Текст как дидактическая единица в обучении русскому языку
опыты и эксперименты по русскому языку по теме
С данным докладом выступала на XIII Кудрявцевских педагогических чтениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст как дидактический материал в обучении русскому языку | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ города Тулуна СОШ № 1
Грищенко Валентина Васильевна
Доклад
Текст как дидактическая единица на уроках русского языка
Очень важно вызвать у детей желание
овладеть родным языком,
который способен «творить чудеса»
К.Г. Паустовский
Текст стал предметом активного внимания методистов со второй половины ХХ века. В новом поколении учебников по русскому языку текст является обязательной дидактической единицей учебного материала.
В методике преподавания русского языка текст используется как предмет обучения, а также как средство обучения иным языковым единицам: словам, предложениям, сложным синтаксическим целым, которые изучаются в структуре текста и усваиваются как важные компоненты речи.
При работе с текстом обучение проходит «не только на основе подражания образцам, происходит и «самонаучение», что постепенно приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуально-авторским стилем, личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове…» [Пахнова Т.М.]
При каких условиях текст становится дидактической единицей? Как на уроках русского языка познакомить школьников с системой, структурой, основными понятиями и категориями языка и одновременно способствовать развитию у них связной речи? Именно эти вопросы имеют первостепенное значение для учителей, методистов, лингвистов, филологов.
Для начала определимся, что же такое текст?
Интуитивное представление о том, что такое текст, имеют все, тем не менее в настоящее время существует множество разногласий о природе текста, его назначении. Из-за многоплановости и многоуровневости текста до сих пор не существует единого определения этого понятия.
Отечественный лингвист, лексикограф И. Р. Гальперин в книге «Текст как объект лингвистического исследования» так определяет этот термин: «Текст – произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку».
«Текст – это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное», — такова точка зрения Н. Д. Зарубиной.
В словаре-справочнике Т.В. Жеребило говорится о тексте как о «дидактическом материале, который выполняет информативную, эстетическую, прагматическую функции. Умение работать с учебными текстами повышает эффективность усвоения материала. Необходимо учитывать определенные особенности в использовании текстов разных стилей в процессе образовательной деятельности».
М. И. Откупщикова, автор известного труда «Синтаксис связного текста», справедливо отмечает, что текст «представляет собой почти жестко фиксированную, передающую определенный связный смысл последовательность предложений, связанных друг с другом семантически, что выражено различными языковыми способами».
Много определений текста построено на выдвижении на первое место коммуникативной природы текста. При этом одновременно подчеркиваются разные его свойства. Специалист в области психолингвистики В.А. Пищальникова подчеркивает особую эстетическую ценность текста как коммуникативного произведения.
Во всех приведенных определениях текста, несмотря на кажущиеся противоречия, есть много общего. Прежде всего, текст рассматривается как речетворческое произведение, как продукт речи, как основная единица речи. Следовательно, для всех исследователей является бесспорным положение о том, что продуцирование текстов и их осмысление происходит в процессе познания действительности и коммуникации. Все сходятся во мнении, что текст, как правило, реализуется в письменной форме, что текст - это законченное, завершенное произведение и, наконец, что он имеет собственную внутреннюю структуру, определенное строение, обладает средствами связности его частей.
Вернемся к тексту как к дидактической единице.
В методике работа над текстом осуществляется на основе речеведческих понятий, которые усваиваются в виде умений производить учебные действия с этими понятиями и правилами. Текст – это не просто дидактическая единица, но универсальная дидактическая единица, позволяющая слить воедино два важнейших направления: познание системы формально-языковых средств языка и познание норм и правил общения. Неоценима роль текста в обучении всем, без исключения, видам речевой деятельности. Связный текст выражает законченную мысль, дает материал для речевой практики, позволяет показать источник информации, словарь, все виды речевой деятельности, решает обучающие и воспитывающие цели урока.
В идеале каждый урок русского языка должен включать в себя работу с текстом. Такая работа совместима с любой программой по русскому языку. Каждая тема, каждое явление языка должно изучаться на материале текстов: теория проверяется на практике, ученики видят, как правила и законы орфографии и синтаксиса реализуются на практике, то есть в тексте. Один и тот же текст можно использовать неоднократно, каждый раз отыскивая в нем что-то новое.
