Урок-размышление "Почему Старцев превратился в Ионыча?"
план-конспект урока (10 класс) на тему
Урок литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова. Урок идет как обобщение творчество писателя. Каждый этап урока вовлекает учащихся в размышления о смысле жизни, о предназначении человека. Урок призывает учащихся в любых ситуацих оставаться человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – размышление по рассказу А.П.Чехова «Ионыч».
Тема: Почему Старцев превратился в Ионыча?
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, плакаты с цитатами А.П.Чехова.
- «Берегите в себе человека!»
- «Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет».
- «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть».
- «В любых условиях человек должен остаться человеком».
Тип урока: Обобщающий
Вид урока: Урок - дискуссия
Цель урока: 1. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и
духовного оскудения личности в рассказе.
2. Развивать у детей навыки творческой работы, умения
анализировать, обобщать, делать выводы.
3. Вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Мы уже знакомы с такими рассказами А.П.Чехова как «Крыжовник», «Человек в футляре», и вот перед вами «Ионыч».
По всем этим произведениям мы можем проследить историю жизни человека. И когда уже начинаем размышлять над прочитанным, невольно должны будем сказать себе:
« Нет, больше так жить нельзя. Должна же быть широкая, своеобразная жизнь, которая отвечала бы назначению человека».
И я не исключаю, что сегодня, отвечая на поставленный вопрос урока, каждый из сидящих здесь скажет себе: «Нет, дальше так жить нельзя».
А теперь вернёмся к тексту и попробуем ответить на следующие вопросы:
I.Этап вызова.
Работа по содержанию текста.
- Что вы можете рассказать о жизни в городе С?
(В городе скучная однообразная жизнь. В самой приятной семье – люди бездарные и неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей.
Вера Иосифовна пишет роман о том, чего не бывает в жизни, Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Это самая талантливая семья в городе).
2. Каким увидел семью Туркиных Старцев в первый раз? Какую даёт он оценку?.
(Старцев доволен вечером, проведённым у Туркиных, хотя он прекрасно понимает, что описываемые явления в романах Веры Иосифовны в жизни не бывают, что Екатерина Ивановна бездарна, что остроумие Ивана Петровича никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой. Но ему здесь приятно).
3. Как изменился Старцев через год?
(Старцев пребывал в трудах и одиночестве. Его снова пригласили к Туркиным, где он влюбился в Екатерину Ивановну. Сделал ей предложение и получил отказ.)
4. Как изменился или каким мы увидели Старцева через 4 года, и как изменилась семья Туркиных?
(В семье Туркиных не изменилось ничего. Изменилась только Екатерина Ивановна. Она как бы чувствовала себя чужой в этом доме. Но изменилось отношение Старцева к ним. Он думал только о своих бумажках и повторял себе: «А хорошо, что я на ней тогда не женился»).
5. Каким мы видим Старцева через несколько лет? Сравните Старцева с членами семьи Туркиных.
6 задание: Сделайте вывод.
Вывод:
Старцева мы видим точно таким же в финале рассказа.
Они поставлены рядом, уравнены между собой. Он стал таким же, от кого вначале уходит и ненавидит.
И кто в этом виноват? (Он сам)
Вывод: вывешивается табличка с надписью:
«Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет» А.П.Чехов.
II. Этап осмысления.
Анализ действий и поступков героев.
Учитель:
Между событиями, описываемыми в первой и второй главами, прошло больше года. Изменилось ли что - нибудь за этот год?. И вообще, что вы можете сказать о Старцеве, когда он понял, что влюблён в Екатерину Ивановну.
Вопрос: Как изменился Старцев , когда он понял, что он влюблён?
(Работа над деталями художественного произведения)
- Если он пел в начале:
Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…
То в обратную дорогу он напевал:
«Твой голос для меня, и ласковый и томный...
- Говорит с Котиком о литературе, об искусстве, о чём угодно.
- Получив записку, идёт пешком в 11 часов ночи на кладбище, хотя понимает, что над ним могут смеяться даже гимназисты, а он интеллигентный, уважаемый человек.
- Размышляет над надписями: «Грядет час в онь же..».
- Мечтает о счастье, надеется на любовь.
- Объяснение в любви.
(Чтение эпизода признания Старцева в любви.)
Вопрос: Что вы можете сказать о Екатерине Ивановне?
Какой мы видели Екатерину Ивановну при встрече со Старцевым в саду, когда Старцев сделал ей предложение и когда приехала из Москвы?
А теперь на примере Старцева и Екатерины Ивановны сделайте вывод: когда они живут настоящей жизнью?
Вывод: Только влюбленный человек может понять, что такое счастье, что значит быть полезным, заниматься любимым делом и не бояться никаких преград и трудностей.
