Карточки с заданиями для уроков русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Дубкова Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ Гобикская СОШ»
Карточка № 1
Общее грамматическое значение прилагательного - …..
Общее грамматическое значение наречия - ……
Общее грамматическое значение причастия - ………
Общее грамматическое значение существительного -……..
Общее грамматическое значение глагола -………..
Общее грамматическое значение деепричастия -…….
Привести примеры.
Карточка №2
Найти прилагательные и обозначить суффикс.
Мы с другом пошли на озеро. По глиняному откосу спустились к таинственной заводи. Вода была абсолютно прозрачной , поэтому песчаное дно было хорошо видно. Взобравшись на деревянный плот, мы выплыли на самую середину. Так хорошо лежать , покачиваясь , и слушать соловьиную трель.
Карточка № 3
В каких случаях пишется один -н- , а в каких два –нн-? Показать где наречие , где причастие.
Каким членом предложения является? Подчеркнуть .
Организова (н, нн) о идти организова..о ; предприятие организова..о .
Образова (н,нн) о беседовать образова..о; общество было образова..о
Продума(н,нн)о поступать продума…о; выступление продума..о
Рассея(н,нн)о рассея..о оглядываться по сторонам; внимание рассея..о
Сосредоточе(н,нн)о читать сосредоточе..о; внимание его сосредоточе..о на картине
Обдума(н,нн)о принимать решение обдума…о; наше условие обдума..о
Настороже(н,нн)о слушать настороже…о; солдаты настороже..ы.
Карточка №4
Определите стиль текста. Найдите краткие причастия и обозначьте суффикс.
Горы в окрестностях залива Ольги невысоки, но выражены весьма резко и большею частью состоят из серого гранита, кварцевого порфира, песчаника, зеленой яшмы… В окрестностях найдено
много железных, медных и серебро – свинцовых руд.
Карточка №5
Определите стиль текста. Найдите причастия, краткие причастия, прилагательные и обозначьте суффикс.
Вдоль берега моря и параллельно ему тянутся рядами болота и длинные озерки, отделенные друг от друга песчаными валами. Чем ближе к берегу моря, тем валы эти свежее и выражены резче. По ним грядами растут кустарниковая ольха с коротко-волосистыми ветвями и слегка опущенными листьями. В тех местах, где деревья подвержены влиянию морских ветров , они низкорослы и имеют жалкий вид. Во всякой лощинке , которая защищена от ветра, развивается растительность более пышная, чем на склонах, обращенных к морю.
Карточка №6
Синтаксический разбор предложения.(полный)
Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.
Карточка №7
Данные словосочетания распределите в таблицу.
Читающий мальчик, слушать новости, гостить у друга, переписать набело, наше село, непривычно тихо, взялся сделать, первый ученик, акция милосердия, движение на дороге, лисий хвост, новые учебники, немного легкомысленный, такой порядок, один день, сверкая на снегу, рассказывать не торопясь, третий слева, открытая тетрадь, жаркое по-домашнему, по осеннему скучно.
Согласование | Управление | Примыкание |
Карточка №8
Синтаксический разбор предложения. ( полный). Выписать словосочетания.
Шли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой.
Карточка №9
Синтаксический разбор предложения. ( полный). Выписать словосочетания.
Ты много ли видел на свете берёз?
Карточка №10
Синтаксический разбор предложения. ( полный). Выписать словосочетания.
В полдень Разметнов пришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей.
Карточка № 11
Найти главные члены предложения и подчеркнуть.
Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя… От обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается зелеными прядями до самой земли.
Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо . Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы. (К. Паустовский)
Разбор слова по составу. Разрастается, свешивается
Карточка №12
Подчеркнуть и написать вид сказуемого.
Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы ещё не успели завестись- я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом.( И. С. Тургенев, «Ася» ).
Карточка №13
Подчеркнуть и написать вид сказуемого.
Язык – тот же океан.
Ничего более русского, чем язык, у нас нет. Мы пользуемся им так же естественно, как пьем или дышим . В глубине XX века, в которой мы находимся, слово « пользоваться» становится все более безнравственным, если не преступным. Воздухом равно дышат люди бедные и богатые, разных убеждений, возрастов, национальностей и вероисповеданий. Бесплатность его никогда не обсуждалась до нашего времени. Но воздух оказался не бесплатен в перспективе . Сознание современного трещит, осложненное теперь еще экологическими проблемами. Но перестроиться все еще не может. Воздух, вода, земля…какой бесполезной вещью может оказаться однажды бриллиант.
