Урок по теме "Буквы Е/И в падежных окончаниях имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет, класс | Русский язык, 5 класс (уровень базисный) | |||
Программа | Программа по русскому языку под редакцией Л. М. Рыбченковой | |||
УМК | Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2015 | |||
Тема | Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных | |||
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний | |||
Формы организации деятельности | Фронтальная, индивидуальная и парная работа | |||
Технологии | Компьютерные, коллективного сотрудничества | |||
Цель | Развитие умения опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова | |||
Задачи | Образовательные: научиться оценивать свою работу, повторить и освоить правописание падежных окончаний существительных Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к языку, формировать культуру общения, потребности и способности к сотрудничеству. Развивающие: развивать внимание и познавательную активность, память, смекалку и сообразительность. | |||
Планируемые результаты: -личностные -предметные -метапредметные | Предметные: формирование умения применять алгоритм правописания букв Е//И в падежных окончаниях имён существительных Личностные УУД: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания Регулятивные УУД: формирование умения оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: формировать умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные УУД: формирование умения осуществлять запись выборочной информации. | |||
Межпредметные связи | Информатика | |||
Основные термины и понятия темы | Теоретические понятия: морфология, имя существительное, падежные окончания, склонение | |||
Оборудование урока | Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2015; ПК; мультимедийный проектор. Интернет-ресурсы: 1. Блог учителя: http://jannagl.blogspot.ru/ 2. Сайт Learningapps | |||
Структура урока | 1. Организационный момент. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 3. Актуализация знаний. 4. Применение знаний и умений в новой ситуации. 5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 6. Рефлексия (подведение итогов занятия). 7. Этап предъявления домашнего задания. | |||
Ход урока | ||||
Этап | Организационный момент (2мин.) | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Виды формируемых УУД | ||
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя (приветствует учащихся, предлагает проверить подготовку к уроку). Создаёт благоприятную атмосферу. | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству | ||
Этап | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (5 мин.) | |||
Приём «Незаконченные предложения» Учитель предлагает закончить предложения: -«Имя существительное – это…» -«Существительные имеют…» -«Существительные изменяются по…» Учитель записывает слова на доску: синица, зима, метель, горизонт, тень Предлагает: - ответить на вопрос: «Какое слово лишнее?» - записать слова в Род. падеже ед. ч., выделить окончания - почему у этих слов разные окончания, а падеж один и тот же? -в каких словах можно допустить ошибку в написании окончаний? Почему? Сформулируйте тему урока. Каковы наши цели на сегодняшний урок? – В каких ещё случаях в правописании безударных падежных окончаний существительных можно допустить ошибку? | Продолжают предложения, индивидуальные ответы. Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь слова в родительном падеже, выделяют окончания. Отвечают на поставленные вопросы, формулируют и записывают тему урока, формулируют цели урока. | Личностные: формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Познавательные: формирование умения определять цель учебной деятельности, строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. | ||
Этап | Актуализация знаний (7 мин.) | |||
Учитель организует работу в парах. Упражнение 298 | Выполняют упражнение, устно проговаривая друг другу ответ. В тетради записывают примеры | Познавательные: формирование умения систематизировать материал, полученный ранее Личностные: формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Коммуникативные: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, отвечать на вопросы и слушать собеседника, правильно реагировать на предлагаемые вопросы. Регулятивные: формирование умения принимать решение и осуществлять самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности. | ||
Этап | Обобщение и систематизация знаний (7 мин.) | |||
1)Предлагает записать пословицу: Лучше пить воду в радости, чем мёд в кручине. – Как вы понимаете эту пословицу? – Объясните правописание окончаний имён существительных. 2)Предлагает составить алгоритм. 3)Стр. 22 «Советы помощника». Какие слова-образцы существуют для определения, какое окончание, е или и, писать? | 1)Записывают пословицу, объясняют значение, выделяют орфограмму. 2)Работают в группах. Составляют алгоритм рассуждения: 1. Определяю склонение, падеж имени существительного. 2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в падеже. 3) Изучают рубрику «Советы помощника», отвечают на вопрос. | Познавательные: формирование умения строить логические рассуждения. Личностные: формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению. Регулятивные: формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: формирование умения правильно реагировать на предлагаемые вопросы. | ||
Этап | Применение знаний и умений в новой ситуации (13 мин.) | |||
1)Развиваем умение проверять безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки (словамипомощниками с ударными окончаниями), отрабатываем навык графического обозначения условий выбора орфограммы, выполняя упр. 300 2) Учитель называет словосочетания: Поражаться смелости, думать о жизни, мысли о Родине, идти по площади, сидеть на площадке, отвечать по математике, положить в сарае, побывать в музее. | 1)Выполняют самостоятельно упр. 300, после выполнения осуществляют взаимопроверку по образцу. Ошибки анализируют. 2) Объясняют устно написание Е или И в окончаниях, следуя алгоритму | Познавательные: формирование умения осуществлять поиск и выделение необходимой информации; построение логических рассуждений. Личностные: формирование уважительного, отношения к другому человеку, его мнению. Регулятивные: формирование умения анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: формирование умения формулировать собственное мнение слушать собеседника. | ||
Этап | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (7 мин.) | |||
1)Предлагает выполнить задание в Learningapps 2) Тест в блоге, проверка уровня усвоения орфограммы | 1)Выполняют задание 2) Выполняют тест, взаимопроверка по образцу | Познавательные: формирование умения осуществлять контроль и оценку результатов деятельности Регулятивные: формирование умения выделять и осознавать то, что уже усвоено, осуществлять взаимоконтроль и анализ допущенных ошибок. | ||
Этап | Рефлексия (2мин.) | |||
Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Личностные: формирование умения осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: формирование умения оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Коммуникативные: формирование умения формулировать собственное мнение | ||
Этап | Предъявление домашнего задания (1 мин.) | |||
Инструктирует учащихся. Упражнение 299 | Анализируют и выявляют степень готовности, записывают в дневники | Личностные: эмоциональное принятие домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине....
Русский язык 4 класс.Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».
Конспект урока с технологической картой урока и презентацией....
Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)
Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён существительных" (УМК "Школа России")
Урок построен необычным образом - учащимся предлагается создать свой выпуск газеты. При этом ребята и повторяют теоретический материал, и самостоятельно подбирают примеры, и редартируют текст....
Методическая разработка урока по русскому языку «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Класс: 5г.Тема: «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»Цель урока: повторить склонения имён существительных; тренировать навык правильного написания &nd...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" с презентацией к данному уроку....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" с презентацией к данному уроку....