Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Необщеупотребительные слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Козачанская Алевтина Андреевна

Паспорт урока русского языка

Учитель: Козачанская Алевтина Андреевна

Школа: МБОУ СОШ №4 г.Сальска Сальского района

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: «Необщеупотребительные слова»

Тип урока: урок систематизации и обобщения предметных знаний, умений и навыков

Форма урока: урок-путешествие во времени

Цель урока: систематизировать предметные знания по теме «Необщеупотребительные слова».

 

Задачи урока:

ü  научить писать связный текст на заданную тему;

ü  показать богатство и разнообразие русского языка посредством использования необщеупотребительных слов;

ü  развивать речь, память, мышление;

ü  воспитывать любовь к родному языку.

 

Планируемые результаты:

 

Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию; проявлять интерес к новому; осознавать лексическое богатство русского языка; стремиться к речевому самосовершенствованию.

 

Метапредметные  УУД:

Коммуникативные:

владеть монологической речью в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка.

Регулятивные:

уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста.

 

Предметные: знать лексические группы слов, уметь отличать их друг от друга; уметь находить необщеупотребительные слова в предложениях и текстах.

 

Технология: технология развивающего обучения, элементы здоровьесберегающей технологии.

 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

 

Методы работы: проблемный метод, поисковый метод, эвристическая беседа, иллюстративный метод

 

Приёмы обучения: «Машина времени», «Ёлочка»

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon neobshcheupotrebitelnye_slova.zip2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока русского языка

Учитель: Козачанская Алевтина Андреевна

Школа: МБОУ СОШ №4 г.Сальска Сальского района

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: «Необщеупотребительные слова»

Тип урока: урок систематизации и обобщения предметных знаний, умений и навыков

Форма урока: урок-путешествие во времени

Цель урока: систематизировать предметные знания по теме «Необщеупотребительные слова».

Задачи урока: 

  • научить писать связный текст на заданную тему;
  • показать богатство и разнообразие русского языка посредством использования необщеупотребительных слов;
  • развивать речь, память, мышление;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию; проявлять интерес к новому; осознавать лексическое богатство русского языка; стремиться к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные  УУД:

Коммуникативные:

владеть монологической речью в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка.

Регулятивные:

уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста.

Предметные: знать лексические группы слов, уметь отличать их друг от друга; уметь находить необщеупотребительные слова в предложениях и текстах.

Технология: технология развивающего обучения, элементы здоровьесберегающей технологии.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы работы: проблемный метод, поисковый метод, эвристическая беседа, иллюстративный метод

Приёмы обучения: «Машина времени», «Ёлочка»

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность на уроке

1.Организационный этап.

1.Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте ребята! Вы знаете, я не устаю поражаться тому, как много удивительного в нашей жизни. Ведь ещё вчера мы представления не имели друг о друге, а сегодня мы с вами одна команда. Меня зовут Алевтина Андреевна, и я очень рада новому знакомству! Надеюсь, это взаимно! А чтобы вы не волновались, давайте подарим друг другу улыбки! Улыбнитесь соседу по парте, улыбнитесь нашим гостям! Спасибо!

2.Запись в тетради (число, классная работа)

2.Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, закройте на секунду глаза и представьте, что ученые изобрели машину времени и разрешили нам ею воспользоваться! Правда, здорово? Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины и даже попытаемся заглянуть в будущее! Итак, в путь! Первая остановка – 13 декабря 1974 года. (ЗВУК)

(Просмотр видеоролика «Ералаш», серия «Почему мы так говорим?»)

3. Актуализация знаний.

Эвристическая беседа:

- Ребята, что мы с вами сейчас увидели? («Ералаш»)

- А что такое ералаш? Какое лексическое значение имеет это слово? (От тюрк. «аралаш» - беспорядок, неразбериха, путаница)

- Вам понравилась серия? Что именно вам понравилось?

- Какие это были слова с точки зрения русского языка? (просторечные, необщеупотребительные, жаргонизмы)

- Правильно, в ролике вы услышали необщеупотребительные слова. А раз бывают необщеупотребительные, то бывают и … (общеупотребительные)

- Расскажите о каждой группе слов. (Общеупотребительные слова – это слова, которые могут употреблять все, они используются во всех стилях языка. Необщеупотребительные слова – это слова, ограниченные сферой употребления или местностью)

- Какие группы слов входят в необщеупотребительную лексику? (устаревшие слова (историзмы и архаизмы), диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, неологизмы)

4. Определение темы урока. Целеполагание.

 - Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока и запишем её в тетрадь («Необщеупотребительные слова»)

- А чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

  • Мы вспомним группы слов по значению.
  • Благодаря словам мы покажем богатство русской речи.
  • Мы будем развивать нашу речь и память.

- Хорошо, молодцы!

5. Учебно-познавательная деятельность.

- А теперь, ребята, мы снова отправимся в путешествие во времени. (ЗВУК)

- Оглянитесь вокруг. Мы с вами попали в месяц студень13-й день 1242 года. А что это за 13 студня? (13 декабря)

- Правильно, в Древней Руси студнем называли декабрь. Подумайте, о чем мы будем сейчас говорить? (Об устаревших словах).

