Церковнославянизмы в "Письмах Валаамского старца"
творческая работа учащихся по русскому языку (11 класс) на тему
Анализ церковнославянской лексики произведения середины 20 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tserkovnoslavyanizmy_v.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Церковнославянизмы в «Письмах валаамского старца»
Приток новых слов в современный русский литературный язык происходит за счет неологизмов и иноязычных заимствований, а также за счет распространения молодежного сленга и его проникновения в публицистический стиль и язык художественной литературы. Изучение церковнославянского языка , частью чего является и изучение церковнославянизмов, открывает пласт «забытой» лексики, исконно свойственной русскому языку.
«Письма валааамского старца» написаны в разные годы и разным людям-духовным чадам о.Иоанна. Тексты имеют характер доверительной беседы, наставления. Несмотря на то что в нашем распоряжении есть письма только одной стороны (о.Иоанн признается, что не хранит писем[1]),особенно ценно, что перед нами памятник именно живого общения, а не односторонних высказываний .Это говорит о том, что язык, которым пишет старец, является «своим» для целого круга людей. В некоторых своих ответах о.Иоанн приводит цитаты из обращенных к нему писем, из которых мы можем судить, что многие люди пользовались тем же понятийным и словарным фондом.
В «Письмах валаамского старца» выделяется целая группа церковнославянизмов ,значения которых не отражены в современных словарях, но описаны их омонимы.
Так слово ПАМЯТЬ имеет значение «совокупность каких-либо знаний, понятий, которые человек постоянно держит в уме, чтобы действовать в сооответствии с этим» Это можно проиллюстрировать следующим примером: «Воображение и ПАМЯТЬ одно внутреннеее чувство…ПАМЯТЬ надо набивать чтением Св.Евангелия и творениями Св.Отцов,одним словом, чтобы ум не был праздным…Ты теперь к работе своей привыкла, думать о ней не надо, набивай свою ПАМЯТЬ молитвой и Богомыслием»[2]
Слово САМОВЛАСТИЕ выступает в значении «своя воля; способность действовать по собственному желанию и решению» Именно это значение можно признать церковным. Здесь нет ни отттенка неограниченности власти , ни склонности к властолюбию. Среди религиозных понятий, отражающихся в церковном языке, нет и не может быть неограниченной власти человека, такая власть присуща только Богу. САМОВЛАСТИЕ обозначает лишь СВОБОДНУЮ ВОЛЮ, изначально дарованную человеку» Однако, можно догадаться, что наша природа, порченная преслушанием, и мир со своими разными соблазнами ошеломляющими, помогают диаволу, и Господь не нарушает наше САМОВЛАСТИЕ»[3]«Наш должен быть труд по САМОВЛАСТИЮ, а успех зависит уже от благодати»[4]
Слова УМНЫЙ И УМНО в письмах являются синтаксическими дериватами, поэтому их можно рассмотреть вместе.
В отличие от общеупотребительного, прилагательное УМНЫЙ в письмах является не качественным, а относительным, и значит «относящийся к уму, в уме проистекающий». «Бог один, а пути к Нему разные-это мы видим на примере святых отцов: одни проходили внутреннее УМНОЕ делание, преуспевали в духовной жизни , а другие много читали псалмов, канонов, тропарей»[5]
УМНОЕ ДЕЛАНИЕ в церковном языке является устойчивым выражением и значит делание(творение)молитвы в уме, умом. Значению «творение молитвы в уме» соответствует и буквальное сочетание УМНАЯ МОЛИТВА. «МОЛИТВУ УМНУЮ надо проходить под руководством опытного человека, который сам знает это дело опытом»[6] То, что значение слова отвечает предложенному толкованию и не противопоставляется ГЛУПОЙ МОЛИТВЕ, доказывает и объяснение этого выражения самим старцем: «УМНАЯ МОЛИТВА, ум надо заключить в слова моливы»[7]
Этому же соответствует и значение слова УМНО- «в уме». «На работе и при людях старайся УМНО предстать перед Богом, т.е. иметь память Божию, что он тут»[8] В данном контексте УМНО не является антонимом ГЛУПО, а образовано от относительного прилагательного.
Таким образом, мы видим, что церковный ( православный) язык живет и развивается, тем не менее он практически не тронут исследователями языка. «Все, что находит свое место в системе современного русского литературного языка, не выходит за пределы его норм, функционально оправдано, все является своим, русским»[9]
Список литературы:
1.«Письма валаамского старца» Оранта 2010
2.Дьяченко Г. «Полный церковно-славянский словарь» М.1900
3.Ожегов С.И. «Словарь русского языка»М: Русский язык 1983
4. Филин Ф.П. «Истои и судьбы русского литературного языка» М.Наука.1981
[1] «Письма валаамского старца »-С.19.п.21
[2]Там же с.22.п.26
[3] Там же с.8.п.7
[4] Там же С.66.п.80
[5] Там же с.7.п.5
[6] «Письма валаамского старца» с.55.п.71
[7] Там же с.66.п.80
[8] Там же с.5.п.2.
[9] Филин Ф.П. «Истои и судьбы русского литературного языка» М.Наука.1981-с.11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)
Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также оформляется выст...
Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)
Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...
Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".
В ряду многих задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное рассмотрение нравственных вопросо...
Урок-размышление "Почему Старцев превратился в Ионыча?"
Урок литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова. Урок идет как обобщение творчество писателя. Каждый этап урока вовлекает учащихся в размышления о смысле жизни, о предназначении человека. У...
Азбучные истины великого старца
Библиотечный час в форме беседы, посвященный 185 - летию со Дня Рождения Льва Николаевича Толстого, рассчитан на обучающихся 5-9 классов...
Презентация по теме "Оптинские старцы" (православная культура)
Презентация содержит сведения о преподобных Оптинских старцах. О монашестве и подвижничестве в Оптиной пустыни...
«Подвиг Валаамских юнг в битве за Ленинград»
Прошло уже много лет после окончания Великой Отечественной войны, но память человеческая не меркнет. Интерес к событиям, связанным с обороной Ленинграда, не ослабевает, эти события мысленно переносят ...