Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Предложения с обращениями"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Королёва Елена Владимировна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Предложения с обращениями" представляет собой разработку, содержащую сценарий урока для учителя и опорный конспект для ученика. Материал будет полезен учителям русского языка, работающим по учебному комплексу В.В. Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_klass.doc104 КБ
Microsoft Office document icon predlozheniya_s_obrashcheniyami.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 75.

Тема урока «Предложения с обращениями»

Место урока в календарно – тематическом планировании: на данную тему в 5 классе отводится 1 час.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.

Цели:

  • Образовательные:
  • познакомить учащихся с понятием обращение;
  • рассмотреть способы его выражения, роль  в предложении;
  • научить находить обращения в предложении;
  • формировать навык постановки знаков препинания на письме при обращении;
  • обучать звательной интонации;
  • отличать обращения от подлежащих.
  • Развивающие:
  • развивать речь через обогащение словарного запаса при введении новых понятий;
  • развивать логическое мышление при анализе нового материала;
  • развивать умение делать выводы из наблюдений.
  • Воспитательные:
  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе;
  • воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность к себе.

Методы: словесный, наглядный.

Приёмы: беседа, опрос, самостоятельная работа, использование информационных технологий.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.

Виды деятельности: работа обучающихся в тетрадях по предложенным вопросам (закрепление).

Оборудование: учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой, рабочие тетради, кроссворд на доске, опорный конспект.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Задание 1. Угадайте тему урока, ответив на вопросы кроссворда, ключевое слово которого поможет вам узнать её».

2. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний

(Читаю вопросы кроссворда, кроссворд на доске.

1. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы 
как? где? когда? зачем? почему?
3. Члены предложения, отвечающие на один и  тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
4. Главный член предложения, который  чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.
5. Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.
6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы  
какой? чей?
7. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
8. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, правила их построения.
9. Главный член предложения, отвечающий на вопросы 
кто? что?

Слово учителя

– Ключевое слово отгадано, и теперь можно объявить тему урока: «Предложения с обращениями».

3. Этап усвоения новых знаний.

1) Изучение материала учебника на стр. 35 – 36

2) Отвечаем на предложенные вопросы.

- Дайте определение «обращение»?

- Что выполняет роль обращения? (существительное им. )

- Входит ли обращение в грамматическую основу?

- Какую интонацию имеет предложение с обращением? (звательную интонацию)

- В каком месте может стоять обращение в предложении? (может стоять в любом месте в предложении)

- Как на письме выделяется обращение? (выделяется запятыми)

(учащиеся могут воспользоваться учебником в случае затруднений при ответе на вопрос)

Слово учителя

- Также вам необходимо помнить, что обращения часто встречаются в побудительных предложениях, а в роли обращений выступают собственные имена, названия лиц по родству, по профессии.

3) Работа с опорным конспектом.

1. Найдите в примерах слова, которые называют того, к кому обращена мысль.

Надпишем над этими словами обращение.

А теперь прочитайте эти примеры выразительно, вживаясь в чувства говорящего, интонацией выделяя лицо или предмет, к которому обращаются.
Эта интонация, с которой вы прочитаете  обращения, называется 
звательной.

Предложения для работы:

1. Ребята, слушайте внимательно!

2. Маша, не отвлекайся!

3. Дима, как я рада тебя видеть!

4. Куда ты, Саша, идешь?

5. Почему ты молчишь, Миша?

6. Что у нас на обед, мама?

7. Водитель, сколько мы будем в пути?

2. А к кому мы обращаемся?

Вопрос вроде бы простой, но не торопитесь с ответом. Обратимся к примерам.

– Обобщите наблюдения: к кому может обратиться человек с речью?

1. Сестра, помоги мне решить задачу!

2. Девушка, помогите мне выбрать книгу!

3. Не шуми, лес.

4. Солнце, не суши зноем землю.

5. Пойте, люди.

6. Ребята, оберегайте природу.

