Теоретический и практический материал для подготовки к ЕГЭ (задания 4 и 20)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Материал может быть использован как на уроках, так и при подготовке к экзамену. Ценность в том, что собранный материал может изучаться в любом классе как при изучении новой темы, так и при повторении. Перед тем, как приступить к выполнению задания 20 ЕГЭ, можно повторить такие основные понятия, как плеоназм и тавтология, выполнить задания, представленные в данном материале. На каждом уроке можно проводить отработку постановки нормативного ударения в словах, используя данный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
задание 20 ЕГЭ | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
I. НОРМАТИВНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ И УДАРЕНИЕ
(5 класс)
Тема: Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков
- Произношение Е и О (Ё) под ударением.
Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [О], обозначенный буквой Ё, иногда ошибочно подменяют ударным [Е], и наоборот – ударный [Е] ошибочно подменяют [О] (Ё).
Запомните!
белЁсый | всплЕски |
безнадЁжный | пЕрст |
блЁклый | афЕра |
никчЁмный | бытиЕ |
манЁвры | житиЕ |
гололЁд | гололЕдица |
гравЁр | гренадЕр |
издЁвка | опЕка |
смЁтка | преЕмник |
платЁжеспособный | недоумЕнный |
трёхведЁрный | пригрЕзиться |
Обратите внимание!
истЕкший год - ист Ёкший кровью;
кричит как оглашЕнный – указ, оглашЁнный утром;
крЕстный ход - крЁстный отец.
Задание:
Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё, прочитайте слова:
аф…ра, ман…вры, ос…длый, оп…ка, никч…ный, одноврем…нный, одноим…нный, пре…ник, реш…тчатый, остри…, атл…т, отцв…тший, побл…кший, длиннош…рстный, недоум…нный, ос…тр, гренад…р.
Тема: Произношение согласных звуков
- Произношение согласных перед гласным Е.
твердое произношение | мягкое произношение | ||
индексация | компьютер | академия | декларация |
интеграция | модель | музей | интеллект |
тезис | шедевр | текст | эффект |
бизнес | кафе | кофе | кредит |
бартер | кодекс | термин | пресса |
тенденция | теннис | вексель | тенор |
коттедж | бактерия | декан | сессия |
детектив | тест | декада | прессинг |
фонетика | протекция | демагог | протест |
Задание:
1. Мягко или твердо произносятся согласные перед звуком [Э] в следующих словах? В каких словах допускается вариантное произношение?
Антенна, бандероль, берет, бактерия, генетика, дельта, депрессия, дегустация, пантера, свитер, термос, форель, бассейн, детектив, кларнет, сейф, стенд, темп, террор, теннис, фонетика.
2. Произношение звука Г
Г может произноситься как [Г] – год, гарант; [К] – враг, налог, лизинг; [ γ] – Господи, ага, ого, [Х] – Бог, легкий, мягкий; [В] – кого, первого, сегодня.
Звук [ γ] в пределах современной литературной нормы произносится в ограниченном числе слов, но произношение [Г]осподи, а[г]а, о[г]о можно считать вариантом нормы.
Тема: Ударение. Трудности ударения
Русское ударение – нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного слова ( доскА - дОски). Из-за этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое - ударение, встречающееся в профессиональной речи (кОмпас – компАс, добЫча – дОбыча, Искра – искрА, алкогОль – Алкоголь), или в просторечии (квАртал – квартАл), или устаревшее (мУзыка – музЫка, клАдбище – кладбИще). Кроме того, в языке существуют слова с так называемым двойным ударением – это акцентологические варианты. Иногда они равноправны (творОг и твОрог, ржАветь и ржавЕть, бАржа и баржА, казакИ и казАки, пЕтля и петлЯ), часто один может быть предпочтительным (кулинАрия и доп. кулинарИя, одновремЕнный и доп. одноврЕменный (не одновремённый!), нАлитый и доп. налИтый).
Тема: Омонимы
Ударение в русском языке может выполнять различные смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омографы (разные слова, совпадающие по написанию, но не по произношению):
видЕние – вИдение | нАголо – наголО |
леднИк - лЕдник | брОня – бронЯ |
пАрить – парИть | прОклятый – проклЯтый |
ирИс – Ирис | оргАн – Орган |
хлОпок - хлопОк | крЕдит – кредИт |
хАос - хаОс | угОльный - Угольный |
Запомните!
