Конспект урока "Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК-(-ЩИК-)"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Чистякова Ольга Сергеевна

Конспект урока и презентация к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.01.docx14.82 КБ
Файл 16.01.pptx918.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК(-ЩИК)»

Цели: познакомить с условиями выбора букв Ч и Щ в суффиксах –ЧИК(-ЩИК); дать представление о старых и современных профессиях; развивать навыки самостоятельной работы; прививать интерес к русскому языку.

Ход урока

I Оргмомент

- Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

II Проверка домашнего задания

Упр. 289 – проверка по цепочке.

- В каких случаях не является приставкой, частью корня и отрицательной частицей?

III Самоопределение к деятельности

Сегодня мы поговорим о разных профессиях.

- Какие профессии вам известны?

- Кем работают ваши родители?

- Кем бы вы хотели стать?

- Какие профессии, по-вашему, сегодня самые популярные, нужные?

Наверное, одна из самых современных и перспективных профессий на сегодняшний день – компьютерщик. Точнее, это целый круг профессий, связанных с компьютером. Компьютерщик – тот, кто хорошо разбирается в компьютерах, в тонкостях работы с ними.

- Между прочим, у компьютерщиков есть свой праздник.

14 февраля 1946 года начал работать первый электронный компьютер (Слайд 1: ENIAC – Electronic Numerical Integrator and Computer).

- А слышали ли вы о профессии фонарщика?

Если вы уже читали сказку-притчу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», то вспомните встречу героя с фонарщиком (Слайд 2).

Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: «Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе всё-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».

Этой романтической, красивой профессии сейчас уже нет. А ведь когда-то она была очень востребованной. Первые фонарщики появились у нас в стране около 300 лет назад (Слайд 3).

4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами, по указанию Петра I в Петербурге на фасадах улиц, выходивших к Петропавловской крепости, были вывешены уличные фонари. Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на праздники всё чаще и чаще. В 1720 году Пётр приказал ввести в столице постоянное уличное освещение. Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты, расквартированные в столице. Вначале фонари были только масляные, но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые. В 1873 году на Одесской улице в Петербурге впервые в мире зажёгся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным (Слайд 4). Именно на этом месте в 1998 году был открыт музей фонарей под открытым небом и установлен памятник фонарщику.

Нет сейчас фонарщиков и извозчиков, погонщиков и старьёвщиков, но есть газетчики и сварщики, лётчики и компьютерщики (Слайд 5).

- Прочитайте названия профессий ещё раз. Чем похожи все эти слова?

- А как вы думаете, от чего зависит выбор буквы Ч или Щ?

Тема нашего сегодняшнего урока: «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК(-ЩИК)» (Слайд 6). Запись числа и темы.

IV Работа по теме урока

- Материал для наблюдений дан на слайде 7. Давайте попробуем сформулировать правило, глядя на этот слайд.

- А теперь сравним полученное правило с правилом, данным в учебнике -  чтение правила (стр. 153).

V Закрепление изученного

Упр. 292 – комментированное письмо.

VI Подведение итогов

- От чего зависит выбор букв Ч и Щ в суффиксах –ЧИК(- ЩИК) имён существительных?

Комментированное выставление оценок

Домашнее задание. Выполнить карточку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первый электронный ламповый компьютер ENIAC создали в США 14 февраля 1946 года Эккерт и Моучли

Слайд 3

Первые фонарщики появились 300 лет назад

Слайд 4

Александр Николаевич Лодыгин

Слайд 5

фонарщики извозчики погонщики старьёвщики газетчики сварщики лётчики

Слайд 6

Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –ЧИК (-ЩИК)

Слайд 7

после Т Д З С Ж -ЧИК После других букв ЩИК Каменщик Сварщик Кладовщик Лётчик Объездчик Грузчик Переписчик Перебежчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание гласных в суффиксах существительных" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».Цель урока:  познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действ...

Конспект урока по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». 6 класс

Данный ресурс  предназначен для  использования на уроках  русского языка в 6-ом классе. Это урок  изучения новых знаний, в ходе урока идёт  объяснение...

Конспект урока: "Правописание суффиксов существительных -ЧИК- (-ЩИК-)"

Конспект урока по русскому языку для 6 класса...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-"

Конспект урока разработан с применением ИКТ, тип урока: урок ознаокмления с новым материалом....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Повторение. Правописание Н/НН в суффиксах существительных и прилагательных"

Конспект отктытого урока в 6 классе (русский язык). УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Издательство "Просвещение". Гогд издательства - 2012....

Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК"

Урок овладения новым знанием. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, формулирование темы и цели урока, мотивация учебной д...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...