Урок в 7 классе. Комплексный анализ
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Лисицына Татьяна Николаевна

Сценарий урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий урока14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план

урока русского языка в 7 «Б» классе

учителя МБОУ СОШ п. Пионерский  Лисицыной Татьяны Николаевны

(программа под редакцией Львовой)

  1. Тема урока: Комплексный анализ текста.

Тип – урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

2.        Цель урока:

1) создать условия для формирования у учащихся способности к самооценке на основе наблюдения  за собственной речью ( личностные   результаты)

2) продолжить работу по формированию у обучающихся основных видов речевой деятельности (межпредметные результаты)

 3) расширить представление учащихся о тексте, научить комплексному анализу его (предметные результаты).

3.Планируемый результат:

1) познавательные УУД:

умение строить логическую цепь  рассуждения;

находить доказательства;

2) коммуникативные УУД:

владение различными видами речевой деятельности;    

умение логично, точно излагать свою точку зрения   по поставленной проблеме;

умение слушать одноклассников и вести диалог;

3)личностные УУД:

расширение словарного запаса учащихся;

способность к самооценке;

развитие моральных качеств личности.

4)регулятивные:

умение планировать последовательность  действий и при необходимости изменять её.

4. Основные понятия: тема, идея произведения, стиль речи, тип текста , текстоведческий анализ.

5.Межпредметные связи: литература,  ИКТ-технологии.    

6.Ресурсы:  доска, текст-отрывок из рассказа Владислава  Шаповалова «Чёрный аист», мультимедийный проектор, С.И.Ожегов «Толковый словарь  русского языка», «Словарь синонимов».


п/п

Этапы урока

Формируемые понятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

1.

Организационный этап

Рефлексия

Регулятивные

(умение планировать свою деятельность)

Регулятивные

Сообщение учителя.

-На уроке мы будем работать с текстом, он у каждого из вас на столе.

-Что даёт нам работа с текстом?

-Какие формы текстоведческого анализа мы используем на уроках?

Как вы считаете, ребята, полезна ли на уроках русского языка работа с текстом?

Отвечают на вопросы учителя, предлагают свою последовательность частичного текстоведческого анализа.

Беседа по вопросам.

- Тема текста. Идея.

-Стиль речи. Тип текста.

-Составление плана.

-Работа над лексическим значением слов.  Объяснение орфограмм ит.д.

22.

Целеполагание и мотивация.

Личностные (развитие и совершенствование речи, формирование высоких нравственных качеств)

Мы познакомимся с отрывком из рассказа В.Шаповалова «Чёрный аист». Это рассказ о природе. Как вы думаете, почему именно его я выбрала для работы на уроке?

Ответы на вопросы учителя:

-текст расширит наше представление о красоте   земли;

-научит нас более бережно относиться к природе, любить  родину.

33.

  Актуализация            знаний обучающихся.

Подготовка к работе на основном этапе.

Познавательные

( умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства)

Коммуникативные

(умение точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме)

Учитель предлагает прочитать текст вслух. Определить тему текста, идею, стиль речи, тип текста.

Текст читает подготовленный ученик.

Отрывок  из рассказа В.Шаповалова «Чёрный аист»

В двадцати километрах к югу от башенки, на самой границе с Украиной, стоит на реке Псёл небольшая многоэтажная мельница. Мельница давно, ещё до революции, сгорела, высокие стены освоили аисты. Целой колонией.

Аист-отец водил уже своих детей к мельнице, и они видели голые стены, похожие на соты, с вытекшими глазницами окон, гнёзда, напоминающие блюдца, и множество сородичей. Молодые аисты слетались в стаю со своими соседями и учились держаться рядом и сниматься и садиться разом. И как сойдутся высоко в небе крыло в крыло, лягут на курс – к югу. Пролетят немного Украиной, побудут черногузами, вернутся назад, к гнёздам. Так они пробовали ходить стаей.

Но однажды в обычный день, который ничем особенным не отличался от других таких же серых осенних дней, аисты вдруг забеспокоились. Произошло что-то такое, чего молодые аисты ещё не знали, но чувствовали хорошо и к чему готовились всё лето. Старый аист поднялся с трубы интерната, где он проводил теперь большую часть своей жизни, сделал круг над башенкой. И тот круг был для молодых аистов особым знаком. Они снялись по очереди друг за другом с гнезда. Сделали почётный круг над башенкой теперь все вместе – прощальный круг.