● на бронетранспортере бывает бронЯ, а на билеты брОня;
● машины бронирОванные, а билеты бронИрованные;
● автомобили бронирУют, а билеты бронИруют.
Задание:
Составьте предложения со следующими омографами: оргАн – Орган, бронЯ – брОня, угОльный – Угольный, Ирис – ирИс, хлОпок – хлопОк.
Тема: Имя существительное (произношение и ударение имен существительных)
- Кухонные слова: щавЕль, свËкла, кАмбалА, кЕтА, твОрОг, бЕкОн, тОрты, гастронОмия.
- Эти слова вы обязательно должны произносить правильно:
апострОф, квартАл (во всех значениях), каталОг, дОллар, дЕньги, деньгАм, деньгАми, о деньгАх, помИнки, соболЕзнование, пОхороны, с похорОн, на похоронАх.
- Постарайтесь запомнить эти формы как наиболее предпочтительные:
вЕрба, гренкИ (доп. грЕнки), досУг, по средАм, столЯр, Искра, уговОр (но зАговор), тошнотА, срЕдство (мн. число срЕдства).
- Произношение отдельных слов:
пулОвер (не полувЕр), дуршлаг (не друшлаг), макулатура (не мукулатура), табурет (не тубарет), трамвай (не транвай), страховой полис (не страховой полюс).
Допускаются оба варианта:
Галоша и Калоша, нОль и нУль, тОннель и тУннель, матраС и матраЦ.
Задание:
Расставьте ударения в следующих словах:
агентство, досуг, каталог, квартал, договор, искра, километр, кухонный, средства, столяр, творог, тефтели, цемент, щавель.
Тема: Имя прилагательное (произношение и ударение имен прилагательных)
- Произношение кратких форм имен прилагательных: гОрек – горькА – гОрьки; глубОк – глубокА – глубокИ.
- Кухонные слова:
ОвсЯная каша, языкОвая колбаса, слИвовое варенье, грУшевое варенье, крыжОвенное варенье.
- Эти слова вы обязательно должны произносить правильно!
ВаловОй доход, устАвный капитал, оптОвый рынок.
Запомните!
Скрупулезный, не скурпулезный.
Тема: Глагол (произношение и трудности ударения)
- Произношение отдельных слов.
Запомните!
Констатировать, не константировать
Размолоть, не размелить
Компостировать, не компосировать.
- Кухонные слова:
откУпорить, закУпорить, пЕрчить, он сОлит.
- Постарайтесь запомнить эти формы как наиболее предпочтительные:
копИровать, макировАть, мОрщить (лоб), морщИть (об одежде), нормировАть (доп. нормИровать), чЕрпать, исчЕрпать.
- Правильно пишите и произносите эти слова!
включить | |
я включу | мы включИм |
ты включИшь | вы включИте |
он включИт | они включАт |
он подключИтся | они включАтся |
звонить | |
я звоню | мы звонИМ |
ты звонИшь | вы звонИте |
он звонИт | они звонЯт |
Ошибок не прощаем,
Себя во всем виним.
Звонить не обещаем.
И все ж таки звоним! (Р. Рождественский)
- Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании (брать – бралА), реже – на основе (мыть – мЫла):
отнять – Отнял – отнялА - Отняли
понять – пОнял – понялА – пОняли
начать – нАчал – началА – нАчали
создать – сОздал – создалА – сОздали
принять – прИнял – принялА – прИняли
отдать – Отдал – отдалА – Отдали
Но: класть – клал – клАла – клали.
(6 класс)
Тема: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Фонетический разбор слова. Орфография
- Эти слова вы обязательно должны произносить правильно!
вЕяние нашего времени | гЕрбовый |
кОлледж (коллЕдж) | мАркетинг (разг. маркЕтинг) |
факсИмиле | мЕнеджер, мЕнеджмент |
экслИбрис | экспЕрт, экспЕртный |
некролОг | эпитАфия |
Тема: Исконно русские и заимствованные слова
- Произношение неударного О.
Согласно нормам произношения неударное О должно произноситься как краткое [А] или [Ъ]. Большинство иноязычных слов подчиняется этому правилу: кАстюм, бАкал, кАнспект и т.д.
В некоторых словах иноязычного происхождения, в том числе в именах собственных, на месте буквы О в безударном положении произносится [О], то есть отсутствует редукция: бОмонд, ветО, дОсье, кОммюнике, кредО, нОктюрн, Оазис, пОэт, радиО, сОнет, фОнема, фОнетика, ФлОбер, ЗОля, ШОпен, Вольтер.