Вывод: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». А.П.Чехов
Творческая работа. Поисковое задание.
Учитель:
Мы с вами выяснили, какими могли бы быть наши герои. Но они всё же не стали такими. Давайте выясним, почему. Для этого мы выполним вот такое задание.
Перед вами текст: Вам нужно по тексту найти своеобразные маяки, по которым можно определить.
1 вариант: материальное преуспевание доктора Старцева
2 вариант: моральное и духовное опустошение доктора Старцева.
1 вариант
- Своих лошадей у него еще не было, и он ходил пешком.
И пел: «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…»
- У него уже была пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Его фраза:
«Ох, не надо бы полнеть».
- В городе была большая практика. У него уже не пара, а тройка с бубенчиками. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком.
- У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе ещё третий.
2 вариант:
- Старцев отправился, чтобы развлечься и купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша.
- Пройдя 9 верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, он с удовольствием прошёл бы ещё 20 вёрст, шёл всю дорогу и напевал:
«Твой голос для меня и ласковый, и томный»:
- На кладбище:
«Я устал, едва держусь на ногах»
И, садясь в коляску, он подумал:
«Ох, не надо бы полнеть».
- Получив отказ, у Старцева перестало биться сердце.
И вспоминая о своей влюблённости, повторял: «Сколько хлопот, однако!»
- Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным.
Отказался от театра и концертов, играл в винт часа по 3, по вечерам вынимал из карманов бумажки. Когда Екатерина Ивановна объяснилась в любви, он вспоминает о своих бумажках и думает: «А хорошо, что я тогда не женился!»
- У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места, жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там.
- Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо
стучит палкой об пол и кричит своим неприятным голосом:
- Извольте отвечать только на вопросы!
Не разговаривать!
Сделайте вывод. Что стало со Старцевым? (Он , обогащаясь
материально, разлагался духовно.) А как должно было быть?
Материальное богатство должно было стать стимулом к
духовному обогащению) .
Вывод: «В любых условиях человек должен остаться человеком».А.П.Чехов.
III. Этап рефлексии.
Раскрытие идейного замысла.
Чтобы ответить на вопрос «Почему же доктор Старцев превратился в Ионыча», нам нужно выяснить значение некоторых слов.
Работаем в тетрадях: (Выяснив значения слов, учащиеся подбирают примеры из текста по образу Старцева).
Пошлость – быть низким, безнравственным
(не обращает внимания на неодетых женщин и детей)
мещанство – быть безразличным к интересам общества, преследовать сугубо
личные интересы, иметь узкий кругозор (не посещает театры,
концерты, игр).
эгоизм – себялюбие, пренебрежение к окружающим (спешно принимает
больных, обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой об пол
и пренеприятным голосом говорит).
вырождение – потеря ценных свойств, ухудшение.
Вопрос: Что произошло с доктором Старцевым?
Ответ: (Постоянно терял ценные свойства, произошло вырождение
человека, деградация).
Вопрос: Почему Старцев превратился в Ионыча? Сделаем выводы.
- Он отказался от активной жизни.
- Не боролся с пошлостью, ленью.
- Не отстаивал своих мнений.
- Произошла деградация – постепенно ухудшаясь, пришёл к вырождению.
На примере образа Старцева, как он превратился в Ионыча, мы видим
духовную деградацию человека.
Вопрос. - Ребята! Как вы думаете, какова основная идея произведения?
( Она заключается в призыве: «Берегите в себе человека!»)
- Что вы понимаете под этими словами?
(Человек должен жить полнокровной жизнью. Жизнь должна быть широкой, своеобразной, которая отвечала бы истинному назначению человека).
Д/з. I вариант .Написать сочинение – миниатюру на тему:
«Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?
II вариант Сравнительный анализ двух эпизодов:
первое и последнее свидание Старцева и Екатерины Ивановны. Доказать, что развитие Екатерины Ивановны идёт по восходящей, а Старцева - по нисходящей линии.
Проблемный урок
по творчеству А.Н. Островского «Гроза».
Цели:
- Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство и ответить на вопрос : «А был ли у Катерины иной путь?»
- Умение разобраться в сложных житейских проблемах, умение отстаивать свою точку зрения.
- Предупреждение трагических последствий.
Средства обучения: слайды, живое слово учителя, текст.
Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: проблемный.
Ход урока.
1.Этап вызова.
Вступительное слово учителя.
На последних уроках литературы мы поделились со своими впечатлениями о драме Островского «Гроза». Разбирали подробно такие темы как «Город Калинов и его обитатели», «Молодое поколение в драме», «Образ Кулигина и его значение», и наш последний урок был посвящён теме: «Образ Катерины и её душевная трагедия».
