Тема урока: «Единственное и множественное число существительных».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сивчук  Лариса Петровна

 

Урок №

Дата:

Тема урока: «Единственное и множественное число существительных».

 

Цели: 1. Коррекционно - образовательная:

 Обеспечить  закрепление понятий, навыков, определения у существительных всех родов единственного и множественного числа;

             2.Коррекционно - развивающая:

развивать логическое мышление; корректировать произношение звуков.

               

             3.  Коррекционно - воспитательная: воспитывать любовь к природе.

 

 

 

 

Тип урока: урока закрепления знаний.

 

Форма урока:   индивидуальные, групповые, фронтальные.

 

Оборудование:

 мультимедийная установка, карточки для составления словосочетаний, карточки с текстом, таблицы «доказательство», «единственное и множественное число существительных», «имя существительное».

 

Литература: Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб.для студ.пед.выс.учеб.заведений/Под ред. Л.М.Быковой. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.; методика обучения русскому языку в специальной(коррекционной) школе. – М.:  М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002; Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей./ К.В.Комаров - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005; русский язык. 5 класс:

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon surgutskaya_spetsialnaya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Личностно - ориентированный     урок по грамматике в 5 «г» классе с  использованием ИКТ.

Тема: «Единственное и множественное число существительных».

                                                   учитель – дефектолог:

 Сивчук Лариса Петровна

Г. Сургут

Урок №

Дата:

Тема урока: «Единственное и множественное число существительных».

Цели: 1. Коррекционно - образовательная:

 Обеспечить  закрепление понятий ,навыков, определения у существительных всех родов единственного и множественного числа;

             2.Коррекционно - развивающая:

развивать логическое мышление; корректировать произношение звуков.

               

             3.  Коррекционно - воспитательная: воспитывать любовь к природе.

Тип урока: урока закрепления знаний.

 

Форма урока:   индивидуальные, групповые, фронтальные.

Оборудование:

 мультимедийная установка, карточки для составления словосочетаний, карточки с текстом, таблицы «доказательство», «единственное и множественное число существительных», «имя существительное».

Литература: Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб.для студ.пед.выс.учеб.заведений/Под ред. Л.М.Быковой. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.; методика обучения русскому языку в специальной(коррекционной) школе. – М.:  М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002; Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей./ К.В.Комаров - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005; русский язык. 5 класс:

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

  1. Организационный момент.

2.Цели и задачи урока.

3.Актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов деятельности и новых ситуаций.

4. Обобщение знаний и их систематизация.

 5. Рефлексия

6.Домашнее задание

-Включили аппаратуру. Надели наушники.

Какой сейчас урок?

- Сейчас урок сведения по  грамматике

-Как сказать по – другому. 

-Спросите меня, что мы будем делать на уроке

Психолого - педагогический настрой на урок.

Постарайтесь быть собранными, быть активными. Покажите, какое у вас настроение.

II. Фонетическая зарядка.

Один  -    единый   -    единственное

Много – множество - множественное         число

                                       

Единственное число существительных.

Множественное число существительных. Речевая зарядка. Повторение пройденного.

1. Какую часть речи мы изучаем?

- Мы изучаем ……

На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Существительное отвечает на вопросы …..

Что обозначает существительное?

- Существительное обозначает ….

Как изменяется существительное?

- Существительное изменяется по родам и числам.

Какое сегодня число?

- Сегодня …

Запишите в тетрадях число, классная работа.

Постановка целей. Найдите в учебнике новую тему, сформулируйте учебную задачу.

Сегодня …

- Мы будем…

1.Определять число и род существительных.

2. Доказывать, что слова «осень», «гуси» - существительные.

3. Составлять словосочетания. Играть в игру «Прими гостя».

4. Вписывать в текст  существительные в единственном и во множественном числе.

- Я     определял/ - а

          доказывал/ -а

          составлял/ -а

           вписывал/-а

1.Какое сейчас время года?

- Сейчас зима.

Какое время года было?

- Была осень.

Прочитайте стихотворение.

О каком времени года говорится в стихотворении?

- В стихотворении говорится об осени.

Какую часть речи использовал автор для описания осени?

- Автор использовал существительные.

Задание:

Спиши. Определи число существительных.

2. Проверка задания:

Назови существительные в единственном числе.

-Осень, тропинка, лес, корзинка, берег, озеро, лёд, стая, отлёт.

Назови существительные во множественном числе.

