Урок-презентация по русскому языку в 7 классе на тему"Действительные и страдательные причастия"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и содержит разные виды и формы работ по ознакомлению учащихся с разрядами причастий по значению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastiya_deystvitelnye_i_stradatelnye.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Своя игра по теме «Причастие» 1 2 3 4 5 6 2
Что называется причастием? Это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? 3
Назовите признаки прилагательного у причастия. Согласуется с существительным, т.е. изменяется по падежам, числам, а в единственном числе по родам. Имеет полную и краткую форму. В предложении является определением или сказуемым. 4
Назовите признаки глагола у причастия. 1. Вид(совершенный и несовершенный). 2. Время( настоящее и прошедшее). Возвратность (возвратное, невозвратное). Переходность(переходное и непереходное) 5
Как отличить причастие от прилагательного? Прилагательное образовано от существительного, причастие образовано от глагола 6
Что называется причастным оборотом? Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. 7
Что называется обособленным определением? Причастный оборот, который стоит после определяемого слова и на письме выделяется запятыми, называется обособленным определением. 8
Тест «Причастный оборот» 9
Прочитайте ключевые слова темы: Определяем тему урока разряды причастий действительные причастия страдательные причастия Сформулируйте тему и задачи урока. Что такое действительные и страдательные причастия? В чём их различие? Где они употребляются?
Открываем новые знания Поработайте в парах. Сравните значения причастий в 1-м и 2-м столбике. открывающий книгу мальчик решающий задачу ученик умывающийся малыш открытая мальчиком книга решённая учеником задача умываемый мамой малыш
Открываем новые знания Назовите причастия, обозначающие признак того, кто действует сам. открывающий книгу мальчик решающий задачу ученик умывающийся малыш открытая мальчиком книга решённая учеником задача умываемый мамой малыш Назовите причастия, обозначающие признак по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом. открывающий книгу мальчик решающий задачу ученик умывающийся малыш открытая мальчиком книга решённая учеником задача умываемый мамой малыш
Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными? Отнесите названия к соответствующему столбику. действительные страдательные открывающий книгу мальчик решающий задачу ученик умывающийся малыш открытая мальчиком книга решённая учеником задача умываемый мамой малыш Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия. Сравните свой вывод с информацией в учебнике.
Как отличить действительные причастия от страдательных? 14
Как различить действительные и страдательные причастия? 1. Определим смысловое значение причастия: Предмет действует сам на предмет действуют другие 2. Переведем причастие в глагол: Кто? Что это делает ? Сам, само, сами выросшие цветы-цветы выросли сами Кем? Что с ним сделали? выращенные цветы- кто вырастил цветы. Кем они выращены 2. Выделим суффикс причастия: Ущ , ющ , ащ , ящ ( наст.в ) им, ом , ем Вш , ш ( прош.вр ) НН , енн , т . действительные причастия Страдательные причастия 15
Дополните текст ключевыми словами, подчёркивающими различие между действительными и страдательными причастиями. Действительные причастия обозначают признак по действию, которое совершает ____________. Страдательные причастия обозначают признак по действию, которое испытывает на себе предмет __________________________. Действительные причастия обозначают признак по действию, которое совершает сам предмет Страдательные причастия обозначают признак по действию, которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета
Введите ключевые слова в схему-опору. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ РАЗРЯДЫ ПРИЧАСТИЙ Д С САМ КЕМ-ТО/ ЧЕМ-ТО
Вспомните, как определяется время причастий. Запомните суффиксы действительных и страдательных причастий! действительные страдательные ущ- (-ющ-) -ащ- (-ящ-) -вш- (-ш-) -ем- (-ом-), -им- -енн- (-нн-) -т- настоящего времени прошедшего времени
Укажите разряд и время причастий (используйте слова-подсказки) расцветающий распускающийся поющий пригреваемый окружённый затянувший одеваемый сшитый берёгший изученный Д ., наст.вр. Д ., наст.вр. Д ., наст.вр. С ., наст.вр. С ., наст.вр. С ., прош.вр. С ., прош.вр. С ., прош.вр. Д ., прош.вр. Д ., прош.вр. расцветающий (сам) распускающийся (сам) поющий (сам) пригреваемый (чем-то) окружённый (чем-то) затянувший (сам) одеваемый (кем-то) сшитый (кем-то) берёгший (сам) изученный (кем-то)
Исправьте ошибку. Объясните смысловое различие причастий уважающий и уважаемый, любимый и любящий . Какое из данных причастий обозначает признак, который создается собственным действием , а какие - действием кого-то другого? Дорогая мама! Поздравляю тебя с Днем матери! Уважаемый и любимый сын Ваня. 20
Тест 1. Найдите словосочетание со страдательным причастием. 1) На пестреющем лугу; 2) О движущемся предмете; 3) Опавшие с тополя; 4) Отнятая игрушка; 5) Разлившаяся по небу. 2. Найдите словосочетание с действительным причастием. 1) Написанная учеником; 2) Распиленная плотником; 3) Ведущая в парк; 4) Посаженные весной; 5) Опрокинутый котенком. 3. Найдите словосочетания с действительными причастиями . 1) Проверенная учителем; 2) Плескавшиеся волны; 3) Построенный дом; 4) Покрашенные краской; 5) Летящим самолетом. 4. Найдите словосочетания со страдательными причастиями. 1) Сидящая девочка; 2) Засыпанные аллеи; 3) У потревоженных птиц; 4) Рассказывающие о путешествии; 5) Борющийся за свободу. 21
Проверь себя! 1 – 4 2 – 3 3 – 2,5 4 – 2,3 22
Рефлексия Найдите «лишнее» слово. Укажите 2 возможных решения. Объясните, почему слово может быть «лишним». решающий, решаемый, решённый Проверьте себя действительное причастие Прошедшее время решающий , решаемый, решённый решающий, решаемый, решённый
Итоги урока Что нового вы узнали на уроке? Каких успехов вы достигли на уроке? С какими заданиями было справиться легко? Что в не смогли понять? Что необходимо повторить дома? Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации? Как полученные знания можно применить в жизни? 24
Домашнее задание П.14, упражнение 146 – 1 вариант. Упражнение 148 – 2 вариант. 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"
В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где наглядно представ...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"
Урок общей методолической направленности составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Задания разноуровневого характера будут интересны обучающимся и помогут им сформировать умения и навыки по ...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"
Урок предназначен для учащихся 7 класса....
Урок русского языка в 7 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"
Урок предназначен для учащихся 7 класса....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме " Действительные и страдательные причастия"
Презнтация к уроку прилагаеттся к конспекту урока...
Распределительный диктант для 7 класса по теме: "Действительные и страдательные причастия"
Данный обучающий диктант позволит ученикам актуализировать знания о причастии как самостоятельной части речи и о видах его залога. Распределительный диктант способствует развитию абстрактного мышления...
Технологическая карта урока в 7 классе по теме "ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ"
Тип урока – урок усвоения новых знаний.Цели: познакомить учащихся с действительными и страдательными причастиями; учить отличать эти причастия друг от друга; учить конструировать тексты, использ...