Урок русского языка "Подготовка к сочинению", 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Бокова Наталья Владимировна

Презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon podgotovka_k_sochineniyu-rassuzhdeniyu_urok.ppt-1.ppt1.88 МБ
Файл tekst.docx16.33 КБ
Файл karta_k_uroku.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вставить пропущенные буквы Пр…..блема … . лг…..ритм К…мм….нтарий П….зиция автора Р….суждение Худ….жестве….ый По…..снение

Слайд 2

Проверка Проблема Алгоритм Комментарий Позиция автора Рассуждение Художественный Пояснение

Слайд 3

ЗАДАНИЕ №27 ЕГЭ Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту

Слайд 4

созыв, призыв, столяр,маляр, торты,тортов, мытарство, намерение, обеспечение кухонный, ловка(торговка) лососевый, прозорлива, смазлива, суетлива, болтлива, прожорлива, сливовый

Слайд 5

созЫв, призЫв, столЯр, малЯр, тОрты, тОртов, мытАрство, намЕрение, обеспЕчение кУхонный, ловкА(торговка) лососЁвый, прозорлИва, смазлИва, суетлИва, болтлИва, прожОрлива, слИвовый

Слайд 6

глиняный глинистый искусный Искусственный дождевой дождливый Что объединяет эти слова? Что их различает ?

Слайд 7

Лови ошибку Директоры школ, обеих сестёр, семидесятью процентами, белого тюля, красивше, поезжай вперед, чудеснейшим образом, пара сапогов, душистого шампуня, молодые бухгалтера

Слайд 8

Самопроверка Директоры школ – директор а школ, семидесятью процентами – сем ью десят ью процентами, красивше -краси′в ее , пара сапогов- пара сапог , молодые бухгалтера – молодые бухгалтер ы

Слайд 9

Найдите соответствия. Обсудите. Метафора 1.Намеренное дробление предложения на значимые части Сравнение 2.Скрытое сравнение Анафора 3. Образное определение Парцелляция 4. Единоначатие Эпитет 5. Противопоставление Антитеза 6. Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека Гипербола 7. Сопоставление одного предмета с другим Олицетворение 8. Преувеличение

Слайд 10

Проблема Пример 2 Пример 1 Пояснение 1 Пояснение 2 Позиция автора Собственная позиция + обоснование Вывод Смысловая связь между примерами

Слайд 11

Алгоритм выявления проблемы художественного текста

Слайд 12

Средства выражения позиции автора

Слайд 13

Проанализируйте мысли, речь, поступки, отношения героев Каким мы видим Власова в начале текста? Что возвращает его к жизни? Почему Власов не хотел, чтобы подругой автора письма оказалась Луша? Как герой ожидал новых писем? Почему? Прислушался ли он к советам насчет здоровья? Какими чувствами вместо скуки наполнилась душа Власова? В чем заключается «загадка природы»? Почему герой догадался, что письма от Луши? Назовите изобразительно-выразительные средства, которыми автор характеризует Лушу, героя, его мысли.

Слайд 14

Выявляем проблемы Какие положительные или отрицательные качества проявляются в мыслях, речи, отношениях героев? Какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества? Сформулируйте проблемы, используя данные ключевые слова, запишите их.

Слайд 15

От позиции автора к проблеме художественного текста

Слайд 16

Композиция сочинения Проблема Над каким вопросом размышляет автор? Комментарий На каких примерах строит рассуждение? Как развивается ход его мысли? Позиция автора Как автор отвечает на поставленный вопрос? Ваша позиция Как бы вы ответили на этот вопрос? Обоснование своего мнения Какими примерами из жизни, художественной литературы вы моете подкрепить свою позицию?

Слайд 17

Комментарий Найдите два примера , которые проиллюстрируют найденную проблему. Поясните их . Установите между ними смысловую связь .

