Урок в 7 классе. Комплексный анализ
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарный план
урока русского языка в 7 «Б» классе
учителя МБОУ СОШ п. Пионерский Лисицыной Татьяны Николаевны
(программа под редакцией Львовой)
- Тема урока: Комплексный анализ текста.
Тип – урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
2. Цель урока:
1) создать условия для формирования у учащихся способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью ( личностные результаты)
2) продолжить работу по формированию у обучающихся основных видов речевой деятельности (межпредметные результаты)
3) расширить представление учащихся о тексте, научить комплексному анализу его (предметные результаты).
3.Планируемый результат:
1) познавательные УУД:
умение строить логическую цепь рассуждения;
находить доказательства;
2) коммуникативные УУД:
владение различными видами речевой деятельности;
умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
умение слушать одноклассников и вести диалог;
3)личностные УУД:
расширение словарного запаса учащихся;
способность к самооценке;
развитие моральных качеств личности.
4)регулятивные:
умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её.
4. Основные понятия: тема, идея произведения, стиль речи, тип текста , текстоведческий анализ.
5.Межпредметные связи: литература, ИКТ-технологии.
6.Ресурсы: доска, текст-отрывок из рассказа Владислава Шаповалова «Чёрный аист», мультимедийный проектор, С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», «Словарь синонимов».
п/п | Этапы урока | Формируемые понятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 1. | Организационный этап Рефлексия | Регулятивные (умение планировать свою деятельность) Регулятивные | Сообщение учителя. -На уроке мы будем работать с текстом, он у каждого из вас на столе. -Что даёт нам работа с текстом? -Какие формы текстоведческого анализа мы используем на уроках? Как вы считаете, ребята, полезна ли на уроках русского языка работа с текстом? | Отвечают на вопросы учителя, предлагают свою последовательность частичного текстоведческого анализа. Беседа по вопросам. - Тема текста. Идея. -Стиль речи. Тип текста. -Составление плана. -Работа над лексическим значением слов. Объяснение орфограмм ит.д. |
22. | Целеполагание и мотивация. | Личностные (развитие и совершенствование речи, формирование высоких нравственных качеств) | Мы познакомимся с отрывком из рассказа В.Шаповалова «Чёрный аист». Это рассказ о природе. Как вы думаете, почему именно его я выбрала для работы на уроке? | Ответы на вопросы учителя: -текст расширит наше представление о красоте земли; -научит нас более бережно относиться к природе, любить родину. |
33. | Актуализация знаний обучающихся. Подготовка к работе на основном этапе. | Познавательные ( умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства) Коммуникативные (умение точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме) | Учитель предлагает прочитать текст вслух. Определить тему текста, идею, стиль речи, тип текста. Текст читает подготовленный ученик. Отрывок из рассказа В.Шаповалова «Чёрный аист» В двадцати километрах к югу от башенки, на самой границе с Украиной, стоит на реке Псёл небольшая многоэтажная мельница. Мельница давно, ещё до революции, сгорела, высокие стены освоили аисты. Целой колонией. Аист-отец водил уже своих детей к мельнице, и они видели голые стены, похожие на соты, с вытекшими глазницами окон, гнёзда, напоминающие блюдца, и множество сородичей. Молодые аисты слетались в стаю со своими соседями и учились держаться рядом и сниматься и садиться разом. И как сойдутся высоко в небе крыло в крыло, лягут на курс – к югу. Пролетят немного Украиной, побудут черногузами, вернутся назад, к гнёздам. Так они пробовали ходить стаей. Но однажды в обычный день, который ничем особенным не отличался от других таких же серых осенних дней, аисты вдруг забеспокоились. Произошло что-то такое, чего молодые аисты ещё не знали, но чувствовали хорошо и к чему готовились всё лето. Старый аист поднялся с трубы интерната, где он проводил теперь большую часть своей жизни, сделал круг над башенкой. И тот круг был для молодых аистов особым знаком. Они снялись по очереди друг за другом с гнезда. Сделали почётный круг над башенкой теперь все вместе – прощальный круг. Покинув гнездо, они шли строго на юг, земля плыла назад огромной картой. Лишь по ночам она проваливалась в тёмную бездну, посыпанную кое-где, точно светлячками, электрическими лампочками, кругами света больших городов. То была земля, которую они покидали, чтобы вновь, как только пригреет солнце и наступит тепло, возвратиться назад и вывести в старых гнёздах новое потомство. | Учащиеся читают текст, строят логическую цепочку рассуждения. Тема текста - подготовка аистов к полёту на юг; Идея – показать, как аисты объединяются в стаю, чтобы отправиться на юг в тёплые края, долго готовятся, проверяют свои силы. Стиль речи – художественный, отрывок из рассказа, произведения художественной литературы. Тип речи – повествование с элементами описания. События описываются в определённой последовательности, на что указывают глаголы: освоили, водил, слетались, не знали, но чувствовали, шли, плыла, покидали и т.д. Наряду с этим мы видим и элементы описания мельницы, аистов, земли (зачитать строки из текста). |
44. | Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. | Регулятивные (умение при необходимости изменять последовательность действий) | Какие трудности возникли? Что нужно знать каждому ученику, чтобы уметь работать с текстом? | Повторение основных лингвистических терминов: тема, идея произведения, стили речи, типы текста. |
55. | Подготовка к построению проекта частичного текстоведческого анализа. | Познавательные (провести параллель между кадрами современной жизни и тем, что описано в тексте) | Ознакомление учащихся с автором текста, просмотр слайдов с изображением различных уголков природы, где обитают аисты, которые упоминаются в тексте. Автор рассказа « Чёрный аист» - Владислав Мефодьевич Шаповалов – лауреат трёх журнальных премий, лауреат Всероссийской литературной премии. Более 30 лет работал в школе учителем, директором. Интересно, что несколько лет Владислав Мефодьевич был директором Борковской школы. У него учились Кошелева Т.К. учитель истории нашей школы, Заленская Е.Н. , начальник Управления образования нашего района. На фотографии он в центре во время празднования 100 – летия Борковской школы. Рассказ « Чёрный аист» впервые вышел в 1985 году. Посмотрите фотографии. 1 кадр – разрушенная паровая мельница 2 кадр – Покровский храм 3 кадр – школа-интернат. Отсюда аисты летели к мельнице, чтобы обраться всем в стаю. 4 кадр – аисты ( в гнезде) 5 кадр – аисты ( в полёте) 6 кадр – мой любимый кадр. Мне даже захотелось сделать фотографию и оставить её в классе. Появилось ли желание подробнее поработать с текстом? | Учащиеся смотрят слайды, некоторые вспоминают, что видели похожие места, когда ездили в деревню к бабушке. |
66. | Построение проекта частичного текстоведческого анализа текста. Работа над пониманием содержания текста. | Регулятивные (умение планировать свою деятельность) Коммуникативные (умение логично отвечать, слушать одноклассников, вести диалог) Личностные (пополнение словарного запаса) | Задания по группам: 1 группа – составить вопросы на понимание содержания текста. 2 группа – составить план. 3 группа – работа с «Толковым словарём» С.И.Ожегова. Объяснить лексическое значение слов: сородичи, колония, бездна. 4 группа – подобрать синонимы к словам: забеспокоились, чувствовали, почётный (круг). (можно пользоваться «Словарём синонимов». 5 группа – объяснить, как вы понимаете предложение: «Пролетят немного Украиной, побудут черногузами, вернутся назад, к гнёздам. | Поисковая деятельность. Учащиеся выполняют задания: На доске ученик записывает план : 1.Мельница на границе с Украиной. 2.Подготовка к полёту. 3.Почётный круг над башенкой. 4.Прощание с родной землёй. Учащиеся отвечают на вопросы 1 группы: -Где живут аисты целой колонией? (лексическое значение: колония - временное совместное поселение птиц) -Как готовились молодые аисты к длительному полёту стаей? (лексическое значение слова сородичи – перен. Животное или растение, принадлежащее к одному роду). - Почему аисты забеспокоились однажды в обычный осенний день? (синонимы к словам: забеспокоились, чувствовали). Забеспокоились – заволновались, тревожились, занервничали, взбудоражились. Чувствовали – ощущать, воспринимать, понимать. Почётный (круг) – достойный уважения, особенный, прощальный. - Как они поняли особый знак старого аиста? (синонимы к слову почётный(круг) - Какой виделась аистам земля, которую они покидали? (лексическое значение слова бездна – пропасть, тьма). Анализ плана, запись его в тетради. Как озаглавить текст? Подготовка аистов к полёту на юг. |
