Урок по теме "Деепричастие" (русский язык, 7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: выяснить с учащимися особенности деепричастия как особой формы глагола, формировать у школьников умений распознавать его в тексте, называть грамматические признаки и определять синтаксическую роль, отличать от причастия; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; навыки анализа языковых явлений и умение систематизировать материал; воспитывать лучшие человеческие качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_7_klasse._deeprichastie.docx | 29.09 КБ |
deeprichastie.pptx | 84.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Деепричастие как особая форма глагола:
общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: выяснить с учащимися особенности деепричастия как особой формы глагола, формировать у школьников умений распознавать его в тексте, называть грамматические признаки и определять синтаксическую роль, отличать от причастия; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; навыки анализа языковых явлений и умение систематизировать материал; воспитывать лучшие человеческие качества.
ХОД УРОКА
- «Ассоциативный куст».
Что вы больше всего цените в людях ? Доброта – это …
- Анализ предложения (повторение изученного про причастие).
Работа над развитием орфографической зоркости.
Исправить ошибки. Выполнить синтаксический разбор первого предложения, морфологический разбор причастия, подписать части речи. Создание проблемной ситуации: какой частью речи является слово «став» ?
Мать Тереза ни когда непытавшаяся стать популярной просто делала людям Добро став символом Любви и Милосердия. Кагда её нестала планета осиротела. Но она оставела нам свои заповеди.
- Переход к новой теме. Формулирование учащимися целей и задач урока.
- Рассказ о деятельности матери Терезы - лауреата Нобелевской премии мира с использованием презентации. (… её считали святой ещё при жизни, потому что она в 20 столетии, столетии двух мировых войн, революций и кровавых конфликтов была каплей Добра, ставшей океаном милосердия и Любви…). Причислена к лику блаженных – первая ступенька к признанию святой.
Учащимся можно задать вопрос : «Как вы думаете, за что мать Тереза причислена к лику блаженных ?»
- Анализ предложений (наблюдение над языковыми явлениями, формирование теоретической базы о деепричастии).
ЗАПОВЕДИ ДОБРОТЫ
- Ты помогай людям, не думая по благодарность.
- Отдав, ты получишь утешение.
- Говори с каждым на языке Любви и Добра, не повышая голос.
- Найдите подлежащее и сказуемое в первом и втором предложениях.
- Сколько действий спрятано в предложениях ?
- Какое из них является главным ? Вывод: в предложении 1 и 2 «спрятано»по два действия: глвное (сказуемое) и второстепенное.
- Поставьте вопросы к словам, обозначающим дополнительное действие (что делая ?, что сделав ?). Можно ли поставить вопрос «когда» ? Какая часть речи отвечает на этот же вопрос ? Каким членом предложения является ?
- Определите у слов, обозначающих дополнительное действие, род, число, падеж. Вывод: не изменяется (устанавливаем связь с наречием).
- Кто не должен думать про благодарность ?... Кто получит утешение ? (подлежащее ТЫ). Вывод: значит, дополнительное действие выполняет подлежащее.
- Указывает ли слово «думая» на законченное действие ? А слово « отдав» ? Вывод про совершённый и несовершённый виды (устанавливаем связь с глаголом и причастием).
- Разберите по составу слова, обозначающие дополнительное действие. Обратите внимание на суффиксы. Есть ли окончание ? От какой части речи образованы эти слова
- Найдите деепричастие в 3 предложении. Имеет ли оно зависимое слово ? Как мы будем называть деепричастие с зависимым словом ? Обратите внимание на написание НЕ с деепричастием.
- Какой же частью речи является слово «став» ?
Делаем выводы из практической работы. Формулируем определение деепричастия.
6.Работа с учебником. Найти в параграфе новую информацию о деепричастии, то, о чём на уроке мы ещё не говорили.
7.Заполнение контрольного листа.
8.Физминутка.
9.Применение полученных знаний на практике.
ОБРАЗОВАТЬ ДЕЕПРИЧАСТИЯ (устно):
плавать, петь, говорить, читать, лизать, бегать, печь, пить.
ОТ ВСЕХ ЛИ ГЛАГОЛОВ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ДЕЕПРИЧАСТИЯ ? На следующих уроках мы рассмотрим с вами особенности образования деепричастий.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ПЕРЕДЕЛАТЬ, ИСПРАВЛЯЯ ОШИБКИ, НА ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ.
4. Успокаивай других но и сам небуть причиной чьих то слёз.
5. Прощай людям не достатки, и помни что, слабость людская сильнее злости а мы не лутше других: в их ситуацыях мы возможно были – бы ещё хуже.
6. Человек самосовершенствуется когда совершает добрые дела.
7. Если зделал доброе дело недумай про благодарность.
ТЕСТ. СОПОСТАВИТЬ.
- Предложение, в котором нет деепричастия.
- Предложение с грамматической ошибкой. Записать правильный ответ.
- Предложение с деепричастиями несовершённого вида прошедшего времени.
- Предложение с деепричастиями несовершённого вида настоящего времени.
- Предложение, в котором есть инфинитив.
А. Все люди, бывая неразумными и эгоистичными, всё же нуждаются в Любви. Люби их !
Б. Сделав Добро, люди обвинят тебя в стяжательстве. И всё же – твори Добро !
В. Доброе дело, сделанное тобой, завтра же забудется. И всё же – твори Добро!
Г. Открывая миру своё сердце, ты становишься уязвимым. И всё же – будь искренним и открытым !
Д. Отдав сердце лучшее, ты можешь ничего не получить взамен. И всё же – отдай миру лучшее, что у тебя есть !
КОДОВЫЙ ДИКТАНТ «Морской бой». Если слово является деепричастием, ставим точку.
А | Б | В | |
1 | молодея | молодеть | помолодев |
2 | умытый | умыв | умыл |
3 | рассказанный | рассказывая | рассказывать |
4 | подумав | продуманная | думая |
5 | чувствует | почувствовав | чувствовать |
Соединяем Б – 2 и Б – 3; затем А – 4, Б – 6 и В – 4. (если задание выполнено правильно, должен получиться смайлик).
10.Дифференцированное домашнее задание, инструктаж.
11.Рефлексия. «Микрофон». Самооценивание.
- о чём мы сегодня говорили на уроке ?
- что получилось на уроке?
- что было сложным ?
- какие задания были лёгкими ?
12.Итоги урока.
13.Последняя минута урока. Сказка «Добро в ладонях».
- Что это у тебя в руках ?
- Добро.
- А почему оно такое маленькое ?
- Оно только моё. Зато какое лучистое и красивое !
- Да… Прекрасно …
- Хочешь чуть – чуть ?
- Наверное…
- Давай ладонь. Я поделюсь.
- Ой… оно такое тёплое…
- Нравится ?
- Очень ! Спасибо ! А если и я с кем – нибудь поделюсь ?
- Оно увеличится.
- Как так ?
- Не знаю… Только потом оно становится ещё теплее.
- А обжечься об него можно ?
- Нет. Обжечься можно об зависть, ненависть, агрессию…
- Знаешь… Я хочу поделиться этим чудом с другим.
- И это прекрасно ! Поделись добром. Ведь многим его так не хватает…
… Поэтому я желаю вам тоже нести добро людям. Меняйте наш мир в лучшую сторону !..
ДОСТИЖЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ УРОКА:
- Возможные эпиграфы : «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» (Марк Твен). «Доброта рождается в душе, а выражается в поступках», «Лучшее в добрых делах – это желание их скрыть» (Блез Паскаль). В конце урока – вернуться к эпиграфу.
- Можно упомянуть фильм «Заплати другому» - о мальчике, который придумал систему «распространения» добра среди людей.
- 17 февраля – Международный день спонтанного проявления добра.
Деепричастие как особая форма глагола:
общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (контрольный лист)
- Деепричастие – это ____________________________________________________________________, которая обозначает ____________________________________________________________________.
- Деепричастие ______ изменяется.
- Деепричастие отвечает на вопросы: __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
- Деепричастие в предложении выступает ___________________________________________ (синтаксическая роль).
- Действие деепричастия выполняет _____________________________________________ (предупреждение грамматических ошибок).
Вид деепричастия | Суффиксы | Время | Примеры |
- Деепричастный оборот – это ______________________________________________________
(________________________________________________________________________________).
- Сравнение причастия и деепричастия:
Причастие | Общее | Деепричастие |
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
- Исправить ошибки. Выполнить синтаксический разбор первого предложения, морфологический разбор причастия, подписать части речи. Какой частью речи является слово «став» ?
Мать Тереза ни когда непытавшаяся стать популярной просто делала людям Добро став символом Любви и Милосердия. Кагда её нестала планета осиротела. Но она оставела нам свои заповеди.
- Заповеди Доброты.
- Ты помогай людям, не думая по благодарность.
- Отдав, ты получишь утешение.
- Говори с каждым на языке Любви и Добра, не повышая голос.
