Русский язык. Подготовка к сочинению на ЕГЭ (учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
Учебно-методическое пособие предназначено тем, кто готовится к сочинению на проблемную тему: школьникам старших классов и учителям-словесникам, испытывающим необходимость в помощи проектирования алгоритмов написания творческих работ.
Данное пособие содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, памятки и рекомендации для его написания, список художественных произведений, которые можно использовать при аргументации собственного мнения, а также образцы сочинений и критерии оценивания сочинений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_broshyura.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Образования Республики Дагестан
Муниципальное Казенное Управления Образования
г. Кизляр
Русский язык.
Подготовка к сочинению на ЕГЭ
(учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов)
г. Кизляр
Учебно-методическое пособие предназначено тем, кто готовится к сочинению на проблемную тему: школьникам старших классов и учителям-словесникам, испытывающим необходимость в помощи проектирования алгоритмов написания творческих работ.
Данное пособие содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, памятки и рекомендации для его написания, список художественных произведений, которые можно использовать при аргументации собственного мнения, а также образцы сочинений и критерии оценивания сочинений.
Составитель: Л.Ф. Ляховая,
учитель русского языка и литературы
Рецензент: Н.В. Дубнова,
кандидат филологических наук
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании научно-методического совета МКОУ КГ № 1 и одобрено методическим кабинетом УО г. Кизляр.
допущено 3-4 ошибки | 1 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 | |
допущены 1-3 ошибки | 2 | |
допущено 4-5 ошибок | 1 | |
К9 | Соблюдение языковых норм |
|
грамматических ошибок нет | 2 | |
допущены 1-2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм |
|
допущено не более 1 речевой ошибки | 2 | |
допущены 2-3 ошибки | 1 | |
допущено более 3 ошибок | 0 | |
К11 | Соблюдение этических норм |
|
этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
допущены этические ошибки (1 и более) | 0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 | |
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение | 23 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;- в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 | |
К6 | Точность и выразительность речи |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, НО прослеживается однообразие грамматического строя речи, ИЛИ есть нарушения точности выражения мысли. | 1 | |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 0 | |
III | ГРАМОТНОСТЬ |
|
К7 | Соблюдение орфографических норм |
|
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 | |
Допущено не более 2-х ошибок | 2 |
Содержание:
- Композиция сочинения (часть С)
- Рекомендации к выполнению каждого пункта композиции.
Пункт 1. Вступление.
- Пункт 2. Формулирование основной проблемы исходного текста.
- Пункт 3. Комментарий проблемы.
- Пункт 4. Формулирование позиции автора.
- Пункт 5. Изложение собственного мнения.
- Пункт 6. Аргументация тезиса – доказательство справедливости собственной мысли.
- Пункт 7. Заключение.
- Примеры художественных произведений, которые могут быть использованы в качестве аргументов.
- Образцы аргументации собственного мнения по проблеме данного текста.
- Критерии оценивания сочинения.
Композиция сочинения (часть С)
- Вступление.
- Формулирование основной проблемы исходного текста.
Задача: выбрать одну из проблем и четко ее сформулировать
- Комментарий проблемы.
Задача: растолковать проблему, сказав об отношении общества к ней; определить ее актуальность и степень важности и так далее.
- Формулирование позиции автора, комментирование позиции.
Задача: понять мнение автора относительно выделенной проблемы.
- Изложение собственного мнения, коммуникативный замысел.
Задача: одобрить или не одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию по проблеме в виде тезиса, который нужно аргументировать.
- Аргументация тезиса – доказательство справедливости собственной мысли.
Задача: подобрать не менее двух аргументов, доказывающих справедливость тезиса; прокомментировать аргументы, сделав определенный вывод.
- Заключение:
- нравственный вывод (или)
- призыв (или)
- пословица-вывод (или)
- афоризм (или)
- пожелание на будущее.
ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. | 1 | |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, ИЛИ позиция автора исходного текста не сформулирована. | 0 | |
К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | 3 | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),ИЛИ привел только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. | 2 | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. | 1 | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы, ИЛИ мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), ИЛИ вообще не отражено в работе. | 0 | |
II | РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ |
|
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
№ | КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ | Баллы |
I | СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ |
|
К1 | Формулировка проблем исходного текста |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | 1 | |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | 0 | |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. | 2 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, НО допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. | 1 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, ИЛИ допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, ИЛИ прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, ИЛИ в качестве комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, ИЛИ в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. | 0 | |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста |
|
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических | 1 |
Рекомендации к выполнению каждого пункта композиции
Пункт 1. Вступление.
Отсутствие вступления и заключения в работе приведет к разрушению «смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения».
Сложнее всего написать вступление, потому что сочинение еще не написано. Для выпускников необходимо запомнить несколько форм вступлений, потренироваться в их использовании в различных тренировочных работах.
Формы вступлений
1) Вступление может вводить в тему текста: в 1-2 предложениях рассказать, о чем говорится в тексте.
