Мастер-класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Фрагмент урока "Словосочетание в языке и в речи" (5 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:_русский язык

Класс: 5

Тема урока «Словосочетание в зыке и в речи»

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты обучения:

личностные: ответственно относиться к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительно относиться к родному языку; осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью.

предметные: знать о словосочетании как единице языка, особенностях их употребления в речи (в том числе художественной), о роли  словосочетаний в создании текста (художественного образа).

метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в парах: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Техники и технологии: проблемное обучение, коучинг, элементы ИКТ.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [М. Т. Баранов,  Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014; презентация к уроку, видеофрагмент «Образы осени», рабочие листы, раздаточный материал.)

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1. Этап мотивации и постановки цели.

Вдохновение:

Работа с эпиграфом

(1 минута)

Вызов

Словарная работа

(2 минуты)

Формулировка темы и целей урока

(2 минуты)

Организует этап.

Чтение эпиграфа…

— На уроках русского языка и литературы мы не раз убеждались в справедливости этих слов.

Демонстрирует слайд, организует работу со словом.

— Выпишем из этого предложения слово «образ».

— Как вы понимаете его значение?

— Одно из значений представлено на слайде. Это выдержка из словарной статьи. Что помогает нам лучше понять лексическое значение этого слова? (Пример — словосочетание)

— Итак, запишем первое слово темы нашего урока.

— А чтобы сформулировать тему до конца, вам нужно восстановить пословицы и поставить «найденные» слова в форму предложного падежа.

— Из скольких частей будет состоять наш урок?

— О чём мы будем говорить в первой части урока?

— Во второй части?

Читают эпиграф.

«Нет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

К. Г. Паустовский

Отвечают на вопрос.

Записывают на листах.

Выполняют задание. Записывают тему полностью.

Отвечают на вопросы.

Формулируют цель.

Развитие творческих способностей.

Положительно относиться к познавательной деятельности.

Принимать и формулировать цели предстоящей деятельности.

Позитивный настрой на совместную работу.

Строить небольшие связные высказывания.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Вербальная

2. Планирование эффективных действий для достижения цели.

«Шкалирование»

 (3 минуты)

— На ваших столах лежит карточка. Определите по шкале, какого уровня знаний по данной теме каждый из вас достиг?

— Поставил ли кто-нибудь отметку 0? Почему?

— Что вы уже знаете по данной теме?

— Поставил ли кто-нибудь отметку на 10? Почему?

— Что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели?

Делают отметки на шкале.

Отвечают на вопрос. Тема частично известна.

Находят информацию, отвечают.

Отвечают.

Вступают в диалог.

Осознавать недостаточность своих знаний, корректировать деятельность в зависимости от ожидаемого результата, понимать причины возникающих трудностей и пути их преодоления.

Вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

Строить небольшие монологические высказывания в соответствии с задачей коммуникации, понимать возможность различных точек зрения, которые не совпадают с собственной.

Устанавливать причинно-следственные связи.

3. Реализация плана.

(2 минуты)

Повторение сведений о словосочетании.

(1 минута)

Разбор словосочетаний.

(2 минуты)

Просмотр видео

(1 минута)

Мини-исследование (работа в парах)

5 минут

Отчёт групп о проделанной работе

(3 минуты)

Организует этап.

— Для этого я предлагаю вам отправиться со мной в осенний лес. Мне удалось в эту субботу вырваться на природу и полюбоваться красотой осени.

И вот какие образы-ассоциации навеяла эта прогулка.

Демонстрируется слайд со словосочетаниями.

Дивная пора, шуршание листьев, разноцветным дождём, в вихре листопада, прощальные песни птиц, осенняя прогулка, пронзительно кричать, пустеет воздух, около рощи.

— Вы можете продолжить этот ряд?

— Вы согласны со мной, что на слайде представлены словосочетания?

— Что же называется словосочетанием? Какие виды словосочетаний вам известны? С какими типами связи слов в словосочетании мы познакомились на предыдущем уроке?

— Выпишите, пожалуйста, словосочетания такого строения:

прилаг.+сущ.

глагол+сущ.

глагол+наречие

— Итак, мы поговорили о словосочетании как единице языка.

— А часто ли мы используем словосочетания в речи самостоятельно?

— Составьте и запишите с любым из словосочетаний предложение.

Организует этап.

Вернёмся к слову «образ».

Демонстрирует фильм.

— Живописный образ…

— Музыкальный образ…

— Поэтический образ (когда появляется на экране репродукция картины Нестерова).

Читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

Организует беседу по фрагменту.

— Увидели осень? В тексте слова и словосочетания приобретают конкретные, подчас удивительные значения, участвуют в создании художественного образа, что позволяет представить определённую картину, в которой «оживают» неживые предметы.

— И в этом вы сейчас ещё раз убедитесь, выполнив небольшое исследование. Вы постараетесь приоткрыть тайны создания поэтического образа.

1 вариант — 1 задание

2 вариант — 2 задание

3 вариант — 3 задание.

Результат вносится в кластер в виде веточки с листьями.

Слушает ответы учащихся, при необходимости задаёт уточняющие вопросы.

Выполняют задания, делают выводы.

Отвечают, слушают, дополняют своими словосочетаниями.

Отвечают.

(Не все)

Строят связный ответ. Дополняют друг друга.

Выполняют задание.

Взаимопроверка, выставление баллов в таблицу.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Выполняют задания.

Дают связный ответ.

Адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Приобретать новые знания, осваивать новые виды деятельности.

Уважительно относиться к родному языку; осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью.

Принимать учебную задачу: выбирать соответствующий способ действий; принимать решение в проблемной ситуации.

Вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

Планировать и осуществлять совместную деятельность в парах;

обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Строить небольшие монологические высказывания в соответствии с задачей коммуникации, понимать возможность различных точек зрения, которые не совпадают с собственной.

Давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи.

Извлекать необходимую информацию из объяснений учителя, высказываний одноклассников, работать с различными источниками.

Выполнять учебно-познавательные действия; осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Взаимооценка

4. Рефлексия

(2 минуты)

Организует обобщающую работу по схеме.

(Слайд)

— Продолжите предложение:

«В результате работы на уроке я выяснил (а)…»

«Шкалирование»

— Вновь обратимся к шкале. Поставьте новую отметку. Удалось ли вам каждому из вас продвинуться?

А можете ли вы поставить отметку 10? Почему?

Продолжают предложение.

Заполняют шкалу, отвечают на вопрос.

Формировать Я-концепцию

?

Оценивать свою работу.

Строить небольшие монологические высказывания в соответствии с задачей коммуникации.

Самооценка

5. Домашнее задание

(1 минута)

Создать миниатюру об осени.

Комментирует домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...