Конечно, к тексту как основной дидактической единице обучения русскому языку предъявляются особые требования. Во-первых, в ходе анализа текста обязательно должна осуществляться взаимосвязь всех разделов курса русского языка. Во-вторых, в тексте максимально полно должны быть представлены различные виды орфограмм, предложены все виды разборов. В-третьих, тексты предлагаемые на уроках русского языка должны являться образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, должны носить глубокий воспитательный характер, а также быть звучными, выразительными, раскрывающими богатство русского языка.
Большое место на уроках русского языка должна занимать работа с текстами, прежде всего имеющими воспитательно-познавательный характер. Их использование способствует формированию нравственно-этических качеств личности школьника, совершенствованию его знаний об окружающем мире, человеческих отношениях. Использование текста при обучении русскому языку создает условие для осуществления личностно ориентированной педагогики - эта работа позволяет воспитать свободную личность, наделённую субъективным опытом и реализующую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.
Безусловно, текст, используемый на уроках в качестве дидактического материала, должен обладать стилевой безупречностью, позитивной нравственной позицией автора, доступностью содержания, способностью вызвать не только интеллектуальный, но и эмоциональный отклик школьника, воздействовать на волевую сферу человека. При систематической работе с текстом учитель уже с 5 класса осуществляет подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации, к сдаче экзамена в формате ЕГЭ.
Не менее важно определение характера заданий к текстам и последовательности их выполнения. Воспитание и обучение в этом случае взаимодействуют. Ведь хорошо организованная работа, знание и понимание окружающей действительности вызывает у обучающихся потребность высказаться. Достаточно сильной мотивацией у учащихся является обязательность работы с текстом на ЕГЭ.
При работе с текстом с 5 класса учитель формирует умение осуществлять литературоведческий анализ произведения, языковой анализ, культурологический анализ текста, работать с орфоэпическими нормами языка. В ходе данной работы идет подготовка к сочинениям различных жанров, закрепляются знания по основным разделам лингвистики: лексике, фонетике, морфемике и словообразованию, морфологии, синтаксису, при работе с текстом всегда проводится большая работа по орфографии и пунктуации.
Методике известны следующие задания по тексту:
- определить тему и основную мысль текста;
- найти лингвистические единицы (слова в определенной грамматической форме, или синтаксические конструкции, или слова с определенными лексико-семантическими характеристиками), определить их роль в тексте (соотносительность их использования с задачами, условиями и содержанием высказывания);
- указать средства связи частей предложения, предложений в тексте, абзацев;
- указать признаки текста в приведенном тексте или отрывке текста;
- определить тип текста (повествование, описание, рассуждение), подтвердить свое мнение анализом структуры текста и языковых средств (например, в рассуждении найти тезис, доказательства и вывод);
- проанализировать элементы текста, например, его название;
- указать условия и задачи речи, то есть охарактеризовать ситуацию общения, в которой может быть использовать анализируемый текст;
- определить стиль текста через анализ его стилевых черт (непринужденность, официальность; эмоциональность, отсутствие эмоциональности; образность, отсутствие образности и др.) и языковых средств;
- указать различия в текстах на одну тему, но разного стиля, жанра, композиции;
- найти недостатки исполнения в негативном (намеренно необразцовом) тексте.
Обязательное условие подобных занятий – выход в речетворческую деятельность учащихся, то есть создание школьниками собственного текста. Это может быть мини-сочинение, рассказ или художественная зарисовка.
О важности создания и конструирования учениками собственных текстов говорит и Е.И. Литневская. Она справедливо подчеркивает, что работа на уроках русского языка с текстом «имеет не только познавательное, но и чрезвычайно важное практическое значение, так как является необходимой ступенью для создания собственных текстов». [Литневская, 2006, с.507]
При изучении синтаксических тем, также в качестве идеального дидактического материала подойдет текст, а не отдельные искусственно созданные предложения.
Упражнения по тексту в рамках изучения тем синтаксиса могут быть следующими:
- Определить жанр речи и композиционную схему текста (линейная или параллельная).
- Преобразовать текст, перестроив бессоюзные сложные предложения в синонимичные им сложносочиненные или сложноподчиненные.
- Сделать синтаксический разбор предложений.
- Определить вид связи предложении в тексте.
- Определить способ подчинительной связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание)
- Определить вид предложения по цели высказывания.
- Объяснить постановку знаков препинания в предложении.
- Подчеркнуть главные/ второстепенные члены предложения.
- Найти и подчеркнуть обособленные и необособленные приложения в тексте.