Язык – тот же океан. Как бы не были обширны и глубоки и тот, и другой, в них трудно добавить хоть каплю , хоть слово. Всего этого столько, сколько есть .Но- не больше.
( А. Битов.)
Карточка №14
Найти главные члены предложения и подчеркнуть.
Выписать 5 словосочетаний и их вид.
Я решился посетить знакомую сторону, взял вольных лошадей и пустился в село Н.
Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей,
унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и
остановился у почтового домика.
(А.Пушкин.)
Карточка №15
Подчеркнуть главные члены предложения. Написать вид сказуемого.
Солнце зашло. Запад пылал , как лицо запыхавшегося от беготни ребенка. Восточная половина неба была залита нежно-алыми , лиловыми и палевыми оттенками. Воздух был тих и звучен, грустная задумчивость разлита была в его светлом колыхании. Прозрачно мерцал вечер, и незаметно набегали сумерки. Влажная и сонная тишина стояла над рекою. Гладкие струи плескались о сырой песок берега с легким шепотом, словно нежные детские губы целовали мамины руки. Вдали, на берегу, радостно зажглась красная звездочка костра; там виднелась рыбачья лодка.
(Ф.Сологуб)
Карточка №16
Подчеркнуть сказуемые и написать их вид.
1)Оба были в полушубках, шапках и добротных сапогах. 2)Экскаваторы у них часто выходили из строя (ломаются). 3)Говорить он стал больше и крикливее, оглушительней. 4) Я не рассчитывал вернуться так скоро, но дела кончились как-то очень быстро и незаметно. 5) Поутру она стояла перед ним такая же решительная и спокойная, как в первую встречу.6) Мы понимаем, то Инсаров, должно быть хороший человек .7) больше всего он боялся показаться смешным. 8) Я был подавлен.
КАРТОЧКА № 17
Сделать синтаксический разбор предложении.
- Сын приходил с занятий возбужденный, усталый, запылившийся, загорелый, садился, и они разговорили о городе, о знакомых, друзья.(Я .Тихонов) 2)Все на миноносце с утра ходили молчаливые и хмурые.(Л.Соболев) 3)Тимофеев явился усталый и равнодушный.(С Антонов) 4)Мы простились. Я ушел расстроенный, злой, и в гостинице у меня в первый раз в жизни заболела голова.(В.Каверин)5) День кончился не порывом ветра, а последним легким дыханием.(М.Пришвин) 6)Иван Павлыч сидел очень красный и время от времени растерянно поправлял усы.(В .Каверин) 7)Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.(И.Тургенев)8) Пруд едва начинает дымиться.(И.Тургенев) 9) Глаза у нее сделались совсем покорные, виноватые…(В .Потанин)
Карточка №18
Подчеркнуть сказуемые и написать их вид.
Младший весь пошел лицом в отца. На столе стояла большая лампа. С минуту они смотрели друг на друга молча, и лица у них были мокрые. Я, браток , свободный человек. Теперь я уже не чувствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. Он ростом был двенадцати вершков. Я непременно решилась напомнить о своей дружбе Покровскому и что-нибудь подарить ему. Простота есть необходимое условие прекрасного. Прекрасное должно быть величаво.
Карточка №19
Подчеркнуть главные члены предложения.
1.Он порча, он чума, он язва здешних мест. ( И. Крылов ) 2. Вы, сударь, камень, сударь, лёд. ( А. Грибоедов ) 3. Обитатели Горюхина большею частью роста среднего. ( А. Пушкин ) 4. У неё сердце очень доброе, но голова бедовая. ( И. Тургенев ) 5. Рука просто как каменная, не ворочается. ( И. Тургенев ) 6. Разве я своему детищу враг? ( Л. Толстой ) 7. Горы как пышные складки на богатой одежде земли. ( М. Горький ) 8. Так вот я какой человек. Я охотник. ( Л. Толстой ).
Карточка №20
Подчеркнуть главные члены предложения
1.Язык самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова. ( П. Кальдерон ). 2. Язык есть крепчайшее звено, могущее вообще связывают людей друг с другом. ( М. Нордау ). 3. Язык и слова – ветка и листья сердца и свидетельствуют о том, сухо или зелено оно. 4. Язык есть зеркало мыслей народа. ( Х. Сехадор ). 5. Языки, - суть, естественные организмы, которые, несмотря на зависимость от воли человека, рождаются, растут, стареют и умирают согласно определённым законам. ( Неизвестный автор ). 6. Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины его скрипели. ( А. Ривароль ).
Карточка №21
Подчеркнуть главные члены предложения.
