Рабочая программа по русскому языку 5-6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме
Программа разработана, которая содержит: пояснительную записку, тематический план базового курса Русский язык, тематическое планирование с содержанием, повторением, оснащением и требованиями к уровню подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5-6.doc | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО: ____________/Козлова З.Л. Протокол №1 от «28» августа 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /__________/Воробьева Л.В. «29» августа 2017г. | «Утверждаю» Директор /Курашова И.Н./ Приказ № 189 от «31» августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Сиваковой Ларисы Ивановны, учителя
Ф.И.О., категория
первой квалификационной категории,
по русскому языку, 5 класс
предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2017г.
2017 – 2018 учебный год
Планируемые результаты изучения предмета «русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускникам основной школы программы по русскому (родному) языку являются
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания» стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 5 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словарях изученные орфограммы, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план по русскому языку для 5 класса
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Вводные уроки. Язык и общение. | 5 | 1 | |
Повторение изученного в начальных классах. | 23 | 1 | 5 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 29 | 2 | 5 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 15 | 1 | 4 |
Лексика. Культура речи. | 13 | 1 | 3 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 23 | 2 | 4 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. | 21 14 26 | 1 1 1 | 4 4 6 |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе. | 6 | 1 | 1 |
ИТОГО | 175 |
Содержание тем учебного курса
Язык и общение (4ч + 1ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Повторение изученного в начальных классах (18ч + 5ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-ом лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (24ч + 5ч)
I. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: Главные и зависимые слова в словосочетании.
Предложение: простое предложение; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения. Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при нем.
Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в наличие реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения».
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».
Фонетика. Орфография. Графика (11ч + 4ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».
Лексика. Культура речи (10ч + 3ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».
Морфемика. Орфография. Культура речи (19ч + 4ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их значение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- -лаг-, -рос- -раст-. Буквы о и е после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография».
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (17ч +4ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ие, -ий. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (н.-р, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное (10ч + 4ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, числам, падежам, а кратких – по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Глагол (20ч + 6ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -тся (-ться), -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер – бир-, -дер – дир-, -мер – мир-, -пер – пир-, -тер – тир-, -стел – стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, начал, начала).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (5ч+1ч)
Разделы науки о языке.
Орфограммы в приставках и корнях слов.
Орфограммы в окончаниях слов.
Употребление букв ъ и ь.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении.
Итоговая контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Количество часов, отводимых на освоение темы | Раздел (количество часов) Тема урока | |
По плану | Фактически | |||
Вводные уроки. Язык и общение (4ч+1ч) | ||||
1 | 1 | Язык и человек. Язык и речь. | ||
2 | 1 | Язык и его единицы. | ||
3 | 1 | Р/р. Композиционные и языковые признаки стиля речи. | ||
4 | 1 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | ||
5 | 1 | Орфограмма. | ||
Повторение изученного в начальных классах (18 +5ч.) | ||||
6 | 1 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
7 | 1 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
8 | 1 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | ||
9 | 1 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | ||
10 | 1 | Правописание букв И, У, А после шипящих | ||
11 | 1 | Разделительные Ъ и Ь. | ||
12 | 1 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | ||
13 | Практикум по теме «Морфология. Орфография». | |||
14 | 1 | Р/р. Текст. | ||
15 | 1 | Р/р. Написание подробного изложения по данному плану (По Г.А. Скребицкому, упр.66) | ||
16-17 | 2 | Части речи. Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице единственного числа. | ||
18 | 1 | Раздельное написание НЕ с глаголами. | ||
19 | 1 | ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | ||
20 | 1 | Р/р. Тема текста.
