Конспект урока развития речи на тему: "Бережное отношение к природе"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Разработка урока предназначена для учащихся 8 класса. Урок развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Р.р. Подготовка к контрольному сочинению о бережном отношении к природе».
Цели: Образовательные:
- обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме;
- обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи;
- расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.
Развивающие:
- активизация самостоятельной деятельности;
- развитие познавательной активности.
Воспитательные:
- воспитание коммуникативности;
- воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде;
- привитие культуры общения;
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание учащихся гражданами своей малой родины.
Эпиграф к уроку
Природа всё учла и взвесила –
Не нарушайте равновесия!
В.Шефнер
Ход урока
Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами урок развития речи.
……., прочитай эпиграф, записанный на доске. О чем говорится в этих строках?
Как вы думаете, чему будет посвящен урок?
Да, действительно, нам нужно будет сегодня подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему: «Бережное отношение к природе».
Послушайте небольшой рассказ Юрия Коваля «Бабочка», постарайтесь ответить на вопрос, какую проблему поднимает автор.
Рассказ Ю.И.Коваля “Бабочка”
Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём - бабочка.
Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.
Я осторожно присел с нею рядом.
Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.
- Тут неплохо, - ответил я ей, - тепло.
Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.
- Вдвоём веселей, - согласился я.
Говорить было вроде не о чем.
Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.
Так мы и сидели до самого заката. [2]
- Какова тема рассказа? (О чём этот текст?)
(Тема необычна: общение рассказчика, человека с бабочкой.)
- Почему это возможно?
- Основная мысль, идея (в чём нас убеждает автор?)
(Человек и окружающая природа – единое целое, которое должно находиться в гармоническом единстве.)
- Тип текста? (Повествование)
- Стиль текста? (Стиль текста - художественный.)
Словацкий поэт и мыслитель Павол Орсаг-Гвездослав в своем стихотворении однажды сказал: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Что автор хотел этим сказать?
Соответственно, какой будет наша основная задача при написании сочинения?
- давайте вспомним, как троится сочинение.
А сочинение –рассуждение строится по плану
План сочинения-рассуждения:
1. Тезис (основная мысль, которую нужно доказать).
2. Доказательства. Аргументы.
3. Заключение. (Вывод).
- Каким стилем речи вы будете пользоваться при написании сочинения? (Публицистическим) (Задача – воздействовать на чувства читателя, убедить их в чём-то)
- В чём мы должны убедить аудиторию, к которой мы будем обращаться?
(Любить и охранять природу, быть с ней в единстве.)
Дальше мы будем работать со схемой, которая лежит у вас на столах.
Работа над составлением схемы сочинения.
Вступление. О чём можно написать во вступлении? Как подойти к тезису? Об отношении человека к природе как к предмету восхищения и продукту потребления, об экологической обстановке
- Каков будет наш тезис? Сейчас особенно необходимо беречь и охранять родную природу.
1. Вступление А) красота природы Б) природа и человек (потребительское отношение) В) современное состояние природы Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.
В начале сочинения могут употребляться обращения: Дорогие ребята! Человек! Люди! Жители планеты! Любишь ли ты...? Знаешь ли ты, как? Посмотри, как... Человек - это часть природы. Человек и природа – это единое целое… В последнее время много говорят об охране природы. Что оставим в наследство будущим потомкам?.. и т.д. Вот почему необходимо беречь и охранять родную природу 1-2 Переход от тезиса к аргументам В рассуждении часто используется вопрос почему, частица ведь или такие предложения, как «И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим…» и т.п. А что даёт нам природа? Почему её надо охранять?
2. Основная часть Аргументы, факты, доказательства. Аргумент 1. Человек как биологический субъект не может жить без воздуха, воды, солнечного света. - Что даёт нам природа для здоровья? - Почему так важно пить чистую воду, дышать чистым воздухом? Мы хотим дышать чистым воздухом, пить чистую воду. Они нам жизненно необходимы. Без них… Аргумент 2. Природа кормит и одевает нас - Что мы берём от природы? - Что мы едим? Что мы пьём? - Почему природная пища более качественная и полезная? - Какой природный материал мы используем для одежды? Кроме того, природа кормит и одевает нас. Она, как заботливая мать,… Аргумент 3. От природы мы получаем вдохновение и умиротворение - Какое состояние приходит к нам на лоне природы? - Какими картинами мы любуемся? А сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Зайди в лес, и ты увидишь… Выйди на поляну, и ты почувствуешь… 2-3 Переход Однако наблюдается и другая картина... Вопросы: - Но так ли всё хорошо? -Но всё ли, действительно, хорошо? -Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д. 3 Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы Что волнует, вызывает протест? Обилие мусора; газоны, превратившиеся в стоянки для машин; шумовое загрязнение; загрязнение водоемов; отсутствие зеленых зон отдыха и т.п. 3-4 Переход от доказательств к выводу Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов: итак, таким образом и др., слов и сочетаний: поэтому, вот почему; предложений типа «Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод…» и т.д. 4. Заключение Что можно и нужно сделать для охраны природы? (Побудительные предложения, призывы) Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить! Береги и охраняй природу! Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д. 6. Самостоятельная работа. Учащиеся составляют черновик сочинения-рассуждения.
Работа над содержанием сочинения | ||
а) Вступление (тезис) | Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме. В начале сочинения могут употребляться обращения: Дорогие ребята! Человек! Люди! Россияне! Дорогие радиослушатели! | Любишь ли ты...? Знаешь ли ты, как..? Посмотри, как... Человек - это часть природы. Человек и природа – это единое целое… В последнее время много говорят об охране природы. Что оставим в наследство будущим потомкам?... |
| Переход от тезиса к доказательствам | В рассуждении часто используется вопрос почему?, частица ведь или такие предложения, как: И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим.. |
б) Основная часть | Аргументы, факты, доказательства. |
|
Положительные изменения, которые произошли за последние годы | Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует? | Забота правительства, общественности; благоустройство скверов, парков; озеленение; очищение прудов; уборка; благоустройство мест для отдыха и детских площадок и т.д. |
| Переход | -Но… -Однако наблюдается и другая картина... Вопрос – Но так ли всё хорошо? -Но всё ли, действительно, хорошо? -Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления… |
Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы | Что волнует, вызывает протест? | Мусор; вытоптанная трава; старые деревья; сломанные кустарники; выкорчеванные деревья; большие асфальтированные площадки; сломанные скамейки; мойка машин у водоёма; загазованность; нахождение скверов недалеко от трассы |
| Переход от доказательств к выводу | Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов итак, таким образом и др., слов и сочетаний поэтому, вот почему; предложений типа Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что |
в) Заключение | Что можно и нужно сделать во имя охраны природы? (Побудительные предложения, призывы) | Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить! Береги и охраняй природу! Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи. Описание природы в жанре лирической миниатюры.
Урок разработан в форме творческой мастерской...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Конспекты уроков разработаны с использование АРТ-технологий...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....
Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе
Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...
Конспект урока развития речи в 6 классе "Нескучный урок в стране Фантазии"
Путешествие в страну фантазию с элементами творческой мастерской...
- Мне нравится (1)