Открытый урок по теме"Словообразование" 6 класс Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кодзоева Лейла Османовна

Урок проходил 30 октября 2017г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_6_klasse_russkiy_yazyk_2017.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе на тему: «Способы словообразования в русском языке».   30 .10.2017 г.   Школа № 1561

Учитель: Кодзоева Л.О.

Цели урока:  1.повторить и обобщить ранее изученное по морфемике и словообразованию;

                       2.научиться различать однокоренные слова и формы слова, различать паронимы  по значению;

                       3.работа в группах, развитие мотивации , через деятельностный подход  привести детей к расследованию слов посредством их композиции.

     Планируемые результаты: умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать разные морфемные и неморфемные способы образования новых слов.

         Оборудование: распечатанные задания по группам, Толковые словари разных авторов, ресурсы Интернет.      

Ход урока:

1.Оргмомент. Приветствие детей, знакомство.

         Слово делится на части,

                                                        Ах, какое это счастье !

                                                                 Может каждый грамотей

                                                                 Делать слово из частей.

2. Слово учителя.

- Дети, как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

Да, нам предстоит интересное путешествие  в мир слов.

1.Класс разделён на группы. Распечатанные задания на партах.

Первая группа:  

У меня в душе ни одного седого волоса,

И старческой нежности нет в ней.

Мир огромив мощью голоса,

Иду – красивый – двадцатидвухлетний.

                                          (В.Маяковский «Облако в штанах»)

Вторая группа:

В прозрачном холоде заголубели долы,

Отчётлив стук подкованных копыт,

Трава поблёкшая в расстеленные полы

Сбирает мёд с обветренных ракит…

                                        ( С.Есенин «Голубень»).

   Третья группа:

С каким наслажденьем

              Жандармской кастой

Я был бы исхлёстан и распят

за то, что в руках у меня молоткастый,

 серпастый советский паспорт…  

                                   ( В.Маяковский « Стихи о советском паспорте»)    

Четвёртая группа:

На столе лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, высохшая как в чахотке зубочистка, совершенно пожелтевшая…  

                                                     ( Н.В.Гоголь « Мёртвые души»).    

Пятая группа:

Разыскать что-то представлялось невозможным в этом беспорядке вещей.

                                                   ( Н.В.Гоголь «Мёртвые души»).

Шестая группа:

Выйдя в гостиную, он (Чичиков) достаёт свою шкатулку с документами и гербовой бумагой.

                                     (Н .В. Гоголь « Мёртвые души»).  

3. Слово учителя

Предлагаю прочитать внимательно, выбрать слова для вас непонятные, малопонятные , интересные по своему составу… Затем от каждой команды по 1 ученику к доске с вашими объяснениями, видениями происхождения того или иного слова, какими действиями пришли к данному выводу.( Пока дети выполняют данное задание, учитель на доске чертит схему , где предусмотрены все способы образования слов и примеры к ним , но строки пусты – дети сами ,по мере выявления нового способа , будут вписывать их с примерами).

Учитель задаёт меньше вопросов , больше побудительных предложений , утвердительных, которые побуждают детей к действию.

4. Работа у доски.

 Если дети не согласны с каким – то решением вопроса, учитель побуждает предложить другие мнения по составу слова и его значению, аргументируя свои ответы , доказать свои позиции.

Работа со схемой – таблицей, куда дети вносят способы образования слов и примеры к ним.

5. Учитель готовит  дополнительные задания  группам, которые справились быстрее по своим заданиям.

6.Слово учителя. 

Предлагаю подумать, как  отличить формы слова от однокоренных слов? Может, они вовсе не отличаются?

Задание на эту часть урока по вариантам:

1 вариант: изменять слово так, чтобы менялась только грамматическая форма

Разговаривать---

Сон---

2 вариант: изменить слово так, чтобы получились другие слова

Разговаривать----

Сон----

7.Слово учителя.

Вернёмся к началу урока. Мы видим, как В.Маяковский, С. Есенин сконструировали новые слова, приставив к ним разные морфемы.

«А не замахнуться ли нам» на признанных поэтов и придумать новые слова разными способами, которые вы вывели на доске в нашей схеме?( дети придумывают слова, им это очень нравится).

Придуманные слова: бояровщина,боговковчик и др.

Рефлексия.

1. Предлагаю вспомнить, что мы хотели сегодня делать на нашем уроке?

2.О чём узнали?

Д/з. п.33, упр.175,творческое задание: найти в романе «Дубровский  « А.С.Пушкина слова с разными способами словообразования ( по одному способу).

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Британские и русские традиции"

Для открытого урока обучающиеся готовили презентации, рассказали о некоторых традициях Британии и России, участвовали в викторине и угостили присутсвующих блинами собственного изготовления....

Разработка урока по теме "Части речи", русский язык 5 класс.

Данная разработка урока включает занимательный материал по теме "Части речи" ( стихотворение, грамматическая сказка), а также таблицы, разнообразные задания....

План открытого урока на тему: "Заимствования в русском языке"

Заимствования в русском языке. Этимология заимствованных слов(Интегрированный урок русского, английского и французского языков)...

Открытый урок на тему "Театрлар" для русской группы 5 класса

Разработка открытого урока на тему "Театрлар" для русской группы 5 класса...

Технологическая карта к открытому уроку по теме "Является ли русский язык международным?"

Урок проведён в 7а классе МБОУ "СОШ№21 г.Элисты" по УМК "Английский с удовольствием - 7" М.З.Биболетовой с использованием материалов ФЦИОР, материлами учащихся,подготовленными в ходе проектной д...

Конспект открытого урока по теме «Удельный период русской истории» 6 класс по ФГОС ООО

Цель урока - выяснение причин и последствий удельной системы на Руси.       Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:1) познава...

Открытый урок по теме "Зачем изучать английский язык?" (7 класс)

Актуализация знаний об англоязычных странах и роли английского языка в современном мире. Использование активной лексики по теме "Изучение английского языка" в серии речевых упражнений....