Слайд 18

Примеры-иллюстрации Пояснение к примерам Писатель изображает (кого, что)… Герой говорит: «Цитата». Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… Симпатии автора на стороне героя, который… Автор не случайно обращает наше внимание на… Поступок героя показывает, что… Слова (мысли) героя позволяют понять…. Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… Эти события автор описывает, чтобы… Комментарий

Слайд 19

Работа в группах по вариантам Что такое сила любви ? / Почему важно проявлять заботу о людях? Б ывает ли ложь во спасение и как она иногда помогает людям? Ч то такое внешняя и внутренняя красота человека ? Распределение обязанностей, совместное обсуждение: П+П1 П+П2 СП3

Слайд 20

Смысловая связь между примерами Смысловые отношения Типовые конструкции Противопоставление Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… Сравнение, сопоставление Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… Причина Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. Следствие, вывод Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… Уступка Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Слайд 21

Композиция сочинения Проблема Над каким вопросом размышляет автор? Комментарий На каких примерах строит рассуждение? Как развивается ход его мысли? Позиция автора Как автор отвечает на поставленный вопрос? Ваша позиция Как бы вы ответили на этот вопрос? Обоснование своего мнения Какими примерами из жизни, художественной литературы вы моете подкрепить свою позицию?

Слайд 22

Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ

Слайд 23

Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту. Л.Н. Толстой Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. Ф.М. Достоевский Любовь исцеляет людей: и тех, кто дарует любовь, и тех, кто принимает этот дар. К.А. Меннингер

Слайд 24

Рефлексия 1. Что дал вам сегодняшний урок? Сегодня я понял(а)… Я справился (не справился).... У меня получилось Мне было (легко) трудно... На что мне надо обратить внимание… Мне необходимо поработать над...

Слайд 25

Орфографическая работа Госп..таль, читали (в, ф)слух, (без)сомнений забыл (обо)мне, пропал (без)вести, т..инстве..ые и (не)обыкнове..ые, встречался (не)однажды, послушался (на)счет здоров..я, ел (по)немног(у,о), нужно (не)отступать, ску..но без топ..та и хох..та, без разговора о том(?) о сём, пошёл на коми(с, сс)ию, ч..до и зага..ка пр..роды

Слайд 26

Орфографическая работа (самопроверка) Госпиталь, читали вслух, без сомнений забыл обо мне, пропал без вести, таинственные и необыкновенные, встречался не однажды, послушался насчет здоровья, ел понемногу, нужно не отступать, скучно без топота и хохота, без разговора о том о сём, пошёл на комиссию, чудо и загадка природы



Предварительный просмотр:

(1)Его соседи по госпиталю получали письма и читали их вслух, а Власову никто не писал, и ему было так скучно, что он даже удивлялся, что может быть на свете такая скука.

(2)С каждым днём ему становилось всё хуже. (З)Бледный, с заострившимся носом, он лежал, отвернувшись к стене, и ему было всё равно, о чём говорят, волнуются, спорят соседи.

(4)И вдруг он получил письмо. (5)Это был обыкновенный лист бумаги, сложенный треугольником, и на обороте, как полагается, полный адрес с именем, отчеством и фамилией.  

(6)«Мне захотелось написать тебе, милый Федя, — так начиналось это письмо, — хотя ты, без сомнений, давно забыл обо мне, поскольку мы в жизни встретились только однажды. (7)Но, узнав, что ты ранен, я надеюсь, что ты не слишком строго осудишь меня за это письмо...» (8)А кончалось письмо на полуфразе: «Во всяком случае, знай, что я о тебе думаю, и даже чаще, чем...»

(9)Он читал письмо целый день, перебрал всех знакомых девушек и прежде всего, понятно, вспомнил о той, с которой он дружил до войны. (10)Но это была не она, хотя бы потому, что с ней он встречался не однажды.

(11)Прошло несколько дней, и он получил второе письмо.

(12)«Мне известно всё от одной подруги, которая видит тебя каждый день, — писала незнакомка. — (13)И она сказала мне, что от тебя самого зависит твоё здоровье».(14)Дальше шли советы, большей частью медицинского свойства, а потом стихи, очень хорошие, об одной девушке, ждущей бойца, который пропал без вести.  