| ||
21 | 1 | Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. | ||
22 | 1 | Имя существительное: склонение, род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь на конце существительных после шипящих. | ||
23-24 | 2 | Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | ||
25 | 1 | Местоимения 1,2,3 лица. | ||
26 | 1 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах». | ||
27 | 1 | Р/р. Основная мысль текста. | ||
28 | 1 | Р/р. Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»). | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (24+5 ч.) | ||||
29 | 1 | Пунктуация как раздел науки о языке, основные синтаксические понятия: словосочетание предложение, текст. | ||
30 | 1 | Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. | ||
31 | 1 | Разбор словосочетания. | ||
32 | 1 | Р/р. Написание сжатого изложения. Упр.127 | ||
33 | 1 | Предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. | ||
34 | 1 | Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения. | ||
35 | 1 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | ||
36 | 1 | Сказуемое. | ||
37 | 1 | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
38 | 1 |
Устный отзыв о сочинении товарища (упр.152 – 154). | ||
39 | 1 | Нераспространённые и распространённые предложения. | ||
40 | 1 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | ||
41 | 1 | Определение. | ||
42 | 1 | Обстоятельство. | ||
43 | 1 | Предложения с однородными членами, связанными союзами. | ||
44 | 1 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
45 | 1 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | ||
46 | 1 | Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» | ||
47 | 1 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | ||
48 | 1 | Р/р. Письмо как одна из разновидностей текста. | ||
49 | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | ||
50-51 | 2 | Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). | ||
52 | 1 | Синтаксический разбор сложного предложения. | ||
53 | 1 | Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи. | ||
54 | 1 | Р/р. Диалог. Этикетные диалоги. Тире в начале реплик диалога. | ||
55 | 1 | Повторение темы «Синтаксис, пунктуация, культура речи». | ||
56 | 1 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | ||
57 | 1 | Р/р. Сжатое изложение (по Е. Мурашовой, упр.254). | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. (11ч.+4 ч.) | ||||
58 | 1 | Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Гласные звуки. | ||
59 | 1 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | ||
60 | 1 | Согласные твёрдые и мягкие. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. | ||
61-62 | 2 | Р/р. Написание подробного обучающего изложения повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»). Упр.282-283 | ||
63 | 1 | Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. | ||
64 | 1 | Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Печатные и рукописные; прописные и строчные. Алфавит. | ||
65 | 1 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | ||
66 | 1 | Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я. | ||
67 | 1 | Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари. | ||
68 | 1 | Фонетический разбор слова. | ||
69 | 1 | Р/р. Повторение. Описание предметов, изображённых на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»). Упр.317 | ||
70 | 1 | Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». | ||
71 | 1 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». | ||
72 | Р/р. Описание предмета. Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания. Сочинение-описание. Упр. 295. | |||
Лексика. Культура речи. (10+3ч.) | ||||
73-74 | 2 | Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. | ||
75 | 1 | Однозначные и многозначные слова. | ||
76 | 1 | Прямое и переносное значение слов. | ||
77 | 1 | Омонимы. | ||
78-79 | 2 | Синонимы. | ||
80 | 1 | Р/р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Описание изображённого на картине. Упр. 358. | ||
81 | 1 | Р/р. Написание сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Сочинение-описание изображённого на картине. Упр. 358. | ||
82 | 1 | Антонимы. Толковые словари. | ||
83 | 1 | Повторение темы «Лексика. Культура речи». | ||
84 | 1 | Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи». | ||
85 | 1 | Р/р. Подробное изложение от 3 лица. (К. Паустовский «Первый снег»). Упр.367. | ||
Морфемика. Орфография. Культура речи. (19+4 ч.) | ||||
86 | 1 | Морфемика как раздел науки о языке. Морфема. Изменение и образование слов. | ||
87 | 1 | Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. | ||
88 | 1 | Р/р. Обучающее сочинение по личным впечатлениям в форме письма-повествования. Упр.378 | ||
89 | 1 | Корень слова, его назначение в слове. | ||
90 | 1 | Р/р. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. §75, упр.389. | ||
91 | 1 | Суффикс, его назначение в слове. | ||
92 | 1 | Приставка, её назначение в слове. | ||
93 | 1 | Р/р. Написание обучающего выборочного изложения с изменением лица. Упр.407 | ||