В большинстве иноязычных слов, давно вошедших в русский язык, наблюдается аканье: роман, рояль, аромат, комфорт, концерт, брошюра, коммерция, дотация, программа, прогресс, отель, соната, софистика.
2.Произношение согласных перед гласным Е в заимствованных словах.
произносится твердо | произносится мягко | |
патетика | кредо | кредо |
пенсне | критерий | критерий |
полонез | форель | форель |
сервис | адекватный | неологизм |
синтез | штемпель | гипотеза |
сонет | интеграл | патент |
фонема | экстерн | эссенция |
3.Постарайтесь запомнить это формы как наиболее предпочтительные:
ассиметрИя (доп. ассимЕтрия), бУнгало, гЕнезис, граффИти, диспасЕр, жалюзИ, мЮзикл, эпилЕпсия, инсУльт.
Задание:
1.В каких словах иноязычного происхождения сохраняется безударных звук [О]?
Ароматный, баобаб, бордо, досье, зоолог, поэт, коммюнике, концертный, кооперация, трио, колледж, модель, ноктюрн, тореадор, оратор, фойе, шоссе, бомонд, бокал, вето, оазис, поэзия, соната, сонет, хаос.
2.Мягко или твердо произносятся согласные перед звуком [Э] в следующих заимствованных словах? В каких словах допускаются вариантные произношения?
Деликатес, кредо, критерий, неологизм, патент, патетика, пенсне, синтез, термос, термос, федерация, форель, адекватный, аннексия, декольте, интеграл, кларнет, тет-а-тет, фонема, шинель, штемпель, эссенция, эстет.
Тема: Буквы Ы и И после приставок
- Произношение И после приставок.
Звук [Ы] должен произноситься в начале корня после любой приставки, оканчивающейся на согласный, в том числе после МЕЖ-, СВЕРХ- и иноязычных приставок, где при написании сохраняется буква И.
Нужно произносить не только безЫдейный, предЫстория, но и сверхЫзысканный, контрЫгра, суперЫдея.
Тема: Соединительные О и Е в сложных словах
- Эти слова вы обязательно должны произносить правильно!
ВодопровОд, мусоропровОд, путепровОд, газопровОд, нефтепровОд, воздухопровОд, электропривОд.
Тема: Имя существительное
1. Кухонные слова: кладовАя, кулинАрия (доп. кулинарИя), пиццЕрИя, гастронОмия, ломОть хлеба.
2.Постарайтесь запомнить эти формы как наиболее предпочтительные:
добЫча, обеспЕчение, сосредотОчение, приговОр, придАное, прирОст, тамОжня, ходАтайство, индустрИя (доп. индУстрия), инженЕрия, Игрище, кремЕнь, намЕрение, упрОчение, Отрочество, танцОвщик (танцОвщица), малая толИка, фенОмен, хОленый.
- Произношение отдельных слов.
Запомните!
Инцидент (не инциндент), прецедент (не прецендент), дерматин (не дермантин), интриган (не интригант), перспектива (не переспектива).
Тема: Имя прилагательное
Постарайтесь запомнить эти формы как наиболее предпочтительные:
вогнутый, зАмкнутый, запаснОй (устар. запаснЫй), мизЕрный (доп. мИзерный), новорождЁнный, незаконорождЁнный хОленый, языковОй материал, языковЫе проблемы, рАзвитая теория, развИтая веревка, развитОй ребенок.
Задание:
Расставьте ударения в следующих словах: валовой, газированный, гербовый, грошовый, законорожденный, красивее, кухонный, мускулистый, новорожденный, развитой (ребенок).
Тема: Глагол
1.Постарайтесь запомнить эти формы как наиболее предпочтительные:
облегчИть, ободрИть, усугубИть, одолжИть, опОшлить, освЕдомиться.
2. У глаголов на -ировать существует тенденция к переносу ударения с последнего слога слова на третий от конца: блокИровать, копИровать,
приватизИровать, конструИровать, эскпортИровать, делегИровать, дискутИровать (дискуссИровать);
маркировАть, премировАть, нормировАть, гофрировАть, пломбировАть.