Сегодня урок у нас непростой. Мы должны будем с вами на уроке ответить вот на такой вопрос: «А был ли иной путь у Катерины?»
Но для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны будем выяснить:
I этап Почему погибла Катерина?
II этап Что было бы, если бы она не погибла?
Этап вызова.
1.Что означает имя Катерина? (Всегда чистая)
2.Что говорит о нём известный критик Добролюбов? (Луч света в тёмном царстве.)
Давайте вспомним, что мы с вами узнали об образе Катерины?
(На основе ответов учащихся составляется кластер.)
- II. Этап осмысления.
Почему погибла Катерина?
- Какой мы видим Катерину? Чем наполнена её жизнь? (Катерина духовно богатая, поэтически возвышенная натура. Но она боится своей любви к Борису.)
- Вспомните сцену прощания, сцену с ключом. Какие черты характера Катерины проявляются здесь? (Он сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя. Но в то же время не хочет мириться с несправедливостью).
- В чём признаётся Катерина Варваре? (Обманывать –то я не умею, скрыть-то ничего не могу).
- Как чувствует Катерина себя после возвращения Тихона. (Переживает чувство вины перед Тихоном).
- Чего хочет Катерина в жизни? О чём говорит её фраза: « Отчего люди не летают?» (Катерина жаждет свободы и счастья.)
- А чего очень боится Катерина? (Она боится божьей кары).
На основе ответов учащихся составляется схема душевной борьбы Катерины.
Боится божьей кары Жаждет свободы и счастья
Переживает чувство Не умеет обманывать и лгать вины перед Тихоном
Не хочет мириться с Сомневается в правильности
несправедливостью своих поступков, пробует
остановить себя
Боится своей любви Духовно богатая, поэтически
возвышенная натура.
- Как вы думаете, легко ли Катерине? Почему погибла Катерина? (Ей было очень трудно. Муж её не понял. Она одинока в своём горе).
III. Этап рефлексии.
Учитель.
Ребята! А если бы Катерина жила в наше время, она пошла бы на такой шаг? Теперь в трудные моменты жизни, если человек не может найти себя опоры, поддержки, у него есть возможность обратиться к специалистам, психологам. В таких ситуациях психологи рекомендуют выделить положительные и отрицательные стороны сложившегося положения. Давайте мы тоже попробуем это сделать и выполним в тетрадях задание.
Работа в тетрадях.
Учащиеся выделяют положительные и отрицательные стороны и заполняют таблицу.
№ п/п | Положительные стороны | Отрицательные стороны |
1. | Жила бы и радовалась жизни. | Её бы нашли, силой привели домой. |
2. | Она замолила бы свои грехи. | Она никогда не была бы свободной. |
3. | Могла бы создать свой душевный мир. Этого у неё никто не смог бы отнять. | Тихон бы не простил, снова пришлось бы видеть недовольное лицо его. |
4. | Запрут – вот и будет тишина. Никто мешать не будет. | Бориса никогда не увидит. |
5. | Осталась бы со своей любовью. Ведь эту любовь никто не смог бы отнять. | |
6. | Тихон слаб, Катерина смогла бы сделать его счастливым. | |
7. | Кабанова старая, скоро ей понадобится помощь Катерины. | |
8. | Родятся дети. Они принесут ей радость. |
Скажите. Чего больше? Положительного или отрицательного? (Положительного).
Значит, какой вывод мы из этого сделаем. Самоубийство – это не решение всех проблем. А всегда в трудные минуты жизни надо искать другие пути решения этого вопроса.
- Но когда была написана пьеса? (В 1859 году, в канун отмены крепостного права).
- Что Островский показал смертью Катерины?
( Вызов, протест Катерины против «тёмного царства».)
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)
Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...
Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".
В ряду многих задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное рассмотрение нравственных вопросо...
Азбучные истины великого старца
Библиотечный час в форме беседы, посвященный 185 - летию со Дня Рождения Льва Николаевича Толстого, рассчитан на обучающихся 5-9 классов...
Презентация по теме "Оптинские старцы" (православная культура)
Презентация содержит сведения о преподобных Оптинских старцах. О монашестве и подвижничестве в Оптиной пустыни...
Сказание об афонском старце Максиме Греке
Презентация к внеклассному мероприятию "Сказание об афонском старце Максиме Греке"...
Церковнославянизмы в "Письмах Валаамского старца"
Анализ церковнославянской лексики произведения середины 20 века....
РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ВОЗРОЖДЕНИИ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ ЖИЗНЕННЫЙ И ДУХОВНЫЙ ПУТЬ СТАРЦА СХИАРХИМАНДРИТА ИЛИЯ
Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) известный старец, молитвенник и печальник о земле Русской. Илий священнослужитель Русской православной церкви, духовник...