Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Цели урока: повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания об односоставных предложениях;
Развивающие задачи:
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать критическое мышление;
- развивать умения решать тестовые задания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_predlozheniya_16.05.doc | 93 КБ |
odnosostavnye_predlozheniya_16.05.pptx | 388.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе.
Тема урока: | Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения» |
Базовый учебник: | Русский язык. 8 класс, учебный комплекс под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцевой. |
Цели и задачи урока | Цели урока: повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды. Задачи урока: Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
|
Тип урока. | повторительно – обобщающий |
Формы работы учащихся. | групповая и индивидуальная работа, фронтальный опрос. |
Необходимое техническое оборудование. | Компьютер, проектор. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Приветствует учеников. Повернулись, подтянулись, улыбнулись. Здравствуйте, садитесь | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Слушают учителя | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. Коммуникативные: общение и взаимодействие, планирование учебного процесса |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | 1.Этап «Повторенье-мать ученья» (терминологическая групповая работа) -прочитайте название этапа. Как вы понимаете его смысл? I группа. 1.Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, называется _________________ 2.Предложение с главным членом сказуемым, называется _________________________________________________ 3.Предложение с главным членом подлежащим, называется _______________________________________ 4.Предложение со сказуемым – глаголом в форме 3 лица множественного числа, называется ___________________ II группа. 1.Предложение со значением обобщённого лица, называется _______________________________________ 2.Предложение, в котором нет и не может быть подлежащего, называется… 3.Предложение, в котором грамматическая основа представлена подлежащим, называется _______________ 4.Предложение со сказуемым – глаголом в форме 1, 2 лица единственного и множественного числа, называется _________________________________________________ | (Слайд№1) 1.Этап «Повторенье-мать ученья» (терминологическая групповая работа) Работа по карточкам | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
3.Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | -какие термины мы повторили? -давайте сформулируем тему и задачи урока -и так, мы повторили и проверили свои знания умений и навыков по теме «Односоставные предложения» (Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков, т.е. обобщим изученное об односоставных предложениях, закрепим навыки и умения, полученные при изучении данной темы.) | Ребята формулируют тему и задачи урока. (Слайд№2») Учащиеся записывают: Двадцать первое декабря. Классная работа. Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения» | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую, поиск информации по словарю. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
4.Включение изученного в систему знаний. Цель: построение и фиксация нового знания. | 2.Этап «Не торопись отвечать, торопись слушать» -прочитайте название этапа. Как вы понимаете его смысл? -ребята, вы знаете, кто из лингвистов впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике? -давайте послушаем об этом сообщение вашего одноклассника. | (Слайд №3) Сообщение учащегося: Впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Именно он «впервые собрал колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка». Научные интересы языковеда многогранны: А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков, возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии. Шахматов внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории русского языка. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные:действия оценивания усваиваемого содержания. |
Физминутка. Динамическая пауза Цель: сменить вид деятельности. | А теперь я буду называть действия, а вы их выполняйте. - Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, дверь, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе. | Выполняют упражнения, настраиваются на позитивный лад | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