2) Можно рассказать об авторе текста при условии, если что-либо известно о его биографии. Здесь важно не допустить две грубые оплошности: во-первых, не увлекаться историей жизни писателя, даже если она известна тебе хорошо. Помни, что вступление может быть не более трех предложений! Во-вторых, не придумывать «биографию» автору, надеясь, что экзаменатор ее тоже не знает. Будет допущена грубая фактическая ошибка и потерян балл.
3) Форма вопросно-ответного единства тоже может быть одним из видов вступления. В этом случае в виде вопроса должна быть озвучена проблема исходного текста, а в виде ответа – тезис, который необходимо доказать.
4) Ряд риторических вопросов, созвучных теме или проблеме текста, сделает вступление к сочинению более эмоциональным и выразительным.
5)Вступление может состоять из ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.
6) Можно начать сочинение с цитаты, пословицы, поговорки, которая
должна либо содержать основную мысль текста, либо затрагивать проблему. Однако при неправильном цитировании можно допустить фактическую ошибку и потерять балл.
Пункт 2. Формулирование основной проблемы исходного текста.
Самое трудное для выпускника - определение основной проблемы исходного текста, на которой строится все сочинение.
Проблема - это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.
Виды проблем:
- философские проблемы
- социальные проблемы
- политические проблемы
- экологические проблемы.
- нравственные (этические) проблемы
Часто обсуждаемые проблемы:
- Экология (язык, природа)
- Роль языка, книги
- Патриотизм
- Семья (воспитание, отношения)
- Нравственный выбор
- Гуманизм
- Верность долгу, слову
- Призвание, писательство
- Истинные ценности, красота
Основные ошибки при выполнении этой работы:
- Проблема не сформулирована
- Неверная, неточная формулировка
(с фактическими ошибками)
- Подмена проблемы
- Расширение проблемы
- Использование фактического материала для выводов, не имеющих отношения к обсуждаемой проблеме
Стандарты-клише:
- Автор размышляет над проблемой… Автор данного текста обратился к… проблеме…В статье автор затрагивает (ставит, освещает, поднимает, касается, исследует, рассматривает, анализирует, выносит на обсуждение, старается привлечь внимание к …, предлагает задуматься над…)…
- Сущность проблемы сводится к… Актуальность определяется тем, что…
Образцы аргументации собственного мнения по проблеме данного текста.
Проблема взаимоотношения человека с окружающей средой.
Еще в 70-е годы Ч. Айтматов в своей повести «После сказки» заговорил о грозящей человечеству беде. Он показал губительность, безысходность пути, если человек губит природу. Она мстит вырождением, бездуховностью.
Эту же тему продолжает писатель и в последующих своих произведениях. Особенно сильное впечатление производит роман «Плаха». На примере волчьей семьи автор показал погибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. И как страшно становится, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и «человечными», чем «венец творения». Так ради какого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей?
Проблема самопожертвования.
В рассказе русского писателя и драматурга Максима Горького «Старуха Изергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Данко был «лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Он повел людей через лес с призывом победить тьму. Но слабые люди обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. Он преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Данко умер.
В своем произведении «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме самопожертвования ради спасения чужой души, раскрывая ее на примере образа Сонечки Мармеладовой. Соня – бедная девушка из неблагополучной семьи, которая отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его ношу и наполнить его духовностью. Из сострадания и чувства высокой социальной ответственности Соня идет жить «по желтому билету», зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Такие люди, как Соня, обладающие «бесконечно ненасытным состраданием», встречаются и сегодня.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М.Е. Салтыков – Щедрин «Господа Головлевы»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Проблема любви:
А.С. Пушкин
С.А. Есенин
А.А. Блок
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
И.А. Бунин «Темные аллеи»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Проблема жадности, зависти:
А.С. Пушкин «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Проблема патриотизма:
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
К. Воробьев «Убиты под Москвой»
Ю. Бондарев «Горячий снег»
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
Проблема развития культуры, родного языка:
А.А. Ахматова «Клятва»
И.С. Тургенев «Русский язык»
Н. Рерих «Русский язык»
Д.С. Лихачев. Статьи.
В. Дудинцев «Белые одежды»
Пункт 3. Комментарий проблемы.
Комментарий – это пояснительное замечание, рассуждение по поводу выделенной проблемы текста.
Виды комментария:
Текстуальный комментарий (следование за автором в раскрытии проблемы) - Как, на каком материале автор раскрывает проблему? - На чем заостряет внимание? Почему? - Какие имена (факты, события)упоминает автор? Для чего? - Какие эмоции автора выражены в тексте? - Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется? | Концепционный комментарий: (интерпретация проблемы, ее актуальность) - К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная) - Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? - Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? - Почему эта проблема привлекла внимание автора? |
Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими. Не цитируй больше 1 предложения и всегда комментируй цитаты.
Не сбивайся на пересказ! Опирайся на исходный текст!
Стандарты-клише:
Художественный текст: автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…, не случайно автор изображает (кого, что)…, поступок героя свидетельствует о том, что…, автор осуждает(одобряет) поступок героя…
Публицистический текст: в размышлениях автора звучит мысль о том, что…; автор доказывает, что…; автор заставляет задуматься над;, приходит к выводу о том, что...; каждый из нас сталкивался с этой проблемой… .