Задание:
- Расставьте ударения в следующих словах: баловать, бомбардировать, взбодрить, воспринять, дистиллировать, дозировать, закупоривать, заржаветь, исчерпать, маркировать, осведомить, пломбировать, премировать, углубить, усугубить, формировать.
2.Прочитайте текст, обращая внимание на произношение выделенных слов.
Шеф-повар вскочил со своего места и кинулся навстречу хозяйке модного ресторана:
- Сударыня, а мы только вас и ждем, - шептал он, галантно целуя ей руку, - вот уж и стол накрыли, все готово, только вас не хватает, чтобы банкет начался.
Здесь он подмигнул кому-то из поваров, и на столе мгновенно появились свежайшая камбала, бекон, языковая колбаса, тефтели из телятины, а также свекла, гренки, грушевое и сливовое варенье, великолепные торты из сбитого творога и йогурта и невесть откуда взявшаяся бутылка шампанского.
Шеф-повар, черпая овсяную кашу из кастрюли, ухитрялся одновременно осведомляться о здоровье хозяйки и давать указания по сервировке стола. В это время кто-то уже успел подложить под тарелку салфетку, откупорить бутылку шампанского, наперчить тефтели и так положить щавель на камбалу, что красивее и не придумаешь.
Хозяйка с изумлением уставилась на поднятый бокал шампанского в одной руке повара и кухонный нож в другой:
- Во-первых, кто организовал это безобразие, когда средства предприятия на исходе; во-вторых, господин шеф-повар, положите нож, вы не столяр; в-третьих, откуда взялась камбала, ведь в кулинарии ее не было; в-четвертых, алкоголь в рабочее время запрещен!
- ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Общий культурный уровень характеризуется, в частности, тем, насколько хорошо он владеет лексикой, то есть чувствует тонкие оттенки значения слова, знает его принадлежность к тому или иному стилю речи, а также его стилистические синонимы.
К лексическим нормам, или нормам словоупотребления, относятся:
● правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме;
● употребление его в тех значениях, которые он имеет в языке;
● уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях.
Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности.
(5 класс)
Тема: Однокоренные слова как средство связи предложений в тексте
1. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos - слово) – избыточность выражения, стечения в одной фразе нескольких однокоренных слов: проливной ливень.
Неоправданное повторение слов и форм – это недостаток, снижающий культуру устной и письменной речи.
2. Целенаправленное же повторение – средство смысловой и эмоционально-экспрессивной выразительности:
«Служить бы рад, прислуживаться тошно» (А. Грибоедов).
«И устарела старина, и старым бредит новизна» (А. Пушкин).
Задание:
Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. Сделайте правку словосочетаний:
Играть в игры; выполнить задание сгруппировать в группы; ответить на вопрос; нарисовать рисунок; приснилось во сне; активисты активно работают; сложилась сложная ситуация.
Тема: Лексика. Культура речи
1. Паронимы (от греч. рara – рядом и onima – имя – это близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одной грамматической категории, но с разным лексическим значением. Например, земной – земляной – земельный – землистый.
Адресат – адресант; адресат – лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель), адресант – лицо или организация, посылающее почтовое отправление (отправитель).
Всякий – всяческий; всякий – каждый (всякая минута), всяческий – самый разнообразный (всяческие поиски).
Невежа – невежда; невежа – грубый, невоспитанный человек, невежда – необразованный, малосведущий человек.
Представить – предоставить;
представить – 1) предъявить, сообщить: представить работу в срок, представить доказательства; 2) познакомиться с кем-либо: представить коллегу, нового сотрудника; 3) ходатайствовать (о повышении, о награде): представить к званию; 4) составить, обнаружить: представить собой ценность; 5) мысленно вообразить: представить сцену встречи; 6) изобразить, показать: представить в смешном виде;
предоставить – 1) отдать в чье-то распоряжение, пользование: предоставить квартиру, транспорт, средства; 2) дать право, возможность сделать, осуществить что-либо: предоставить отпуск, предоставить слово, предоставить должность; 3) разрешить действовать самостоятельно или оставить без присмотра: предоставить самому себе, предоставить дело случаю.
Запомните!
Одеть – кого? (ребенка, невесту к венцу).
Надеть – что? (кольцо на палец, очки на нос, пальто на покупателя).
Задание:
- Подберите к данным паронимам подходящие синонимы из скобок:
длинный – длительный (протяженный, долговременный);
комический – комичный (смехотворный, комедийный);
нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, недосягаемый);
опасный – опасливый (рискованный, осторожный);
понятный – понятливый (ясный, способный).
