Адаптированная образовательная программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО «Гармония»
рабочая программа по психологии
АОП дляучащихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО УО "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_garmoniya_bulatova_larisa_rafailovna.docx | 590.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой» (МОУ «СКоШ») | ||
636783. Томская область, г. Стрежевой Ул. Викулова 1/2 | skosh@guostrj.ru | Тел/факс. 5-73-07 |
«Развитие когнитивных процессов и формирование базовых учебных действий (БУД)
в соответствии с требованиями ФГОСО ОУО (ИН) посредством реализации адаптированной образовательной программы коррекционно – развивающих занятий
«Гармония»
Составитель: педагог – психолог I кв.кат. Булатова Л.Р.
Пояснительная записка.
В связи с переходом на ФГОС меняется направление работы педагога - психолога. Это создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.
Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы маленький ребёнок стал счастливым, удачливым, умным, добрым. Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение. Определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Дети с ограниченными возможностями в здоровье часто находятся «в плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Ребёнок воспринимает окружающий его социальный мир, не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребёнок принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо.
Целью представленной программы является развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и личностного роста ребёнка, развитие познавательных возможностей.
В соответствии с этой целью формируются задачи программы:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
- развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- формирование умений, навыков социального общения людей; расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Программа работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Для того чтоб оказанная помощь была правильно подобрана, необходимо своевременно проводить диагностику. С этой целью был разработан диагностический инструментарий.
Для подбора диагностического инструментария были использованы:
- Лусканова Н.Г - Методы исследования детей с трудностями в обучении. — М., 1999.
- Диагностически комплекс Л.Ф. Фатиховой для психолого - педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями.
- Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека
Основные направления диагностики:
1. Диагностика учебной мотивации - Оценка школьной мотивации состоит из двух заданий - проективного рисунка школы и анкеты.
2. Готовность ребенка к обучению к школе - состоит из 3-х заданий.
- Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти,
- второе – срисовывание письменных букв,
- третье – срисовывание группы точек.
3. Диагностика эмоционально-личностной сферы - Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний (Л.Ф. Фатихова и А.А. Харисова)
4. Диагностика взаимодействия в классе (повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения) - Методика «Я и школа» (Л.Ф. Фатихова).
Сформированность личностных учебных действий отслеживается в таких параметрах как готовность ребенка к обучению в школе и социальные навыки. Коммуникативные учебные действия отслеживаются в эмоционально-личностной сфере. Регулятивные учебные действия отслеживаются в учебной мотивации. Познавательные учебные действия отслеживаются в сформированности развития памяти и мышления.
Диагностика результатов проводится 3 раза (входящая, промежуточная, итоговая) через КИМы и оценивается по балам (уровням), а обрабатывается согласно методики проведения. По результатам входящей диагностики могут быть внесены изменения в критерии оценивания. Проведенная диагностика заполняется в сводной таблице. (см. Приложение 2).
Принципы работы с учащимися:
- Принцип единства диагностики и коррекции, определение методов коррекции с учётом диагностических данных;
- Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
- Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы;
- Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
- Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона;
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие – сохранения здоровья учащихся;
- игровые – расширение кругозора, активизация познавательной деятельности;
- иноформационно – коммуникативные – привлечения учащихся к изучаемому материалу;
- индивидуальный и дифференцированный подход – качественное обучение каждого учащегося в соответствие с индивидуальными возможностями и способностями;
- личностно – ориентированный подход – запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития;
- компетентностный подход – овладение социальными, коммуникативными, правовыми компетенциями.
Ценностью программы является психологически обоснованная последовательность групповых занятий. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учётом особенностей детей с нарушениями интеллекта и их психофизических возможностей и особенностями в развитии. В структуру занятия включены:
- Организационный момент - настрой на работу.
- Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения на развитие ВПФ.
- Упражнения на развитие эмоционально – волевых качеств
- Релаксация.
В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять (см. Приложение 1)
Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой. Для успешного проведения занятий психолог должен предварительно подготовить весь инструментарий, включая и музыкальное сопровождение.
Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме. Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям ребенка первых лет обучения в школе.
Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев (26 - 30 занятий). В этом цикле темы для изучения детей подробно расписаны. Это для детей с тяжелой усвояемостью материала, которые находятся на низком уровне обученности. Но возможно также проведение занятий - 4 месяца (13 занятий).
Желательно, чтобы подгруппа состояла не более чем из шести детей.
Программа включает в себя следующие тематические блоки:
1 четверть:
- «Здравствуй, школа!»
