материалы к уроку русского языка в 5 классе "Комплексный анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Сотникова Наталья Геннадьевна

 

Цель: повторить и систематизировать основные орфограммы, изучаемые в 5 класса; отрабатывать навык самостоятельной работы над текстом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: повторить и систематизировать основные орфограммы, изучаемые в 5 класса; отрабатывать навык самостоятельной работы над текстом

Зимний лес.

   (1)В…юга посер…брила пышную причёску стройных сосен.(2) Ясн…я берёзка распустила светлые косы покрытых инеем в…твей, бл…стит (на)со…нце нежной тонк…й берестой.

   (3)Глубок зимний сон пр…роды, но идёт жизнь под сугробом.(4)Попробуй разгреби в лесу сне… до з…мли.(5)На том месте, которое ты расчистил, увидиш… кустики брусники, веточки  черники.(6)Всё ещё зел…неют здесь круглые лист…я вереска.

   (7)Пороша ра…сказывает о событиях в зимн…м лесу.(8)На лесной п…ляне вьёт(?)ся  след  лисиц… .(9)Пробороздил сугро…  долговязый лось, проскакал б…ляк.(10)Парочки сл…дов испятнали снег.(11)Как стрела, прол…тела куница, хищница искала белок.

(12)Сверка…т снег, вспыхивают и гаснут сн…жные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе!  (По Д.Зуеву)

                                                План комплексного анализа текста

1.Выразительно прочитай текст. Докажи, что данный отрывок является текстом.

2.Определите стиль текста (разговорный, научный или художественный ).

3.К какому типу речи относится данный текст (повествование, рассуждение, описание)?

4.Определите тему, основную мысль текста. Назовите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

5.На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? Можно ли озаглавить иначе? Составьте план текста.

6.Как связаны предложения в тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?

7.Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства речи (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты). Есть ли слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами? Какова их роль?

8.Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание, определите морфемы.

9.Объясните постановку знаков препинания в указанных учителем предложения ,начертите схемы.

10.К лову «вьюга» подберите однокоренные слова различных частей речи.

11.Подберите синоним к  выделенному курсивом слову. Подберите описательные обороты к подчёркнутому слову.

12.Напишите сочинение – миниатюру по теме «Рисунок на окне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Русского Языка 8-9класс. Анализ текста

Комлексный анализ текста в 8-9классе. Для материала взят отрывок из повести "Слепой музыкант" В.Г.Короленко...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Урок русского языка по теме "Анализ текста А.Дементьева "Лебединая верность"

Технологическая карта урока по ФГОС. Анализ  текста Андрея Дементьева "Лебединая верность" может проводиться в среднем звене....

Материалы к уроку русского языка "Способы сжатия текста", 6 класс

С 5 класса систематически работаю с текстами, обучая детей различным способам сжатия. Перед вами тренировочные упражнения....