Урок русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения", содержит словарную работу, работу над отрывком текста Ю. Яковлева "Мама", синтаксическую зарядку и редактирование текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения" | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд
Урок-закрепление по русскому языку для обучающихся в 8-х классах на тему: "Односоставные предложения"
СЛАЙД
Цель урока: определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме “Односоставные предложения”.
СЛАЙД
Задачи:
- повторить материал по теме, помочь учащимся увидеть своеобразие односоставных предложений;
- формировать умение строить устное высказывание в форме выступления;
- развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращения к образцовым текстам художников слова.
Методы:
- постановка проблемного вопроса;
- организация обсуждения материала;
- беседа.
Подготовительная работа: творческое домашнее задание (выписать из повести « Ася » 4 односоставных предложения разных видов).
Оформление:
- толковый словарь;
- написание словарных слов: дискуссия, дебаты, прения;
- тестовые задания
- схема “ Односоставные предложения”.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Приветствие и сообщение цели урока.
3.Словарная работа.
4.Введение в учебную ситуацию.
5.Обобщающее повторение и анализ предложений.
ХОД УРОКА
1. - Добрый день!
Сегодня на уроке мы постараемся повторить типы односоставных предложений, оценить, какова же роль каждого вида односоставного предложения и рассмотреть сферу его употребления.
- Откройте тетради, запишите число (24 января), классная работа, и тему урока:
Односоставные предложения.
СЛАЙД
2. Словарная работа.
- Я предлагаю вам познакомиться с новыми словарными словами: (показ на доске)
ДИСКУССИЯ (лат.) - свободное обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе.
ДЕБАТЫ (франц.)- обмен мнениями по каким - либо вопросам.
ПРЕНИЯ - это слово исконно- русское, образовалось от слова “ПЬРЕТЬ” и обозначало “ ссориться”. Данное слово в русском языке развивал Карамзин.
- Каково же современное значение слова ПРЕНИЯ?
- Запишите слова в тетрадь. (Один ученик в это время работает с Толковым словарём).- Что говорит нам Толковый словарь по данному слову?
ПРЕНИЯ – обсуждение, спор по каким-нибудь вопросам.
- Ребята, данные слова являются синонимами.
- Я предлагаю провести обсуждение по односоставным предложениям.
- Какие предложения называются односоставными?
- Из домашнего задания приведите примеры односоставных предложений. ( Повесть И.С.Тургенева «Ася»)
3. Введение в учебную ситуацию.
- Желаю удачи!
- Кстати, каким односоставным предложением является моё предложение?
(Определённо-личное.)
СЛАЙД
4. Обобщение, повторение и анализ предложений.
- Давайте вспомним признаки определённо - личных предложений.
( ученик проговаривает признаки определённо- личных предложений.)
ТЕОРЕТИК:(Определённо - личные предложения- односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 1 и 2 лица, ед. - мн. числа; наст. - буд. время; изъявит. - повелит.наклонение. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определённо указывают на лицо и число. Определённо- личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредотачивается на действии. Предложения используются в различных стилях речи, дают возможность избежать повторения личных местоимений.)
- Так где же могут использоваться определённо - личные предложения?
(В различных стилях речи.)
- Послушайте отрывок из рассказа “ Мама” известного детского писателя Ю.Яковлева. Определите стиль речи. (Художественный)
СЛАЙД
Закрой глаза, прислушайся. И услышишь мамин голос. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
(запишем этот текст и выделим грамматическую основу каждого предложения)
- Что можно выразить при помощи определённо-личных предложений?
(Чувства, пожелания, совет, а также сообщить о личном, поделиться сокровенным).
- Ребята, а каков характер предложений, которые я вам приведу для примера?
СЛАЙД
Как потопаешь, так и полопаешь
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
(Обобщённо- личные предложения).
- Как выполняется действие? (Действие производится всеми, любым лицом).
- Поэтому обобщённо- личные предложения используются в пословицах, которые поучительны для всех.
СЛАЙД
- Какие предложения называются назывными?
ТЕОРЕТИК: Назывные предложения - односоставные предложения, которые имеют один главный член - подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.
Что общего и различного между назывными и другими односоставными предложениями?
(Имеют один из главных членов, но обязательно в наличие подлежащее, выраженное существительным.)
- А почему их такое синтаксическое имя - назывные
(Называют предмет.)
- Когда используются назывные предложения? (Для конкретизации предмета в описательном тексте.)
- Назывные предложения помогают нарисовать словесную картину, в литературе используются в художественном стиле.
СЛАЙД (Пушк., Лерм., Турген.)
- Вы на уроках литературы вы познакомились повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка», с поэмой М.Ю.Лермонтова «Мцыри», с повестью И. С. Тургенева “ Ася”. Эта повесть о чем? (о любви)
- Как удаётся автору, с помощью каких предложений, выразительно, лаконично, точно указать на место действия, состояния души героев? (с помощью назывных предложений).
- Какими односоставными предложениями называются произведения? (Назывными)
- Ребята, а может это просто слова? (Нет, это предложения, потому что имеют законченную мысль).
- Этим отличаются слова от предложений.
- Ребята, а вы когда из Брянска возвращаетесь домой, какие строки приходят на память?
…Вот моя деревня. Вот мой дом родной.
И вновь мы говорим о назывных предложениях.
СЛАЙД
- Ребята, в литературе есть поэма Н. Некрасова, которая названа
“ Кому на Руси жить хорошо”.
Скажите, каким является это предложение по типу односоставных? (БЕЗЛИЧНЫМ).
- Почему? Запишем предложение, определим признаки безличных предложений.
Кому на Руси жить хорошо.
СЛАЙД
Вывод ТЕОРЕТИКА: У безличных предложений подлежащего нет и быть не может, действие передаёт состояние человека и природы.
- Запишем ещё одно предложение:
Нет плохой земли, есть плохие пахари .
- В этом предложении (в 1-ой части сложного) подсказывающее сказуемое нет, что является признаком безличного предложения.
- Помним, что односоставные предложения могут входить в состав сложных.
СЛАЙД
5. Сравнение личных и безличных предложений.
1. Чуть тянет морозный утренний ветерок.
Морозно по утру в степи.
2. Эту вещь стоит купить.
Эта вещь стоит недорого.
3. Днём таяло на солнце.
Печенье так и таяло во рту.
4. В темноте что-то серело.
За окном уже чуть- чуть серело.
5. Пахнет прибитой дождём пылью.
Мох пахнет грибной сыростью.
- Ребята, а о каких предложениях мы ещё не сказали? (Неопределённо-личные.)
СЛАЙД
- И вновь Тургенев. Он был почитателем русского язык, использовал односоставных предложений. В чём мы сможем не раз убедиться, заглядывая в повесть “ Ася”.
- Я прочитаю предложение, которое мы запишем:
В городе Л. играли вальс.
- Что передаёт неопределённо- личное предложение? (действие)
ТЕОРЕТИК: Неопределённо - личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица, множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо.
СЛАЙД
6. Редактирование текста ( текст на доске)
Наступила з…ма. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы б…рем лыжи и санки и сп…шим в лес, на л…дяные горки. Мы идем и не можем надышаться свежим морозным воздухом.
(Зима. Снежно. Нас так и манит на улицу. Берем лыжи и санки и спешим в лес, на ледяные горки. Здесь не можем надышаться свежим морозным воздухом).
7. Наши прения подходят к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны. (Вновь возвращаемся к словарным словам.)
- Давайте попробуем подвести итоги.
- Что общего и различного в односоставных предложениях?
СЛАЙД
СЛАЙД
7. Синтаксическая зарядка. (на доске)
Открываем календарь. (опр.-личное)
Начинается январь. (двусост.)
Январь. Начало года. (назывн.)
Январь - начало года. (двусост.)
Зима. Мороз и солнце. (назывн.)
СЛАЙД
Д.З - А домашнее задание будет такое: опишите любую ситуацию, используя односоставные предложения.
8.Тест. (Резерв урока).
Наш урок подошёл к концу. Необходимо подвести итоги.
- Что нового мы узнали на уроке? Что повторили в течение урока? (Ответы ребят).
Учитель выставляет оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс
Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить знания учащихс...
Методическая разработка урока русского языка "Роль местоимений в предложении" 5 класс (образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока русского языка...
Урок русского языка "Основные виды сложных предложений" (9 класс)
Урок разработан для обучающихся 9-х классов с применением электронных образовательных ресурсов....
Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения" ФГОС...
Урок русского языка по теме "Восклицательные предложения" 5 класс.
Разработка урока, презентация, карточки к уроку, жетон, дополнительный материал к уроку "Восклицательные предложения". Русский язык. 5 класс....
Урок русского языка по теме "Сложносочиненное предложение. Защита проекта". 9 класс
Урок построен с применением метода проекта. Данный проект расширяет знания учеников о сложносочиненном предложении, совершенствует навыки постановки знаков препинания в ССП, готовит к тест...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....