Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).
Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений; совершенствовать языковые и пунктуационные умения учащихся; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.
Методы обучения:
1. Репродуктивный.
2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
3. Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".
Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.
Тип урока: комбинированный урок.
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают сложносочинённые предложения в тексте; определяют их структуру; указывают и объясняют средства связи и смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; строят сложносочинённые предложения, используя разные виды союзов.
Использованная литература:
1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovye_otnosheniya_mezhdu_chastyami_slozhnosochinyonnogo_predlozheniya.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).
Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений; совершенствовать языковые и пунктуационные умения учащихся; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.
Методы обучения:
1. Репродуктивный.
2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
3. Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".
Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.
Тип урока: комбинированный урок.
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают сложносочинённые предложения в тексте; определяют их структуру; указывают и объясняют средства связи и смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; строят сложносочинённые предложения, используя разные виды союзов.
Использованная литература:
- Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
- Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа.
- Назовите признаки сложного предложения.
- Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?
- На какие виды делят сложные предложения в зависимости от характера союзов?
2. Анализ языкового материала (запись на доске).
- Прочитайте вслух предложения, определите, простые они или сложные. Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного? Аргументируйте свой ответ.
1. Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2. Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3. В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы.
(По И. С. Соколову-Микитову)
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
1. Слово учителя.
- Изо всех разновидностей сложных предложений сложносочинённые (ССП) - наиболее прозрачны по своей структуре, они схожи с простыми предложениями. А разнообразие смысловых отношений между частями ССП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин. ССП присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные со значением союза, порядком следования частей, интонацией.
Давайте поближе познакомимся со сложносочинёнными предложениями, выясним особенности его строения и средств связи в нём.
2. Работа с упражнением №42.
Цель: развитие умения анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений.
IV. Работа над темой урока.
1. Чтение теоретического материала учебника, изучение рублики "Это интересно".
2. Составление таблицы или схемы.
Цель: Совершенствование умений систематизировать материал и представлять его в виде таблицы или схемы.
Смысловые отношения между частями ССП.
соединительные (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и) |
разделительные то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли) |
противительные (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же. |
между частями перечисляются явления (события), которые происходят одновременно или следуют одно за другим | между частями выражается возможность осуществления только одного явления (события) из перечисленных, эти явления не могут происходить одновременно, или они чередуются, или одно исключает другое. | Между частями одно явление (событие) противопоставляется другому или одно явление сопоставляется с другим. |
V. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.
Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения, составлять схемы ССП.
- Упр. 44 (выполняем у доски с подробным комментированием).
- Упр. 48 (по вариантам)
- "Готовимся к ГИА": практическая работа. Упр. 49.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Интерактивный приём "Микрофон"
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Что общего в сложных предложениях разных видов?
- Какое предложение называют сложносочинённым?
- На что указывают сочинительные союзы в сложном предложении?
- Какие группы сочинительных союзов вы знаете? Что они обозначают?
VII. Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал, уметь работать со схемой.
2. Выполнить упр. 47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....
Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Тест по теме "Виды односоставных предложений. Определённо-личные предложения."
Реализация дифференцированного подхода...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».
Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...
Урок русского языка в 9 классе "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении".
Урок русского языка в 9 классе "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении"....
Презентация к уроку "Смысловые отношения между частями ССП"
Презентация к уроку "Смысловые отношения между частями ССП" . Работа по теме урока с примерами и тестовыми заданиями...
Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.
Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений....