Современный урок.Развитие речи в 7 классе. Тема.Подготовка к сочинению - описанию по картине А.И.Куинджи "Радуга"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Картина И.А.Куинджи "Радуга" относится к "мариупольскому" периоду творчества художника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 169.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 7 классе.
Тема. Подготовка к сочинению-описанию по картине А.И. Куинджи «Радуга»
Цель:
- научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине;
- вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А.И. Куинджи «Радуга»;
- воспитать уважение к творчеству художника-земляка; воспитать любовь к родной природе.
Задачи урока: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе.
Формирование УУД
- Личностные: положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам;
- Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем;
- Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям;
- Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы);
- Предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительных средств языка, соблюдение норм правописания при письме.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет художника А.И. Куинджи; картина А.И. Куинджи «Радуга»
Ход урока
- Организационный момент
Психологический настрой на урок:
-Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Стёрлась на «нет» в ежедневном привете.
Здравствуйте!
Это же – будьте здоровы!
Это же –дольше живёте на свете!
- Ребята, сегодня у нас будет интересный урок. На нём мы узнаем о жизни и творчестве нашего земляка – художника, познакомимся с одной из его картин. Хотелось бы узнать, что именно вы ждёте от этого урока (целеполагание)
Мотивация к работе. Приём «До...»
- Каково толкование слов пейзаж? Радуга?
- Актуализация знаний
Работа по вопросам (фронтально):
- Когда возникает это небесное явление?
- А кто из вас рисовал радугу?
- Какие цвета использовали?
- Какие это части речи?
- А если рисовать картину словами, как это называется? (Описание).
- Как ещё называется описание природы? Прослушайте песенку Г. Гладкова и дайте ответ:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется (пейзаж).
- Подготовка к работе над картиной
Приём «Цепочка».
Вопрос - ответ:
– Итак, что такое пейзаж?
- Как называем художника, рисующего пейзаж?
- Каких русских пейзажистов знаете?
–Ребята, а кто такой А.И. Куинджи?
Приём «Работа с информацией»
Искусствовед 1. Архип Иванович Куинджи, наш земляк, родился в городе Мариуполь в 1842 году в бедной семье. Рано осиротел. Чтобы выжить, приходилось много работать. Но мечта рисовать никогда не оставляла мальчика. И только в двадцать два года он отправляется на учёбу в Санкт – Петербург.
Искусствовед 2. Куинджи не терял надежды стать художником, но для этого необходимо было поступить в Императорскую академию художеств. Первая попытка провалилась. В 1868 году будущий мастер представил на академическую выставку картину «Татарское село при лунном освещении». Академикам полотно понравилось, и он был принят на учёбу. Пройдут годы, прежде чем мир увидит знаменитую «Ночь на Днепре».
Учитель: О какой картине художника пойдёт речь на уроке, нам сообщит литературовед.
Литературовед 1. Предлагаю вашему вниманию стихотворение современного российского поэта Александра Бывшего:
Над землёю коромысло
Разноцветное повисло.
Льются вешние лучи,
В них купаются грачи,
И, омытые водою,
Долгожданной, дождевою,
Шепчут радостно луга:
«Здравствуй, радуга – дуга!»
Учитель. Правильно, это картина Архипа Ивановича Куинджи «Радуга». Давайте внимательно её рассмотрим.
Интересно, почему живописец обратился к этой теме? Давайте спросим у самого мастера.
Приём «Интервью с автором»
- Архип Иванович, в каком году Вы написали это полотно?
- Картина закончена в 1905 году, трудился над ней целых пять лет.
- Какова история создания этого пейзажа?
- Идея создать такую картину возникла после очередного моего приезда в родные края. После дождя над степью возникло прекрасное небесное явление. Так и пришла мысль оставить на память этот волнующий момент.
- Это единственное изображения радуги в ваших работах?
-Нет, тема радуги присутствует во многих моих картинах. – Почему?
- По моему мнению, радуга – это символ света, победа над грозовым ненастьем, победа добра над злом.
- Где сейчас хранится полотно?
- Оно выставлено в Государственном Русском музее города Санкт-Петербург.