- Листья, опята, гуси.

 Что мы делали?

- Я определяла число существительных.

3. Слушайте новое задание.

Актуализация субъектного опыта учащихся

Докажи, что слова «осень» и «гуси» - существительные.

Что мы делали?

- Я доказывала, что слово …. – существительное.

 Тренировочные упражнения.

1. Составление словосочетаний.

Что мы будем делать сейчас?

- Мы будем составлять словосочетания с существительными.  

Работа в группах.

(Раздаются карточки)

Будем играть в игру «Прими гостя».

Прочитайте слова на карточке.

Я буду показывать существительные. А кто примет гостя должен встать.

Учитель:                                                  Ученик:

Окна   (слайд)                                           вымыть

Занавески (слайд)                                    постирать

Полки       (слайд)                                      чистые

Гости         (слайд)                                     весёлые

Пирожки    (слайд)                                     сладкие

Салфетки    (слайд)                                    положить

(Учитель вместе с учеником вывешивают словосочетания на доске.)

Задание :

Записать словосочетания определить число и род существительных.

Проверка:

Прочитайте словосочетания по цепочке.

Назовите число и род существительных.

Что мы делали?

- Определяли число и род существительных.

2. Работа с существительными в тексте.

   Что мы будем делать дальше?

- Будем вписывать в текст существительные в единственном и множественном числе.

Слайд: Прочитай слова.

- Мишка, шерсть, пуговицы, лапы, клочки.

Скажите, какие слова-существительные стоят в единственном числе, а какие во множественном.  

Задание:

Впиши существительные в предложения текста.

Проверка:

Прочитайте текст с существительными.                    

 Итог.

1.Что мы делали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Какие моменты показались интересными?

Какое у вас настроение? Покажите.

Сегодня вы получили такие отметки: ….

 Домашнее задание.

Откройте учебники на странице … упражнение 168 -170 в рабочей тетради. На выбор

Образуй множественное число существительных. Укажи род. Выдели  окончания.

Урок окончен.

Карточки, индивидуальные задания.

1. Запиши стихотворение. Определи число существительных.

               ед.ч.             мн.ч.             ед.ч

              Осень. Листья. Тропика.

               Лес. Опята. Корзинка.

               Берег. Озеро. Лёд.

               Гуси. Стая. Отлёт.

2. Прочитайте словосочетания по цепочке. Назовите число и род существительных.

3.Прочитай текст. Впиши существительные  в единственном или во множественном числе.

         

        У всех в детстве был плюшевый мишка. Мой _____   хранится у меня много лет. Конечно, _______     у него свалялись. Вместо глаз пришиты   _____    . Протёрлись ______    и из них торчат _____   ваты.

          Глядя на мишку, я вспоминаю детские годы.  

1. Запиши стихотворение. Определи число существительных.

               ед.ч.             мн.ч.             ед.ч

              Осень. Листья. Тропика.

               Лес. Опята. Корзинка.

               Берег. Озеро. Лёд.

               Гуси. Стая. Отлёт.

2. Прочитайте словосочетания по цепочке. Назовите число и род существительных.

3.Прочитай текст. Впиши существительные  в единственном или во множественном числе.

     

      У всех в детстве был плюшевый мишка. Мой _____   хранится у меня много лет. Конечно, _______    у него свалялась. Вместо глаз пришиты   _____    . Протёрлись ______    и из них торчат _____   ваты.

          Глядя на мишку, я вспоминаю детские годы.  

Отвечают на вопросы

 Определяют учебную тему.

Ставят цели отвечают сопряжено отраженно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Загадки единственного и множественного числа имен сущ."

Данная технологическая карта поможет учителю-предметнику ярко и интересно провести урок по теме....

Русский язык УМК «Школа России», 2 классс. Тема урока: Единственное и множественное число глаголов

Знакомство обучающихся с числом глагола с использованием современных средств обучения и здоровьесберегающих технологий...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Единственное и множественное число имён существительных, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число имён существительных Цели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «имя существительное»; формирование...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Единственное и множественное число имён существительных, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число имён существительныхЦели деятельности учителя: актуализация знаний о числе имени существительного»; формирование умения опре...

Конспект урока 5 класс Множественное число существительных.

ЗАДАЧИ УРОКА: - знать, как образуется множественное число, как используются указательные местоимения;- уметь переводить, опираясь на картинки;- формировать бережное отношение к повседневным предметам...