II. Этап актуализации знаний на практическом уровне – этап постановки проблемы. 10 минут
III. Этап поиска решения проблемы. 3 минуты
IV. Этап разрешения проблемы. 12 минут
V. Этап закрепления изученного. 15 минут
VI. Этап подведения итогов урока. 3 минуты
VII.Этап информирования о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 минута
VIII этап Рефлексия 1 минута
| - Сегодня у нас новая тема, но начнём мы наш урок с повторения.
Создание проблемной ситуации.
Предлагает записать в тетрадь предложения, подчеркнуть грамматические основы первого предложения, объяснить графически знаки препинания. Выделить изученные ранее орфограммы (см. Приложение №1)
Затем просит найти однокоренные слова, записать их в столбик, определить, какой частью речи они являются.
Побуждает к осознанию противоречия.
- Какой частью речи является слово желтеющая?
- Можете ли вы объяснить свой выбор?
- Можно ли задать к этому слову вопрос что делающая?
- На вопрос какой части речи похож этот вопрос?
-Какова цель нашего урока?
Подводящий к решению проблемы диалог.
-Чтобы определить, какая это часть речи, надо вспомнить морфологические признаки глагола и прилагательного.
Предлагает сравнить исследуемое слово с прилагательным.
- Итак, что общего у слова желтеющая с прилагательным?
- Попробуйте просклонять его, изменить по родам, числам.
- Сравним два слова – жёлтый и желтеющий. - Как вы думаете, какое слово обозначает постоянный признак, а какое – временный?
- То есть, это признак, развивающийся во времени.
- А прилагательное изменяется по временам? - Какой вывод можно сделать?
- Попробуем заменить в предложении слово желтеющий оборотом тот, который делает что-либо, запишите его в тетрадь.
- Можно сказать, что это слово глагол? - Почему?
- Таким образом, это слово выражает такой признак предмета, который создаётся действием.
- Итак, давайте подведём итог. - Перед нами часть речи, которая совмещает в себе признаки прилагательного и глагола. Эта часть речи называется причастием. - Можем мы сейчас сформулировать тему урока?
Предлагает дать определение причастию.
Обращает внимание учащихся на распечатанную таблицу «Признаки прилагательного и глагола у причастия», привлекает учащихся к её заполнению (см. Приложение №2).
Учитель корректирует работу учащихся по заполнению таблицы.
- Давайте обратимся к учебнику, посмотрим, какое определение причастия есть в учебнике. Откройте стр.25, ξ 9.
- Прочитайте самостоятельно определение причастия в учебнике и скажите, какие морфологические признаки мы назвали, а какие – нет.
- Да, действительно, причастие имеет еще и такой глагольный признак как вид.
Предлагает закрепить знания о причастии.
- А теперь давайте на практике попробуем доказать, что причастие совмещает признаки прилагательного и глагола. - Обратимся к заданию №2 (см. Приложение №2).
Учитель объясняет условия выполнения задания.
- Что мы увидели?
- Чтобы закрепить полученные знания, предлагаю вам самостоятельно выполнить разноуровневые задания:
1 уровень сложности
2 уровень сложности
3 уровень сложности
Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении задания, корректирует и оценивает работу учащихся.
- Давайте подведём итоги урока.
- Какую часть речи изучили?
- Объясните смысл высказывания В.И.Даля.
В.И.Даль говорил, что причастие – это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
Предлагает выполнить домашнее задание на выбор: ξ 9, №54 или №57.
Проводит рефлексию
- Урок закончен. Какими словами описали бы вы сейчас своё состояние?
| Записывают число. Оставляют строчку для записи темы урока.
Ученик работает у доски: записывает предложения, находит грамматические основы, составляет схему, выделяет орфограммы.
Ученик находит однокоренные слова, определяет часть речи.
Остальные учащиеся класса записывают предложения в тетрадь, при необходимости исправляют и дополняют ответ ученика.
Отвечают на вопросы учителя.
- Отвечает на вопрос какой?, в предложении является определением. - Можно.
- На глагол.
- Узнать, что это за часть речи.
- Обозначает признак предмета, является определением.
- Оно склоняется, изменяется по родам и числам, как прилагательное.
- Желтый обозначает постоянный признак, а желтеющий – временный, потому что этот признак может измениться.
- Нет. - Значит, это не прилагательное.
Пробуют составить предложение со словом который. (Нива, которая желтеет, волнуется)
- Нет. - Нет глагольного окончания и обозначает не действие.
Формулируют тему урока. -Что такое причастие. Записывают тему урока в тетрадь.
Пытаются дать определение.
- Причастие – это часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию, в предложении является определением.
Открывают листочки с заданиями (у каждого ученика на парте). Самостоятельно заполняют таблицу.
Открывают учебники, читают определение ( Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам, в ед.числе по родам. В предложении обычно бывают определениями, реже – сказуемыми.)
- Мы не сказали, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Открывают листочки с заданием.
Выполняют задание.
- Причастие изменяется по родам, числам, склоняется. Сохраняет и глагольные признаки – вид и время.