- Найти в тексте односоставные предложения, определенно-личные, полные, неполные предложения. определить их вид.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа с текстом на уроках является не целью, а средством для развития связной речи у школьников. Воспроизведение, трансформация и информационная переработка текста имеют и самостоятельную ценность, и вспомогательную ценность как ступень формирования умения создавать собственные тексты. Текст при обучении школьников связной речи выступает в качестве основной дидактической единицы, так как он позволяет слить воедино два важнейших направления: познание системы формально-языковых средств языка и познание норм и правил общения. Именно в нем все единицы языка представлены в естественной ситуации, в естественном положении и окружении.
Тема «Морфология. Имя существительное»
Текст
Книги Пушкин любил с детства. Мальчиком он пр..в..дил бе..сонные ночи, тайком забираясь в к..бинет отца, и «пожирал» все книги, поп..давшиеся ему под руку.
Обл..дая вел..колепной памятью, Пушкин уже в одиннадцать лет отлично знал французскую греческую литературу. Начитанностью он поражал своих сверстников в Лице.. .
Когда поэт находился в ссылк.., друзья слали и слали ему книги в ответ на его настойчивые просьбы об этом.
После дуэл.., страдая от смертельной раны, Пушкин не забыл о книгах. Он пр..стился с женой с детьми простился с друзьями. Потом окинул уг..сающим взглядом книжные полки и тихо пр..молвил Прощайте друзья!..
(По Е.А. Брусиной)
1. Озаглавьте текст.
2. Тема текста.
3. Основная мысль текста.
4. Стиль текста.
5. Тип текста
6. Составьте план текста.
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и графически объясните написание.
8. Разберите по составу слова: мальчиком, французскую.
9. Определите лексическое значение слова друг и объясните, почему А.С. Пушкин называл книги друзьями.
10. Объясните, как вы понимаете выражение «пожирал» все книги.
11. В 1, 2, 3 абзацах укажите падеж и склонение существительных.
12. Произведите фонетический разбор слова все.
13. Произведите морфологический разбор слова (после) дуэли.
14. Составьте схему последнего предложения.
Работа с текстом на уроке русского языка является важнейшим средством формирования личности школьника, помогает осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, способствует созданию развивающей среды на уроке. Целенаправленный подбор текстов и заданий к ним, включение каждого урока в продуманную систему работы с текстом - это основные условия, которые способствуют формированию языковой компетентности обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р.Гальперин. — М., 1981.- 18с.
- Ельмуратова Г.Н. Текст как дидактическая единица обучения русскому языку [Электронный ресурс]/ Г.Н.Ельмуратова.- Режим доступа: http://repository.enu.kz/handle/123456789/6778. – Дата обращения 04.02.2016.
- Жеребило Т.В. Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим», 2011.
- 3арубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты / Н.Д. Зарубина. — М., 1981.- 11с.
- Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка/ под ред. Т.А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1997.- 232с.
- Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, под ред. Е.И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь, 5 класс. – ТЦ «Сфера», 2002.
- Откупщикова М.И. Синтаксис связного текста/ М.И. Откупщикова. – Л., 1982. 28с.
- Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей среды [Текст] / Т.М.Пахнов// Русский язык в школе. -2000, №4, - 3-11с.
- Разумовская М.М. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ М.М Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.И. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 12-е изд. стер. - М.: 2009. – 269 [3]с.: ил., 8л. цв. вкл.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк / Д.Б. Эльконин. - М.: АПН РСФСР, 1958. 115 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал и ИКТ как эффективные приёмы обучения русскому языку
Описание системы работы на уроках русского языка...
МЕТОД УКРУПНЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ
Описание использования метода укрупненных дидактических единиц при обучении геометрии и его преимущества....
Дидактические материалы к уроку русского языка в 7 классе "Признаки текста"
Материалы к уроку "Признаки текста"...
Дидактический материал к уроку русского языка в 9 классе по теме "Комплексный анализ текста ( По Б.Васильеву "Летят мои кони...)"
Урок можно дать как рубежный или итоговый контроль. Учащиеся проводят исследовательскую работу, объединившись в группы (бригады).В каждой группе назначается руководитель (из числа успешных учени...
Дидактический материал к урокам русского языка в 9 классе с использованием текстов южноуральских писателей
Материал можно использовать для индивидуального опроса и для зачетов по разделу "Сложное предложение"...
Психолого - педагогические основы дидактической системы развивающего обучения. Различные виды диагностики обучения русскому языку и литературе.
В статье представлен теоретический и практический материал по технологии развивающего обучения, а также расскапзывается о различных видах диагности обученности школьников....