Рабочая программа по русскому языку (6 класс, углублённый уровень)
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Рабочая программа к учебнику русского языка под редакцией Т. А. Ладыженской (ФГОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_ugl._ur._240.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации города Тамбова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова»

Рассмотрена и согласована                                               Утверждена приказом  по «ЦО №13»

на заседании методического                                             № 339   о/д  от  01.09.2017

объединения 29 августа 2017, протокол №1                   Директор                     И.В. Курбатова                                  

Принята на педагогическом совете

от 30 августа 2017 г., протокол №1

Рабочая программа

курса «Русский язык» на 2017 – 2018 учебный год                                                                  для 6 Ж, 6 З гуманитарного класса

(углублённый уровень)

Тамбов

2017


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-методических документов:

1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом № 1897 Министерства образования и науки  РФ 17.12.2010г).                                                                          

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015  №1577»О внесении изменений в государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010, №1897».

4. Письмо в Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики сфере общего образования от 28.10.2015, №08-1786  «О рабочих программах учебных предметов».

5. Федеральный перечень учебников, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с последующими дополнениями.                                          

6. Устав и основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А Кузнецова» (целевой компонент, программа развития УУД).

7. Авторская  программа по  русскому языку  М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, Л. Н. Тростенцовой, А. Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2011.).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Данная программа по русскому языку для основной школы обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  1. программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  2. фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
  3. требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  4. программы развития универсальных учебных действий.

Программа  реализует следующие основные функции:

- информационно-методическую;

- организационно-планирующую;

- контролирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.

Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

Программа служит ориентиром при тематическом планировании курса. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом  собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся остается за учителем.

Программа составлена для работы по УМК под редакцией Т. А. Ладыженской и рассчитана на базовый уровень усвоения предмета.

УМК по русскому языку под ред. Т. А. Ладыженской полностью соответствует требованиям нового ФГОС и реализует его основные идеи:

•  утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;

•  ориентацию на планируемые результаты обучения;

•  усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;

•  реализацию системно-деятельностного подхода в образовании;

•  формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;

•  реализацию компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетентностей.

В заданиях, предложенных авторами учебника Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 класс, можно выделить те, выполнение которых позволяет достичь планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. Средствами достижения личностных и метапредметных результатов служат: тексты, иллюстративный ряд и продуктивные задания, направленные на формирование разных видов УУД.

Сроки реализации программы — 1 год (2017 — 2018).

Общая характеристика, ценностные ориентиры предмета 

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны — интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

В связи с этим особенностью программы является её направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также основ самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

         Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

         Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия : владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию .

Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека.

Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

 • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

 • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

 • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

 Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.


Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 6 классе — 210 ч. Образовательная программа учебного заведения предполагает 34 учебные недели (5-дневная рабочая неделя) и предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования (углублённый уровень) в объёме 884 ч. В том числе: в 6 классе — 238 часов (7 часов в неделю).

Программа позволяет углубить следующие темы: «Текст», «Способы словообразования», «Морфология» (за счёт введения словообразовательного и текстоведческого аспекта темы, наблюдения за ролью различных частей речи в тексте), а также формирования навыков самостоятельной и проектной деятельности.

Контроль и методы обучения

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

– учитываются умения обучающихся производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

– учитываются речевые умения обучающихся, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

– учитывается способность обучающихся выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку обучающихся  по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, разные виды диктантов (словарные, творческие, контрольные и т. д.), устные сообщения, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, презентации, тесты, участие в проектной деятельности.

Технологии:

— развивающего обучения;

— коучинг;

— проблемного обучения;

— ИКТ;

— проектная.

Методы и приёмы обучения:

– обобщающая беседа по изученному материалу;

– индивидуальный устный опрос;

– фронтальный опрос;

– опрос с помощью перфокарт;

– выборочная проверка упражнения;

– взаимопроверка;

– различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический);

– виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

– составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание творческих работ в различных жанрах);

– изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

– написание сочинений;

– письмо под диктовку;

– комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

– анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

– лингвистический анализ языковых явлений;

– разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее и т. д.

– аудирование;

– информационная переработка устного и письменного текста:

•  составление плана текста;

•  пересказ текста по плану;

•  продолжение текста;

•  редактирование;

– создание письменных текстов с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

– составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

– составление опорных схем и таблиц;

– создание презентаций;

– работа  с различными информационными  источниками:  учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения — русским;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.

Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:

•        способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;

•        владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения русского языка учащимися включают: 

  • понимание роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • осознание смысла понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • знание основных признаков разговорной речи, научного, публицистического, официaльно-делового стилей, языка художественной литературы;
  • знание особенностей основных жанров научного, публицистического, официaльно-делового стилей и разговорной речи;
  • знание признаков текста и его функционaльно-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • знание основных единиц языка, их признаков;
  • знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); норм речевого этикета;
  • умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • умение определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • умение опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анaлиза;
  • умение объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
  • воспроизводить текст c заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктyации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки

зрения ее правильности, находить грамматические и речевые

ошибки; недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятeльности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуaльных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языкy, сохранения чистоты русского языка как явления кyльтуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в yчебных, бытовых, социaльно-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства полyчения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Из них

развитие речи

Из них уроки контроля

1.

Введение

4

2

2.

Повторение изученного в 5 классе

11

2

1

3.

Текст

7

5

4.

Лексика. Культура речи

14

2

1

5

Фразеология. Культура речи

6

1

1

6.

Словообразование и Орфография. Культура речи

39

12

4

7.

Морфология и орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

141

28

28

21

28

36

6

6

4

6

8

3

3

2

3

4

8.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

16

2

1

238 часов


Содержание

(238 часов

34 недели

7 часов в неделю)

О языке (4 ч)

Русский язык — один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи. Определение схемы общения.

