Рабочая программа по русскому языку 5-6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Сивакова Лариса Ивановна

Программа разработана, которая содержит: пояснительную записку, тематический план базового курса Русский язык, тематическое планирование с содержанием, повторением, оснащением и требованиями к уровню подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_5-6.doc309 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

____________/Козлова З.Л.

    Протокол №1 от

   «28» августа 2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР                     /__________/Воробьева Л.В.

     «29» августа 2017г.

«Утверждаю»

Директор               /Курашова И.Н./

Приказ № 189 от «31» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Сиваковой Ларисы Ивановны, учителя

Ф.И.О., категория

                                     первой квалификационной категории,

по русскому языку, 5 класс

предмет, класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «30» августа 2017г.

2017 – 2018 учебный год

Планируемые результаты изучения предмета «русский язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускникам основной школы программы по русскому (родному) языку являются

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания» стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение различными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  1. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  2. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

    Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

    К концу 5 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

   По орфографии. Находить в словарях изученные орфограммы, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

   По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

    По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

  Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

   Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

   Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

    Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

       • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план по русскому языку для 5 класса

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Вводные уроки. Язык и общение.

5

1

Повторение изученного в начальных классах.

23

1

5

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

29

2

5

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

15

1

4

Лексика. Культура речи.

13

1

3

Морфемика. Орфография. Культура речи.

23

2

4

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол.

21

14

26

1

1

1

4

4

6

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

6

1

1

ИТОГО

175

Содержание тем учебного курса

Язык и общение (4ч + 1ч)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

Повторение изученного в начальных классах (18ч + 5ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-ом лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (24ч + 5ч)

I. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: Главные и зависимые слова в словосочетании.

Предложение: простое предложение; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения. Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при нем.

Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в наличие реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения».

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

Фонетика. Орфография. Графика (11ч + 4ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор. Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Лексика. Культура речи (10ч + 3ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

Морфемика. Орфография. Культура речи (19ч + 4ч)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова.  Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их значение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- -лаг-, -рос- -раст-. Буквы о и е после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография».

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (17ч +4ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ие, -ий. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (н.-р, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное (10ч + 4ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, числам, падежам, а кратких – по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Глагол (20ч + 6ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -тся (-ться), -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер – бир-, -дер – дир-, -мер – мир-, -пер – пир-, -тер – тир-, -стел – стил-. Правописание  не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, начал, начала).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (5ч+1ч)

Разделы науки о языке.

Орфограммы в приставках и корнях слов.

Орфограммы в окончаниях слов.

Употребление букв ъ и ь.

Знаки препинания в простом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении.

Итоговая контрольная работа.

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения урока

Количество часов, отводимых на освоение темы

Раздел (количество часов)

Тема урока

По плану

Фактически

Вводные уроки. Язык и общение (4ч+1ч)

1

1

  Язык и человек. Язык и речь.

2

1

Язык и его единицы.

3

1

Р/р. Композиционные и языковые признаки стиля речи.

4

1

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

5

1

Орфограмма.

Повторение изученного в начальных классах (18 +5ч.)

6

1

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

7

1

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

8

1

Правописание проверяемых   согласных в корне слова.

9

1

Правописание непроизносимых

согласных в корне слова.

10

1

Правописание букв И, У, А после шипящих

11

1

Разделительные Ъ и Ь.

12

1

Раздельное написание предлогов с другими словами.

13

Практикум по теме «Морфология. Орфография».

14

1

Р/р. Текст.

15

1

Р/р. Написание подробного изложения по данному плану (По Г.А. Скребицкому, упр.66)

16-17

2

Части речи. Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице единственного числа.

18

1

Раздельное написание НЕ с глаголами.

19

1

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

20

1

Р/р. Тема текста.

   

21

1

Правописание гласных

в личных окончаниях глаголов.

22

1

Имя существительное: склонение, род, число,

падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь на конце существительных после шипящих.

