Урок в 10 классе.числительное.обобщение
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Магомедова Раисат Амрулаевна

Урок по русскому языку.Имя числительное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Имя числительное.10 класс25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему: «Имя числительное. Повторение и обобщение»

Учитель: Магомедова Раисат Амрулаевна.

Класс: 10.
Разделы: Русский язык

Цели:

1) повторить и обобщить знания учащихся об имени числительном как части речи;
2) совершенствовать навыки аналитической работы со словом;
3) воспитывать бережное и грамотное отношение к языку.

Тип урока: урок – практикум.

Место урока в учебном плане – урок контроля теоретических и практических компетенций учащихся по теме “Имя числительное”.

Оборудование: ИКТ. Интерактивная доска.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Определение цели урока.

2. Повторение теоретического материала.

– Какая часть речи называется именем числительным?
– Какие числительные называются количественными? Порядковыми? Приведите примеры.
– На какие группы делятся количественные числительные? Приведите примеры.
– У каких числительных Ь пишется на конце слова? В середине слова?
– Какова синтаксическая роль числительных в предложении?

III. Тренировочные упражнения.

а) Работа с текстом.

– Выписать числительные, определить разряд, какие они по составу.

Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

– Какова часть речи слова “семидневная”?

б) Определить часть речи у слов, имеющих числовое значение.

Тройка за ответ, три товарища, трехместный корабль, утроить усилия, сотый по списку, сто деревьев, столетний дуб, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

Вставить пропущенные буквы. Определить часть речи.

в)Тр…йник ,      ми…иард

двойняшки,   дв…жды

несколько,    шестеро

девят…сот   пят…десят   восем…  

трехсотсорок…ми…иардный        

п…тиэтажный ,      четверка    

трижды,     двойственный      

удвоить, полуторное      

в) Просклонять числительное.

748 (деревьев).

г) Заменить числовую запись буквенной.

– Вытянул 500-й номер.
– Около 600 километров пути.
– Поезд с 278 экскурсантами.
– Высота равна 2159 метрам.
– Свыше 770 гектаров.
– Не найти 11 копеек.
– Речь идет о 476 рублях.
– Более (полтораста) штук.

д) Определить падеж имени числительных.

Без семидесяти четырех тысяч рублей.
К тысяча девятьсот пятому году.
С девяноста тремя пассажирами.
О девятистах пятидесяти рублях.
Пятерых студентов.

е) Игра “Четвертое лишнее”.

1. Четверо котят, семеро девчат, двое ребят, пятеро тигрят.
2. Пара носков, пара чулков, четверо  суток, пара валенок.
3. Трое мужчин, двое друзей, трое старушек, две подружки.

ж) Выборочный диктант.

– Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, машинист, девочка, ножницы)
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани)
Четверо (лисят, очки, подруга, малыш)

з) Найди ошибку.

– В этом году город отметил пятьсотлетие.
– На обоих террасах стояли цветы.
– По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье.
– Среди членов комиссии было трое женщин.
– За время приема участковый врач успел принять тридцать двух человек.

и) Числительные ПОЛТОРА и ПОЛТОРЫ. Дописать окончания числительных.

  • Полтор…   минуты  
  • полтор…    часа          
  • полтор…    яблока      
  • полтор…   недели    
  • полтор…   гектара    
  • полтор…   секунды  

й ) Работа с текстом.

Расположите предложения так, чтобы получился текст. Числительные запишите словами. 

  1. Они наблюдали на звездном небе движение 5 планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил.
  2. Так возникла (семи)дневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.
  3. Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания.
  4. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из 7 дней посвящать одному из 7 божеств.

IV. Контроль за темой.

Тест.

I вариант.

1. Найдите числительные:

а) два; 
б) двойня; 
в) двойной; 
г) двойка;
д) второй;
е) вдвоем.

2. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

А. Оба окна светились.
Б. Отец гордился обоими сыновьями.
В. На обоих партах лежали книги.
Г. Об обоих фильмах говорили восхищенно.

3. Поставьте числительное восемьсот девяносто пять в родительный падеж.

а) восемьсот девяносто пяти;
б) восьмисот девяносто пять;
в) восьмисот девяноста пяти;
г) восьмисот девяносто пяти;
д) восемьсот девяноста пять.

4. Как нужно писать слова (семи)тысячный, (двадцати)(семи)-миллионный: слитно или через дефис? Выберите правильный ответ:

а) 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно;
б) 2-е слово – через дефис, 2-е – раздельно;
в) оба слова слитно;
г) оба слова через дефис;
д) оба слова раздельно.

5. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях:

а) подлежащее; 
б) сказуемое; 
в) дополнение; 
г) определение;
д) обстоятельство;
е) не является членом предложения.

А. Поезд прибыл в семь часов.
Б. 
Две подруги были неразлучны.
В. Пятью пять – 
двадцать пять.
Г. Прочитано 
сто страниц книги.

II вариант.

1. Найдите числительные.

а) пятерня; 
б) пятак; 
в) пятерка; 
г) пятеро;
д) пятый;
е) впятером.

2. Укажите предложения с ошибкой в употреблении числительного.

А. Обе подруги неразлучны.
Б. У обоих сел одинаковые названия.
В. На обоих баржах везли уголь.
Г. С обоими друзьями случилось несчастье.

3. Поставьте числительное девятьсот девяносто шесть в родительном падеже.

а) девятьсот девяноста шесть;
б) девятисот девяносто шести;
в) девятисот девяноста шести;
г) девятьсот девяносто шести;
д) девятисот девяносто шесть.

4. Как нужно писать слова (девяти)тысячный, (тридцати)(пяти)миллиардный: слитно, раздельно или через дефис? Выберите правильный ответ:

а) 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно;
б) 1-е слово – через дефис, 2-е – раздельно;
в) оба слова слитно;
г) оба слова через дефис;
д) оба слова раздельно.

5. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях:

а) подлежащее; 
б) сказуемое; 
в) дополнение; 
г) определение;
д) обстоятельство;
е) не является членом предложения.

А. Обследовали десять человек.
Б. 
Пятеро учеников готовились к докладу.
В. Все ожидали 
первого вылета.
Г. Пять да два – 
семь.

V. Подведение итогов урока.

а) Вопросы по теме урока.

б) Выставление оценок

в) Д/з. Развитие речи .Составить текст- автобиографию, используя числительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...