Защита проектов о родном языке.

Повторение изученного в пятом классе 11 часов)

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложения. Прямая речь. Диалог.

Рр. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.

Текст (7 часов)

Текст и его особенности. Тема и основная мысль текста Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль. Основные средства связи предложений в тексте: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты.

Рр. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Лабораторная работа.

Лексика Культура речи (14 часов)

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские слова и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Использование слов в разных стилях речи (разговорные, книжные, нейтральные слова). Повторение.

Рр Написание сжатого изложения. Приёмы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу. Защита проектов.

Контрольный диктант № 2 с лексическим заданием.


Фразеология (6 часов)

Фразеологизмы, их языковые особенности. Источники фразеологизмов. Фразеологическое богатство русского языка. Повторение.

Рр Конструирование текста с использованием фразеологизмов. Защита проектов.

Контрольный тест № 1 по теме «Фразеологизмы».

Словообразование. Орфография. Культура речи (39 часов)

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Типичные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов. Этимология слов. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка. Неологизмы и их словообразование на основе словообразовательных образцов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы о/а в корне кос/касс. Буквы о/а в корне гор/гар. Буквы о/а в корне зор/зар. Буквы и/ы после приставок. Гласные в приставках пре/при. Соединительные о/е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разборы.

Рр Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

Защита проектов.

Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.

Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ (141 час)

Имя существительное(28 часов)

Имя существительное как часть речи. Словообразование имён существительных. Некоторые группы существительных со значением: лица мужского пола, лица женского пола, ребёнка или детёныша животных, предмета и орудия действия, места, помещения, процесса и т.д. Сведения из истории русских фамилий и отчеств. Правильное употребление имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен существительных на –мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе чик/щик. Гласные о/е после шипящих в суффиксе имён существительных. Имя существительное в тексте. Роль имён существительных в достижении точности, информативности выразительности в текстах разных стилей и типов речи. Сравнение как изобразительно-выразительный приём.

Рр Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов.

Защита проектов.

Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 2 по теме «Существительное». Сочинение по картине.

Имя прилагательное (28 часов)

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов. Правильное употребление имён прилагательных. Не с прилагательными. Буквы о/е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов к и ск. Дефисное  и слитное написание сложных прилагательных. Имя прилагательное в тексте. Роль имён прилагательных в достижении точности, информативности выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

Рр Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

Защита проектов.

Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием.

Контрольный тест № 3 по теме «Имя прилагательное». Сочинение-описание природы.

Имя числительное (21 час)

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные,  дробные;  их   значение,   особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными. Имя числительное в тексте. Роль имён числительных в достижении точности, информативности выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

Рр Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»

Защита проектов.

Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 4 по теме «Имя числительное».

Местоимение (28 часов)

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Местоимение и другие части речи. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены. Местоимение в тексте. Роль местоимений в достижении точности, информативности выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

Рр Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

Защита проектов.

Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием.

Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием.

Контрольный тест № 5 по теме «Местоимение».

Глагол (36 часов)

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонения глагола. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Словообразование глаголов. Типичные морфемные модели глаголов. Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Глагол в тексте. Роль глагола в достижении точности, информативности выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

Рр Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

Защита проекта.

Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием.

Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием.

Контрольное изложение. Контрольный тест № 6 по теме «Глагол».

Повторение (16 часов)

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Рр Сочинение-описание.

Защита проектов.

Переводной экзамен (диктант с грамматическим заданием).


Требования к уровню подготовки учащихся

Речь и речевое общение

Ученик научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального межличностного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, публично защищать свою позицию;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик получит возможность научиться:

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Ученик научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Чтение

Ученик научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Ученик получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

Говорение

Ученик научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной сферах общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.


Письмо

Ученик научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Ученик получит возможность научиться:

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

•  объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Ученик научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей (официально-делового, разговорного, художественного), жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Ученик научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Ученик получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; объявление в официально-деловом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

Общие сведения о языке

Ученик научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Ученик научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.


Морфемика и словообразование

Ученик научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Ученик получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных.

Лексикология и фразеология

Ученик научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Ученик научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Ученик научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Ученик научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Ученик получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Ученик научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.


Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса по предмету «Русский язык»

Учебно-методический комплекс:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2014

Контрольно-измерительные материалы:

1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/ Сост. Н. В.Егорова. М.: ВАКО 2013

2. Диктанты по русскому языку. 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. /Г. Н. Потапова. М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.

4. Аксенова Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. М.: Издательство «Экзамен», 2014 г

5. Черногрудова Е. П. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.

6. Е. М. Сергеева. Тесты по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской и др. М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.

7. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

8. Резниченко И. Я. Орфографический словарь русского языка  М.: Дрофа, 2008

9. В. И. Даль «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка».

Методические рекомендации

  1. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. М.: Просвещение, 2014 г.

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.

http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.

Ресурсы для дистанционных форм обучения

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия – http://www.vschool.km.ru 

Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru 

Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru 

Открытый колледж – http://www.college.ru 

ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru.

Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе – http://www.ruslit.metodist.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы". Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва,"Просвещение", 2009 ...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа по рускому языку к учебнику Власенкова (профильный уровень), 3 часа в неделю....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 к...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  русскому  языку  11 класс (базовый  уровень)  составлена  на  основе  авторской  программы  для  средней (полно...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  русскому  языку  11 класс (базовый  уровень)  составлена  на  основе  авторской  программы  для  средней (полно...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  русскому  языку  11 класс (базовый  уровень)  составлена  на  основе  авторской  программы  для  средней (полно...

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, углублённое изучение

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, УМК Бабайцевой (углублённое изучение)...