Завершают работу.
Отвечают на вопросы учителя.
Объясняют смысл высказывания
Слушают рекомендации и пояснения учителя
Записывают домашнее задание
Оценивают своё эмоциональное состояние.
Сдают листочки с выполненными заданиями.
|
Совершенствование практических умений и навыков.
Умение анализировать ответы товарищей.
Активизация мыслительной деятельности учащихся. Формирование познавательного интереса.
Формирование осознанности мышления.
Коллективная устная работа.
Развитие умения делать выводы, умозаключения.
Разрешить поставленную в начале урока проблему.
Развитие умения делать выводы, умозаключения.
Формирование осознанности мышления.
Активизация мыслительной деятельности учащихся.
Формирование знаний о новом понятии. Развитие произвольного внимания, репродуктивной памяти.
Первичное обобщение и систематизация нового учебного материала.
Закрепление и воспроизведение полученных знаний.
Совершенствование навыка самостоятельной работы.
Активизация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
Использование дифференцированных заданий способствует созданию ситуации успеха.
Совершенствование навыка самостоятельной работы.
Установление уровня готовности к дальнейшей работе.
Развитие умения делать выводы, умозаключения.
Активизация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
Осуществление дифференцированного подхода
Развитие индивидуальных способностей учащихся
Развитие рефлексивной культуры учащихся
|
Приложение №1
Подчеркнуть грамматические основы первого предложения, объяснить графически знаки препинания. Выделить изученные ранее орфограммы. Выпишите из предложений в столбик однокоренные слова.
1) Осыпаются астры в садах, Желтый клён под окошком желтеет.
2) Волнуется желтеющая нива.
Приложение 2 Задание 1.
Задание 2. Замените данную фразу словосочетанием причастие +существительное. Определите вид и время глагола. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы причастия.
Девочкой, которая танцует ( _________________) – __________________________________________. Лес, который чернел ( __________________) - __________________________________________. Книги, которые прочитали (_________________) – __________________________________________. Солнце, которое сияет (_________________) – __________________________________________. *Дополнительное задание. Придумайте свой вариант фразы по аналогии - _____________________________.
Задание 3.
1 уровень сложности. Укажите словосочетания причастие +существительное, подчеркните их. Старая книга – стареющая сосна, растущий сад – растительный мир, дремлющий кот – дремотное состояние, белый снег – белеющие облака, смеющаяся мама – смешная история, болеющий ребёнок – больной котёнок, красный флаг – краснеющая калина, летучая мышь – летящий самолёт.
2 уровень сложности. Подчеркните словосочетания с причастиями.
Поникшая трава, душистый ландыш, строящийся дом, жёлтый тюльпан, кипящая вода, дремучий лес, дежурящий врач, красная ягода, кипучая энергия, дежурный класс, бьющий родник, зрелые помидоры, желтеющая рожь, цветочная поляна, бегущий спортсмен.
3 уровень сложности Прочитайте текст. Найдите причастия, выделите суффиксы, при помощи которых образованы они; подчеркните причастия как члены предложения.
Спит в тумане сосновый лес. Даже ночные птицы появляются и исчезают в застывшем небе беззвучно.Что-то такое торжественное и великое чувствуется в ночи, которая проходит над спящей землёй неслышными шагами. Мерцающая синяя голубизна смотрит на вас напряжённо. Но с рассветом эта чарующая красота исчезнет.
|
Урок №3
Тема урока: Причастие как часть речи
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: проблемный
Педагогическая технология: развивающее обучение
Методы и приёмы познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа, самостоятельная работа, общеклассная работа
Оборудование: листы опроса
Исходный уровень знаний, умений и навыков:
Учащиеся знают: - морфологические признаки глагола и прилагательного
Учащиеся умеют: - находить в тексте прилагательные, определять его синтаксическую роль
- находить определяемое слово и задавать вопрос к зависимому слову
Цели урока:
Образовательные:
- знакомство с понятием, термином
- знакомство с грамматическими признаками причастия
- формирование умения научить отличать причастие от прилагательного
- формирование умения научить находить причастия
- Формирование умения конструировать словосочетания с причастием
Развивающие: - развитие умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить
- развитие речевой и мыслительной активности
- развитие активной познавательной деятельности
- развитие интеллектуальной культуры учащихся
- развитие мышления, памяти, произвольного внимания учащихся
- развитие рефлексивной культуры учащихся
Воспитательные: - воспитание уважения к мнению других, взаимопомощи
- воспитание осознанного отношения учащихся к овладению русским языком
- воспитание уважения к учебе
Диагностические: - к концу урока учащиеся должны знать грамматическое значение причастий, определять его морфологические и синтаксические признаки, находить причастия в тексте, устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, безошибочно определяя окончания причастий с помощью вопроса.
Место урока в теме: Это третий урок по теме «Причастие». Урок по теме «Причастие как часть речи» призван актуализировать ранее приобретённые знания грамматических признаков глагола и прилагательного; сформировать умение отличать причастие от прилагательного; уметь сопоставлять и устанавливать взаимосвязи.
|