урок русского языка в 8 классе по теме " Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Галкович  Оксана Вячеславовна

урок обобщения знаний по видам односоставных предложений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshchayushchiy_odnosost._predlozheniya.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Цели урока:

- Закрепить и систематизировать знания о видах односоставных предложений 
-Развивать умение различать односоставные и двусоставные предложения, определять их тип, пользоваться ими как синтаксическими синонимами; использовать односоставные предложения в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные; подготовка к ОГЭ;
-Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость. 
- Воспитывать любовь к русскому языку.

Форма проведения урока: урок-практикум.
 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Девиз урока. (Слайд №1)

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться».

(Пословица)

- Как вы понимаете данное высказывание?

-Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом. Начинаем работать.

2. Целеполагание.

Слайд 2.

- Ребята, мы завершаем изучение темы об односоставных предложениях, а сегодня попробуем соотнести теоретический материал с практикой.

- Скажите, пожалуйста, а для чего нам необходимо знать структуру предложения, определять виды односоставных предложений, видеть их в составе сложного)? (Односоставные предложения помогут Вам в дальнейшей жизни при написании официальных бумаг, правильно и красиво выражать свои мысли).

Слайд 3.

3.Проверка домашнего задания: дома вы подготовили друг другу «тонкие вопросы» по теме «Односоставные предложения». Задайте их друг другу:

Определенно-личные предложения ─ это односоставные предложения?

(Да)

2. Определенно-личные предложения с одним главным членом сказуемым?

(Да)

3. Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее?

(Да)

4. Могут ли быть в неопределенно-личном предложении подлежащими

местоимения 1,2 лица?

(Нет)

5. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?

(Нет)

6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?

(Нет)

7. Может ли назывное предложение быть распространенным?

(Да)

 Слайд 4.

4. Синтаксическая минутка. В одну минуту дорогу занесло, и окрестность исчезла во мгле.  ( найдите грамматическую основу и составьте схему предложения)

|БЕЗЛ.|, и |ДВУСОСТ|.

- Где нам пригодятся эти умения? (На ОГЭ, задания 8 и 11).

 Слайд 5.

задание из ОГЭ(устно):

Слайд 6.

5. Восстановите кластер. (на доске и учащихся на парте, работа в парах)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/4999_c.png


 

Слайд 7.

7. Игра «Путаница».

-Я знаю, что вы всё ещё любите играть. Предлагаю вам поиграть в игру «Путаница» Перед вами таблички с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места (Работа в парах). Проверка.


 

Вид предложения

Признаки

        Пример

Безличное

Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица; я, мы, ты, вы)

        Весна!

Определённо-личное

Главный член - подлежащее

        Тебе звонили

Неопределённо-личное

Главный член-сказуемое (безличный глагол)

         Светает

Назывное

Главный член – сказуемое

(глагол в форме 3 лица мн.числа; они)

       Встаю каждый день рано.

 Слайд 8.

  1. Игра на внимание.

Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено:

  • словом нет;
  • глаголом в форме множественного числа прошедшего времени;
  • кратким страдательным причастием в среднем роде;
  • глаголом 1 лица будущего времени;
  • неопределенной формой глагола;
  • наречием;
  • глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени;
  • безличным глаголом 3 лица будущего времени;
  • личным глаголом в безличном значении;
  • глаголом в повелительном наклонении;
  • словом не было;
  • глаголом в форме 2 лица настоящего времени;
  • сочетанием вспомогательного глагола и неопределенной формы глагола;
  • если в предложении только подлежащее.

Слайд 9.

8. Закончить пословицу: Сейчас вам необходимо проявить эрудицию и показать знание русских пословиц. Я начинаю, вы заканчиваете:

1.Сам погибай…

Сделал дело…

Любишь кататься….

Что посеешь…

За двумя зайцами погонишься…

Не имей сто рублей…

Односоставные предложения какого вида у вас получились? (Обобщенно-личные).

Слайд 10.

.Работа с текстом и его редактирование
Наступила зима. Мороз сковал льдом реки и озера. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы берем лыжи и санки и спешим в лес, на ледяные горки. Мы идем и не можем надышаться свежим морозным воздухом. 
Задания: 
1) прочитайте текст; 
2) охарактеризуйте предложения по наличию главных членов, назовите грамматические основы; 
3) объясните орфограммы; 
4) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные; 
5) запишите полученный текст; 
Проверка работы. 
-Как изменился текст? 
-Какому стилю речи свойственны односоставные предложения? 
Примерный текст : Зима. Мороз. Пушистый снег вокруг. Нас так и тянет на улицу. Берем лыжи и санки и спешим в лес, на ледяные горки. Не могу надышаться свежим морозным воздухом. 
(Учащиеся делают вывод: использование коротких простых предложений- это особенность разговорной речи, такие предложения делают речь экономнее без ущерба для смысла, выразительнее.) 

Работа по карточкам (4 человека) остальные выполняют тест.

Карточка 1.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)_________

2) Изба лесничего. Медвежье царство. _____________

3) Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)____________

4)Забыли о свете вечерних окон…(О.Берггольц) __________

Карточка 2.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)__________

2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)____________

3) Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)________

4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________

Карточка 3.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________

2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова). __________

3) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А.Яшин).__________

4) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________

 Карточка 4

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин). __________

2) У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун) ___________________

3) Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин)___________

4) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер)_________

 Слайд 11 Тест.

Задание: соотнести предложения по типу и вписать соответствующие номера в таблицу:

Вид предложения

Ответ

Двусоставное предложение

 

Определённо–личное предложение

 

Неопределённо-личное предложение

 

Безличное предложение

 

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса повеяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В избе жарко натопили.

10) В воздухе пахнет сосновой смолой

11) Цыплят по осени считают

-Что мы повторили, выполняя данное задание?

 Слайд  12

Цифровой  диктант. Определить тип односоставных предложений .

Условные обозначения:

1- определённо-личное

2 – Неопределённо-личное

3 - обобщённо-личное

4 – безличное

5 - назывное

1) Вечер.

2) Легко и вольно дышится на Родине

3) В осенней природе было уныло и грустно

4) Приветствую тебя, пустынный уголок!

5) Преодолели еще один горный перевал.

6) Такой красоты не найдете нигде.

Слайд 13

Взаимопроверка (на мультимедиа)

54412

Слайд 14

 Итог урока

Что повторили сегодня?

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какой этап урока показался самым интересным?

Что было трудно?

Слайд 15

15. Домашнее задание

Подготовиться к контрольному диктанту. Упр..

Слайд 16. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Тестовая работа по русскому языку 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Тестовая работа по русскому языку 8 класс по теме "Односоставные предложения"...

Урок русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения", содержит словарную работу, работу над отрывком текста Ю. Яковлева "Мама", синтаксическую зарядку и редактирование текста...