1.Все, кто знал мадам Штоль, знали и любили Вареньку…. ( Л. Толстой ) 3. Большинство серьёзно, даже мрачно смотрели ( смотрело ) на эту живую картину безысходного раздумья и со вздохом отходили ( отходило ). ( Л. Андреев ) 5. Тут эти люди, кто по неразумению своему, малодушно положилоружие, узнали и стыд… ( А. Н. Толстой ). 6. Множество рук стучат ( стучит) во все окна с улицы, а кто-то ломится в дверь. ( Н. Лесков ). 7. На лице у него попеременно выступал ( выступали ) не то страх, не то тоска и досада. 8. Вот и у нас… двое соседей проживало ( проживали ). ( И. Тургенев ).
Карточка № 22
Подчеркнуть определения , показать к какому слову относится и написать вопрос.
1. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира. ( А. Пушкин ). 2. Полный месяц светил на камышовую и белые стены моего нового жилища. ( М. Лермонтов ) 3. Между окнами стоял гусар с румяным лицом и глазами навыкате. ( И. Тургенев ). 4. Её сестра звалась Татьяна. ( А. Пушкин ). 5. Скажите мне какую- нибудь новость. ( М. Лермонтов ). 6. Слёзы вдохновенья и веры наполнили глаза Чижа. ( М. Горький ). 7. Луч прожектора пронёсся над оградой и рассыпался известковой пылью в зарослях по склону горы. ( К. Паустовский ). 8. События крупнее и важнее не было в истории человечества. ( А. Н. Толстой ). 9. Каждая мелочь этого дня врезалась в память. ( К. Паустовский ). 10. Весь день мы бродили по этому городу красных скал, кошек и стариков, беседующих около вытащенных на берег, подпёртых известковыми глыбами шхун. ( К. Паустовский ).
Карточка №23
Найдите приложения и подчеркните.
1. Лето – припасиха заставляет думать о долгой и суровой зиме.(Ак.) 2. Изредка простучит, перепорхнет меж стволами деревьев неутомимый труженик – дятел. (С.-М) 3. Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери – земле наполняло меня (С-М). 4. Уходя на лежку, заяц – русак хитрит, петляет, сдваивает и страивает следы, делает хитрые сметки. (С.-М.) 5. Серой выцветшей лентой заискрилась по хутору санная ровень дороги – зимнухи (Шол.)
Карточка №24
Найдите приложения и подчеркните.
1.Из-за леса , леса темного, подымалась красна зорюшка, рассыпала ясной радугой огоньки – лучи багровые. (Ес.) 2. Зашумели над затоном тростинки. Плачет девушка – царевна у реки. ( Ес. ) 3. Гостью – зимушку покатим мы встречать на хуторок, побегут за нами следом Барбоска и Дружок. (Плещ.) 4. В Севастополе формировался отряд добровольцев – парашютистов. (Соб.) 5. И ночь ли будет, утро или вечер, но в этот день мы встанем и пойдём воительнице – армии навстречу освобождённом городе своём. (О. Б. )
Карточка №25
Найдите приложения и подчеркните.
1.Стрелок – радист дал врагу подойти поближе и, тщательно целясь, выпустил свои последние патроны, потом доложил об этом лётчику. (Соб.) 2. Лихое оружие – пушки! Невесело в их дыму, но без пехоты – старушки все громы их ни к чему. (Сурк.) 3. Смело, друзья, не теряйте бодрость в неравном бою, Родину – мать защищайте, честь и свободу свою! (Из песни.) 4. За пустой околицей, за Донец – рекой вздрогнет и расколется полевой покой. (Сурк.) 5. Хорошо над Москвою – рекой услыхать соловья на рассвете. (Долм.)
Карточка №26
Найдите приложения и подчеркните.
1.Самым высоким из холмов был мыс у слияния реки Псковы с рекой Великой. Славяне назвали его Кромом. 2. Псков – один из наиболее прославленных древних русских городов, город – воин, не раз спасавший нашу отчизну от нашествия врагов. 3. Старинные псковские здания, дошедшие до нас, за прожитое ими долгое время так изменились, что даже специалистам – исследователям трудно уяснить себе их архитектуру. 4. Выше того места, где ныне стоит город Псков, лесные дебри отступали от берегов реки Великой. 5. Во второй половине XII века в Пскове – городе появились первые каменные здания. ( Ю. Спегальский. )
Карточка №27
Найдите приложения и подчеркните.
