УРОК в 5 классе по теме « Предложения с обращениями»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozhs_obrashch._5_klass.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина
УРОК в 5 классе по теме
« Предложения с обращениями»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Такменина Вера Александровна
г. Таганрог, 2017г.
Цели урока:
Обучающие:
- Дать определение понятия «обращение».
- Дать представление об использовании обращения в речи.
- Научить расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями.
Развивающие:
- Научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением, использовать обращение как средство оценки адресанта и адресата речи.
- Развивать устную речь, коммуникативные умения.
Воспитывающие:
- Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
- Воспитывать любовь к русской литературе.
Педагогические технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, развивающего обучения, развития творческих способностей и навыков конструирования, проектирования, работа в парах.
Оборудование: мультимедийный проектор, толковые словари, орфографические словари.
Планируемые результаты учащихся:
Предметные: находить обращения в предложении, устанавливать различия между обращением и подлежащим, графически обозначать обращение, опознавать и правильно интонировать предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями, пунктуационно оформлять предложения с обращениями.
Метапредметные: пользоваться разными видами чтения (выборочным, ознакомительным, изучающим), анализировать, сравнивать, делать выводы. преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, алгоритм); участвовать в речевом общении в соответствии с ситуацией и коммуникативной установкой.
Личностные: формировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражение уважительного отношения к людям посредством языка.
- 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Друзья мои, здравствуйте! Прошу вас присесть. Все ли готовы к работе? Всем ли удобно? Вижу по глазам, что вам отчаянно хочется приступить к занятию.
– Кто сегодня отсутствует? Жаль, его (её, их) нам так не хватает! А всем нам должно хватить на уроке хорошего настроения, знания предыдущего материала, желания открыть истину. При наличии всех этих составляющих нас всех ждет успех.
- II. Повторение пройденного. Актуализация имеющихся у детей представлений об изучаемом предмете – синтаксисе. Друзья мои, прекрасен наш союз! Эти строчки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам. Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока. Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина. На доске записаны предложения. Целеполагание в тему урока. 1. Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
2. Чем вы, гости, торг ведете? Прочтите запись на доске. Какие мысли у вас появились? Первое предложение простое, с однородным членом предложения (доказать). Синтаксическая роль слова "гости" в первом предложении? (подлежащее) Почему выделяется запятыми слово "гости" во втором предложении? Является ли оно членом предложения? Выделите грамматическую основу. А какую выполняет функцию? (называют того, кого спрашивают, к кому обращаются с речью). Как можно назвать это особое слово?
"Обращение". (Записать тему в тетради).
- Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?
- Какова роль обращения в речи?
- Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
- Какое место занимает обращение в предложении?
Первое открытие мы с вами уже сделали : Обращение называет того, к кому обращаются с речью и не является членом предложения.
III. Осмысление новой информации. Этап усвоения новых знаний. 1. Добавить к 1 абзацу: Сейчас обращение употребляется в именительном падеже, а в глубокой древности был еще один падеж звательный. Имена существительные в этой форме и использовались в роли обращения. Добавить к 3 абзацу: Если на письме обращение выделяется запятыми, то как выделить его устно? В устной речи обращение выделяется паузами. Учитель показывает образец чтения.
2. Выполнение упражнений № 213, стр. 98 (устно); № 216, стр. 100.
IV. Исследовательская работа. – Прослушайте предложения. Назовите слова, с помощью которых герои Пушкина обращаются к другим.
– Определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах.
- Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…
- Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
- Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
- Смилуйся, государыня рыбка:
Еще пуще старуха бранится…
Выводы после наблюдений:
– Кого называют обращения? (Обращение называет того, к кому обращаются с речью.)
– Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, дорогие мои, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…
– Как характеризуют царицу эти разные обращения: “свет мой, зеркальце” (ласковое обращение) и “мерзкое стекло”? (царица слышит не то, что хочет услышать)
– Очень часто обращение раскрывает характер героя произведения.
– Ты, Саша (обращение к одному из учеников), смог бы полюбить такую, как царица?