Пункт 4. Формулирование позиции автора
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайся ответить на вопрос: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?»
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
- На чем заостряет внимание?
- Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
- Какие эмоции автора выражены в тексте?
- Как выражено отношение автора к изображаемому?
- Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме.
Стандарты-клише:
Автор
- посвящает свою статью;
- образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
- позиция автора такова…
- показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;
- пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;
- ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;
- пишет интересно и ново о старых проблемах;
- говорит с тревогой о наболевших проблемах.
Типичные ошибки:
- отсутствие формулировки позиции автора;
- позиция автора формулируется слишком широко или неточно;
- позиция автора подменяется мнением героя;
- позиция автора подменяется цитированием.
Примеры художественных произведений, которые могут быть использованы в качестве аргументов:
Проблема семьи и детства:
Л.Н. Толстой «Детство»
М. Горький «Детство»
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик »
Проблема отцов и детей:
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А. Вампилов «Старший сын»
Проблема человека и природы:
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
Лирика С. Есенина
Ч. Айтматов «Плаха»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Проблема науки, познания:
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Е. Замятин «Мы»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
И.А. Гончаров «Обломов»
Проблема нравственных качеств человека, чести и бесчестия:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
В. Быков «Сотников»
А.П. Чехов «Крыжовник»
М. Горький «На дне»
Пункт 7. Заключение.
Дефицит времени на экзамене приводит к тому, что многие сочинения остаются незавершенными, то есть в них отсутствует важный композиционный элемент – заключение. Заключение должно подводить итог всей работе, логично завершать размышления над проблемой. Оно должно быть органично связано с основным текстом.
Виды заключения:
- обобщение основных мыслей автора: Итак, автор показал нам, что…
- вопросительное предложение: Художественная литература дарит нам несметные сокровища. Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
- призыв, обращение к читателю: Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Давайте будем творцами своей жизни, а не просто зрителями!
- использование цитат. НО: далеко не каждая цитата уместна в заключении. Это должно быть высказывание, полно выражающее мысли автора
.
Стандарты-клише:
- таким образом,
- следовательно,
- итак,
- в заключение хочу подчеркнуть…
- в заключение важно отметить…
- обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Пункт5. Изложение собственного мнения
Чаще всего мнения автора и читателя по проблеме исходного текста совпадают. Но формального согласия недостаточно( «я разделяю мнение автора»), необходимо сформулировать тезис и подтвердить его аргументами.
Если же мнение автора не разделяется читателем, то несогласие должно быть выражено этически корректно. Можно использовать следующие клише:
- «Автор, по-моему, не прав, утверждая, что…
- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
Пункт 6. Аргументация тезиса – доказательство справедливости собственной мысли.
За правильную аргументацию собственного мнения по проблеме можно «заработать» 3 балла, опираясь на читательский опыт. Аргументами также являются
- имена исторических деятелей, событий, даты
- цитаты,
- положения официальных документов,
- народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы,
- примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы.
Аргументация в сочинении, как показывает опыт, – трудный этап работы для выпускников, так как небогатый читательский «багаж» и неумение применять знания на практике - распространенная «беда» современных выпускников.
Аргументы всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Кроме того, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения, необходимо указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь с рассматриваемой проблемой. Приводя пример из публицистики, не забудь указать автора, название статьи и издания, в котором опубликован материал.
Жизненный опыт : реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы, традиционно-исторический опыт.
Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать: Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…
Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством).
Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения, можешь воспользоваться такими фразами:
Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:
ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …
При работе с той частью сочинения, в которой ты будешь приводить аргументацию своего мнения, можно воспользоваться такой схемой:
Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой.актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми)
Действительно, каждый ___________________________________
Так как, во-первых,__________________________________________
Во-вторых, _________________________________________________
Таким образом, _____________________________________________
Используй в сочинении вводные слова и предложения, отражающие твою точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении; возможно, я ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.
Можно воспользоваться и такими выражениями:
NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на….
Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.
Структура аргумента:
- Тезис. Например: Я согласен с автором: данная проблема является злободневной и в наши дни.
- Логический переход: Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме…
- Аргумент 1.
- Аргумент 2.
- Микровывод.
Типичные ошибки:
- отсутствие аргументов;
- «довод» ученика не развивает тезис, а перефразирует, повторяет его;
- аргументация подменяется выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного текста;
- отклонение от тезиса, т.е. ученик уходит в сторону от мысли, которую надо доказать, начинает писать о том, что знает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему"
Урок русского языка в пятом классе....
Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс
Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....
Разработка урока развтия речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» в 9 классе
1. Создание определенного лирического настроения2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Корови...
разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)
Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...
презентация по русскому языку "Подготовка к сочинению по тексту ЕГЭ" (11 класс)
Презентация к уроку русского языка "ПОдготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту Д.Гранина" позволяет дать представление учащимся о порядке работы над сочинением....
Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"
Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...
Урок русского языка "Подготовка к сочинению", 11 класс
Презентация к уроку...