- Я предлагаю выполнить вам задание: подобрать современные синонимы к устаревшим словам. Давайте вспомним, что такое синонимы. (Синонимы – это слова одной и той же части речи с похожим лексическим значением)

(Каждый на своём месте)

Задание 1. Замените устаревшие слова синонимами:

Очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; уста – губы; перст – палец.

- Ребята, раз мы смогли подобрать синонимы, значит с какой группой устаревших слов мы работали? А что такое архаизмы? (Архаизмы – это устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке)

- Какая ещё группа устаревших слов бывает? (Историзмы – это слова, которые исчезли из нашего языка, потому что перестало существовать явление, которое они называли)

- Я предлагаю вам найти в тексте историзмы.

Задание 2

Егерь шел позади саней, в которых сидели четверо холопов в военных колпаках и кафтанах. На кольчуги денег у барина не хватило, одел их в кафтаны. Их обгоняло много дворян и боярских детей в кольчугах и латах, и весь город съезжался на площадь.

- Все ли выписанные слова вам понятны? Обратите внимание на доску. (СЛАЙД – иллюстрации)

Метапредметность. Пропедевтика.

- Ребята, в 3 четверти на уроке истории вы будете изучать Ледовое побоище. В 1242 году, в котором мы сейчас находимся, русские войска под предводительством князя Александра Невского победили войска Ливонского ордена на Чудском озере. Наши воины были одеты в удобные и легкие кольчуги, а противники – в тяжёлые латы. От тяжести войск лед начал трескаться, и рыцари в латах пошли на дно. Более подробно о Ледовом побоище вам расскажет учитель истории.

- Ребята, ответьте на такой вопрос. Мы телепортировали в прошлое из 21 века. Зачем мы изучаем устаревшие слова, может, они нам вовсе не нужны? (Мы встречаем эти слова в литературных произведениях. Нужно знать историю своего народа и своего языка. Без истории и прошлого нет настоящего, и мы не сможем смело ворваться в будущее)

Элемент здоровьесберегающей технологии

- Ребята, путешествие во времени так утомляет! Предлагаю вам отдохнуть. Закрыли глазки, откинулись на спинку стула и расслабились… А теперь встали все из-за парт! (МУЗЫКА)

- Ну вот, мы отдохнули, размялись, а значит готовы к новому перемещению во времени! Сели поудобнее, приготовились! (ЗВУК)

- Ребята, мы с вами снова в настоящем! Сейчас я предлагаю вам вспомнить, что такое диалектизмы и профессионализмы. (Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности. Профессионализмы – это слова, употребляемые словами определенной профессии)

- У вас на партах лежат карточки. Читаем предложения по одному. Ваша задача: в левую колонку выписать диалектизмы, в правую – профессионализмы.

Задание 3

а) Бабушка сварила борщ с бураками. (ЮФО)

б) Для изготовления этой детали нужно использовать фрезу.

в) В это время собирают дикую редьку и жАлицу. (Красноярск.кр.)

г) Книга была отпечатана на ротапринте.

д) Суппорт – часть металлорежущего станка.

е) Мужчина напоил коня из кринИцы.  (?)

ж) Тропинка терялась в частой молодой поросли или, как ее тут называют, чапЫге.  (?)

з) Художник пишет картину на холсте.

- Хорошо, ребята! Вы большие молодцы. Я предлагаю вам продолжить наше путешествие. Мы побывали в прошлом, поработали с историзмами и архаизмами. Вернулись в настоящее, вспомнили диалектизмы и профессионализмы. А куда еще мы можем отправиться?  Правильно, в будущее! Готовы? (ЗВУК)

- Итак, мы с вами попали в 13 декабря 2050 года.

- Как называются новые слова, которые появляются в нашей речи? Почему они появляются? (Неологизмы, они образуются, потому что появляются новые вещи, средства и т.д.)

- Какие неологизмы вы можете назвать?

- Сейчас я предлагаю вам подумать, что будут означать слова-неологизмы 2040-50 годов 21 века.

Аэромен

Телегрузопорт

Нанопитание

Космосад

Временист

«Творческая мастерская»

- Ребята, я предлагаю всем сесть в нашу машину времени и вернуться в настоящее. (ЗВУК).

- Смотрите! Мы попали в творческую мастерскую. Вы любите творить? А ведь творить можно и словом! Давайте попробуем, а я вам помогу. Мы с вами говорили о лексике русского языка, а ведь слово – это мощное средство в руках человека. Давайте напишем небольшую творческую работу на тему «Зачем нам нужны необщеупотребительные слова?»  Я приготовила вам кластер-помощник.

6.Итог урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Приём «Ёлочка»

- Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока, добились ли мы их? Что нового вы узнали сегодня?

- Давайте в преддверии Нового года украсим нашу ёлочку шариками.

(Ёлочка – это «Необщеупотребительные слова», шарики – «Устаревшие слова: историзмы, архаизмы», «Диалектизмы», «Профессионализмы», «Неологизмы»)

Мы вспомнили группы слов по значению.

Мы показали богатство русской речи.

Мы развивали нашу речь.

 

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И.С.Тургенев)

Выставление оценок.

(Подсчитали стикеры)

7.Домашнее задание.

Задание на выбор:

  1. Я предлагаю вам написать мини-сочинение «Кем я хочу быть», используя профессионализмы.
  2. Я предлагаю вам образовать предполагаемые неологизмы будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...