Рабочая программа по русскому языку. 7 класс. ФГОС ООО
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Любавина Елена Михайловна

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: прект.- 2-е изд.- М.: Просвещение. 2010 г. (Стандарты второго поколения), авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. 5-9 классы. М.: Просвещение. 2016) и основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Третьяковская средняя общеобразовательная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_rus.yaz_._7klass.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по учебным предметам (Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с. – (Стандарты второго поколения), авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2016.) и  основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Третьяковская СОШ».

             Программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

В авторскую программу были  внесены изменения количества  часов по темам курса. Уровень программы базовый. Она построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Курс русского языка направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку.

Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразование;
  • освоение  знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Планируемые результаты освоения курса русского языка

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VII классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

 К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями   и   навыками:

  •  производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VII классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
  • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VII классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  •  смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог, полилог; ситуация речевого общения;
  • основные признаки стилей языка;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь и другие стили;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
  •  читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

                                                        Результаты обучения

Личностные

1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.

  Содержание программы по русскому языку в 7 классе

Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5—6 классах

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Развитие речи (далее P.P.). Морфологический разбор слова.

 Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Тексты и стили

Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.

P.P. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

Морфология и орфография. Культура речи

Причастие

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

P.P. Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.  

Деепричастие

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

P.P. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием.

Наречие

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на и -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на и -е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

P.P. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Учебно-научная речь        

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

P.P. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.

P.P. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв.

Служебные части речи

Предлог

Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

P.P. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Союз

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.

P.P. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

К. Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни.

P.P. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

К. Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Междометие

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

P. P. Текст. Стили речи. Сочинение.

К. Р. Контрольная работа . Итоговое тестирование.

                                       

Тематическое планирование по русскому языку в 7 классе

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Дата по плану

Корректировка

Введение 1ч.

1.

Русский язык как развивающееся явление.

Повторение изученного в 5,6 классах (11ч.+1ч.)

2.

Синтаксис. Словосочетание и предложение.

3.

Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор.

4.

Лексика и фразеология.

5.

Фонетика и орфография.

6.

Фонетика и орфография.

7.

Словообразование и орфография.

8.

Морфемный и словообразовательный разбор.

9.

Морфология и орфография.

10.

Морфология и орфография.

11.

Морфологический разбор слова.

12.

Р/р. Описание.

13.

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5,6 классах»

Тексты и стили речи (4ч.)

14.

Р/р. Текст.

15.

Р/р. Диалог как текст. Виды диалогов.

16.

Р/р. Стили литературного языка.

17.

Р/р. Публицистический стиль.

Причастие как часть речи (26ч.+7ч.)

18.

Причастие как часть речи.

19.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

20-21.

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

22.

Р/р. Описание внешности человека.

23.

Действительные и страдательные причастия.

24.

Краткие и полные страдательные причастия.

25.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

26.

Действительные причастия прошедшего времени.

27-28.

Р/р. Изложение.

29-30.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

31.

Страдательные причастия прошедшего времени

32-33.

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

34-35.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.

36-37.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

38-39.

Р/р. Выборочное изложение.

40.

Морфологический разбор причастия.

41-42.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

43-44.

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

45.

Р/р. Сбор  материала к сочинению-описанию внешности человека.

46.

Р/р. Сочинение-описание внешности человека.

47-48.

Повторение по теме «Причастие».

49.

Контрольный диктант по теме «Причастие».

50.

Коррекционная работа по теме «Причастие».

Деепричастие (10ч.+1ч.)

51.

Деепричастие как часть речи.

52-53.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

54.

Раздельное написание не с деепричастиями.

55.

Деепричастия несовершенного вида.

56.

Деепричастия совершенного вида.

57.

Р/р. Составление рассказа по картине.

58.

Морфологический разбор деепричастия.

59.

Повторение по теме «Деепричастие»

60.

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

61.

Коррекционная работа по теме «Деепричастие»

Наречие (26ч.+5ч.)

62-63.

Наречие как часть речи.

64-65.

Смысловые группы наречий.

66-67.

Степени сравнения наречий.

68.

Морфологический разбор наречий.

69-70.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е.

71-72.

Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.

73-74.

Одна и две буквы н в наречиях на о и е.

75.

Р/р. Описание действий.

76-77.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

78-79.

Буквы о и а на конце наречий.

80-81.

Р/р. Составление рассказа по картине от имени героя.

82-83.

Дефис между частями слова в наречиях

84-85.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

86.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

87.

Р/р. Учебно-научная речь. Отзыв.

88-89.

Р/р. Учебный доклад.

90-91.

Повторение по теме «Наречие».

92.

Контрольный диктант по теме «Наречие».

93.

Коррекционная работа по теме «Наречие».

Категория состояния (2ч.+2ч.)

94.

Категория состояния как часть речи.

95.

Морфологический разбор категории состояния

96.

Повторение по теме «Категория состояния»

97.

Р/р. Сочинение на лингвистическую тему.

Служебные части речи (1ч.)

98.

Самостоятельные и служебные части речи.

Предлог (8ч.)

99.

Предлог как часть речи.

100.

Употребление предлогов.

101-102.

Производные и непроизводные предлоги.

103.

Простые и составные предлоги.

104.

Морфологический разбор предлога.

105-106.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Союз (11ч.+1ч.)

107.

Союз как часть речи.

108.

Простые и составные союзы.

109.

Союзы сочинительные и подчинительные.

110.

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

111.

Сочинительные союзы.

112.

Подчинительные союзы.

113.

Морфологический разбор союза.

114.

Р/р. Сочинение на тему «Книга- наш друг и советчик».

115-116.

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

117.

Повторение по темам «Предлог», «Союз»

118.

Контрольный диктант по темам «Предлог», «Союз»

Частица (10ч.+2ч.)

119.

Частица как часть речи.

120.

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

121.

Смысловые частицы.

122.

Раздельное и дефисное написание частиц.

123.

Р/р. Составление репортажа по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

124.

Морфологический разбор частицы

125.

Отрицательные частицы не и ни.

126.

Различение частицы не и приставки не.

127.

Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

128.

Частица ни, приставка ни, союз ни - ни

129.

Повторение по теме «Частица»

130.

Контрольный диктант по теме «Частица»

Междометие (1ч.)

131.

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (3ч.+2ч.)

132.

Разделы науки о русском языке.

133.

Р/р. Текст и стили речи. Учебно-научная речь.

134.

Фонетика. Графика.

135.

Лексика и фразеология.

136.

Контрольная работа. Итоговое тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.

Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС ООО 7 класс

Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 7 класса

Тематическое планирование составлено по последним требованиям. Планирование разбито по блокам с указание раздела, количества часов на его усвоение, планируемых результатов и учебно-методического обесп...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса предназначена для учителей, которые работают в вечерней школе....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы....

Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс

Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 6 класс

Рабоча программа по русскому языку для 6 класса по ФГОМ (УМК Рыбченкова Л.М.)...