1. Высок ценил песни о Разине и Пугачёве великий русский поэт А. С. Пушкин. В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин приводит песню « Не шуми, мати зелёная дубравушка» и говорит о ней как о любимой песни Пугачёва. ( Э. Смирнова.) 2. Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. 3. После премьеры оперы «Иван Сусанин» Глинка увлёкся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» ( Э. Смирнова.) 4. В картине Левитана «После дождя» заключен вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. ( Пауст. ) 5. Во времена Пушкина издавались такие журналы, как «Московский телеграф», «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник» и другие. Наиболее известными были газеты «Молва», «Рецензет», «Литературная газета». (А. Гессен.)
Словосочетание.
Карточка №1
Выписать словосочетания в три столбика в зависимости от главного слова в словосочетании – существительного, прилагательного, глагола.
Узкий в плечах, высокий камыш, подъезжать к гавани, чёрная рябина, ароматный цветок, интересный для нас, вырастим щавель, отмерьте ткань, хрупкий по виду, восхищаться картиной, ползти по дороге, тяжёлый пакет, отчётливый ориентир, участвовать в соревновании, вкусная земляника, сладкий чай, шоколадный по цвету, доставка на дом, дорожить временем, возвести здание, ранние заморозки, ходьба по утрам, вязкий по качеству.
Карточка №2
Выписать словосочетания в два столбика: в первом – словосочетания, выражающие предмет и его признак; в другом – словосочетания, выражающие действие и предмет, на который оно переходит.
Выгоревший пиджак, изложить материал, предлагать помощь, касательная прямая, лёгкое прикосновение, вырастить ребёнка, разложить коллекцию, слагать былины, загорелое тело, нежное растение, отрастить волосы, склонять существительное, озарять окрестность, внезапное озарение, тихие зори, изъявительное наклонение.
Карточка №3
Выписать словосочетания, выражающие действие и его признак.
Начинать заново, запереть накрепко, запирать на ключ, изложить снова, приехать на станцию, положить недалеко, идти к лесу, коснуться слегка, разгореться докрасна, озарять неярко, защищаться от врага, защищаться неуверенно, излагать неполно, излагать товарищу, вырасти на солнце, подрасти немного, поскакать на лошади.
Карточка №4
Выписать словосочетания « глагол + существительное» ( с предлогом и без предлога )
По песчаному дну, таиться в ущелье, на окраине леса, метаться по площади, письмо матери, подошли к землянке, вырастили на даче, адресовать Марии Ивановне, прекрасно иллюстрировать, присутствовать на лекции, товарищ по работе, сочувствовать товарищу, преследовать на границе, подружиться сразу, нездоровится с утра, горный ключ, зазубрины на лезвии, потребность в алюминии.
Карточка №5
Выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу согласования:
Сегодня не совсем обычный день. Учащиеся первого курса знакомятся с училищем. В тесном окружении молодых людей директор училища проходит от одной машины к другой и ведёт неторопливую беседу. ( По В. Ларину. )
Идя прямо на противника, за последним песчаным холмом среди исковерканной, прокалённой земли они увидели нетронутую войной поляну. ( По. И. Куриленко. )
Карточка №6
Выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу управления:
Звенит, звенит школьный звонок! Перекликаясь с заводскими гудками, сквозь многоголосный шум строек, сквозь гул машин он весёлой песенкой врывается в распахнутые окна каждого дома, призывает ребят в родные школы… Он говорит о счастливой жизни на Родине и тёплой, отеческой заботе о детях. ( По В. Осеевой. )
Карточка №7
Выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу примыкания:
Всё ближе и ближе подходили мужественные и бесстрашные пограничники к макам. И вдруг цепи разомкнулись. Никто не приказывал пограничникам делать это, но они разомкнулись без заминки,обошли поляну и сомкнулись вновь. ( По И. Куриленко. )
Карточка№8
Записать предложения, в которых подлежащее и сказуемое выражены: а) существительным в форме именительного падежа; б) другими частями речи. Подчеркнуть сказуемое, обозначить, чем оно выражено.
1.Книга – это волшебница. Книга вообразила мир. Мир без книг – мир дикарей. ( Н. Морозов. ) 2. Чтение – вот лучшее учение. ( Посл. ) 3. Повышение культуры – это в первую очередь знание художественной литературы. ( М. Калинин. ) 4. Жизнь коротка, искусство долговечно. ( К. Станиславский. ) 5. Изучение родной речи – это великое дело. ( М. Калинин. ) 6.Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка. ( П. ) 7. Патриот – это человек, служащий Родине, а родина – это прежде всего народ. ( Черн. ) 8. Чтение художественных произведений – неоценимый источник познаний жизни и законов её борьбы. ( К. Маркс. )
Карточка№9
Предложениясосвязкойприименномсказуемомибезсвязки.
