Вертикальное положение туловища сохранять |
6 | И.п. – о.с.; 1– 4 – четыре шага по кругу вправо; 5–8 – четыре отведения рук в стороны, кисть в кулак. Затем выполнить то же влево | 8–10 раз | Вертикальное положение ту ловища сохранять |
7 | Партер И.п. – упор на предплечьях, стоя на правом колене, правая нога незначительно согнута; 1 – разогнуть ногу; 2 – и.п. За тем повторить то же правой ногой | 28–30 раз | В среднем темпе |
8 | И.п. – упор на предплечьях, стоя на правом колене, го лень левой ноги согнута; 1 – разогнуть и отвести бедро назад; 2 – и.п. Затем повторить то же правой ногой | 28–30 раз | В среднем темпе |
9 | И.п. – лежа на левом боку, правая нога полусогнута; 1 – разогнуть правую ногу назад; 2 – и.п. Затем выполнить то же лежа на правом боку | 28–30раз | Не прогибаться в пояснице |
10 | И.п. – то же; 1 – согнуть в тазобедренном суставе правую ногу вперед; 2 – и.п. Затем проделать то же левой ногой лежа на правом боку | 28–30 раз | Полностью расслабиться |
11 | И.п. – сед с опорой о предплечья, согнув правую ногу, левая прямая. Поднимание левой ноги вверх и опускание ее вниз. Затем поменять положение ног | 28–30 раз | Ногу в коленном суставе не сгибать |
12 | И.п. – упор стоя на коленях; 1 – прогнуться в груди и пояснице вверх; 2 – прогнуться вниз | 10–12 раз | Дыхание ритмичное, без задержек |
13 | И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, руки за головой; 1 – сгибание туловища; 2 – и.п. | 30 раз по 2 подхода | Обращать внимание на согласованность движений |
№ п/п | Содержание учебного материала | Дозировка | Организационно- методические указания |
1 | Заключительная часть И.п. – лежа на спине правая нога вперед-вверх с захва том за голень. Удержание ноги, растягивая мышцы задней по верхности бедра. Затем поменять положение ног | от 15 с до 60 с | Поясницу прижимать к полу |
2 | И.п. – упор лежа; 1–4 – упор лежа прогнувшись с опорой о бедра, 5–8 – и.п. | от 15 с до 60 с | Руки в локтевых суставах не сгибать |
3 | И.п. – положение выпада правой ногой, левая опирает ся о пол всей стопой. Удерживать указанное положение, затем поменять поло жение ног | от 15 с до 60 с | Вертикальное положение ту ловища сохранять |
4 | И.п. – то же, но коленные суставы прямые, сзади стоящая нога на носке | от 15 с до 60 с | В среднем темпе |
5 | И.п. – о.с. 1 – вдох через нос, руки вверх; 2 – выдох через рот | 3–6 раз | В среднем темпе |
Приложение 4
Примерный комплекс аэробики, направленный на развитие
скорстно-силовых способностей
Урок № ____
В классах___ Дата ___________
Задачи урока:
- Совершенствовать базовые элементы аэробики и их разновидности.
- Укрепить мышцы нижних конечностей.
- Совершенствовать скоростно-силовые способности занимающихся.
Место проведения: ___________________________________________________
Инвентарь и оборудование ___________________________________________
Подготовительная часть 10 минут
Построение класса, сообщение задач урока.
Разминка.
Включает две части:
- разогрев мышц – непрерывное выполнение комбинаций № 1 – 2 (на шагах низкой интенсивности), тоже на прыжках и беге.
- растяжку связок и сухожилий – стретчинг (растягивание), пружинящие движения (растягивание задних поверхностей бедра и голени, выпады вперед, в сторону с постепенным увеличением амплитуды, от положения ног в широкой стойке до глубокого выпада).
Основная часть 30 минут
Выполнение комбинации № 1 – 2 на прыжках, беге, прыжке ноги врозь-вместе, подскоках и их разновидностях. Выполнение комбинаций по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу.
Заключительная часть 5 минут
Упражнения на растягивание: выпады, наклоны сидя, лежа, стоя (нахождение позе стрейтча 30 – 60 сек, упражнения не должны вызывать ощущения боли). Дыхательные упражнения.