– У человека тонкая и ранимая душа – подбирайте слова, когда обращаетесь к нему.
– Интонация обращений звательная. Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык – явление живое, изменчивое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском, родственном русскому, языке.
Физминутка.
Давайте отдохнем. Раз- поднялись, потянулись.
Два- согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою- три кивка.
На четыре -руки шире.
Пять- руками помахать. Шесть- за парты тихо сесть.
V. Этап закрепления новых знаний. Работа по карточкам (самостоятельно). Найдите обращения и выделите из знаками препинания.
Карточка №1 Карточка № 2
Не трещите морозы Ветры бури ураганы
В заповедном бору, Дуйте что есть мочи
У сосны и берёзы Вихри вьюги и бураны
Не грызите кору! Разыграйтесь к ночи.
Карточка №3
1. Сыпь ты черемуха снегом. (С. Е с е н и н.) 2. Серебристая дорога ты зовешь меня куда? (С.Есенин.) З. Я вижу вас родные степи. (А.Фет).
4. Я люблю тебя Россия. (М. Ножкин.) 5. Расцветай наш край родной.
Карточка №4.
Птицы наши друзья и неутомимые помощники. Они уничтожают вредителей сада, леса, служат санитарами в природе.
Берегите птиц ребята
Карточка № 5
1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
2. Эй братец загораешь?
З. Получай свою одежду товарищ по несчастью.
4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
5. Цветик научи меня сочинять стихи.
Карточка № 6.
1. Не трещите морозы в заповедном бору.
2. К утру мороз крепчал.
З. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
4. Муравьи санитары леса.
5. Догорай костер дотла.
Карточка № 7.
1) Спишите, расставьте знаки препинания, объясните графически.
-Князь им вымолвил тогда:
«В добрый путь вам господа…»
- Выпросил дурачина корыто!
- Свет наш солнышко!
Ты ходишь круглый год по небу…
-Здравствуй грозная царица!
-Бабушка постой немножко…
- А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты поп за дешевизной!»
Карточка № 8.
Найдите в предложениях обращения. Составьте схемы предложений.
- Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи..
- Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.
- Смилуйся, государыня рыбка…
- Балдушка, погоди ты морщить море…
Карточка № 9.
Запишите предложения с обращениями.
- Ты царица всех милее, всех румяней и белее.
- И царица хохотать и плечами пожимать.
- Свойство зеркальце имело,
Говорить оно умело.
- Здравствуй зеркальце! Скажи да всю правду доложи…
VI. Итог урока. Над какой темой мы работали весь урок? Завершить хочу урок таким стихотворением.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг,не забывай:
Запятые расставляй. VII. Оценки за урок, домашнее задание: упр.217, стр. 100
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "Предложения с обращениями".
Урок русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Разработка урока русского языка с презентацией в 5 классе по теме: "Предложения с обращениями"
Урок - закрепление с элементами исследования. На уроке поставлены следующие цели: 1.Закрепить понятие «обращение».2. Способствовать формированию умени...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Предложения с обращениями"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Предложения с обращениями" представляет собой разработку, содержащую сценарий урока для учителя и опорный конспект для ученика. Материал будет поле...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями".
Тема: Обращения, вводные слова и вставные конструкции (2 урок).Цель: 1) Продолжить работу над обработкой умений распознавать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, прав...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения с обращениями"
Цели: повторение и закрепление темы «Предложения с обращениями», работа с пунктограммой «Знаки препинания в предложениях с обращениями», составление предложений и текстов с обр...
Конспект урока в 8 классе по теме "Предложения с обращениями"
Конспект урока по теме "Предложения с обращениями" содержит материал, позволяющий обобщить и систематизировать все знания, полученные обучающимися до 8 класса. Задания в формате ОГЭ позволяю...
Урок в 5 классе по теме "Предложения с обращениями"
Основные цели урока:1) сформировать представление о предложениях с обращением, научить отличать обращение от подлежащего, определить роль обращений в речи;2) закрепить знание этапов учебной деятельнос...
- Мне нравится (1)