- Восстановите паронимические пары, объясните значение
каждого слова:
авантюрный - венец - иронический - каменистый - удачливый - явно - веский - дельный – | болотный - грецкий - типичный - опечатка - трагический - поступок - духовный - лирический - |
(6 класс)
Тема: Лексика. Культура речи
Лексикой называется совокупность слов данного языка, или его словарный состав. Поскольку национальный язык имеет несколько разновидностей, лексика также неоднородна по своему составу – в ней выделяются три слоя: 1) стилистически нейтральные слова, которые употребляются во всех разновидностях языка и при всех типах коммуникаций; 2) стилистически окрашенные слова, которые употребляются в какой-либо разновидности языка или функциональном стиле речи; 3) эмоционально окрашенные (экспрессивно-оценочные) слова, которые выражают эмоции говорящего, его отношение к предмету речи.
В соответствии с этим в словарях русского языка почти для каждого слова приводятся словарные пометы, указывающие, к какому слою лексики оно относится. Например, умереть (нейтр.) – помереть (разг.) – скончаться (книж.) – загнуться (простор.); лгать (нейтр.) – врать (разг.) – брехать (грубо простореч.).
Плеоназм (от греч. pleonastos – избыток, чрезмерность) – смысловая избыточность сочетания слов или сложного слова, когда составные части значат одно и то же или содержат один и тот же смысловой компонент. С точки зрения языковой нормы лексический плеоназм, как правило, недопустим:
в конечном итоге
в апреле месяце
мизерные мелочи
огромная махина
памятный сувенир
экспонат выставки
частная собственность.
Некоторые выделенные плеонастические сочетания закрепились в языке, что обычно связано с изменением значений входящих в них слов.
Задание:
Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку предложений.
- Вы должны туда собственноручно сходить. 2. Мы используем индивидуальный подход, учитывая интересы и способности ребенка. 3. В предверии холодного сезона вопросом особой важности в городе является подготовка к зиме.
Тема: Жаргонизмы
Задание:
1. Отредактируйте предложения так, чтобы каждое слово было понятным.
1. Мой друг недавно купил себе байк. 2. Для художника баки и баксы не были главным в жизни. 3. Иностранец заплатил за картину пятнадцать чистых американских гринов. 4. Одна из особенностей нерыночной экономики – дефицит товаров и услуг. 5. Задача правительства – сдержать, обуздать инфляцию. 6. Юбиляру подарили модный кейс. 7. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса. 8. Необходимо придать протесту легитимную форму. 9. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лейбл. 10. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.
Тема: Исконно русские и заимствованные слова
1. Варваризмы – особый тип иноязычных слов, вкрапленных в русский текст. Варваризмов нет в русских словарях. В тексте они могут передаваться средствами русского или другого алфавита (гран-при, драйв, парти, презент, саунд-трек, тет-а –тет, фифти-фифти, треш, фэн, хеппи-энд и др.).
Задание:
1.Подберите русские синонимы к иностранным словам:
анализ, билиотека, варьировать, вестибюль, вокальный, дефект, импорт, инициатор, консенсус, конструктивный, коттоновый, креативный, лексикон, мемуары, нюанс, презентация, прессинг, пунктуальный, стагнация, фауна, флора, функция, экспорт.
2.Составьте словарный минимум современных заимствований.
3.Укажите значения заимствованных слов:
альтернатива, аншлаг, бойкот, вето, генеалогия, аппеляция, катаклизм, катарсис, нонсенс, саммит, менеджер, холдинг, триллер, ремейк.
Тема: Фразеологизмы
Задание:
- Замените выделенные слова фразеологизмами.
Мы работали в поле, не отдыхая. Он безразлично относится к этому важному делу. На даче он ничего не делал. Она пыталась оправдаться и говорила неправду без смущения. Он знает это произведение очень хорошо. По характеру они очень похожи друг на друга. Гимназия находится близко от моего дома.
2. Подберите к иностранным фразеологизмам соответствующие им русские фразелогизмы.
А) французские фразеологизмы:
жить как петух на откормке – «хорошо жить беззаботно»;
в те времена, когда королева Берта пряла - «очень давно»;
работать на прусского короля – «работать задаром».
