Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Необщеупотребительные слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Паспорт урока русского языка
Учитель: Козачанская Алевтина Андреевна
Школа: МБОУ СОШ №4 г.Сальска Сальского района
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: «Необщеупотребительные слова»
Тип урока: урок систематизации и обобщения предметных знаний, умений и навыков
Форма урока: урок-путешествие во времени
Цель урока: систематизировать предметные знания по теме «Необщеупотребительные слова».
Задачи урока:
ü научить писать связный текст на заданную тему;
ü показать богатство и разнообразие русского языка посредством использования необщеупотребительных слов;
ü развивать речь, память, мышление;
ü воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию; проявлять интерес к новому; осознавать лексическое богатство русского языка; стремиться к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
владеть монологической речью в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка.
Регулятивные:
уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста.
Предметные: знать лексические группы слов, уметь отличать их друг от друга; уметь находить необщеупотребительные слова в предложениях и текстах.
Технология: технология развивающего обучения, элементы здоровьесберегающей технологии.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Методы работы: проблемный метод, поисковый метод, эвристическая беседа, иллюстративный метод
Приёмы обучения: «Машина времени», «Ёлочка»
Оборудование: презентация, раздаточный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobshcheupotrebitelnye_slova.zip | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт урока русского языка
Учитель: Козачанская Алевтина Андреевна
Школа: МБОУ СОШ №4 г.Сальска Сальского района
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: «Необщеупотребительные слова»
Тип урока: урок систематизации и обобщения предметных знаний, умений и навыков
Форма урока: урок-путешествие во времени
Цель урока: систематизировать предметные знания по теме «Необщеупотребительные слова».
Задачи урока:
- научить писать связный текст на заданную тему;
- показать богатство и разнообразие русского языка посредством использования необщеупотребительных слов;
- развивать речь, память, мышление;
- воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию; проявлять интерес к новому; осознавать лексическое богатство русского языка; стремиться к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
владеть монологической речью в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка.
Регулятивные:
уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста.
Предметные: знать лексические группы слов, уметь отличать их друг от друга; уметь находить необщеупотребительные слова в предложениях и текстах.
Технология: технология развивающего обучения, элементы здоровьесберегающей технологии.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Методы работы: проблемный метод, поисковый метод, эвристическая беседа, иллюстративный метод
Приёмы обучения: «Машина времени», «Ёлочка»
Оборудование: презентация, раздаточный материал
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность на уроке |
1.Организационный этап. | 1.Вступительное слово учителя. - Здравствуйте ребята! Вы знаете, я не устаю поражаться тому, как много удивительного в нашей жизни. Ведь ещё вчера мы представления не имели друг о друге, а сегодня мы с вами одна команда. Меня зовут Алевтина Андреевна, и я очень рада новому знакомству! Надеюсь, это взаимно! А чтобы вы не волновались, давайте подарим друг другу улыбки! Улыбнитесь соседу по парте, улыбнитесь нашим гостям! Спасибо! 2.Запись в тетради (число, классная работа) |
2.Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Ребята, закройте на секунду глаза и представьте, что ученые изобрели машину времени и разрешили нам ею воспользоваться! Правда, здорово? Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины и даже попытаемся заглянуть в будущее! Итак, в путь! Первая остановка – 13 декабря 1974 года. (ЗВУК) (Просмотр видеоролика «Ералаш», серия «Почему мы так говорим?») |
3. Актуализация знаний. | Эвристическая беседа: - Ребята, что мы с вами сейчас увидели? («Ералаш») - А что такое ералаш? Какое лексическое значение имеет это слово? (От тюрк. «аралаш» - беспорядок, неразбериха, путаница) - Вам понравилась серия? Что именно вам понравилось? - Какие это были слова с точки зрения русского языка? (просторечные, необщеупотребительные, жаргонизмы) - Правильно, в ролике вы услышали необщеупотребительные слова. А раз бывают необщеупотребительные, то бывают и … (общеупотребительные) - Расскажите о каждой группе слов. (Общеупотребительные слова – это слова, которые могут употреблять все, они используются во всех стилях языка. Необщеупотребительные слова – это слова, ограниченные сферой употребления или местностью) - Какие группы слов входят в необщеупотребительную лексику? (устаревшие слова (историзмы и архаизмы), диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, неологизмы) |
4. Определение темы урока. Целеполагание. | - Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока и запишем её в тетрадь («Необщеупотребительные слова») - А чем мы сегодня на уроке будем заниматься?
