Дидактические материалы для учащихся к урокам по подготовке к написанию сжатого изложения.
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 9 класс) на тему

Барашкова Елена Борисовна

Данная работа представляет собой подборку заданий для обучающихся разных классов (с 5 по 9) по  подготовке к важному виду проверки знаний, умений и навыков – сжатому изложению текста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 городского округа город Волгореченск Костромской области имени Героя Советского Союза Н.П.Воробьева»

Дидактические материалы для учащихся к урокам по подготовке к написанию сжатого изложения.

Выполнила Барашкова Елена Борисовна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Лицей №1 городского округа

  город Волгореченск Костромской области

 имени Героя Советского Союза Н.П.Воробьева»

Волгореченск – 2017

Аннотация.

   Данная работа представляет собой подборку заданий для обучающихся разных классов (с 5 по 9) по  подготовке к важному виду проверки знаний, умений и навыков – сжатому изложению текста.

Введение.

   Самый распространённый вид работы, с которым сталкиваются школьники на уроках, - это пересказ. Он может быть как устным, так и письменным. Параграфы из учебников, отрывки из энциклопедий, научных и критических статей, главы из художественных книг ученики передают «своими словами», излагая при этом чаще всего не дословную передачу содержания, а главную, существенную информацию. Умение сжато выражать свои мысли свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьника, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста необходимы для успешного продолжения образования в старших классах и вузе.

    Как показывает практика, в жизни гораздо важнее запоминать текст осмысленно, то есть воспринимать, анализировать и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Именно поэтому разработчики ГИА, отказавшись от подробного изложения на экзамене, отдали предпочтение сжатому изложению.

      Для правильной передачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как структуру. Знание структуры текста помогает правильно выделить главную информацию и предать её, сохранив при этом логику авторской мысли. Чем проще для слушателя структура текста, тем легче пересказать его сжато.

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

Таким образом, готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выделять главную и второстепенную информацию, находить тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный пересказ, не искажающий и не нарушающий логики исходного текста, другими словами, выполнять разнообразные логические операции с текстом.

Все это обосновывает актуальность данной разработки.

Безусловно, обучать школьников написанию сжатого изложения необходимо с 5-го класса и не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе.

Основная часть.

Первый этап работы с текстом – определение темы текста.

Дидактический материал по подготовке к сжатому изложению в 5-6 классах:

Учащимся предлагается задание:

Задание1. Прочитайте текст. Определите, о чем он. Определите стиль и тип речи.

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье... Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

250 слов (По Л. Корочкину)

Прочитав текст, учащиеся дают свои ответы:

Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи - рассуждение.

После того как отработан первый этап, переходим ко второму: формулировка идеи текста.

Учащимся предлагается следующее задание.

Задание 2. Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

Возможные следующие варианты ответов: Л. Корочкин рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.

Третий и четвертый этапы работы с текстом: определение структуры текста и выделение микротем текста как частей общей темы.

Даём учащимся следующее задание:

Задание 3. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

После того, как микротемы выделены, текст разбит на абзацы, можно применить прием активизации познавательной активности учащихся на уроке.

В этом нам поможет следующее задание: составить синквейн по тексту.

Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

Вот что мы можем получить в результате выполнения этого задания: 

Кошка.
Загадочная, таинственная.
Привлекает, радует, успокаивает.
Нужно завоевать доверие кошки.
Животное.

Дидактический материал для подготовки

к сжатому изложению в 8-9 классах:

1) Материал для работы на начальном этапе подготовки к написанию сжатого изложения (8 класс):

Текст 1.

     … Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает седее оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой… Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом…

        А в чем самая большая цель жизни? Я думаю – увеличивать добро в окружающем нас. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком  задачу, которую надо уметь решать. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности …

        Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему отдавал силы.

        Заметили вы, что всё дурное и мелкое в жизни быстро забывается? … Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.

        Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забывать о своих интересах, о себе …                     (Д. Лихачев)

1. Прочитайте и озаглавьте текст.

2. Тема текста _______________________________________________

____________________________________________________________

3. Основная мысль текста ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

4. Составьте план текста ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Текст 2.

        Я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для воспитания красоты окружающего мира человек сам должен быть душевно красив, глубок …

        Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека …,        Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого молодого возраста … Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности мозг человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным.

        Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа … Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро …

                                                (Д. Лихачев)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тема текста ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

5 Стиль текста _______________________________________________

6. Тип текста ________________________________________________

7. Найдите в тексте и выпишите метафоры _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Найдите в тексте и выпишите краткие прилагательные, определите их синтаксическую роль ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Найдите в тексте и выпишите предложения с обособленными определениями ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов) ________________

Текст 3.

       Известно, что талант – это во многом трудолюбие и терпение. Чтобы добиться мастерства в любом искусстве, нужно неустанно упражняться, то есть совершенствоваться. Это знает и художник и певец, поэт и ученый – словом, каждый мастер своего дела, будь то великий гений Моцарт или просто хороший токарь.

        Да, это старая истина. А вот далеко не каждый знает, что прожить жизнь свою достойно на земле – это тоже большое искусство, может быть, даже более сложное, чем любое другое мастерство. И оно тоже требует неустанного упражнения, только упражнения своей души.

        В жизни случается всё: и горе, и болезни, и обиды, и всякие другие невзгоды. Но настоящий человек защищен и в беде высшими, непреходящими ценностями, верностью идеалам, умением любить и верить, наслаждаться прекрасным, быть стойким в труде, в борьбе за правду. И понимать надо всю ответственность за свою жизнь, за жизнь других.

       

Все ценности связаны неразрывно, это то, что мы называем настоящим у человека: мужеством и готовностью к жизни.

                                                (Р. Фраерман)

1. Озаглавьте текст.

2. Озаглавьте каждую микротему текста _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Найдите в каждом абзаце предложение, в котором заключена  главная мысль._______________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

4. Кратко перескажите каждую микротему текста.

5. Объясните расстановку знаков препинания в каждом предложении.

6. Найдите и выпишите из текста слова с ь знаком. Объясните написание ь знака в словах. ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Выпишите из текста слова с не , объясните слитное и раздельное написание слов на эту орфограмму. _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. _____

2)  Материал для работы на конечном этапе подготовки к написанию сжатого изложения (9 класс):

 А) Для работы с текстами во время урока или элективного курса:

Карточка 1 –  учащимся предлагается анализ готовой работы  по критериям ГИА:

Исходный текст

Изложение учащегося

          Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но труднораз-решимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизмен-ными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

           Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою спо-собность к сочувствию, сопережи-ванию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжела-тельно, кто готов его понять.

          Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоя-щая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.

    Времена меняются, приходят

новые поколения, у которых всё не

как у прежних. Но трудные личные

вопросы остаются неизменны.

     Нынешних подростков, как и родителей волнует одно и тоже.

Юношеская мечта о о любви это

мечта о взаимопонимании, ведь

подростку нужно проявить сочувствие

и переживания да и просто показать

тому кто настроен доброжелательно.

     Любовь – это безграничное дове-

рие двоих к друг другу. Доверие

раскрывает в каждом всё лучшее, на

что только способна личность. Нас-

тоящая любовь открывает дружеские

отношения, она всегда больше

дружбы. Только после любви мы

составляем полное право на всё то,

что составляет наш мир.

   

59

Карточка 2 – работа с текстами.

Текст называется «Дружба». Как вы думаете, название дано по теме или главной мысли? Каким может быть его содержание?

Дружба

     Дружба – это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.

     Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет.

      Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем,  это не принципиально.

     Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима.

— Какие утверждения соответствуют содержанию текста?

  1. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.
  2. Уважать своего друга – значит считаться с его мнением и признавать все его черты.
  3. Друг не может совершать ошибки.
  4. Для дружбы важны общие нравственные ценности.
  5. Общие интересы или увлечения принципиальны для дружбы.

 – Какие слова с корнем друг-/друж- употреблены в прослушанном тексте? (Дополните этот ряд).

 –  Составьте сложное предложение (сложносочиненное, сложноподчинённое с двумя придаточными) на основе прослушанного текста.

Задание устное.

— Прослушайте текст и постарайтесь определить, чему соответствует название: теме текста или основной мысли?

Быть взрослым – значит отвечать за кого-то ещё.

     Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?

     Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом, самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.

       Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

ВОПРОСЫ НА СЛАЙДЕ:

— Как по-другому можно озаглавить текст?