- Переделать, исправляя ошибки, на предложения с деепричастиями.
- Успокаивай других но и сам небуть причиной чьих то слёз.
- Прощай людям не достатки, и помни что, слабость людская сильнее злости а мы не лутше других: в их ситуацыях мы возможно были – бы ещё хуже.
- Человек самосовершенствуется когда совершает добрые дела.
- Если зделал доброе дело недумай про благодарность.
- Тест. Сопоставить.
8.Предложение, в котором нет деепричастия.
9.Предложение с грамматической ошибкой. Записать правильный ответ.
10.Предложение с деепричастиями несовершённого вида прошедшего времени.
11.Предложение с деепричастиями несовершённого вида настоящего времени.
12.Предложение, в котором есть инфинитив.
А. Все люди, бывая нерозумными и эгоистичными, всё же нуждаются в Любви. Люби их !
Б. Сделав Добро, люди обвинят тебя в стяжательстве. И всё же – твори Добро !
В. Доброе дело, сделанное тобой, завтра же забудется. И всё же – твори Добро !
Г. Открывая миру своё сердце, ты становишься уязвимым. И всё же – будь искренним и открытым !
Д. Отдав сердце лучшее, ты можешь ничего не получить взамен. И всё же – отдай миру лучшее, что у тебя есть !
V. Кодовый диктант «Морской бой». Если слово является деепричастием, ставим точку.
А | Б | В | |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Соединяем Б – 2 и Б – 3; затем А – 4, Б – 6 и В – 4. Что получилось ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЕЕпричастие (ДПЧ) – особая форма глагола Обозначает дополнительное действие Зависит от главного действия (сказуемого) Сравните: Солнце выглянуло из – за тучи и осветило землю. Солнце, выглянув из – за тучи, осветило землю.
Вопросы ДПЧ Что делая ? (волнуясь) Что сделав ? (переписав) Вспомогательные вопросы : как ? почему ? когда ?
Виды ДПЧ Совершённый Действие закончено (занимаясь, читая) Вопрос ЧТО ДЕЛАЯ ? Несовершённый Действие не закончено (позанимавшись, прочитав) Вопрос ЧТО СДЕЛАВ ? Есть приставка
Суффиксы ДПЧ - а, - я В конце слова могут быть буквосочетания - уя , - ая (+ сь ): играя, танцуя, умываясь - в, - ши В конце слова могут быть буквосочетания - ав , - ши (+ сь ): поиграв, наигравшись
Внимание ! Предупреждение грамматических ошибок Действие ДПЧ выполняет подлежащее НЕЛЬЗЯ : Получив хорошую оценку , меня похвалили родители . (не родители получили оценку -> в предложении грамматическая ошибка)
Особенности ДПЧ Не изменяется (нет окончания, нет рода, числа и т. д.). НЕ + ДПЧ = раздельно ( не играя, не сыграв ; но негодуя ). В предложении – обстоятельство.
Выделение одиночного ДПЧ … , одиночное ДПЧ , … ( 1 ДПЧ = 1 или 2 запятые). Он , подумав , пошёл дальше. (пошёл – это главное действие - что сделав ?- подумав)
Выделение ДПЧО Деепричастный оборот = ДПЧ + зависим. С л. = 1 или 2 запятые (если НЕ фразеологизм ). Ребята , играя на перемене в футбол , не услышали звонок . (не услышали – что делая ? - играя (ДПЧ); играя (ДПЧ) –где?-, -во что?- на перемене, в футбол – это зависимые слова) ДПЧО = фразеологизм = нет запятых: … нёсся СЛОМЯ ГОЛОВУ … …пошёл НА НОЧЬ ГЛЯДЯ на озеро… …согласился СКРЕПЯ СЕРДЦЕ на предложение… …сидеть СЛОЖА РУКИ ....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Интегрированные урок английского и русского языка (урок практикум) в 11 классе по теме "Подготовка к написанию эссе на английском языке с привлечением знаний из области "Филология" на тему"Формирует ли чтение личность человека?"
Развитие коммуникативной компетенции по проблеме "Написание эссе "Моё личное мнение"(в части аргументации) на английском языке.(профильный уровень)....
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".
Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Интегрированный урок французского языка и урока географии по французскому языку в 10 классе
Интегрированный урок по французскому языку и географии в 10 классе.Класс: 10Учитель: Ильичева А.Н.Предмет: французский и географияТема: Экономика ФранцииТип урока: интегрированныйМесто урока: Школа № ...