- Спасибо за содержательный рассказ.
Беседа по картине. Запись ключевых слов в тетради
- Определите, какое время года?
- По каким признакам пришли к такому выводу?
- Что изображено на переднем крае пейзажа?
- Какой фон картины?
- Какой момент погоды показал художник?
- Какое поле? Что на нём растёт?
- Какой изображена радуга?
- Почему на переднем крае нарисована дорога? В каком она состоянии?
- Какими были пути сообщения в прошлом?
- Какие цвета использовал художник для изображения дороги, радуги?
- Какое художественнное средство можно использовать в данном случае?
- Соответствуют ли эти образы идее художника?
4. Физкультминутка
5. Работа в группах
Подбор рабочего материала для связного высказывания по теме.
Приём «Находчивые» лингвисты»
I группа. Обучающиеся работают над подбором эпитетов к образу небо; поле; дорога; радуга.
II группа. Обучающиеся работают над подбором метафор к образу небо; поле; дорога; радуга.
III группа. Обучающиеся работают над подбором олицетворений к образу небо; поле; дорога; радуга.
IV группа. Обучающиеся работают над подбором сравнений к образу небо; поле; дорога; радуга.
V группа. Обучающиеся работают над палитрой красок, которые использовал художник.
Приём «Отчёт о проделанной работе»
Составление плана и запись рабочего материала в таблице
План | Рабочий материал |
Вступление | Может включать, какое время года и суток изобразил художник, какие образы представил на полотне. |
Основные образы: | |
Небо | пасмурное, хмурое, сердитое, просветлённое, словно испуганное; |
Поле | бескрайнее, жёлто-зелёное, засеянное, ровное, словно стол, утолило жажду; |
Дорога | сырая, тёмно-коричневая, грязная, бежит, словно змея, извивается во ржи; |
Радуга | трёхцветная, лёгкая, словно живая, улыбается, побеждает зло; |
Палитра красок | Тёмно-коричневый, жёлто-зелёный, изумрудно-зелёный, оранжевый, жёлтый, белый; |
Писатель Михаил Неведомский, биограф А.И. Куинджи, о шедевре: | «Зелёная равнина-поле между отлогими, ровными, как валы, холмами; на правом холме- хуторок, типичный малороссийский ландшафт. Солнечный свет, пробившись сквозь облака, ударил в склон холма почти в центре картины, и она засветится только тут: всё остальное на земле - в полутени... А по небу громоздятся тучи; справа ещё не кончился ливень, и его длинные, чуть косвенные, тёмные полосы спускаются с самого верха и донизу. В небе (посредине-на фоне оранжевых, светлых облаков, а по правую и левую сторону- на фоне тёмной, буроватой тучи) сияет широкий мост радуги: тона её удивительно чисты и легки...» |
Заключение. Почему картина названа «Радуга»? Какое впечатление она вызывает у вас? | Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы… |
Учитель. Попробуйте составить связный текст, опираясь на ключевые слова; на план; на подобранные художественные средства речи.
– Устные ответы обучающихся.
- Рефлексия. Приём «После...»
- О каком художнике мы говорили с вами на уроке?
- С какой картиной живописца познакомились?
- Реализовались ли ваши ожидания от урока?
- Что понравилось на уроке?
- После увиденного и услышанного, чему научились?
- Написание сочинения 8.Проверка работ. Оценивание
9. Домашнее задание:
1) подготовить интервью с художником;
2) выполнить письменную работу по описанию другой понравившейся картины;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...
Технологическая карта урока развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Материал к уроку...
Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"
Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...
Разработка урока развтия речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» в 9 классе
1. Создание определенного лирического настроения2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Корови...
Открытый урок по русскому языку в 7б классе. Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"Продолжение знакомства с особенностями написания сочинения-описания, формирование умения вдумываться в ...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе (ОВЗ) по теме "Сочинение-описание по картине И. Левитана "Весна. Большая вода".
Материал для формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями навыков связной письменной речи....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. РР Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом"
Развернутый конспект урока (развитие речи) по подготовке к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом" по русскому языку (программа Ладыженской). 5 класс....