(15)Это было поразительно! (16)Но кто же видит его каждый день? (17)В тридцатой палате дежурили две сестры — Мария Пантелеймоновна и Луша. (18)Мария Пантелеймоновна была рыжая, длинная, в очках, немного похожая на швабру палкой вниз, особенно когда она ругала кого-нибудь после обхода. (19)Луша была, наоборот, маленькая, толстая, смешливая, целый день носилась по госпиталю в развевающемся халате, и то здесь, то там слышались её топот и хохот. (20)Но Власову было бы даже немного жаль, если бы этой подругой оказалась она. (21)Письма были таинственные, необыкновенные, а Луша — просто Луша.

(22)С волнением, с душевной тревогой он стал ожидать новых писем, а главное, послушался насчёт своего здоровья. (23)Прежде он мало ел, а теперь стал понемногу есть, с вечера постарался уснуть — и ничего, получилось.

(24)Пришло третье письмо: как по книге, эта девушка-незнакомка прочитала всё, что творилось в его душе, всё, о чём он мечтал и что казалось ему потерянным навсегда, невозвратно. (25)Всё ещё впереди — вот что она хотела сказать! (26)Нужно жить, потому что всё впереди. (27)Нужно сделать всё, чтобы снова стоять на боевом корабле в этот торжественный час. (28)И нужно не отступать перед тоской, перед смертью, о которой кричат по ночам галки в саду, нужно не отступать, как он не отступал на фронте...   

(29)Точно что-то перевернулось в его душе, когда он прочитал это письмо.(30)И доктор, который прежде всё хмурился, осматривая его, был теперь совершенно доволен.

—(31)Кто его знает! — сказал он как-то, смеясь. — (32)Ведь ты же умирал, Власов. (33)В чём дело, а? (34)3агадка природы?

(35)Но вдруг перестали приходить эти чудные письма. (36)А вместе с письмами пропала и Луша. (37)Он спросил у одной сиделки, где она, почему не приходит, и сиделка сказала, что Луша сильно захворала воспалением лёгких, к ней даже ездил главный врач, и боялись, что она умрёт, но опасность миновала.

(38)В госпитале стало скучно без Луши, без её топота и хохота, без её разговора о том и о сём, от которого почему-то становилось легче на сердце...

(39)Луша явилась, побледневшая и похудевшая, но, кажется, ещё более весёлая, чем прежде. (40)И на площадке, куда ребята выходили курить, Власов просто схватилеё за рукав и спросил негромко:

—Так это ты, Лушенька?.. 

(41)Через неделю Власов пошёл на комиссию, и доктора, осматривая его, снова сказали, что он является чудом и загадкой природы. (42)Разгадка была простая, но он, понятно, не стал её объяснять. (43)Возможно, что для подобного лечения в медицине ещё не было места.

(По В. А. Каверину*)
* Вениамин Александрович Каверин (1902-1989) — русский советский писатель,драматург и сценарист, автор приключенческого романа «Два капитана».



Предварительный просмотр:

Рабочий лист  _____________________________________

  • Пр…..блема
  • …. лг…..ритм
  • К…мм….нтарий
  • П….зиция автора
  • Р….суждение
  • Худ….жестве….ый
  • По…..снение

Тема: _________________________________________________________

Поставь ударения:

созыв, призыв, столяр, маляр,

торты, тортов,

мытарство,

намерение,

обеспечение

кухонный, ловка (торговка)

лососевый,

прозорлива,

смазлива,

суетлива, болтлива, прожорлива, сливовый

Напиши существительные:

  • Глиняный ________________________
  • Глинистый ________________________
  • Искусный ___________________________
  • Искусственный _______________________
  • Дождевой _____________________________
  • дождливый ____________________________

Найди ошибки, запиши исправленный вариант

Директоры школ, обеих сестёр, семидесятью процентами,  белого тюля, красивше, поезжай вперед, чудеснейшим образом, пара сапогов, душистого шампуня,   молодые бухгалтера

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Соотнеси:

Метафора

1.Намеренное дробление предложения на значимые части

Сравнение

2.Скрытое сравнение

Анафора    

3. Образное определение

Парцелляция

4. Единоначатие

Эпитет

5. Противопоставление

Антитеза

6. Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека

Гипербола

7. Сопоставление одного предмета с другим

Олицетворение

8. Преувеличение

 

План сочинения:

Примерный круг проблем:

Рабочие материалы, черновик сочинения

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...