Выделите подлежащее и сказуемое. Подумайте и скажите, почему поставлены тире между подлежащим и сказуемым.
1. Красноречие при человеке – великое дело. ( Шол. ) 2. Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. ( М. Г. ) 3. Книга есть главнейшее могущественнейшее орудие культуры. ( М. Г. ) 4.Знание в юности – это мудрость в старости. ( Посл. ) 5. Дружба, честность, коллективизм, гуманность – наши подруги. Воспитание мужества, отваги, Беззаветная преданность революции – наши законы. ( Остр. ) 6. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. ( П. ) 7. Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством. ( П. ) 8. « История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека. ( П. ) 9. Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. ( П. )
Карточка№10
Выражение подлежащего и сказуемого сущест. И неопределенной формой глагола
Выделите подлежащее и сказуемое. Подумайте и скажите, почему поставлены тире между подлежащим и сказуемым.
1.Назначение каждого человека- развивать в себе все человеческое, общее и наслаждаться им.(Бел.) 2. Быть светлым лучом для других, самому излучать свет- вот высшее счастье для человека.(Ф.Дзержинский). 3. Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. (М.Г.) 4. Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществленные идеалы. (Бел) 5. Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. (К. Ушинский) 6. Говорить не думая – стрелять не целясь.(Пауст.)
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Карточка№1
Акроб…тический этюд, за…лелась заря, б…рхатистые лепестки, б…лизна скатерти, шёлковый в…ерок, пронзительно зав...зжал, сильное нав…днение, в…ждение автомобиля, гипн…тический сон, сизокрылая г…лубка, тот ёще гр…мотей, приехал изд……лека, восстание дек…бристов, д…ловой человек, …ловая лапа, стоять в т…ни дер…ка, кн…гиня Ольга, ком…риный укус, виноградная л…за, …синий рой, надутые п…руса, н…бесная с…нева, сп…ртивный костюм.
Карточка №2
Вкусная …да, держать в …жовых рукавицах, пож…лтелые листья, ж…мчужно-голубой цвет, ж…лое здание, запр…тить разговаривать на уроке, яркая зв…зда, з…л…тые колосья, гашёная изв…сть, кавал…рийский полк, к…словатый вкус, кл…вать носом, к…нечный результат, кр…соваться перед зеркалом, л…б…диная шея, л…дниковый период, л…чебные процедуры, лил…ватый оттенок, пустая м…слёнка, старая м…белишка, забавный медв…жонок, м…дицинский работник, м…длительный ребёнок.
Карточка№3
Не для шапки только г…л…ва на пл…чах.
По платью встр…чают,по уму пров…жают.
Умную речь хор…шо слушать.
В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой раст…рять.
На кр…сивого гл…деть хорошо, с умным жить л…гко.
Ворона за море л…тала, а ума не достала.
Ума палата,да разума м…ловато.
Карточка№4
У Глафиры Сергеевны гл…за были н…бесно-голубого цвета.
Дмитрий бл…стяще г…ворил по-н…мецки.
Мне всё здесь было в н…винку.
Мы ост…новились на н…члег у Ивана П…тровича.
По небу быстро н…слись …блака.
Ст…рик надел …вчинный полушубок и вышел из избы.
На под…коннике ст…яло много горшков с цв…еами.
Ол…нёнок ни на шаг не отх…дил от своей матери.
На улице было уже по-…сеннему прохладно.
Наша с…мья …тдыхала прошлым летом на Канарских …стравах.
Корни с чередованием гласных о//а
Карточка №5
Щёки г…рят, Бронзовый заг…р, алая з…ря, светлые з…ри, имена существительные первого скл…нения, глубокий покл…н, лёгкое прик… сновение, к…саться земли ногами, хорошо написанное изл…жение, нал…гать штраф, южное р..стение, дети подр..сли, ср…щение корней деревьев, нежный р…сток, отр…сли лёгкой промышленности, Р…стислав Александрович,подг…ревшее на сковороде мясо,сшить платье на выр…ст,выр…сти из пальто,
перекл…нить голову,сл…жить полномочия.
Карточка№6
Жить в Р…стове-на-Дону,от з…ри до з…ри, скл…ниться над книгой, выг…ревшая на солнце ткань,выл…жить продукты из сумки,занимается з…ренька, лёгкий накл…н головы, раскл…няться перед зрителями, жадный р…стовщик, сильно выр…-сти за лето, малыш выр…с, предл…жить выпить кофе, ясно изл…гать мысли, отр…слевоепроизводство, к…снулся моей руки, уг…рный газ, к…сательная к кругу, отблески далёкой з…рницы,укл…ниться от работы, подр…сшие кусты.