5. Этап закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | 3.Этап. «Дело словом не заменишь» Закрепим теоретические знания практикой. «Индивидуальный» 1 ученик от каждой группы работает по карточке. Затем сильные учащиеся из другой группы проверяют. I группа. Карточка №1. 1.Перечислите односоставные предложения. 2.Найдите характеристику, которая соответствует предложению «Приучайте себя к сдержанности и терпению»: 1) двусоставное 2) односоставное, безличное 3) односоставное, определенно-личное 4) односоставное, неопределенно-личное 3.К какому типу односоставных относится предложение «Ленивого по платью узнаешь»: 1)неопределенно-личное 2) определенно-личное 3) безличное 4) обобщенно-личное 4. Отметьте неопределенно-личное предложение: 1)Ребята, не опаздывайте на занятия кружка. 2) Вы меня легко узнаете. 3) В тот зимний вечер у нас в семье украшали елку. 4) В воздухе тишина. 5. Не является обобщенно-личным предложением: 1)Береги честь смолоду. 2) Дни осени бранят обыкновенно. 3) Тише едешь – дальше будешь. 4) Потом его в степи без чувств нашли. II группа. Карточка №2 1.Перечислите односоставные предложения. 2. Отметить предложение, в котором нет и не может быть подлежащего: 1) Стало серо и мрачно. 2) Его сшибли с ног. 3) Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный. 4) На этот праздник не нужен билет. 3.Найдите предложение, соответствующее схеме «назывное + неопределенно-личное»: 1)Середина января, на полях совсем нет снега. 2) Всё сильнее пригревало солнце, в деревнях закончили работу. 3) Вот новая школа, рядом строят Дворец культуры. 4) Чуть брезжило, фонарь освещал тихо падающие листья. 4.Найдите неполное предложение в составе сложного: 1)Летом светает рано, а зимой поздно. 2) Уже смеркалось, и надо было торопиться. 3) Еще держатся морозы, но в воздухе веет весной. 4) Ветер начал крепчать, и грести становилось труднее. 5.Отметить назывное предложение: 1)Сыплет черемуха снегом. 2) Ходят грачи в полосе. 3) Второй час дня. 4) Гвоздика красная. | Остальные работают с учебниками стр .____, упражнение _____ (1-3 предложения) Сильные учащиеся из другой группы проверяют. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | 4 этап «Из речи пустой мысли не извлечёшь»
| (Слайд№5) Самостоятельно выполняют (творческое списывание) | Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
7 Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | 5 этап «Что посеешь, то и пожнешь» 1. Укажите, какие утверждения неверны. а) В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из подлежащего или сказуемого. 1) в; 2. Укажите, какие утверждения неверны. а) В неопределенно-личных предложениях главный член выражен глагольной формой множественного числа: или 3-го лица наст. или буд. времени, или прош. вр., или условного наклонения. 1) в; | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. (Слайд№6) «5» - материал усвоен, могу объяснить другим. «4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания. «3» - материал усвоен, но есть вопросы. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
9. Домашнее задание | Запишите домашнее задание: выпишите односоставные предложения из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». | Записывают д/з: | |
10.Итог урока | « 6 этап «По одежке встречают, по уму провожают» - Итак, сегодня на уроке мы вспомнили одно из самых трудных тем в русском языке «Односоставные предложения». - Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вы извлекли из нашего урока много полезного для себя. В заключении я хочу подарить вам стихотворение, в котором тоже есть односоставные предложения. К тому же, я хочу, чтобы эти слова были вам руководством к действию в вашей дальнейшей жизни. Когда тобою решено Добиться благородной цели, То остаётся лишь одно: Осуществить мечту на деле. Иди вперёд своим путём, Иди, исполненный отваги, И пусть овраги, пусть коряги, Ты всё равно иди своим путём. | Слайд №7) Спасибо всем. Урок окончен. Всего вам доброго. Успехов! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения»
Шахматов Алексей Александрович Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения.
3.Этап «Дело словом не заменишь» «Индивидуальный» Закрепим теоретические знания практикой.
Соловья баснями... Что написано пером… По одёжке встречают.. Слово не воробей.. Семеро одного…. Не говори «гоп».. Поспешишь-людей .. Готовь сани… 4 этап «Из речи пустой мысли не извлечёшь» Творческое списывание. Дописать пословицы, кто быстрее и правильнее?
«5» - материал усвоен, могу объяснить другим. «4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания. «3» - материал усвоен, но есть вопросы.
Домашнее задание: выписать из художественных текстов по 3 предложения на разные виды.
Спасибо всем. Всего вам доброго. Успехов ! 6 этап «По одежке встречают, по уму провожают»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык в 8 классе . « Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения».
Урок русского язык в 8 классе .« Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения»....
Конспект урока "Обобщение изученного по теме "Односоставные предложения"
Урок русского языка в 8 классе....
Презентация для интерактивной доски «Повторение изученного по теме «Односоставные предложения»
Обобщение и систематизация знаний об односоставном предложении....
Обобщение изученного по теме "Односоставные предложения"
Урок русского языка в 8 классе по ФГОС...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Повторение изученного. Защита исследовательского проекта «Использование в разговорной речи сложных предложений»
маршрутный лист дистанционного урока...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Контрольная работа № 4 по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Обобщение изученного по теме: « Односоставные предложения».
Тема: Обобщение изученного по теме: « Односоставные предложения».Задачи: - Обобщить и закрепить знания об односоставных предложениях- Вспомнить роль односоставных предложений в тексте...