Урок по теме "Текст"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Власенко Любовь Владимировна

Урок повторения и обобщения по теме "Текст". Выполнение заданий в соответствии ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_teksta.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 с углублённым изучением английского языка Красносельского района

города Санкт-Петербурга

Конспект урока русского языка

для 5 класса

Тема урока: Текст

Разработчик урока: учитель русского языка и литературы

                                   Власенко Любовь Владимировна

Санкт-Петербург

2017 г.

Урок развития речи в 5 классе

по теме  « Текст»

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:        

               Развитие навыков работы с текстом.

Задачи: 1. Формировать умение применять на практике  знания о структуре и признаках  текста.

               2.Формировать умение составлять текст

               3. Обогащать словарный запас языка

               4. Развивать умения давать самооценку своей деятельности

               5. Содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка

       

 Оборудование: 

  • компьютер
  • раздаточный материал
  • презентация
  • мультимедийный проектор

Планируемые результаты: 

Предметные:

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной  речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.

          Метапредметные:        

Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

          Познавательные 

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения    учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

          Регулятивные 

принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки  и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

           Коммуникативные 

умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

ХОД УРОКА

    1. Организационный момент. 

 - Добрый день, ребята!

2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).

Тема  - Обратимся  к высказыванию известного лингвиста Е. В. Джанджаковой « ..текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано…»  

- Какое ключевое слово поможет вам определить тему нашего урока? Правильно!    

- Текст.

Значит мы сегодня будем  работать с текстом. Но углубим  наше  понятие и назовем тему урока «Текст»

   

      3. Актуализация знаний.

Ответьте устно на вопросы:

- Что такое текст?

- Что такое тема текста?

- Что такое основная мысль текста?

– Какие смысловые отношения устанавливаются  между предложениями в тексте?

- Какие слова являются сигналом зависимости предложения?

- Какое предложение текста обычно является независимым?

- Какие смысловые отношения устанавливаются между зависимыми      

   предложениями в тексте?

- Можно ли менять порядок расположения зависимых предложений в тексте и почему?

          4. Выполнение упражнений.

Задание 1. 

- Можно ли данные предложения назвать текстом? Почему?

- Превратите группу предложений в текст. Каждое предложение имеет номер. Расставьте номера предложений в нужной смысловой последовательности. (Слайд)

           1)  Первыми улетают ласточки. 2) наступает ненастная, дождливая осень. 3) Их ранний отлёт предсказывает раннюю зиму. 4) Перелётные птицы собираются в дальний путь. 5) Прошло тёплое лето.  6) Счастливого вам пути, дорогие наши  друзья! 7) Длинными цепочками улетают наши летние гости.

                (Проверка: 5241376 – слайд)

Задание 2. 

Прочитайте текст. Попробуйте изменить последовательность предложений. Можно ли это сделать? Почему? (задание по тексту выполняется устно) (слайд)

Вечерело. Солнце опустилось за горизонт. Быстро сгущались сентябрьские  сумерки. После заката на высоком небе робко проступали первые звёздочки. Деревья сливались в одну тёмную массу. В ночном лесу воцарилась тишина.

Задание 3. 

Прочитайте. Можно ли этот ряд предложений назвать текстом? Обоснуйте своё мнение. Спишите предложения в такой последовательности, чтобы у вас получился текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Если вы справитесь с заданием, у  вас  получится текст. Если вы справитесь с заданием, у вас получится  отрывок из повести. Назовите автора и произведение.

(В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

        У Сон.. была большая кукла, подарок матери.  Яс(?)ные дни миновали и Марус.. стало хуже. На эту куклу я во..л..гал  большие надежды. Маруся вдруг ож..ла.  Я решил обратит(ь)ся к своей с..стре Сон... Действие этой фаянсовой барышни  на больную Машу превзошло все ожидания. Спрятавшись от няньки в боковой аллейк.. сада, я попр..сил  сестру  дать мне куклу на время для больной девочки.  Она обещ..ла два-три дня (не)упоминать о кукл... Соня сначала прижимала куклу к себе потом отдала её мне.

(Проверка – выведен восстановленный  текст на слайд – взаимопроверка – дети меняются тетрадями)

Задание 4. 

Прочитайте предложения. Составьте из них  текст и запишите, соблюдая красную строку. Как связаны предложения друг с другом  в тексте?

        (1)Когда Элиза проснулась, солнце стояло уже высоко; она даже не смогла хорошенько разглядеть его за густой листвой деревьев. (2)Невдалеке слышалось журчание ручейка. (3)Когда Элиза добралась до леса, уже настала ночь, и бедная девушка совсем сбилась с дороги.  (4)Только иногда солнечные лучи пробирались между ветвями и бегали золотыми зайчиками по траве. (5)В лесу было тихо и тепло.(6)Она опустила голову на мягкий мох и заснула. (7)Всю ночь  снились Элизе  братья: все они опять были детьми, вместе играли, писали алмазными грифелями  на золотых досках и рассматривали  чудесную книжку с картинками, за которую отдано было полкоролевства.

Проверка – слайд.

5. Итог урока.

    - Чем мы сегодня с вами занимались?

   (на данном уроке мы работали над конструированием текста)

         6. Домашнее задание.

Выполнить работу по тексту на карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...