методические разработки
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Вялых Элеонора Леонидовна

Данный материал называется "Правописание приставок пре и при " 5 класс (по ФГОС). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема: Правописание приставок пре- и при-

УМК под ред. Е.А. Быстровой

Класс: 5 класс

Цели:

  • деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способности к систематизации и обобщению полученной информации;
  • содержательные: расширение понятийной базы об орфограммах в приставках, создать условия для формирования умения видеть в словах приставки пре- и при- и на этой основе помочь учащимся скорректировать навыки грамотного письма.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебой деятельности

Приветствие. Здравствуйте! Давайте улыбнёмся друг другу. Сегодня на уроке нам предстоит большая серьёзная работа. Я надеюсь на вашу активность и желание трудиться.

Теперь откройте тетради и запишите число и классную работу.

Приветствуют учителя.

Улыбаются

Записывают число и классную работу.

П2 – использование знаково-символических средств; Л9 – развитие познавательных интересов и мотивов.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (8 мин)

Цель: готовность

мышления и

осознание

потребности к

построению нового

способа действия

- Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача: видно, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее и восстановить потерянные буквы, зачитывают телеграмму

(На экране текст телеграммы) СЛАЙД 1

Пр…бываем в Балаково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным приветом пр…ставки Пре- и При-

читают

П12 – классификация по заданным критериям; Р7 – оценка правильности выполнения действия.

  1. Выявление места и причины затруднения (2 мин)

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

-- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ) СЛАЙД 2

- Как построить работу, чтобы правильно писать слова с приставками при- и пре

-Точно такая же телеграмма лежит у вас на парте. Наша цель – получить знания, которые помогут восстановить текст телеграммы, пригодятся в жизни не только при написании телеграмм, но и помогут в дальнейшем сдать экзамены по русскому языку. В конце урока, я думаю, мы  сможем правильно записать буквы в телеграмме.

 

Отвечают.

Мы не знаем правила написания этих приставок.

П4 – поиск разнообразных способов решения задач; П18 – формирование проблемы; Л11 – формирование границ собственного знания и незнания.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Организация наблюдения за значениями приставки пре  (упр. 73)

        Обращение к теоретическому материалу 1-2 п.9 с последующим закреплением (упр.74)

5.Обращение к рублике «Пишем правильно» стр.48   СЛАЙД 3

6. Предварительный итог. Составление таблицы «Условия выбора приставки –пре»      СЛАЙД 4

=очень

=пере-

Словарные слова

Предобрый

Преумный

превкусный

прервать

преградить

прекратить

Превращение

Презирать

препятствие

Правописание приставок пре- и при-. Записывают тему.

Уметь находить эти приставки в словах. Знать правило написания приставок пре- и при-. Узнать лексическое значение этих приставок. Записывают цели.

П16 – выдвижение гипотез; К5 – формулирование собственного мнения (позиции)

  1. Реализация построенного проекта (5 мин)

Цель: формирование мотивации познания

Обращение к теоретическому материалу 3 п.9 с последующим закреплением (упр.77.78)

Предварительный итог.(Самостоятельно составить таблицу «Условия выбора приставки –при-)

Приближение,

присоединение,

прибавление

Неполнота действия

Нахождение вблизи чего-то

Прибежать

Приклеить

пририсовать

Прилечь

Присесть

привстать

Пришкольный

Приморский

привокзальный

Обобщают увиденный материал. Формулируют правило.

Делают выводы о том, что перед ними слова для запоминания.

П3 – построение речевого высказывания в устной и письменной форме; П10 – сравнение; П14 – построение рассуждения; К1 – понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; К12 – построение монологического высказывания

Физминутка (1 мин)

Вместе все привстали, а потом присели, на носочки встанем, а теперь все сели (повторяем еще раз).

Приставки с каким значением вы услышали в нашей разминке?

Выполняют упражнение.

Неполнота действия

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 мин)

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

Готовимся к экзаменам

В каком слове правописание приставки определяется её значением - «близость, смежность»? 

  1. 1) Приглушённо  2) Прибрежный  3) Прицепиться  4) Притаившись 

Выполняют упражнение. Проверяют по эталону. Выставляют баллы друг другу в листок самооценивания.

П8 – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К9 – построение понятных для партнера высказываний; Р1 – принятие и сохранение учебной задачи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (9 мин)

Цель:интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и индивидуальная исполнительная рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в заданиях

Творческая работа. (в паре) по карточкам.

-Используя данные сочетания слов, составьте небольшой рассказ на тему «На пришкольном участке».

Отвести землю под сад, привезти саженцы, прибежали ребята, приступить к работе, посадить яблони, вишни, грушу, сливы, смородину и малину, привязать табличку с названием сорта, поработать превосходно, участок преобразился.

-Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

Выполняют и проверяют себя по эталону на экране, выставляют себе баллы.

П15 – доказательство; Р8 – внесение необходимых корректив в действие после его завершения.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Мне кажется, теперь вы достаточно знаете о правописании приставок ПРЕ и ПРИ и сможете самостоятельно восстановить текст телеграммы.

