Русский язык УМК «Школа России», 2 классс. Тема урока: Единственное и множественное число глаголов
план-конспект урока по русскому языку на тему

Валерия Ивановна Смирнова

Знакомство обучающихся с числом глагола с использованием современных средств обучения и здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_2_klass_smirnova_v.i.docx215.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Смирнова Валерия Ивановна, I квалификационная категория

                                            Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Нижнекамская 8XvtdowMe3g.jpg

                                            школа - интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

                                            Предмет: русский язык УМК «Школа России»

                                            Класс: 2

                                            Тема урока: Единственное и множественное число глаголов

Технологическая карта урока

Тема

Единственное и множественное число глаголов

Тип урока

Урок изучения нового материала

Образовательные ресурсы

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий  учебник «Русский язык», 2 класс, 2ч., карточки с заданиями,  раздаточный материал, ребус, объемная модель рыбки

Цель

Познакомить обучающихся с числом глагола с использованием современных средств обучения и здоровъесберегающих технологий

Формы и методы обучения

Проблемный метод, урок – путешествие  с элементами интеграции предмета «Технология»

Основные термины и понятия

Число глаголов: единственное и множественное

Планируемые образовательные результаты

  1. Предметные: познакомить с понятием «единственное и множественное число глагола», формирование понимания связи числа глагола с числом имени существительного;
  2. Метапредметные:

Познавательные:   выбор оснований и критериев для сравнения;

Коммуникативные: развитие умения выражать свои мысли;

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу.

  1. Личностные: формировать установку на здоровый образ жизни, развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу 

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

        УУД

Здоровъесбережение, примечание

  1. Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок и смолк –Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

- Прежде чем начнем работать, выполним ряд упражнений для хорошей работы головного мозга

- выполним кинезиологические упражнения: «Колечко», «Лезгинка», «Кулак, ребро, ладонь», «Ухо - нос».

Проверяют готовность к уроку, правильную посадку за партами, слушают учителя

выполняют упражнения

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других

Личностные: установка на здоровый образ жизни

Регулярное выполнение данных упражнений

синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, способствует улучшению процессов памяти и внимания, облегчает процесс освоения чтения и письма

  1. Актуализация опорных знаний

- Ребята, сегодня не совсем обычный урок.  Мы на уроке с вами оправимся в путешествие  по стране Знаний

источник знаний1.jpg

В нашем путешествии нам поможет… А кто поможет узнаете, разгадав ребус:

рыбка.jpg

Учитель показывает рыбку, изготовленную из листа цветной офисной бумаги, располагает ее на карте знаний в месте «Источник знаний»

-Какую тему начали изучать на уроках русского языка?

Что вы знаете по этой теме? Какие понятия вам знакомы?

- Моя помощница рыбка приготовила вам первое задание. Вам нужно заполнить карточку с заданием, вспомнить определение глагола

Дети отгадывают ребус

- Рыбка

Ответы детей

Приложение 1.

М. вписывает слова в карточку. А. из слов  выбирает правильные варианты ответов, вклеивает. М. из двух карточек выбирает верное определение глагола.

После выполнения задания каждый ученик прочитывает свой ответ, остальные дети проверяют

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные: умение оформлять мысли в устной и письменной форме

Дифференцированный, индивидуальный подход, учитываются интеллектуальные возможности и знания детей по данной теме

  1. Постановка проблемы. Целепологание

 - Молодцы, ребята. Вы справились с задание рыбки.  Моя рыбка очень любопытная, ей не интересно плавать в одном месте. Она отравилась в путь по реке за новыми знаниями. Рыбка крепится вместе «Река Знаний»

- Сегодня на уроке узнаем, как могут изменяться глаголы

?

КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ГЛАГОЛЫ?

Карточка с вопросом вывешивается на доске.

- Нашей героине одиноко плыть одной. Я предлагаю смастерить для нее подружек – рыбок.

Я сейчас вам покажу, как сделать заготовку для рыбки. Для этого мы берем цветную офисную бумагу и мнем ее. Затем выравниваем, разглаживаем. Потом опять сминаем, комкаем. Разглаживаем. Затем сминаем лист бумаги, комкаем и прячем комок в кулак. Расправляем в последний раз, от одного края отрываем небольшой кусочек бумаги, дарим соседу. Сгибаем лист пополам по длине, затем еще раз пополам. Примерно, где будет хвост у рыбки,  мы бумагу собираем в гармошку, немного отступая от края листа и склеиваем. Мы сделали заготовку для рыбки.

Дети за учителем повторяют все действия с бумагой

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: установка на здоровый образ жизни

Интеграция с предметом «Технология»

Данное упражнение с бумагой развивает мелкую моторику  и мышечную силу рук, тк. мять цветную офисную бумагу тяжелее, чем обычную цветную

  1. Поиск путей решения проблемы.  Решение проблемы

- Скажите, пожалуйста, что мы  делали?  Что совершали?

- Все действия  я предлагаю записать в таблицу.

- Кто показывал вам действия? Задайте вопрос к действиям учителя.

 - Кто повторял действия? Задайте вопрос к действиям учеников.

Учитель предлагает ученикам таблицу

Учитель

Что делал?

Ученики

Что делали?

Мял

Расправлял

Комкал

Рвал

Подарил

Согнул

Склеил

 

- Как  называются слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делал? Что делали?

-  Что записали в колонки таблицы

- Что интересного вы заметили в  таблице? Изменялись глаголы? Как?  

- Как звучит вопрос урока?

Если дети затрудняются сделать выводы, что глаголы изменяются по числам, то учитель задает наводящие вопросы

Наводящие вопросы

- К какой части речи относятся слова «учитель, ученик»?

Сколько предметов обозначает слово «учитель»? «ученики»?

- В каком числе стоит имя существительное «учитель»? «ученики»?

- к какой части речи относятся слова,  которые вы записали?

Вопрос нашего урока «Как изменяются глаголы?»

- В какой колонке записаны глаголы, обозначающие действие одного предмета? Двух предметов?

Как изменяются глаголы? Вывод.

- В какой колонке стоят глаголы ед. числа, мн.числа?

- Дополните меня + составление опорной схемы из табличек

Глаголы ед.ч        действие

        1-го предмета        

-Глаголы  в единственном числе обозначают действие одного предмета

Глаголы мн.ч         действие

        2-х и > предметов

- Глаголы во множественном числе обозначают действие двух и более предметов.

- От чего зависит число глаголов?

- Что меняется при изменении числа глагола?

Дети перечисляют все действия

- совершали действия

- Учитель. Учитель что делал?

- ученики, дети, ребята

Ученики что делали?

Приложение 2

Дети в таблице записывают слова-действия, выполняют задание на карточках, заполняют таблицу

   

      Итоговая таблица:

Учитель

Что делал?

Ученики

Что делали?

Мял

Расправлял

Комкал

Рвал

Подарил

Согнул

Склеил

Мяли

Расправляли

Комкали

Рвали

Подарили

Согнули

Склеили

- глаголы

- глаголы

Дети отвечают, что изменилось окончание глаголов, выделяют окончание глаголов в первом и втором столбике, к глаголам первого и второго столбика  задавали разные вопросы.

-как изменяются глаголы?

Отвечают на вопросы:

- имя существительное

- Один предмет, много предметов

- В единственном числе, во множественном числе

- глагол

- В первой колонке записаны слова, обозначающие действия одного предмета.

Во второй колонке записаны слова, обозначающие действия многих предметов.

- Глаголы изменяются по числам

- Число глаголов зависит от имени существительного, связанного с ним по смыслу.

- Меняется форма глагола.

Личностные:  развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Коммуникативные: развитие умения выражать свои мысли;

Регулятивные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные: осуществлять анализ слов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные: развитие умения выражать свои мысли;

Регулятивные: сохранять учебную задачу

Познавательные:   выбор оснований и критериев для сравнения;

Регулятивные:  сохранять учебную задачу

В течение  урока, по мере утомления детей учитель проводит офтальмопаузу, физминутку. Как вариант физ.минутки можно использовать детскую игру «Рыбалка» с удочками и магнитными рыбками. По мере утомления детей, учитель приглашает их поудить рыбу, выдает удочки дети изтазика вылавливают рыбки на магнитах. Данная игра развивает координацию движений

  1. Самостоятельное выполнение задания с использование полученных знаний

- Моя рыбка узнала новое про глагол и, наконец, добралась до озера Знаний.  Наша героиня предлагает вам выполнить задание. Из озера знаний «выловить» глаголы, определить число, записать в таблицу.

Приложение 3

Детям предлагается карточка с «озером» и написанными на нем глаголамиозеро3.jpg

Ед.ч.глагола

Мн.ч.глагола

Предметные: формирование  умения определять число глагола, формирование понимания связи числа глагола с числом имени существительного;

  1. Домашнее задание

- Дополнить таблицу своими примерами. Составить два предложения с  глаголами ед и мн.числа

  1. Рефлексия

Итак, вопрос нашего урока звучал так:

?

КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ГЛАГОЛЫ?

 Дополните предложения

Я и Рыбка благодарим вас за урок. Желаем дальнейших успехов в учебе.

Каждый  ученик выбирает 1-2 предложения и дополняет его

-  Я узнал…

- Я понял, что…

 - Было трудно ….

- Я научился….

- Было интересно узнать….

Коммуникативные: развитие умения выражать свои мысли;

Приложение

  1. А)Слова, которые обозначают _________________предметов и отвечают на вопросы _______________________________________________________________________________________________________

называются _________________

Б) Слова, которые обозначают _______________и отвечают на вопросы ___________________

____________________________

_____________________________

называются ________________

что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать?  что? кто? какие? какой? действие предмета предмет  

В) Слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? называются _______________

Слова, которые обозначают  предметы и отвечают на вопросы что? кто? называются ____________________________________

учитель

ученики

мял

расправлял

комкал

рвал

подарил

согнул

склеил

3.

озеро3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Загадки единственного и множественного числа имен сущ."

Данная технологическая карта поможет учителю-предметнику ярко и интересно провести урок по теме....

Тема урока: «Единственное и множественное число существительных».

Урок №Дата:Тема урока: «Единственное и множественное число существительных». Цели: 1. Коррекционно - образовательная: Обеспечить  закрепление понятий, навыков, определ...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Единственное и множественное число имён существительных, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число имён существительных Цели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «имя существительное»; формирование...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Единственное и множественное число имён существительных, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число имён существительныхЦели деятельности учителя: актуализация знаний о числе имени существительного»; формирование умения опре...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественномЦели деятельности учителя: ознакомление с имен...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Глагол как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол как часть речиЦели деятельности учителя: формирование представления у обучающихся о новой части речи – глаголе, о существенных признаках глагола; формир...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Единственное и множественное число глаголов, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголовЦели деятельности учителя: актуализация знаний о глаголе, как части речи; формирование умения определять число глаголов, и...