7. Напишите мне письмо, друзья.

3. Продолжим наблюдения: словами какой части речи  выражается обращение? В форме какого падежа?

4. А какое место занимает обращение в предложении? Это важно для знаков препинания и интонационных пауз.

– Какими знаками выделяется обращение?

Всем нам при общении
Поможет (что?) обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.

(А. Косоговский "Обращение").

Слово учителя

- Опознавательным признаком постановки запятых при обращении является звательная интонация.

– Эти наблюдения мы оформим в виде схем: обращение обозначается буквой о, заглавной или прописной.

5.  Слово учителя

А теперь давайте ответим на вопрос: что же такое обращение?

Обращение – это …

6. С каким членом предложения  можно спутать обращения? 

Запишем и сравним:

Пристают к заставе гости.
Чем вы, гости, торг ведете?

– А как их различить?

(Подлежащее является главным членом предложения и связано со сказуемым, а обращение не является никаким членом предложения).

4. Физкультминутка.

Это лёгкая забава 
Это лёгкая забава — 
Повороты влево-вправо. 
Нам известно всем давно — 
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) 
Приседаем быстро, ловко. 
Здесь видна уже сноровка. 
Чтобы мышцы развивать, 
Надо много приседать. (Приседания.) 
А теперь ходьба на месте, 
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) 

5. Этап закрепления  новых знаний

1) Выполнение упражнения 308. Комментирование учениками выполненного задания.

– Конечно, вы и раньше и пользовались обращением, этим необходимым явлением нашей речи.

А что нового узнали на уроке?

6. Этап подведения итогов урока

1) Что такое обращение?

2) С какой целью мы используем обращения?

3) Как на письме мы выделяем обращение?

4) С чем мы можем спутать обращение?

5) Чем может быть выражено обращение?

7. Выставление оценок.

8. Рефлексия.

Работа с сигнальными карточками (карточки находятся на столах учащихся).

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

9. Этап информирования учащихся о дом. задании и инструктаж к его выполнению

Параграф 22, упражнение 309.



Предварительный просмотр:

«Предложения с обращениями»

(опорный конспект)

Задание 1.

Вопросы к кроссворду.

1. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы 
как? где? когда? зачем? почему?
3. Члены предложения, отвечающие на один и  тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
4. Главный член предложения, который  чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.
5. Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.
6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы 
какой? чей?
7. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
8. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, правила их построения.
9. Главный член предложения, отвечающий на вопросы 
кто? что?

Задание 2.Прочитать параграф № 22.

Изучение материала учебника на стр. 35 – 36:

- определение «обращение»

- роль обращения выполняет существительное им. п.

- обращение не входит в грамматическую основу

- звательная интонация

- может стоять в любом месте в предложении

- выделяется запятыми

- обращения часто встречаются в побудительных предложениях.

- в роли обращений выступают собственные имена, названия лиц по родству, по профессии.

Задание 3.

1. Ребята, слушайте внимательно!

2. Маша, не отвлекайся!

3. Дима, как я рада тебя видеть!

4. Куда ты, Саша, идешь?

5. Почему ты молчишь, Миша?

6. Что у нас на обед, мама?

7. Водитель, сколько мы будем в пути?

Задание 4.

– Обобщите наблюдения: к кому может обратиться человек с речью?

1. Сестра, помоги мне решить задачу!

2. Девушка, помогите мне выбрать книгу!

3. Не шуми, лес.

4. Солнце, не суши зноем землю.

5. Пойте, люди.

6. Ребята, оберегайте природу.

7. Напишите мне письмо, друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 8 класс "Обращение, знаки препинания при нем"

Урок изучения нового материала, повторяем  раздел "Орфоэпия", затем работаем с предложением, осложняя его новыми конструкциями, отрабатываем правило постановки знаки препинания при обра...

Конспект урока по русскому языку _5 класс_Обращение

Конспект урока по теме "Обращение"...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...