Приложение 5
Примерный комплекс аэробики, направленный на развитие гибкости
Урок № ____
В классах___ Дата ___________
Задачи урока:
1. Закрепить базовые элементы аэробики и их разновидности.
2. Развивать гибкость суставов нижних конечностей и поясничного отдела позвоночника.
Место проведения: ___________________________________________________
Инвентарь и оборудование ___________________________________________
№ п/п | Содержание учебного материала | Дозировка | Организационно- методические указания |
1 | Подготовительная часть Построение класса, сообщение задач урока | 2–3 мин | В одну шеренгу. Проверить внешний вид учащихся |
Разминка Непрерывное выполнение связок № 1 – 4 | 10 – 15 мин | Следить за согласованностью движений рук и ног | |
1 | Основная часть И.п. – стойка ноги врозь; 1– наклон вперед; 2 – и.п.; 3 – наклон вправо; 4 – и.п.; 5 – полунаклон назад; 6 – и.п.; 7 – наклон влево; 8 – и.п. Затем выполнить то же вправо и влево | 20–22 раза | Спину держать ровной |
2 | И.п. – широкая стойка ноги врозь; 1–3 – три пружи нящих наклона вперед, руками тянуться вперед; 4 – зафиксировать положение наклона вперед прогнувшись, руки вверх | 20–22 раза | Обращать внимание на осанку, ноги в коленях не сгибать |
3 | И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны вверх; 1–3 – три пружинящих наклона вправо; 4 – на клон вперед; 5–7 – три пружинящих наклона вперед; 8 – и.п. To же влево | 22–24 раза | Обращать внимание на согласованность движений |
4 | И.п. – сед, ноги согнуты в коленях, отвести их в стороны; 1–3 – три пружинящих наклона вперед; 4 – упор сидя сзади, напрягая яго дичные мышцы, выполнить движение тазом вперед (поднять плечи вверх) |
16–18 раз | Спина прямая |
№ п/п | Содержание учебного материала | Дозировка | Организационно- методические указания | |||||
5 | И.п. – сед, руки вперед, носки на себя; 1–3– три пружиня щих наклона вперед; 4 – наклон с поворотом туловища впра во, левую руку назад, правую руку вверх. То же с поворотом туло вища влево | 18–20 раз | Вертикальное положение туловища сохранять | |||||
6 | И.п. – сед, ноги врозь, руки в стороны; 1-2 –два пру жинящих наклона вперед; 3 – упор лежа сзади на правой руке, левая рука вверх; 4 – поднять таз вверх | 20–22 раза | В среднем темпе | |||||
7 | И.п. – то же, как в упражнении 7; 1 – наклон влево, правую руку вверх, левую руку вправо; 2 – и.п.; 3-4 – то же вправо | 18–20 раз | В среднем темпе | |||||
8 | И.п. – сед на пятках, держась за голеностопные суставы; 1 – прогибаясь, стойка на коленях с опорой ногами о голеностопные суставы; 2 – и.п. | 10–12 раз | Строго чередовать задания | |||||
9 | И.п. – упор стоя на коленях; 1 – округлить спину; 2 – прогнуться в пояснице | 12–16 раз | Полностью расслабиться | |||||
10 | То же, как в упражнении 10, но с касанием подбородка груди | 12–16 раз | Подбородком касаться груди | |||||
11 | И.п. – упор сидя; 1–4 – наклон вперед с поочередные сгибанием стоп и разноименным движением плечами вперед и назад на каждый счет; 5–8 – то же, выпрямляясь | 8–10 раз | Максимально сгибать и разгибать стопы | |||||
1 | Заключительная часть И.п. – упор сидя; 1–2 – сед в группировке; 3–4 –покачаться на спине | 18–20 раз | Помассировать собственной тяжестью тела все позвонки | |||||
2 | И.п. – лечь на спину и поднять ноги вперед; расслабить мышцы тулови ща и ног, закрыть глаза | 6–8 раз | Дыхание ровное | |||||
3 | И.п. – сед в позу «полулотоса», руки на коленях; 1–4 – руки вверх, поднять голову; 5–8 – то же, руки за голову | 8–10 раз | Ровная спина | |||||
4 | И.п. – стойка ноги врозь. Волнообразные движения руками в разных направлениях | 8–10 раз | Сохранять вертикальное положение туловища | |||||
5 | И.п. – стойка ноги врозь. 1–4 – медленный вдох; 5–8 – выдох | 2–4 раза | Вдох – через нос, выдох – через рот |
Приложение 6
Примерный комплекс аэробики, направленный на развитие координационных способностей
Урок № ____
В классах___ Дата ___________
Задачи урока:
- Закрепить базовые элементы аэробики и их разновидности.