Карточка №7
Во время еды не кладите руки на стол и не накл…няйтесь сильно над тарелкой.
Пол…жи, пожалуйста, книги на место. Неук…снительно соблюдайте правила дорожного движения!
Это вас не к…сается!
Казалось, всё небо охватило пунцовое з…рево.
Сегодня я поднялась ни свет ни з…ря.
Мой старший брат отр…стил длинные усы и бороду.
Найдите в предл…жении главные и второстепенные члены.
Пол…гаю, вы примете верное решение.
Хорошо удить рыбу на вечерней з…рьке.
Карточка№8
Окушки и щучки любят погреться в тёплой воде и понежиться на солнце.
Для этого выходят они из глубины на самую мель.
И подолгу стоят неподвижно.
Будто бы заг…рают.
Только заг…р рыбий особый.
Мы, люди, от заг…ра темнеем, а рыбы от заг…ра светлеют.
Выходят они из глубины на мель тёмные, а «позаг…рают» - и станут светлыми.
Слаб рыбий заг…р.
Стоит щуке или окуню вновь опуститься в глубину, и готово – сошёл весь «заг…р»!
Снова станут тёмными, будто и не грелись на солнце…
Корни с чередованием гласных е//и
Карточка№9
Соб…ру коллекцию марок, соб…рать грибы, ярко бл…стеть на солнце, бл…стать на сцене, зад…реет нос, уд…рать во все лопатки, выж…чь сухую траву, выж…гать по дереву,зам…реть от страха, с зам…ранием сердца, зап…реть на замок, зап…рать двер на ключ, наст…лить паркет, расст…лать ковёр, ст…реть пыль с мебели, ут…рать слёзы, переб…рать ягоды, приб…ру комноту, заниматься очковт…рательством, выт…реть ноги, решать примеры на вычетание, выч…сть из двадцати пятнадцать.
Карточка№10
Выт…рать-выт…реть;
Заб-рать-заб…ру;
Забл…стать-забл…стеть;
Вым…рать-вым…-реть;
Нап…рать-нап…реть;
Уст…лать-уст…лить;
Зад…рать-зад…ру;
Выж…гать-выж…чь;
Выч…тать-выч…сть.
Карточка№11
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Бл…стят, как есть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине зам…рает,
Пригретый солнечным теплом…
Карточка№12
Каморка зап…ралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный… Вот однажды проб…ралась Татьяна по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту… Герасим побаивался барыни, но всётаки надеялся на её милость и соб…рался уже отправиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Татьяна так и обм…рла… Всю ночь Герасим возился с собачонкой, укладывал её, обт…рал…
Непроизносимые согласные в корне слова
Карточка№13
Вес…ник победы, мес…ное радио, любящие сер…це, кос…ный мозг,скупое северное со…нце, учас…ник школьной олимпиады по физике, уча…ствовать в шахматном турнире, аген…ство по туризму, чудес…ная весенняя погода, почу…ствовать запах газа, опас…ный горный маршрут, по-стариковски брю…жать, крес…ный ход, в окрес…ных деревнях и сёлах, голлан…ские моряки, лес…ные слова, прелес…ные фиалки, сахарный трос…ник, горные пас…бища, пресс…ная вода, грус…ное настроение.
Карточка№14
Семён вошёл в комнату и громко поприветствовал всех присутствующих:» Здра…ствуйте! Очень рад вас видеть!» Мой друг-добрейший и чес…нейший человек. Вчера был ужас…ный ненас…ный день. Стол ломился от заморских я…ств. Я я…ственно слышала голос нашего гувернёра. Колина бабушка была ровес…ницей двадцатого века. Мне кажется, любимый праз…ник всех людей-Новый год. На чердак вела узкая длинная лес…ница. Почти все мои одноклассники являются моими сверс…никами.
Карточка№15
В Любани было солнечно, а над Ленинградом лежал туман.
Это был тот лёгкий голубоватый туман, за которым неяс…ным пятном проступает утреннее со…нце.
То тут, то там его багряные отблески пробивались через туман, ложились на воду, на стене домов.
Было яс…но, что этот туман очень непрочный, что его снесёт первым же движением воздуха с залива и за ним откроется чистое небо и город в блеске росистых поутру садов.
Карточка№16
Взгляну я в окошко,
Раскину рогожку,
Посею ггорожку,
Положу хлеба краюшка.
Всякий видит,
Да не всякий чует.
Кому светло,
Кому темно,
А мне голубо.