– Восстановите последовательность предложений в тексте:

  1. Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки.
  2. Есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми.
  3. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки.
  4. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.
  5. Самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.
  6. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё.

 (Возможен пересказ)

Прослушайте текст.

     Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий.

     Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.

     Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.

Карточка 3.

Заполните пропуски (вставьте недостающие слова).

     Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей (…) судьбы, одной профессии, (…) помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что (…) общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди (…) профессий.

     Могут ли дружить два (…) характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда (…) друг другу, но не всегда друзья (…) от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе (…) опытом. Один, помогая слабому, (…) , молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, (…) в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе (…) , другой радуется подаркам. Дружба (…) на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.

     Друг тот, кто (…) твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя (…) тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.

Закончите предложения.

      Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей..... И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь…..

      Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба – равенство и сходство. Но в то же время дружба – это... Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья..... Один дружит и дарит свой опыт, другой..... Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт..... Другой, слабый, познает в друге..... Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется.....

     Друг тот, кто утверждает твою..... Друг тот, кто любя разоблачает тебя...

    Карточка 4.

Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль абзаца.

     Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

     Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

     Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова)

Карточка 5.

Запишите главную мысль данного текста в виде сложноподчиненного предложения.

Камчатка – один из немногих регионов планеты, природа которого сохранилась в естественном, диком состоянии. При этом сами природные ресурсы весьма разнообразны: грандиозные горные хребты с обилием потухших и действующих вулканов, знаменитая Долина гейзеров, множество горячих и холодных минеральных источников, обширная прибрежная морская акватория, не тронутая цивилизацией флора и фауна. Благодаря этому на Камчатке представлены различные виды туризма: лечебно-оздоровительный, конный, экстремальный, экологический, лыжный и горнолыжный.

Возможный вариант: Благодаря тому, что разнообразная природа Камчатки сохранилась в диком состоянии, там представлены различные виды туризма.

УПРАЖНЕНИЯ НА УМЕНИЕ ОБОБЩАТЬ

Сократите текст, заменив однородные члены обобщающими словами:

   В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

      Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

      Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.

Замените прямую речь косвенной, сократите предложения.

1) Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство.  В таких ситуациях вспоминается высказывание Виктора Гюго: " Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга".

2) Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет, чтобы жить в свое удовольствие и наслаждение каждой минутой.»

3)  Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам.

4)  Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал... ». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Б) Для работы по аудированию (текст читает учитель или прослушивается аудиозапись).

ТЕКСТ №1 «Мир детства»

          Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С.Пушкин писал: "Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к

доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости.

          Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечни с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое.

          Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты.

                                      (По В.И.Белову) 184 слова

Микротемы к тексту:

    Детская душа одинаково жадно впитывает добро и зло. Плохие и хорошие впечатления запоминаются на всю жизнь. Однако А.С.Пушкин считал лучшей школой жизни всё-таки счастье.

 

Детские впечатления всегда определённы и образны, но каждому запоминается что-то своё

    В детстве больше всего волнуют переходы из одного состояния в другое: картошка на грани сырого и испечённого, последние секунды перед прыжком, миг перед падением в воду – всё это рождает восторг счастья и жизненной полноты.

ТЕКСТ №2 «Дерево»

          Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.

          Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие.

Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие.  Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

          Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных  образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.

                                  (По А.Камкину) 198 слов

Микротемы:

     Нашим предкам дерево напоминало человека. Как и человек, оно жило и умирало, обладало силой, крепостью, твёрдостью.

     Важную роль в истории человечества сыграли упомянутые в Библии древо жизни и древо познания добра и зла. Первое символизирует веру и её дары, второе – выбор между добром и злом.

      В русском искусстве много живописных и словесных образов деревьев. В лиричсеких песнях дерево становится собеседником, другом.

ТЕКСТ №3 «Леса»

          Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть.  И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.

          Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.

          В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе , кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы , охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

                            (По К.Паустовскому) 187 слов.

Микротемы:

   Леса учат человека понимать прекрасное. В них с наибольшей выразительностью предстают величавая красота и могущество природы, в них были созданы подлинные жемчужина нашей поэзии.

   Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья.

   В лесах человек дышит чистейшим воздухом, который наполняет удивительным состоянием как бы безотчётной радости и силы.

