Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения с обращениями"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Трофимова Галина Викторовна

Цели: повторение и закрепление темы «Предложения с обращениями», работа с пунктограммой «Знаки препинания в предложениях с обращениями», составление предложений и текстов с обращениями.

Форма урока: использование игровых ситуаций, индивидуальных опережающих заданий.

Оборудование: плакат «Знаки препинания в предложениях с обращениями», отдельно стоит стол, где лежат письма учащихся (заранее написанные) с обращениями, карандаши, стоят таблички с надписями: «письма», «корректоры». Оформлена выставка: «Русские народные сказки. Сказки русских писателей».

Было дано опережающее задание учащимся:

1)    написать письма сказочным героям, используя обращения;

2)    выписать на карточки предложения с обращениями из сказок А.С. Пушкина;

3)    индивидуальные задания:

a)     выписать на карточки предложения с обращениями из сказки Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе»;

b)    подготовить «Диалог с королевой Обращением».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obrashchenie_5_klass.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс. Тема урока: «Предложения с обращениями»

Цели: повторение и закрепление темы «Предложения с обращениями», работа с пунктограммой «Знаки препинания в предложениях с обращениями», составление предложений и текстов с обращениями.

Форма урока: использование игровых ситуаций, индивидуальных опережающих заданий.

Оборудование: плакат «Знаки препинания в предложениях с обращениями», отдельно стоит стол, где лежат письма учащихся (заранее написанные) с обращениями, карандаши, стоят таблички с надписями: «письма», «корректоры». Оформлена выставка: «Русские народные сказки. Сказки русских писателей».

Было дано опережающее задание учащимся:

  1. написать письма сказочным героям, используя обращения;
  2. выписать на карточки предложения с обращениями из сказок А.С. Пушкина;
  3. индивидуальные задания:
  1. выписать на карточки предложения с обращениями из сказки Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе»;
  2. подготовить «Диалог с королевой Обращением».

Ход урока.

1. Приветствие:

- Здравствуйте, девочки и мальчики! Садитесь! Какое обращение я употребила в приветствии к вам, ребята? (ответы учащихся)

- Хорошо. Итак, какую тему мы сегодня продолжим на уроке?

- Запишите эту тему в тетради. Вы сегодня писали письма, обращённые к сказочным героям. А я начну с письма к вам, ребята (письмо зачитывается, оно может быть выведено на экране в презентации, см. приложение). Письмо я написала, подражая одному из известных сказочных героев. Кому? Кто догадался? (показать книгу Л. Лагина «Старик Хоттабыч»). В письме я употребила обращения. Какие вы запомнили?

2. - Молодцы! Что же такое обращение? У нас на уроке присутствует королева Обращение. Настя, представь нам, пожалуйста, свою подругу и королеву.

Диалог с Обращением.

Настя: Знакомьтесь: её Величество королева Обращение. Ваше Величество, как нам узнать Вас в предложении? Какой частью речи Вы обычно выражены?

Королева Обращение: Здравствуйте, уважаемые друзья! Я – Обращение. Я называю того, к кому обращаюсь с речью. Чаще всего я бываю именем существительным. Могу быть и целым словосочетанием.

Настя: А в каком падеже Вы обычно стоите?

Королева Обращение: Я выбираю самый главный падеж – именительный.

Настя: Ваше Величество, осмелюсь спросить, от каких слов в предложении Вы можете зависеть?

Королева Обращение: Я не от кого не могу зависеть, я сама по себе.

Настя: Ваше Величество, а какие имена существительные Вы предпочитаете?

Королева Обращение: Пусть на этот вопрос ответят сами ребята. Друзья, вы читали обо мне, скажите, какими существительными бывает выражено обращение?

Итак, что же такое обращение и какими существительными оно бывает выражено? Ответьте на вопрос королевы! (ответы ребят).

3. Хорошо, теперь вспомним, какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращениями, вам поможет плакат-схема. Начертите схемы в тетради. (кто-то из ребят рассказывает правило о знаках препинания в предложениях с обращениями).

А сейчас мы на практике проверим, как мы умеем находить обращения в предложениях и расставлять правильно знаки препинания.

Индивидуальное задание будут выполнять королева Обращение и корректор Алёша (объяснить значение слова корректор). Они читают ваши письма и исправляют возможные ошибки в предложениях с обращениями.

Все остальные учащиеся работают в это время с предложениями, записанными на доске (или выведенными на экране в готовой презентации). Задание: записать предложения, выделить графически обращения, расставить недостающие знаки препинания, выполнить синтаксический разбор одного предложения (№4 или 5) У доски работают двое учащихся, выполняя синтаксический разбор. Предложения на доске (без знаков препинания):

  1. Не пугай, зима: весна придёт.
  2. Работай, сынок! Тебя спросит старость, где была твоя молодость.
  3. Терпи, казак, - атаманом будешь.
  4. Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек, спи, мой звоночек родной!
  5. Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Проверяем работу у доски, слушаем результаты работы с письмами. Зачитываются отдельные лучшие предложения, выбираются лучшие письма, которые к следующему уроку могут быть вставлены в презентацию.

Физкультминутка. Выполняются упражнения на внимание (используются предложения с обращениями).

4. Следующее игровое задание: кто больше? За пять минут написать как можно больше предложений с обращениями из сказок А.С. Пушкина (используются карточки, приготовленные дома). Затем проводится конкурс между двумя учениками: кто больше назовёт предложений с обращениями из сказок А.С. Пушкина наизусть. Проверка индивидуального задания: прочесть предложения с обращениями из сказки зарубежного писателя) (сказку Р. Киплинга ребята должны назвать сами).

Выполняем морфемный разбор слова обращение. Подбираем однокоренные слова: обращаться, обратиться, оборотиться, обратный, обратно, необратимый. Составляем предложения или словосочетания с данными словами.

- А как к вам, ребята, обращаются ваши близкие? Ваши друзья в школе? Составьте (устно предложения с обращениями к вам.

Заключение учителя и рефлексия.

Обращение – очень важная часть нашей жизни. Когда вы обращаетесь друг к другу, будьте взаимно вежливы, предупредительны. Внимательны, не то может не осуществиться обратная связь или начнутся необратимые (нежелательные) процессы в вашей жизни.

Обращайтесь друг к другу по имени, отчеству и лучше никогда не пользуйтесь прозвищами, а то это может оборотиться вам неприятностями.

 - Что же мы сегодня узнали об обращении? Понравилась ли вам эта тема?

Домашнее задание. Тесты по теме: «Обращение» (См. приложение).

Приложение

Письмо учителя к учащимся

О мои беспокойные друзья, постоянная тревога моего сердца!

Прошу вас, о достойнейшие отроки-пятиклассники, делайте поменьше ошибок в своих тетрадях! Пусть всегда будет аккуратным ваш почерк и толковыми мысли, о мои усерднейшие из усерднейших!

А более всего меня удивляет, о мои внимательнейшие из внимательных, старательнейшие из старательных, более всего меня удивляет легкомысленное поведение некоторых неразумных отроков нашего класса. Да изменятся они в лучшую сторону!

Мир вам, о юные отроки и благополучие. Пусть детство ваше продолжается долго и счастливо. Не забывайте читать умные книги и учиться!

 С полным к вам уважением и вниманием, о мои юные друзья.

Ваша Галина Викторовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Вводные слова и предложения. Обращения."

Систематизировать и обобщить знания по темам "Вводные слова и предложения", "Обращения"....

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...