Карточка№17
Жёлтые голо…к иного…ков, богатое насле…ство, ближайшая сосе…ка,мер…кие комары, теннисная раке…ка, в ре…колесье не заблудишься, ре…кий звук, отправиться в похо…, камешек в мой огоро…, великий наро…, зале…ть на дерево,Красная площа…ь, черничный пиро…, сва…ьба старшей сестры, мяч упру…, спортивная хо…ьба, котёнок ры…, кружевная наки…ка, утренняя заря…ка, приобрести сноро…ку, гимнастический снаря…, отре…ки материи, цветок кукушкины слё…ки.
Карточка№18
Моло… - с игру…ками, стар – с поду..ками.
Быль моло…цу не укор.
Старый ду… не скоро сломится.
( Русские пословицы о молодости и старости)
Товарами ла…ка красится.
Лишняя дене…кА карману не в тягость.
У дене… гла… нет.
На улице моро…, а в кармрне деньги тают.
Тор… - яма: стой прямо.
( Русские пословицы о торговли и деньгах)
Карточка №19
Благородный тру…, учитель стро…, скошенный лу…, Голо…ка чеснока, не хватает сло…, безударный сло…, чечевичная похлё…ка, красивая похо…ка, на дорогах гололё…, малиновый пудин…, сромные рома…ки и нежные незабу…ки, колючий ё…, серая лоша…ка, играть в ша…ки, чуть слышные ша…ки, грубая орфографическая оши…ка, рыбный су…чик, красный гри…, прохо… закрыт, горячий бутырбро…, похо… на отца, повторить сто ра…, конфеты «Грилья… в шоколаде», вкусная шокола…ка.
Карточка №20
Ро… - вырос из костного вещества на черепе у некоторых животных.
Рого… - Многолетняя высокая болотная трава, листья которой идут на плетения, на приготовление бумаги и на изготовление волокна, а корневище содержит сахар и крахмал.
Ро…ь – злак, из молотых зёрен которого выпекают чёрный хле… .
Ро… - то же, что су…ьба.
( Словарь русского языка С. И. Ожегова)
Карточка №21
Бе…рукавка – бе…крайний, в…дутый – в…плеск, во…горание – во…певание, и…вечный – и…колоть, ни…вести – ни…падать, ра…жечь – ра…качать, ро…ыгрыш – ро…пись, р…сказывать – р…ссказни, р…зыскивать – р…зыск, б…зудержный – б…зупречный, бе…кризисный – бе…грешный, бе…культурный – бе…рассудный, ни…верженный – ни…проверженный, в…будораженный – в…полошённый, во…благодарить – во…торжествовать, бе…действенный – бе…контрольный, и…редка – и…коса.
Карточка №22
… конец измучился - …бежал в класс, д..рисовать потрет – д…сидеть до конца фильма, з…писать адрес – з…дремать в кресле, н…дземные части растения – н..дреснутая чашка, река о…мельчала – о…тесать бревно, о…ваёванные земли – о…петые мошенники, п..длёдный лов рыбы – п…дтянуться на перекладине, пре…вестник бури – пре…писание врача, …делать последнее предупреждение - …фотографировать друзей, по…стреленная птица – по…забыл стихотворение.
Карточка №23
Пр…лететь в Швейцарию, пр…отличная работа, пр…гадкий мальчишка, пр…рисовать цветы на картине, пр…рвать гастроли, пр…клеить марку на конверт, жить в Пр…карпатье, пр…градить дорогу, пр…открыть дверь, пр…ступить закон, пр…колоть на платье брошь, пр…нарядиться к празднику, пр…бывать в плохом настроении, пр…бывать в пункт назначения, пр…ступить к делу, пр…творить план в жизнь, пр…творить форточку, пр…дать строгость выражению лица, пр…дать товарища.
Карточка №24
Неправильно, когда женщина говорит о себе: «Я покушала», - это в…спринимается как глупое манерничанье. Ещё нелепей и смешней, когда так – слащаво – «уважительно» - говорит о себе мужщина. Также не следует говорить о себе: «Я прибыл». Скромнее сказать: «Я пр…ехал»… Здесь невольно в…поминаются выражения , какими кое – кто из подчиненных говорит о высоком начальстве, которое: не …паздывает, а «з…держивается», не читает, а «пр…сматривает»… (По Б. Тимофееву)
Карточка №25
Воспитат…ль, стекол…щик, приказч…к, дворн…к, храбр…сть, красн…та, присвоен…е, напарн…к, кофейн…к, шипуч…ка, берёз…нька, реч…нька, букет…к, пап…нька, фант…к, пёр…шко, плать…шко, плать…це, сара…шко, носит…ль, голуб…нька, горл…шко, кипятильн…к, год…к, бант…к, рубл…к, косич…ки, надсмотрщ…к, угнетат…ль, правонарушен…е, прав…та, предпринимат…ль, одноклассн…ик, окислен…е, корж…к, соучастн…к, темн…та.