Впишите в телеграмму недостающие буквы и объясните свой выбор.

Пр…бываем в Балаково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…дорожный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным приветом пр…ставки Пре- и При-

- Какую цель ставили ?

- Удалось достичь поставленной цели?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть?

Домашнее задание.

1. Выучить значения приставок пре-, при-.

2) Упр.80

3)составить лингвистическую сказку правописание приставки при и пре.

Выставление оценок за урок.

Выбирают задание и выполняют его.

Записывают домашнее задание

П7 – выделение существенной информации; Р5 – адекватное восприятие оценки учителя; Л15 – оценка своих поступков


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пр…бываем в Балаково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр… городный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем пр…ступить к работе. С пламенным приветом пр…ставки Пре- и При-

Слайд 2

Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ -Познакомиться с правилами написания приставок при- и пре- -усвоить, что выбор приставок зависит от их значения, -познакомиться со значением этих приставок.

Слайд 4

«Пишем правильно» В русском языке есть слова, в которых пре- теперь не является приставкой. Она стала частью к ор ня: - пр е вращение - пре пятствие знаки препинания - пре зирать - пре вратить - пре дать - пре подаватель - пре кращение ЗАПОМНИ!

Слайд 5

Условия выбора приставки –пре =очень =пере - Словарные слова Предобрый Преумный превкусный прервать преградить прекратить Превращение Презирать препятствие

Слайд 7

Готовимся к экзаменам В каком слове правописание приставки определяется её значением - «близость, смежность»? 1) Приглушённо 2) Прибрежный 3) Прицепиться 4) Притаившись

Слайд 9

Пр и бываем в Балаково на поезде, пр и ходящем ровно в 10.00 на пр и городный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем пр и ступить к работе. С пламенным приветом пр и ставки Пре- и При-

Слайд 10

Домашнее задание. 1. Выучить значения приставок пре-, при-. 2) Упр.80 3)составить лингвистическую сказку про приставки ПРИ и ПРЕ



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 5 «А» классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»

Тема урока: «Гласные в приставках пре-, при-. Обобщение изученного материала».
Цель урока  – деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способности к систематизации и обобщению полученной информации;

-содержательные: расширение понятийной базы об орфограммах в приставках, создать условия для формирования умения видеть в словах приставки пре- и при- и на этой основе помочь учащимся скорректировать навыки грамотного письма.

Задачи:

  • познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание приставок пре- и при-»,
  • совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой;
  • формировать орфографическую зоркость;
  • воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свой язык.

Методы обучения: проблемно-поисковый.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых.

Оборудование: мультимедиа (презентация), интернет.

Урок проведен в рамках темы «Словообразование» «Русский язык. 5 класс», Москва, «Русское слово», 2015г., под редакцией академика Российской академии образования Е.А.Быстровой.

Тип урока – Урок открытия новых знаний.

 Данный урок русского языка проводился в классе, где большинство учащихся имеют прочные знания, умения, навыки по изученной теме. На уроке использовались тексты, отдельные предложения, взятые из произведений А.С.Пушкина, что способствовало осуществлению междисциплинарных связей с литературой. 

В начале урока на этапе активизации мышления осуществлялось развитие исследовательской компетенции, в результате чего обучающиеся определили тему и цель занятия. На основном этапе урока обобщения поставленная цель реализовалась через различные виды заданий: работа с текстом, тестирование, выполнение упражнений, творческих заданий. Наблюдалось наращивание сложности материала и повышение самостоятельности учащихся при выполнении заданий. Развитие исследовательской компетенции было продолжено и на данном этапе урока при работе в группах. Развитие речевой компетенции учащихся осуществлялось через необходимость делать выводы после анализа языковых явлений, через устную работу по подбору синонимов с приставками пре-, при- (тем самым происходило обогащение словарного запаса обучающихся) и через работу с текстом.

На уроке использовались различные методы обучения: исследовательский (при анализе слов пр_бывать, пр_давать, пр_творить, пр_ступить), репродуктивный (объяснительный диктант), частично-поисковый (работа с текстом).

Была организована смена видов деятельности в ходе урока. Для отработки навыка правописания приставок использовались индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в группах.

На уроке был осуществлен дифференцированный подход. На этапе обобщения  были организованы группы в зависимости от уровня подготовки учащихся, для которых были подобраны задания соответствующего уровня сложности. Домашнее задание также носило дифференцированный характер. Было предложено два вида заданий: написать лингвистическую сказку правописание приставки при и пре. и выполнить упражнение по учебнику, где необходимо было вставить пропущенные буквы в приставки и объяснить правописание.

Для повышения качества образования использовались компьютерные технологии (презентация).

В ходе урока обучающиеся осуществляли самопроверку и само контроль.

Урок поставленной цели достиг, прошел в доброжелательной атмосфере, наблюдался высокий темп работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...