Мастер-класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Фрагмент урока "Словосочетание в языке и в речи" (5 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_slovosochetanie_v_yazyke_i_v_rechi_.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет:_русский язык
Класс: 5
Тема урока «Словосочетание в зыке и в речи»
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты обучения:
личностные: ответственно относиться к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительно относиться к родному языку; осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью.
предметные: знать о словосочетании как единице языка, особенностях их употребления в речи (в том числе художественной), о роли словосочетаний в создании текста (художественного образа).
метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в парах: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Техники и технологии: проблемное обучение, коучинг, элементы ИКТ.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014; презентация к уроку, видеофрагмент «Образы осени», рабочие листы, раздаточный материал.)
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
1. Этап мотивации и постановки цели. Вдохновение: Работа с эпиграфом (1 минута) Вызов Словарная работа (2 минуты) Формулировка темы и целей урока (2 минуты) | Организует этап. Чтение эпиграфа… — На уроках русского языка и литературы мы не раз убеждались в справедливости этих слов. Демонстрирует слайд, организует работу со словом. — Выпишем из этого предложения слово «образ». — Как вы понимаете его значение? — Одно из значений представлено на слайде. Это выдержка из словарной статьи. Что помогает нам лучше понять лексическое значение этого слова? (Пример — словосочетание) — Итак, запишем первое слово темы нашего урока. — А чтобы сформулировать тему до конца, вам нужно восстановить пословицы и поставить «найденные» слова в форму предложного падежа. — Из скольких частей будет состоять наш урок? — О чём мы будем говорить в первой части урока? — Во второй части? | Читают эпиграф. «Нет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». К. Г. Паустовский Отвечают на вопрос. Записывают на листах. Выполняют задание. Записывают тему полностью. Отвечают на вопросы. Формулируют цель. | Развитие творческих способностей. Положительно относиться к познавательной деятельности. | Принимать и формулировать цели предстоящей деятельности. | Позитивный настрой на совместную работу. Строить небольшие связные высказывания. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. | Вербальная |
2. Планирование эффективных действий для достижения цели. «Шкалирование» (3 минуты) | — На ваших столах лежит карточка. Определите по шкале, какого уровня знаний по данной теме каждый из вас достиг? — Поставил ли кто-нибудь отметку 0? Почему? — Что вы уже знаете по данной теме? — Поставил ли кто-нибудь отметку на 10? Почему? — Что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? | Делают отметки на шкале. Отвечают на вопрос. Тема частично известна. Находят информацию, отвечают. Отвечают. Вступают в диалог. | Осознавать недостаточность своих знаний, корректировать деятельность в зависимости от ожидаемого результата, понимать причины возникающих трудностей и пути их преодоления. | Вступать в диалог с учителем и одноклассниками. Строить небольшие монологические высказывания в соответствии с задачей коммуникации, понимать возможность различных точек зрения, которые не совпадают с собственной. | Устанавливать причинно-следственные связи. | ||
3. Реализация плана. (2 минуты) Повторение сведений о словосочетании. (1 минута) Разбор словосочетаний. (2 минуты) Просмотр видео (1 минута) Мини-исследование (работа в парах) 5 минут Отчёт групп о проделанной работе (3 минуты) | Организует этап. — Для этого я предлагаю вам отправиться со мной в осенний лес. Мне удалось в эту субботу вырваться на природу и полюбоваться красотой осени. И вот какие образы-ассоциации навеяла эта прогулка. Демонстрируется слайд со словосочетаниями. Дивная пора, шуршание листьев, разноцветным дождём, в вихре листопада, прощальные песни птиц, осенняя прогулка, пронзительно кричать, пустеет воздух, около рощи. — Вы можете продолжить этот ряд? — Вы согласны со мной, что на слайде представлены словосочетания? — Что же называется словосочетанием? Какие виды словосочетаний вам известны? С какими типами связи слов в словосочетании мы познакомились на предыдущем уроке? — Выпишите, пожалуйста, словосочетания такого строения: прилаг.+сущ. глагол+сущ. глагол+наречие — Итак, мы поговорили о словосочетании как единице языка. — А часто ли мы используем словосочетания в речи самостоятельно? — Составьте и запишите с любым из словосочетаний предложение. Организует этап. Вернёмся к слову «образ». Демонстрирует фильм. — Живописный образ… — Музыкальный образ… — Поэтический образ (когда появляется на экране репродукция картины Нестерова). Читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина. Организует беседу по фрагменту. — Увидели осень? В тексте слова и словосочетания приобретают конкретные, подчас удивительные значения, участвуют в создании художественного образа, что позволяет представить определённую картину, в которой «оживают» неживые предметы. — И в этом вы сейчас ещё раз убедитесь, выполнив небольшое исследование. Вы постараетесь приоткрыть тайны создания поэтического образа. 1 вариант — 1 задание 2 вариант — 2 задание 3 вариант — 3 задание. Результат вносится в кластер в виде веточки с листьями. Слушает ответы учащихся, при необходимости задаёт уточняющие вопросы. | Выполняют задания, делают выводы. Отвечают, слушают, дополняют своими словосочетаниями. Отвечают. (Не все) Строят связный ответ. Дополняют друг друга. Выполняют задание. Взаимопроверка, выставление баллов в таблицу. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Выполняют задания. Дают связный ответ. | Адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Приобретать новые знания, осваивать новые виды деятельности. Уважительно относиться к родному языку; осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью. | Принимать учебную задачу: выбирать соответствующий способ действий; принимать решение в проблемной ситуации. | Вступать в диалог с учителем и одноклассниками. Планировать и осуществлять совместную деятельность в парах; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Строить небольшие монологические высказывания в соответствии с задачей коммуникации, понимать возможность различных точек зрения, которые не совпадают с собственной. | Давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи. Извлекать необходимую информацию из объяснений учителя, высказываний одноклассников, работать с различными источниками. Выполнять учебно-познавательные действия; осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. | Взаимооценка |
4. Рефлексия (2 минуты) | Организует обобщающую работу по схеме. (Слайд) — Продолжите предложение: «В результате работы на уроке я выяснил (а)…» «Шкалирование» — Вновь обратимся к шкале. Поставьте новую отметку. Удалось ли вам каждому из вас продвинуться? А можете ли вы поставить отметку 10? Почему? | Продолжают предложение. Заполняют шкалу, отвечают на вопрос. | Формировать Я-концепцию ? | Оценивать свою работу. | Строить небольшие монологические высказывания в соответствии с задачей коммуникации. | Самооценка | |
5. Домашнее задание (1 минута) | Создать миниатюру об осени. | Комментирует домашнее задание. | Задают уточняющие вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...