- Хорошо, молодцы! |
5. Учебно-познавательная деятельность. | - А теперь, ребята, мы снова отправимся в путешествие во времени. (ЗВУК) - Оглянитесь вокруг. Мы с вами попали в месяц студень13-й день 1242 года. А что это за 13 студня? (13 декабря) - Правильно, в Древней Руси студнем называли декабрь. Подумайте, о чем мы будем сейчас говорить? (Об устаревших словах). - Я предлагаю выполнить вам задание: подобрать современные синонимы к устаревшим словам. Давайте вспомним, что такое синонимы. (Синонимы – это слова одной и той же части речи с похожим лексическим значением) (Каждый на своём месте) Задание 1. Замените устаревшие слова синонимами: Очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; уста – губы; перст – палец. - Ребята, раз мы смогли подобрать синонимы, значит с какой группой устаревших слов мы работали? А что такое архаизмы? (Архаизмы – это устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке) - Какая ещё группа устаревших слов бывает? (Историзмы – это слова, которые исчезли из нашего языка, потому что перестало существовать явление, которое они называли) - Я предлагаю вам найти в тексте историзмы. Задание 2 Егерь шел позади саней, в которых сидели четверо холопов в военных колпаках и кафтанах. На кольчуги денег у барина не хватило, одел их в кафтаны. Их обгоняло много дворян и боярских детей в кольчугах и латах, и весь город съезжался на площадь. - Все ли выписанные слова вам понятны? Обратите внимание на доску. (СЛАЙД – иллюстрации) Метапредметность. Пропедевтика. - Ребята, в 3 четверти на уроке истории вы будете изучать Ледовое побоище. В 1242 году, в котором мы сейчас находимся, русские войска под предводительством князя Александра Невского победили войска Ливонского ордена на Чудском озере. Наши воины были одеты в удобные и легкие кольчуги, а противники – в тяжёлые латы. От тяжести войск лед начал трескаться, и рыцари в латах пошли на дно. Более подробно о Ледовом побоище вам расскажет учитель истории. - Ребята, ответьте на такой вопрос. Мы телепортировали в прошлое из 21 века. Зачем мы изучаем устаревшие слова, может, они нам вовсе не нужны? (Мы встречаем эти слова в литературных произведениях. Нужно знать историю своего народа и своего языка. Без истории и прошлого нет настоящего, и мы не сможем смело ворваться в будущее) Элемент здоровьесберегающей технологии - Ребята, путешествие во времени так утомляет! Предлагаю вам отдохнуть. Закрыли глазки, откинулись на спинку стула и расслабились… А теперь встали все из-за парт! (МУЗЫКА) - Ну вот, мы отдохнули, размялись, а значит готовы к новому перемещению во времени! Сели поудобнее, приготовились! (ЗВУК) - Ребята, мы с вами снова в настоящем! Сейчас я предлагаю вам вспомнить, что такое диалектизмы и профессионализмы. (Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности. Профессионализмы – это слова, употребляемые словами определенной профессии) - У вас на партах лежат карточки. Читаем предложения по одному. Ваша задача: в левую колонку выписать диалектизмы, в правую – профессионализмы. Задание 3 а) Бабушка сварила борщ с бураками. (ЮФО) б) Для изготовления этой детали нужно использовать фрезу. в) В это время собирают дикую редьку и жАлицу. (Красноярск.кр.) г) Книга была отпечатана на ротапринте. д) Суппорт – часть металлорежущего станка. е) Мужчина напоил коня из кринИцы. (?) ж) Тропинка терялась в частой молодой поросли или, как ее тут называют, чапЫге. (?) з) Художник пишет картину на холсте. - Хорошо, ребята! Вы большие молодцы. Я предлагаю вам продолжить наше путешествие. Мы побывали в прошлом, поработали с историзмами и архаизмами. Вернулись в настоящее, вспомнили диалектизмы и профессионализмы. А куда еще мы можем отправиться? Правильно, в будущее! Готовы? (ЗВУК) - Итак, мы с вами попали в 13 декабря 2050 года. - Как называются новые слова, которые появляются в нашей речи? Почему они появляются? (Неологизмы, они образуются, потому что появляются новые вещи, средства и т.д.) - Какие неологизмы вы можете назвать? - Сейчас я предлагаю вам подумать, что будут означать слова-неологизмы 2040-50 годов 21 века. Аэромен Телегрузопорт Нанопитание Космосад Временист «Творческая мастерская» - Ребята, я предлагаю всем сесть в нашу машину времени и вернуться в настоящее. (ЗВУК). - Смотрите! Мы попали в творческую мастерскую. Вы любите творить? А ведь творить можно и словом! Давайте попробуем, а я вам помогу. Мы с вами говорили о лексике русского языка, а ведь слово – это мощное средство в руках человека. Давайте напишем небольшую творческую работу на тему «Зачем нам нужны необщеупотребительные слова?» Я приготовила вам кластер-помощник. |
6.Итог урока. Рефлексия. | Подведение итогов урока. Рефлексия. Приём «Ёлочка» - Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока, добились ли мы их? Что нового вы узнали сегодня? - Давайте в преддверии Нового года украсим нашу ёлочку шариками. (Ёлочка – это «Необщеупотребительные слова», шарики – «Устаревшие слова: историзмы, архаизмы», «Диалектизмы», «Профессионализмы», «Неологизмы») Мы вспомнили группы слов по значению. Мы показали богатство русской речи. Мы развивали нашу речь.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И.С.Тургенев) Выставление оценок. (Подсчитали стикеры) |
7.Домашнее задание. | Задание на выбор:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Открытый урок по русскому языку 6 класс
Открытый урок по русскому языку 6 класс...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...