- «Времена года. Осень»
- «Семья»
2 четверть:
- «Я ученик»
- «Времена года. Зима»
3 четверть:
- «Мой город»
- «Транспорт»
- «Времена года. Весна»
- «Овощи. Фрукты»
4 четверть:
- «Одежда. Обувь»
- «Животные»
-«Времена года. Лето»
Тематический план занятий
№ | Дата | Тема, цель | Количество часов |
1. | Занятие № 1 «Здравствуй, школа» - развитие логического мышления, зрительной памяти и внимания. | 1 | |
2. | Занятие № 2 «Школьные принадлежности» - настроить детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания; | 1 | |
3. | Занятие № 3 «По страницам необычной книги» - снятие эмоционального напряжения; развитие зрительной памяти, целенаправленного внимания. | 1 | |
4. | Занятие № 4 «Золотая осень» - знакомство детей с методами саморегуляции; учить выразительности жеста, выразительным движениям рук, ног, всего тела. | 1 | |
5. | Занятие № 5 «Семья» - учить детей действовать согласованно; развитие межполушарных взаимодействий; стимуляция внимания, развитие мышления, умения подбирать видовые и родовые понятия. | 1 | |
6. | Занятие № 6 «Папа, мама, я» - развитие внимания, координации движений; снятие напряжения; развитие сенсомоторной координации и воображения; развитие мыслительных процессов; развитие целенаправленного внимания, навыков произвольного поведения, волевых качеств. | 1 | |
7. | Занятие № 7 «Моя семья» - повышать у детей уверенность в себе, развивать координацию движений, слуховое восприятие; развивать активное внимание; развивать навыки анализа, синтеза и обобщения в процессе проведения классификации по родовым категориям. | 1 | |
8. | Занятие № 8 «Игры в школе» - развитие межполушарного взаимодействия; увеличение объёма памяти, развитие внимания, мыслительных процессов; развитие произвольности; развивать чувство единства, сплочённости. | 1 | |
9. | Занятие № 9 «Собирание портфеля» - снятие эмоционального напряжения; развитие зрительной памяти и внимания; повышение уверенности в себе; развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). | 1 | |
10. | Занятие № 10 «Школьные правила» - развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние; развитие мыслительных операций анализа и сравнения; развитие слухового внимания и памяти. | 1 | |
11. | Занятие № 11 «Зимушка - зима» - развитие аналитического мышления; развитие воображения, слухового внимания; развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого; создание положительного эмоционального фона. | 1 | |
12. | Занятие № 12 «Зимние забавы» - увеличение объёма внимания и развитие памяти; развитие воображения; создание атмосферы единства, способствовать сплочению детского коллектива | 1 | |
13. | Занятие № 13 «Новый год» - развитие логического мышления, умения сравнивать предметы, на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях; развитие мелкой моторики, способности детей к согласованному взаимодействию; развитие эмпатии. | 1 | |
14. | Занятие № 14 «Профессии» - снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу; научить детей с помощью движений выражать эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния; расширение объёма внимания, развитие памяти, активизация детского словаря. | 1 | |
15. | Занятие № 15 «Больница. Аптека.» - развитие мыслительных операций анализа и сравнения; развитие произвольного внимания и памяти; настроить детей на доверительные отношения со сверстниками, учить замечать и ценить положительное в окружающих людях. | 1 | |
16. | Занятие № 16 «Магазин» - расширение объёма внимания, развитие мышления и речи; формирование способности управления своим поведением, развитие произвольного внимания; развитие памяти, представлений о форме; формирование сплочённости. | 1 | |
17. | Занятие № 17 «Транспорт» - развитие аналитического мышления, развитие слухового активного внимания, способности к волевому управлению своим поведением, развитие творческого воображения, мобилизация внимания детей, сосредоточение. | 1 | |
18. | Занятие № 18 «Воздушный транспорт» - развитие логического мышления; воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание; развитие представлений о цвете, активизация речи, учить внимательно слушать, получая при этом удовольствие и имея возможность вступать друг с другом в контакт. | 1 | |
19. | Занятие № 19 «Водный транспорт» - развитие целенаправленного слухового внимания, умения слышать и быстро реагировать; развитие моторно-слуховой и пространственной памяти; активизация прошлого опыта. | 1 | |
20. | Занятие № 20 «Весна.» - развитие логического мышления; развитие слухового внимания, воображения, мелкой моторики. | 1 | |
21. | Занятие № 21 «Весна – красна!» - развитие мышления и речи, развитие слуховой памяти и произвольного внимания; помочь детям сосредоточиться на конкретном вопросе, мобилизация внимания детей, развитие реакции. | 1 | |
22. | Занятие № 22 «Овощи» - формирование способности самоконтроля, самостоятельной мобилизации усилий; развитие зрительной памяти; развитие у детей чувства собственного достоинства; развитие внимания, воспитание выдержки. | 1 | |
23. | Занятие № 23 «Фрукты» - развитие образной памяти, воображения, способности к сознательной мобилизации усилий для достижения цели; расширение объёма внимания, развитие способности к сосредоточению; усиление чувства общности. | 1 | |
24. | Занятие № 24 «Одежда» - развитие мыслительных ассоциативных связей, развитие мышления и речи; укреплять чувство собственного достоинства и единство группы, стимулировать готовность прислушиваться друг к другу, дать возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания. | 1 | |
25. | Занятие № 25 «Обувь» - развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти; развитие мелкой моторики; сближение детей, воспитание доброжелательных отношений в группе; активизация воображения, воспитание инициативы. | 1 | |
26. | Занятие № 26 «Домашние животные» - стимулирование распределения внимания, умения сосредоточиться, развитие навыков произвольного поведения, развитие у детей способности смотреть и запоминать увиденное, активизация внимания и зрительной памяти; сближение детей друг с другом, обогащение игрового и социального опыта. | 1 | |
27. | Занятие № 27 «Дикие животные» -расширение объёма внимания, развитие способности к сосредоточению; усиление чувства общности. | 1 | |
28. | Занятие № 28 «Времена года. Лето» - развитие мыслительных ассоциативных связей, развитие мышления и речи; укреплять чувство собственного достоинства и единство группы. | 1 | |
29. | Занятие № 29 «Летние забавы» - развитие логического мышления, умения сравнивать предметы, на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях; развитие мелкой моторики, способности детей к согласованному взаимодействию; | 1 | |
30. | Занятие № 30 «Подведение итогов» | 1 |
Приложение 1
Тема: «По страницам необычной книги!»