Покинув гнездо, они шли строго на юг, земля плыла назад огромной картой. Лишь по ночам она проваливалась в тёмную бездну, посыпанную кое-где, точно светлячками,  электрическими лампочками, кругами света больших городов. То была земля, которую они покидали, чтобы вновь, как только пригреет солнце и наступит тепло, возвратиться назад и вывести в старых гнёздах новое потомство.

Учащиеся читают текст, строят логическую цепочку рассуждения.

Тема текста   - подготовка аистов к полёту  на юг;

Идея – показать, как аисты объединяются в стаю, чтобы отправиться на юг в тёплые края, долго готовятся, проверяют свои силы.

Стиль речи  – художественный, отрывок из рассказа, произведения художественной литературы.

Тип речи – повествование с элементами описания.

События описываются в определённой  последовательности, на что указывают глаголы: освоили, водил, слетались, не знали,  но чувствовали, шли, плыла, покидали  и т.д.

Наряду с этим мы видим и элементы описания мельницы, аистов, земли (зачитать строки из текста).

44.

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Регулятивные (умение при необходимости изменять последовательность действий)

Какие трудности возникли? Что нужно знать каждому ученику, чтобы уметь работать с текстом?

Повторение основных лингвистических терминов: тема, идея произведения, стили речи, типы текста.

55.

Подготовка к построению  проекта  частичного текстоведческого анализа.

Познавательные (провести параллель между кадрами современной жизни и тем, что описано в тексте)

Ознакомление учащихся с автором текста, просмотр слайдов с изображением различных уголков  природы, где обитают аисты, которые упоминаются в тексте. Автор рассказа « Чёрный аист» - Владислав Мефодьевич  Шаповалов – лауреат трёх журнальных премий,  лауреат Всероссийской литературной премии. Более 30 лет работал в школе учителем, директором. Интересно, что несколько лет Владислав Мефодьевич был директором Борковской школы.

У него учились Кошелева Т.К. учитель истории нашей школы, Заленская Е.Н. , начальник Управления образования нашего района. На фотографии он в центре во время празднования 100 – летия Борковской школы.

Рассказ « Чёрный аист» впервые вышел в 1985 году.

Посмотрите фотографии.

1 кадр – разрушенная паровая мельница

2 кадр – Покровский храм

3 кадр – школа-интернат.

Отсюда аисты летели к мельнице, чтобы обраться всем  в стаю.

4 кадр – аисты ( в гнезде)

5 кадр – аисты ( в полёте)

6 кадр – мой любимый кадр. Мне даже захотелось сделать фотографию и оставить её в классе.

Появилось ли желание подробнее поработать с текстом?

Учащиеся смотрят слайды,  некоторые вспоминают, что видели похожие места, когда ездили в деревню к бабушке.

66.

Построение проекта частичного текстоведческого анализа текста.

Работа над пониманием содержания текста.

Регулятивные (умение планировать свою деятельность)

Коммуникативные (умение логично отвечать, слушать одноклассников, вести диалог)

Личностные (пополнение словарного запаса)

Задания по группам:

1 группа – составить вопросы на понимание содержания текста.

2 группа – составить план.

3 группа – работа с  «Толковым словарём» С.И.Ожегова.

Объяснить лексическое значение слов:

сородичи, колония, бездна.

4 группа – подобрать синонимы к словам: забеспокоились, чувствовали, почётный (круг).

(можно пользоваться «Словарём синонимов».

5 группа – объяснить, как вы понимаете предложение: «Пролетят немного Украиной, побудут черногузами, вернутся назад, к гнёздам.

Поисковая деятельность.

Учащиеся выполняют задания:

На доске ученик записывает план :

1.Мельница на границе с Украиной.

2.Подготовка к полёту.

3.Почётный круг над башенкой.

4.Прощание с родной землёй.

Учащиеся отвечают на вопросы 1 группы:

-Где живут аисты целой колонией?

(лексическое значение: колония  - временное совместное поселение птиц)

-Как готовились молодые аисты к длительному полёту стаей?

(лексическое значение слова сородичи – перен. Животное или растение, принадлежащее к одному роду).

- Почему аисты забеспокоились однажды в обычный осенний день?

(синонимы к словам: забеспокоились, чувствовали).

Забеспокоились – заволновались, тревожились, занервничали, взбудоражились.

Чувствовали – ощущать, воспринимать, понимать.