Карточка №26
Глоточ…к – калач…к.
Глазоч…к – ключ…к.
Овраж…к – ёж…к.
Порож…к – нож…к.
Ореш…к – ёрш…к.
Бараш…к – карандаш…к.
Годоч…к – луч…к.
Платоч…к – мяч…к.
Кармаш…к – ковш…к.
Дубоч…к – птенч…к.
Карточка №27
Бан…щик – работник бани, обслуживающий посетителей.
Гон…щик – участник спортивных гонок.
Камен…щик – рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке.
Носил…щик – рабочий по переноски багажа на вокзалах, пристанях и т, п.
Пил…щик – рабочий, который занимается пилкой, распилкой.
( Словарь русского языка С. И. Ожегова)
Карточка №28
Скуч…ная картина!
Тучи без конца,
Дожд…к так и льётся,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит дереву…кА
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла? ( А. Плещеев)
Правописание окончаний существительных
Карточка №29
Служить в арми..., мыть волосы шампун..., стоять на порг... дома, у полевой мыш..., готовить в русской печк..., любоваться белоснежной хрезантем... и розовой орхиде..., прийти на берег мор..., говорить по телефону с подруг... Ирин..., написать письмо дочер..., что в имен... твоём, посадить сем... в землю, яркое плам..., поставить знаки припенания в сложноподчинённом предложени..., развеваться над здани..., на ветках магноли... и акаци..., приятный аромат сирен... .
Карточка №30
Осенние богряные листь..., кружились нал синими колокольчик...ми и жёлтыми одуванчик...ми, встретить в тундре стадо олен...й, под вековыми лип...ми, купить новое пальт..., красивый фасон этих пальт..., высокопрофессиональные инженер... и шофёр..., у ботин... острые носы, маленький размер у чул... и носк..., увидеть в зоопарке забавных шимпанз... и ярко окрашенных какад..., косточки спелых абрикос...в и персик...в, проложить новое шосс..., сыграть в театре многие рол... .
Карточка №31
Незвметно зажглась и тихо начала разгораться в неб... алая полоска зар... . Утренний ветерок прошумел в вершин...х берёз. Тонким перезвон...м оледенелых хвоинок отозвались ему высокие сосн... . Внизу, в глубокой темноте лес..., явственней зажурчал невидимый ручеёк. И весь лес стал полнится чуть слышным шуршани...м, шорох...м, хрупким, тихим звон...м – звук...ми неодушевлённой жизн... . И каждый звук был сам по себе: то хруст ветвей, то звон капель, а то посвисты жёстких хвоинок. ( Н. Сладков).
Карточка №32
Он раздвинул кусты жимолост... и сирен... и скрылся в зелен... под стеной часовн... ; я последовал туда за ним и очутился на небольшой, плотно утоптанной площадк..., которая совершенно скрывалвсь в зелен... . Между стволами черёмух... я увидел в земле довольно большое отверсти... с земляными ступен...ми, ведущими вниз. Валек спустился туда, приглашая меня с собой, и через несколько секунд мы оба очутились в темноте, под землёй. ( В. Короленко).
Карточка №33
Кислый – прекислый щ...вель, поспевший крыж...вник, справедливое ж...ри, запасной параш...т, весёлая ш...тка, ш...карная вещь, ш...лковое покрывало,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания для уроков русского языка и чтения
Разработанные олимпиадные задания по чтению и русскому языку можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы....
Индивидуальные задания на уроках русского языка в 5 классе
Данный материал - подборка индивидуальных заданий для учащихся 5 класса по темам:"Сложное предложение", "Простые предложения с однородными членами", "Тире между подлежащим и сказуемым", "Прямая ...
Нестандартные задания на уроках русского языка
Нестандартные задания на уроках русского языка...
компетентностно-ориентированные задания к урокам русского языка и литературы
Данные задания помогают стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствуют их социализации и проявлению творческой инициативы. Применение подобных заданий сделает урок неординарным:когда...
Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.
Разноуровневые задания можно использовать для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина. Данные тексты можно исп...
Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка
КОЗ на уроках русского языка в 5 классе...
Визитная карточка и презентация к уроку русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение СЕБЯ"
Данная презентация поможет учителю спланировать деятельность учащихся при изучении новой темы, разнообразить виды деятельности на уроке. Портрет Михалкова помещён для проверки домашнего задания: найти...