Цель: развитие познавательных процессов.
Задачи:
- развитие слухового и зрительного восприятия, развитие внимания и памяти;
- развитие мышления и речи; развитие двигательных навыков;
- совершенствование коммуникативных навыков.
- воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Ход занятия:
- Я вчера вечером нашла необычную, большую книгу с разными заданиями для детей! Принести к вам не получилось, она тяжелая! Но я взяла задания и сейчас мы с вами попробуем вместе их выполнить! Что – то вы мне подскажите, а что – то я вам!
- Все готовы! Что нам для этого понадобтися? Все необходимое на столах есть, можно начинать! Подготовить осанку - сядем правильно, а чтоб подготовить руки и глаза мы сделаем следующее упражнение.
1 задание «Фигуры и тень»
- Что здесь не верно? Я не могу разобраться! Помогите мне!
У всех есть листы на которых есть это задание, давайте самостоятельно выполните!
2 Задание «Подбери к картинке пару»
Связать предметы по свойствам, по принадлежности и т.д.
Например, медведь – подушка, оба набитые пухом или мягкие.
3. Рассказ про дерево дуб. Дуб - это крупное, листопадное или вечнозеленое дерево, растет в Северном полушарии. Насчитывается около 600 видов этих деревьев.
Дубы - это великаны-долгожители. Они живут около 400 лет. Встречаются и более древние экземпляры.
4. -А в нашем регионе встречается какое дерево? Мы сейчас прочитаем рассказ «Елка».
5. Задание «Четвертый лишний»
6. Задание «Дорисуй в каждом квадрате нужный предмет»
7. Задание «Подбери к картинке пару»
Описание: нужны 12-14 пар картинок, связанных между собой по смыслу. Например, хлеб – колосок, стул – дерево, глаз – телевизор, нос – роза, очки – дедушка и т. д. Пары разделены и картинки разложены на двух столах. Дети по очереди подходят, берут с одного стола картинку, а на другом столе подбирают к ней пару, обосновывая свой выбор
8. Задание «Воображалка»
У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
- Бабушку;
- Фокусника;
- Человека, у которого болит зуб;
После показа каждого нового персонажа психолог спрашивает: “Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто ещё хочет попробовать?”
У вас прекрасно получилось. Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть? Может быть, кто-то надумал сейчас изобразить ещё что-нибудь?
9. Задание «Нарисуй фигуры»
Описание: детям предлагается нарисовать.
10. Задание «Шар»
Описание: дети повторяют за движениями психолога под стихотворение.
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит,
Но знаю я, что этот шар
Никак не улетит
Приложение 2
Сводная таблица по итогам диагностики ______ класса за _____________ уч.год по программе «Гармония»
№ | Ф.И. | Методики | Примечание, результат. | |||||||||||||
Керна - Йерасика | Закрашивание фигур (Прил. 12) | (Прил.4) | Анкета | Рисунок школа | «Распознание эмоций» | «Я и школа» | ||||||||||
Ф.И. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1. | ||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||
5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса для учителей-дефектологов коррекционных школ и реабилитационных образовательных центров....
Адаптированная рабочая программа "Коррекционно- развивающие занятия" для детей с умственной отсталостью 2 "А" класс.
Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость....
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умственной отсталостью 2 «Б» класс.
Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость. 2 класс...
Авторизованная образовательная программа коррекционно - развивающих занятий ГКОУ школы № 8 г. Лабинска для учащихся 1 – 4, 5 классов
Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий по дефектологии для учащихся 1-5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида составлена на основе автор...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...