ТЕКСТ №4

          Читатель, друг! Ты подумай: если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать. Если писать только о серьёзно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом – слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.

          Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как

подвиг только потому, что не все они обладают преданностью  другу и

верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души – само собой разумеющееся состояние.

       …Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие.

                                                                       (Г.Троепольский) 183 слова

Микротемы:

    Нельзя писать в книгах только о счастье, потому что люди перестанут замечать несчастных, и только о печальном, потому что люди перестанут смеяться. Писатель должен писать правду обо всём. Он пишет для детей и взрослых, которые помнят, что были детьми.

    Наверное, поэтому автор пишет о судьбе верной и преданной собаки, хотя собаки не считают свою преданность необычной. Люди превозносят преданность собаки как её подвиг потому, что сами не обладают этим чувством: благородство души не для всех людей является естественным состоянием.

     Есть скромные незаметные люди  с огромной душой, которые вмещают в себя лучшие качества человечества – доброту, простоту, доверие.

Заключение.

   В данной работе мы попытались подобрать дидактический материал для подготовки к написанию сжатого изложения. Разноуровневые  задания для разных возрастов школьников позволят вырабатывать умения и навыки по сжатию текста. При подборе заданий мы старались опираться на современные научные подходы в образовании: использовали технику синквейна, учащимся предлагалось оценить чужую работу по известным критериям и т.д.

    Кроме того, тексты для прослушивания и для работы на карточках подбирались таким образом, чтобы помочь девятиклассникам в написании сочинения на ГИА (это тексты нравственного содержания о дружбе, взрослении, самостоятельности и т.п.).

     Задания к текстам на карточках тоже формулируются с опорой на часть В экзаменационной работы 9 класса (выявление ключевых слов, умение составлять сложноподчиненные предложения).

     Таким образом, подобранный дидактический материал позволяет вести планомерную подготовку не только к написанию сжатого изложения на ГИА, но и развивать необходимые УУД на уроках русского языка с 5 по 9 класс.

Список использованной литературы.

1) Лакина Е.Н. «Система подготовки к ОГЭ по русскому языку». Материалы вебинара проекта «Инфоурок».

2) Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика”: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.

       3) Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько, 2015.

 

 4) Кириллова С.Г. Методический материал по русскому языку

 в 9 классе (сжатое изложение).  Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2013. – ст. Ленинградская, 2013.

Используемые Интернет-источники:

  1. http://festival.1september.ru/articles/652759/
  2. http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/ege-gia/EGE-edinyj_gosudarstvennyj_ekzamen.html
  3. http://poznaemvmeste.ru/index.php/kriterii-otsenivaniya/594-ege-2016-russkij-yazyk-kriterii-otsenivaniya-ekzamenatsionnoj-raboty
  4. http://russkiy-na-5.ru/articles/1032
  5. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200800704
  6. http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  7. http://egeigia.ru/all-gia/dokumenty-gia/1995-shkala-perevoda-ballov-oge-2016-gia-fipi
  8. http://god2016.su/oge-po-russkomu-yazyku-2016/
  9. http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/1664-kak-pisat-szhatoe-izlozhenie.html
  10. http://www.tutoronline.ru/blog/vidy-izlozhenija-kak-napisat-szhatoe-izlozhenie
  11. http://festival.1september.ru/articles/652759/
  12. http://festival.1september.ru/articles/578639/
  13. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/12/06/konspekt-uroka-razvitiya-rechi-v-9-klasse-podgotovka-k
  14. http://alm-sm.narod.ru/sochin-rassuzd-c.2.2.htm
  15. http://www.prosv.ru/umk/5-9/info.aspx?ob_no=33778
  16. http://dragunkin.ucoz.ru/publ/russkiy_jazyk/teoriya_oge/zadanie_15_3_sochinenie_rassuzhdenie/10-1-0-49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Презентация к уроку по подготовке к написанию сжатого изложения (ГИА)

Материалы презентации помогут в реализации материалов, опубликованных как разработка урока по развитию речи (написание сжатого изложения в ГИА)...

Практическое занятие с учащимися 9-ого класса «Подготовка к написанию сжатого изложения».

Цель занятия: Подготовить учащихся к написанию сжатого изложения, используя основные способы компрессии....