- Укрепить мышцы нижних конечностей.
- Совершенствовать координационные способности занимающихся.
Место проведения: ___________________________________________________
Инвентарь и оборудование ___________________________________________
Подготовительная часть 10 минут
Построение класса, сообщение задач урока.
Разминка.
Включает две части:
- разогрев мышц – упражнения для рук (сгибания, разгибания в положения рук вперед, в стороны, вверх; круговые движения в плечах); пружинистые полуприседы на двух ногах; V-образный шаг, шаги в сторону, вперед с приставлением ноги с небольшим полуприседом; отведение ноги в выпадах;
- растяжку связок и сухожилий – стретчинг (растягивание), пружинящие движения (растягивание задних поверхностей бедра и голени, выпады вперед, в сторону с постепенным увеличением амплитуды, от положения ног в широкой стойке до глубокого выпада).
Основная часть 30 минут
Разучивание комплекса аэробики № 1 – 4 в обратной последовательности, с разноименными движениями рук и ног, со сбоем ритма, выполнение с ограничением зрительного анализатора
Заключительная часть 5 минут
Упражнения на растягивание: выпады, наклоны сидя, лежа, стоя (нахождение позе стрейтча 30 – 60 сек, упражнения не должны вызывать ощущения боли). Дыхательные упражнения.
Литература
- Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестаковой. М.: СпортАкадемПресс, 2002.
- Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. – М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.
- Беспутчик В.Г., Бейлин В.Р. Средства аэробики в физическом воспитании школьников: Учеб.-метод. пособие. Мн: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1997.
- Виру А. А. Физиологические основы оздоровительного влияния ритмической гимнастики: Учебн-метод. пособие. Тарту: Тартуский университет, 1991.
- Душанин С.А., Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я. Самоконтроль физического состояния. Киев: Здоровье, 1980.
- Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье. 1993. № 1. С. 42–43.
- Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек . – М.: Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. – 64с.
- Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1989.
- Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: в 2 т. Том 1. Теория и методика М.: Федерация аэробики, 2002. - 232с.
- ЛисицкаяТ.С. ,Сиднева Л.В. Аэробика: в 2 т. Том 2. Частные методики" М.: "Федерация аэробики", 2002. - 232с.
- Ростова В.А., Ступкина М.О. Оздоровительная аэробика : Уч. пособие. – Спб.: Высшая административная школа, 2003 – 115 с.
- Теория и методика физического воспитания: В 2 т.: Учеб. для студентов физ. культуры / Под. общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – Т. 1: Общие основы теории и методики физического воспитания / Под. общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. – 1976. – 304 с
- «Физическая культура и здоровье» учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения 1 – IХ классов. – Минск: НИО, 2008. – 157 с.
- Усов И.Н., Здоровый ребенок: Справочник педиатра. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Беларусь, 1994. – 446 с.
- Юсупова Л.А., Миронов В.М. Аэробика: учебно-методическое пособие / БГУФК. – Мн: БГУФК, 2005. – 100 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»
Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят...
Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе "Культура речи"
Рабочая программа I вида факультативных занятий "Культура речи" для 8 классов составлена на основе авторской программы "Русский язык.Элективные курсы" под редакцией С.И.Львовой,из-во "Мнем...
Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку для 6 классов
Рабочая прграмма факультативного курса по русскому языку для 6 классов.34 часа...
Рабочая программа факультативного занятия по физике для учащихся 6 класса
Тематическое планирование факультативного занятия по физике для учащихся 6 класса " Введение в курс физики". Программа расчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Содержит теоретический материал и эк...
Рабочая программа факультативных занятий по английскому языку в 5 классе
Рабочая программа факультативных занятий по английскому языку в 5 классе...
Рабочая программа факультативных занятий по английскому языку для 9 класса
Рабочая программа факультативных занятий по английскому языку для 9 класса...