Б) китайские фразеологизмы:
и курица улетела, и яйца разбились – «обмануться в расчетах»;
толочь воду в бамбуковом решетке – «заниматься чем-то бесполезным»;
журавль среди кур – «человек, резко выделяющийся в своем окружении».
Тема: Повторение по теме «Лексика»
1. Просторечие – это речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка. Основная черта просторечия – анормативность, то есть отсутствие в речи норм литературного языка: здесь возможно все, что существует в системе языка, но без нормативного обусловленного отбора.
Задание:
1.Определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературной речи, а какие – просторечию.
Лягу – ляжу, кладу – ложу, лихоражу – лихорадю, награжу – наградю, наплещу – наплескаю, налягу – наляжу; ляг – ляж, положи- поклади, мурлычь – мурлыкай, напои – напой; мозоль – мозоля, дуршлаг – друшлаг, противень – протвень, оладья – оладий; туфля – туфель, задолжность – задолженность, междугородный – междугородний, мягонький – мяконький, мурлычущий – мурлыкающий.
2. Проведите исследование «Моя речь» (использование в речи жаргонизмов, варваризмов, просторечий, вульгаризмов) и составьте программу – минимум по работе над своей речью.
Тема: Имя существительное
Задание:
Подчеркните неудачно употребленные имена существительные, нарушающие такие качества речи, как уместность и точность.
1. В течение зимнего сезона не слышно звона футбольных мячей. 2. Горная цепь протянулась на десятки километров. 3. Искорки любви к своему делу выросли в волны истинного подвижничества. 4. Кругом бескрайнее море зелени.
Тема: Имя прилагательное
Задание:
1. Устраните лексическую избыточность: зачеркните неуместно употребленные синонимы-прилагательные.
1. Картины были различны и весьма разнообразны. 2. Эта мысль не была оригинальной и своеобразной. 3. Была полная беззвучная тишина. 4. Помещики предстают перед нами как невежественные малограмотные люди.
2. Укажите (поставьте вверху цифру), с какой стороны: 1) звук; 2) цвет; 3) запах; 4) впечатление от предмета – характеризуют предмет.
Трава: зеленая, душистая, весенняя, высокая, нежная, бархатистая, изумрудная, свежая.
Дождь: звонкий, теплый, монотонный, мелкий, весенний.
Снег: белый, колючий, мягкий, голубой, мокрый, серебристый, пушистый.
Тема: Местоимение
Задание:
- Возьмите в овал номера предложений, в которых неуместное употребление местоимений создает двусмысленность.
1. Метелица увидел черноголового пастушонка. Он решил помочь ему. 2. Кузьма не спал несколько ночей подряд. Он беспокоился за брата. 3. Репортаж был напечатан в местной газете. Он вызвал большой интерес. 4. Участники школьного драмкружка показали свой спектакль рабочим совхоза. Они остались довольны встречей. 5. Авиаконструктор разработал проект машины нового типа. На выставке она вызвала всеобщий интерес.
- Вставьте подходящие по смыслу местоимения.
1. Футбольная команда пополнилась молодыми игроками. В__________ составе есть и опытные спортсмены. 2. Молодежь города приняла участие в состоявшемся митинге. ______ защищал свои права. 3. Вокруг нарядной елки собралась детвора. К______ в гости пришел румяный Дед Мороз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ (задания В)
Дидактический материал предназначен для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Задания (В)....
Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ (задания А)
Дидактический материал предназначен учащимся 11 классов для подготовки к ЕГЭ (задания А)...
Теоретический и практический материал для успешной сдачи ГИА (Задание А4)
Теоретический и практический материал для подготовки к ГИА (Задание А4)...
Практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9-ом классе: задание 9.3 (сочинение-рассуждение)
Практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9-ом классе: задание 9.3 (сочинение-рассуждение) . Данный материал содержит критерии оценивания сочинения, алгоритм работы с текстом и ал...
РМО сообщение по теме "Практическая часть по подготовке детей к заданию 4 С6 по говорению ЕГЭ 2022"
04.10.2022...
"Практическая часть по подготовке детей к заданию 4 по говорению ЕГЭ-2022"
В этом задании нужно оставить другу голосовое сообщение о фотографиях, которые вы нашли для проекта на указанную тему ....
Теоретический и практический материал по финансовой грамотности для темы "Вклады"
Представленный материал будет полезен учителям математики, обществознания, финансовой и функциональной грамотности. Он содержит теоретический раздел и задачи дифференцированного уровня сложности для о...