77. | Частичный лингвистический анализ текста (реализация построенного проекта) | Познавательные (умение рассуждать логически, приводить доказательства, подбирать примеры) Личностные (умение оценить свои знания, устранить пробелы, вспомнить правила). Коммуникативные (умение логично, точно строить свой ответ) | Слово учителя. Работая с текстом, мы не должны забывать о правилах орфографии, пунктуации, о других разделах языкознания. Поэтому я хочу предложить вам ещё несколько заданий. Учитель предлагает прочитать на доске слова, объяснить их орфограммы, подобрать примеры слов с аналогичными орфограммами. Дополнительные задания по тексту: -Из первого предложения выписать слова, в которых не совпадает количество букв и звуков; - Из последнего предложения выписать все местоимения, указать разряд; - Подчеркнуть грамматическую основу в первом предложении из 4 абзаца. Построить схему. | Учащиеся списывают слова. Объясняют орфограммы. Приводят примеры. Небольшая (некрасивая, неглубокая) Сгорела (подгорела, загар) сбежала Солнце (чувство, лестница) Осенних (туманный, каменный) Пригреет=сп.обр.(приласкает, приклеит) Ничем-отр. мест. (никто, никого) Светлячками (помощниками, звёздочка) Возвратиться (возврат, безбрежный, учиться) Километр –слов.слово (килограмм, директор) Вывести (ведёт,вёл) Выписать в тетрадь: Югу – 3б,4зв; небольшая -9б, 10 зв; многоэтажная – 12б, 13зв; мельница – 8б,7зв. То – указательное , Которую – относительное, Они – личное Это сложное бессоюзное предложение. |
88. | Этап обобщения и систематизации знаний. | Познавательные (умение выделять, сравнивать, сопоставлять) Личностные (формирование высоких нравственных качеств) | С какими трудностями сегодня на уроке столкнулись? (составление вопросов) Какое впечатление произвёл на вас предложенный текст? Чему он вас научил? | Ответы на вопросы связным текстом. Исправление недочётов в речи. Этот текст очень понравился. Он учит нас любить родной край, бережно относиться к птицам. |
99. | Этап контроля ,оценка всех УУД, формировавшихся на уроке. Рефлексия. | Личностные (способность объективно оценить свою работу и работу одноклассников) Регулятивные (саморефлексия) | Кто не доволен собой сегодня на уроке? Кому из одноклассников вы посоветуете скорректировать свою работу на уроках русского языка? | Учащиеся отвечают на вопросы, ставят отметки в дневник. Учащиеся открыты к осмыслению своих действий и самооценке. |
110. | Этап информации о домашнем задании. | Регулятивные (умение выбрать задание по интересу) | Домашнее задание двухуровневое. 1 вариант. Сочинение-миниатюра. 2 вариант. Сжатое изложение | Учащиеся выбирают вариант задания, записывают в тетради.
По народному поверью, аисты стерегут счастье, беду к дому не подпускают. 2. Сжатое изложение по предложенному тексту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок в 8 классе "Комплексный анализ текста"
Работа учащихся с текстом в условиях ГИА и ЕГЭ является актуальной, т.к. формирует языковую и коммуникативную компетенции.Текст М.Алпатова о картине И.Левитана "Март" имеет большое в...
Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского "Спор деревьев"
Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят....

Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Комплексный анализ текста.
Система тестовых заданий включает задачи, направленные на подготовку к ГИА по русскому языку по основным темам данного курса. Работа проводится в условиях школьного урока, все учащиеся выполняют...

конспект открытого урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста"
конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Комплексный анализ текста" на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" на уроке используется современная педагогическая технол...
урок в 9 классе "Комплексный анализ текста. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными"
Урок построен на основе комплексного разноаспектного анализа текста...

материалы к уроку русского языка в 5 классе "Комплексный анализ текста"
Цель: повторить и систематизировать основные орфограммы, изучаемые в 5 класса; отрабатывать навык самостоятельной работы над текстом....

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....