23-24

2

Имя прилагательное: род, падеж, число.

Правописание гласных в падежных

окончаниях прилагательных.

25

1

Местоимения 1,2,3 лица.

26

1

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».

27

1

Р/р. Основная мысль текста.

28

1

Р/р. Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»).

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (24+5 ч.)

29

1

Пунктуация как раздел науки о языке, основные синтаксические понятия: словосочетание предложение, текст.

30

1

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

31

1

Разбор словосочетания.

32

1

Р/р.  Написание сжатого изложения. Упр.127

33

1

Предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные.

34

1

Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения.

35

1

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

36

1

 Сказуемое.

37

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

38

1

  1. Р/р. Обучающее сочинение-повествование.

Устный отзыв о сочинении товарища (упр.152 – 154).

39

1

Нераспространённые и

распространённые предложения.

40

1

Второстепенные члены предложения.

Дополнение.

41

1

Определение.

42

1

Обстоятельство.

43

1

Предложения с однородными членами,

связанными союзами.

44

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

45

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

46

1

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения»

47

1

Обращение. Знаки препинания при обращении.

48

1

Р/р. Письмо как одна из разновидностей текста.

49

1

Синтаксический и пунктуационный разбор

простого предложения.

50-51

2

Простые и сложные предложения.

Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

52

1

Синтаксический разбор сложного предложения.

53

1

Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи.

54

1

Р/р. Диалог. Этикетные диалоги. Тире в начале реплик диалога.

55

1

Повторение темы «Синтаксис, пунктуация,

культура речи».

56

1

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

57

1

Р/р. Сжатое изложение (по Е. Мурашовой, упр.254).

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. (11ч.+4 ч.)

58

1

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Гласные звуки.  

59

1

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

60

1

Согласные твёрдые и мягкие. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.

61-62

2

Р/р. Написание подробного обучающего

изложения повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»).    Упр.282-283

63

1

Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков.

64

1

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Печатные и рукописные; прописные и строчные. Алфавит.

65

1

Обозначение мягкости согласных с помощью

мягкого знака.

66

1

Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я.      

67

1

Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

68

1

Фонетический разбор слова.

69

1

Р/р. Повторение. Описание предметов, изображённых на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»).   Упр.317

70

1

Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

71

1

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

72

Р/р. Описание предмета. Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания. Сочинение-описание. Упр. 295.

Лексика. Культура речи. (10+3ч.)

73-74

2

 Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

75

1

Однозначные и многозначные слова.

76

1

Прямое и переносное значение слов.

77

1

Омонимы.

78-79

2

Синонимы.

80

1

Р/р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Описание изображённого на картине.  Упр. 358.

81

1

Р/р.  Написание сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Сочинение-описание изображённого на картине. Упр. 358.

82

1

Антонимы. Толковые словари.

83

1

Повторение темы «Лексика. Культура речи».

84

1

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

85

1

Р/р. Подробное изложение от 3 лица. (К. Паустовский «Первый снег»).

Упр.367.

Морфемика. Орфография. Культура речи. (19+4 ч.)

86

1

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема. Изменение и образование слов.

87

1

Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.

88

1

Р/р. Обучающее сочинение по личным

впечатлениям в форме письма-повествования.   Упр.378

89

1

Корень слова, его назначение в слове.

90

1

Р/р. Рассуждение, его структура

и разновидности. Рассуждение в повествовании.

§75, упр.389.

91

1

Суффикс, его назначение в слове.

92

1

Приставка, её назначение в слове.

93

1

Р/р. Написание обучающего выборочного изложения с изменением лица.

Упр.407

94

1

Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные.  

   95

1

Варианты морфем.

96

1

Морфемный разбор слова.

   97

1

Проверочная работа по теме «Морфемика. Орфография».

98

1

Правописание гласных и согласных в приставках.

99-100

2

Буквы З и С на конце приставок.

101

1

Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-.        

102

1

Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-.        