Почётный (круг) – достойный уважения, особенный, прощальный.

- Как они поняли особый знак старого аиста?

(синонимы к слову почётный(круг)

- Какой виделась аистам земля, которую они покидали?

(лексическое значение слова бездна – пропасть, тьма).

Анализ плана, запись его в тетради.

Как озаглавить текст?

Подготовка аистов к полёту на юг.

77.

Частичный лингвистический анализ текста (реализация построенного проекта)

Познавательные

(умение рассуждать логически, приводить доказательства, подбирать примеры)

Личностные

(умение оценить свои знания, устранить пробелы, вспомнить правила).

Коммуникативные

(умение логично, точно строить свой ответ)

Слово учителя.

Работая с текстом, мы не должны забывать о правилах орфографии, пунктуации, о других разделах языкознания. Поэтому я хочу предложить вам ещё несколько заданий.

Учитель предлагает прочитать на доске слова, объяснить их орфограммы, подобрать примеры слов с аналогичными орфограммами.

Дополнительные задания по тексту:

-Из  первого предложения выписать слова, в которых не совпадает количество букв и звуков;

- Из последнего предложения выписать все местоимения, указать разряд;

- Подчеркнуть грамматическую основу в первом предложении из 4 абзаца. Построить схему.

Учащиеся списывают слова. Объясняют орфограммы. Приводят примеры.

Небольшая (некрасивая, неглубокая)

Сгорела (подгорела, загар) сбежала

Солнце (чувство, лестница)

Осенних (туманный, каменный)

Пригреет=сп.обр.(приласкает, приклеит)

Ничем-отр. мест. (никто, никого)

Светлячками (помощниками, звёздочка)

Возвратиться (возврат, безбрежный, учиться)

Километр –слов.слово (килограмм, директор)

Вывести (ведёт,вёл)

Выписать в тетрадь:

Югу – 3б,4зв;

небольшая -9б, 10 зв;

многоэтажная – 12б, 13зв;

мельница – 8б,7зв.

То – указательное ,

Которую – относительное,

Они – личное

Это сложное бессоюзное предложение.

88.

Этап обобщения и систематизации знаний.

Познавательные

(умение выделять, сравнивать, сопоставлять)

Личностные

(формирование высоких нравственных качеств)

С какими трудностями сегодня на уроке столкнулись?

(составление вопросов)

Какое впечатление произвёл на вас предложенный текст?

Чему он вас научил?

Ответы на вопросы связным текстом.

Исправление недочётов в речи.

Этот текст очень понравился. Он учит нас любить родной край, бережно относиться к птицам.

99.

Этап контроля ,оценка всех УУД, формировавшихся на уроке.

Рефлексия.

Личностные

(способность объективно оценить свою работу и работу одноклассников)

Регулятивные

(саморефлексия)

Кто не доволен собой сегодня на уроке?

Кому из одноклассников вы посоветуете скорректировать свою работу на уроках русского языка?

Учащиеся отвечают на вопросы, ставят отметки в дневник.

Учащиеся открыты к осмыслению своих действий и самооценке.

110.

Этап информации о домашнем задании.

Регулятивные (умение выбрать задание по интересу)

Домашнее задание двухуровневое.

1 вариант.

Сочинение-миниатюра.

2 вариант.

Сжатое изложение

Учащиеся выбирают вариант задания, записывают в тетради.

  1. Сочинение-миниатюра (продолжить текст по предложенному началу).

По народному поверью, аисты стерегут счастье, беду к дому не подпускают.

2. Сжатое изложение по предложенному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок в 8 классе "Комплексный анализ текста"

Работа учащихся с текстом в условиях ГИА и ЕГЭ является актуальной, т.к.  формирует языковую и коммуникативную компетенции.Текст М.Алпатова  о картине И.Левитана "Март" имеет большое в...

Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского "Спор деревьев"

Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят....

Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Комплексный анализ текста.

Система тестовых заданий включает задачи, направленные на подготовку к ГИА по русскому языку по основным темам  данного курса. Работа проводится в условиях школьного урока, все учащиеся выполняют...

конспект открытого урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста"

конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Комплексный анализ текста" на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" на уроке используется современная педагогическая технол...

материалы к уроку русского языка в 5 классе "Комплексный анализ текста"

Цель: повторить и систематизировать основные орфограммы, изучаемые в 5 класса; отрабатывать навык самостоятельной работы над текстом....

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....