94 | 1 | Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные. | ||
95 | 1 | Варианты морфем. | ||
96 | 1 | Морфемный разбор слова. | ||
97 | 1 | Проверочная работа по теме «Морфемика. Орфография». | ||
98 | 1 | Правописание гласных и согласных в приставках. | ||
99-100 | 2 | Буквы З и С на конце приставок. | ||
101 | 1 | Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-. | ||
102 | 1 | Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-. | ||
103 | 1 | Буквы Е-О после шипящих в корне. | ||
104 | 1 | Буквы И-Ы после Ц. | ||
105-106 | 2 | Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография». | ||
107 | 1 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография». | ||
108 | 1 | Р/р. Обучающее описание картины с элементами рассуждения (П. Кончаловский «Сирень в корзине»). Упр.457. | ||
Морфология. Имя существительное. (17+4 ч.) | ||||
109-110 | 2 | Имя существительное как часть речи. | ||
111 | 1 | Р/р. Доказательство и объяснения в рассуждении. Обучающее сочинение-рассуждение. Упр.477 | ||
112 | 1 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | ||
113 | 1 | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | ||
114 | 1 | Род имён существительных. | ||
115 | 1 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | ||
116 | 1 | Р/р. Обучающее сжатое изложение-повествование (Е. Пермяк «Перо и чернильница»). Упр.496 | ||
117 | 1 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | ||
118 | 1 | Три склонения имён существительных. | ||
119 | 1 | Падеж имён существительных. | ||
120-121 | 2 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | ||
122 | 1 | Р/р. Написание обучающего подробного изложения с изменением лица рассказчика. Упр. 546 | ||
123-124 | 2 | Множественное число имён существительных. | ||
125 | 1 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | ||
126 | 1 | Морфологический разбор имени существительного. | ||
127 | 1 | Повторение темы «Имя существительное». | ||
128 | 1 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | ||
129 | 1 | Р/р. Обучающее сочинение по картине (Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»). Упр. 546. | ||
Морфология. Имя прилагательное. (10ч.+4ч.) | ||||
130-131 | 2 | Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного. | ||
132-133 | 2 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. | ||
134 | 1 | Р/р. Подготовка к написанию сочинения-описания животного. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану). (А. Куприн «Ю-ю»), упр.587. | ||
135 | 1 | Р/р. Написание сочинения-описания животного. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану). (А. Куприн «Ю-ю»), упр.587. | ||
136-137 | 2 | Прилагательные полные и краткие. | ||
138-139 | 2 | Р/р. Описание животного на основе изображённого. Обучающее сочинение по картине (А. Комаров «Наводнение»). Упр.599. | ||
140 | 1 | Морфологический разбор имени прилагательного. | ||
141-142 | 2 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | ||
143 | 1 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | ||
Морфология. Глагол. (20 ч.+6ч.) | ||||
144-145 | 2 | Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола. | ||
146 | 1 | НЕ с глаголами. | ||
147 | 1 | Р/р. Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле. Рассказ на тему пословицы. | ||
148 | 1 | Неопределённая форма глагола. | ||
149 | 1 | Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | ||
150 | 1 | Р/р. Обучающее устное изложение. Упр.634. | ||
151 | 1 | Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола. | ||
152 | 1 | Буквы Е-И в корнях с чередованием (бер-бир, мер-мир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, стел-стил) | ||
153 | 1 | Р/р. Невыдуманный рассказ о себе. | ||
154 | 1 | Время глагола. Прошедшее время глагола. | ||
155 | 1 | Настоящее время глагола. | ||
156 | 1 | Будущее время глагола. | ||
157 | 1 | Спряжение глаголов. | ||
158 | 1 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | ||
159-160 | 2 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | ||
161 | 1 | Морфологический разбор глагола. | ||
162 | 1 | Р/р. Подготовка к написанию и написание сжатого изложения с изменением формы лица (А. Савчук «Шоколадный торт»). Упр.699. | ||
163 | 1 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | ||
164 | 1 | Употребление времён. | ||
165 | 1 | Р/р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. Упр.708 | ||
166-167 | 2 | Повторение изученного материала по теме «Глагол». | ||
168 | 1 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | ||
169 | 1 | Р/р. Обучающее сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»). Упр.713. | ||
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (5+1 ч.) | ||||
170 | 1 | Разделы науки о языке. | ||
171 | 1 | Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях. | ||
172 | 1 | Употребление букв Ь и Ъ. | ||
173 | 1 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью. | ||
174 | 1 | Р/р. Сочинение на одну из тем по выбору. Упр.717. | ||
175 | 1 | Итоговая контрольная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...