103

1

Буквы Е-О после шипящих в корне.  

104

1

Буквы И-Ы после Ц.

105-106

2

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография».

107

1

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография».

108

1

Р/р. Обучающее описание картины с элементами рассуждения (П. Кончаловский «Сирень в корзине»). Упр.457.

Морфология. Имя существительное. (17+4 ч.)

109-110

2

Имя существительное

как часть речи.

111

1

Р/р. Доказательство и объяснения в рассуждении. Обучающее сочинение-рассуждение. Упр.477

112

1

Имена существительные

одушевлённые и неодушевлённые.

113

1

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.    

114

1

Род имён существительных.

115

1

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.    

116

1

Р/р. Обучающее сжатое изложение-повествование (Е. Пермяк «Перо и чернильница»). Упр.496

117

1

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

118

1

Три склонения имён существительных.

119

1

Падеж имён существительных.

120-121

2

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в

единственном числе.

122

1

Р/р. Написание обучающего подробного изложения с изменением лица рассказчика. Упр. 546

123-124

2

Множественное число имён существительных.

125

1

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

126

1

Морфологический разбор имени существительного.

127

1

Повторение темы «Имя существительное».

128

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

129

1

Р/р. Обучающее сочинение по картине (Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»). Упр. 546.

Морфология. Имя прилагательное. (10ч.+4ч.)

130-131

2

 Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль

имени прилагательного.

132-133

2

Правописание гласных

в падежных окончаниях

прилагательных с основой

на шипящую.

134

1

Р/р. Подготовка к написанию сочинения-описания животного. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).

(А. Куприн «Ю-ю»), упр.587.

135

1

Р/р. Написание сочинения-описания животного. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).  (А. Куприн «Ю-ю»), упр.587.

136-137

2

Прилагательные полные и краткие.

138-139

2

Р/р. Описание животного на основе изображённого.

Обучающее сочинение по картине (А. Комаров «Наводнение»).  Упр.599.

140

1

Морфологический разбор имени прилагательного.

141-142

2

Повторение по теме «Имя прилагательное»

143

1

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Морфология. Глагол. (20 ч.+6ч.)

144-145

2

 Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола.

146

1

НЕ с глаголами.

147

1

Р/р. Понятие о рассказе, его

особенностях, структуре, стиле. Рассказ на тему пословицы.

148

1

Неопределённая форма глагола.

149

1

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

150

1

Р/р. Обучающее устное изложение.

Упр.634.

151

1

Виды глагола. Совершенный и

несовершенный вид глагола.

152

1

Буквы Е-И в корнях

с чередованием

(бер-бир, мер-мир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, стел-стил)

153

1

Р/р. Невыдуманный рассказ о себе.

154

1

Время глагола.

Прошедшее время глагола.

155

1

Настоящее время глагола.

156

1

Будущее время глагола.

157

1

Спряжение глаголов.

158

1

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.  

159-160

2

Правописание безударных личных

окончаний глаголов.

161

1

Морфологический  разбор глагола.  

162

1

Р/р. Подготовка к написанию и написание сжатого изложения с изменением формы лица (А. Савчук «Шоколадный торт»).

Упр.699.

163

1

Мягкий знак после шипящих в глаголах во

2-м лице единственного числа.

164

1

Употребление времён.

165

1

Р/р.  Употребление «живописного настоящего» в повествовании. Упр.708

166-167

2

Повторение изученного материала по теме «Глагол».

168

1

Контрольный диктант по теме «Глагол».

169

1

Р/р. Обучающее сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»).

Упр.713.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе (5+1 ч.)

170

1

Разделы науки о языке.

171

1

Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях.

172

1

Употребление букв Ь и Ъ.

173

1

Знаки препинания в простом и сложном

предложениях и в предложениях с прямой речью.    

174

1

Р/р. Сочинение на одну из тем по выбору. Упр.717.

175

1

Итоговая контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...