Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

 Алевтина Ивановна Чичкакова

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представлены основные этапы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar314.96 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме

«Действительные и страдательные причастия»

Цели:

А) образовательная: знакомство с новым материалом;

Б) развивающая: формирование  навыка правильного написания суффиксов действительных и страдательных причастий;

В) воспитательная: воспитание любви и интереса к родному языку.

Задачи:

- научить соотносить суффиксы страдательных и действительных причастий с образованием от глаголов определенного спряжения и вида;

- научить различать страдательные и действительные причастия;

- способствовать формированию умений выделять главную мысль, делать выводы;

- развивать элементы воображения в процессе написания связного текста после прослушивания «Старинной французской песенки» П.И. Чайковского;

- развивать эстетические представления и художественный вкус у учащихся на примере произведения великого классика музыки П.И. Чайковского;

- на примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого воспитывать уважение к труду и нравственным ценностям.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-экскурсия.

Методы: слово учителя, беседа, элементы игры.

Технология: элементы игровой технологии, технология дифференцированного обучения

Оборудование: учебники, тетради, презентация (Power Point), П. Чайковский «Старинная французская песенка»(MP-3), листы самооценки.

Ход урока:

  1. Организационный  момент.
  2. Вступительное слово учителя:

  «Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л. Н Толстого: «Ничто не облагораживает человека больше       труда.  Без труда не может человек соблюсти  свое человеческое достоинство» . И именно сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться!

  Вы уже знаете такого писателя как Л. Н. Толстой, и на примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого  мы  попытаемся воспитывать уважение к труду и нравственным ценностям» (слайд2-3)

  1. Актуализация ЗУН:

«Сегодня мы продолжим изучение одной из самых интересных тем в курсе русского языка: «Причастие». Наш урок предусматривает виртуальную экскурсию. Куда и к кому в гости вы сейчас отправитесь, узнаете, выполнив определенное задание. Сегодня в наш класс пришла телеграмма»

Телеграмма

«Ребятам 6-го  класса от бригадира грузчиков Недоглядкина.

При транспортировке экскурсионного автобуса под названием «Причастие» грузчиками Лентяйкиным и Растяпкиным было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть свою вину, они быстро собрали содержимое. Но по причине неграмотности это было сделано быстро и неверно. Попробуйте восстановить справедливость, и вы узнаете, какую и куда виртуальную экскурсию мы с вами совершим»

И вот первое задание: В свой замечательный автобус они собрали кое-что лишнее. Давайте поможем им в этом(слайд 4)

Задание 1

«Убрать лишнее» - Ответ: ГОРЯЧЕЕ МОЛОКО (слайд 5)

Вопросы по выполнению задания №1:

 «Как вам это удалось?  Назовите все суффиксы причастий, по каким признакам мы можем найти причастия? Почему  причастие – особая форма глагола?  Делаем вывод: Что такое причастие?»

Задание 2.

«Грузчиками Лентяйкиным и Растяпкиным было допущено опрокидывание автобуса.  Но по причине неграмотности это было сделано быстро и неверно, давайте поможем и  в этом» (слайд 6-7)

Вопросы: Что это за выделенные части в предложениях?

Делаем вывод: «Что такое причастный оборот? (слайд 8) Давайте вспомним постановку знаков препинания при причастном обороте» (слайд 9-10)

  1. Изучение нового материала:

«Продолжаем виртуальное путешествие дальше!»

А)метод наблюдения. В чём разница?  

Сделали вывод! «слайд 11»

Б)Запись в словари (слайд 12-13)

В) « Наши герои , Лентяйкин и Растяпкин, никак не могут разобраться! Давайте им поможем» (слайд 14)

Делаем вывод (слайд 15-16)

  1. Закрепление нового материала:

А) Давайте поможем нашим героям справиться со следующим заданием. Это предложения о Л.Н Толстом (слайд 17).

             Подводим итоги.

« В каком словосочетании причастие обозначает признак того предмета, который действует сам?» (Это словосочетания с действительными причастиями.)

«А в каком – признак того предмета,  который испытывает на себе действие?» (Это словосочетания со страдательными причастиями.)

(Обращаем внимание на место причастия по отношению к определяемому слову.)

Б) Музыкальная минутка: (слайд 18)

Слово учителя: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец», - говорил старший сын писателя Сергей Львович, сам талантливый музыкант и композитор. Сейчас мы прослушаем одно из любимых произведений детей Толстого, которое не раз исполнял в детстве маленький Сережа»

П.И. Чайковский. «Старинная французская песенка» (1,5 минуты).

«Что вы почувствовали, прослушав это произведение? Какие образы возникли у вас? Давайте для начала попробуем записать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, которые можно употребить при создании музыкальной картинки. (Могут быть представлены причастия: созданный, нарисовавший, изображенные, звучащая, притягивающая, интригующая и т.д.) Составьте 4-5 предложений связного текста, употребив действительные и страдательные причастия прошедшего и настоящего времени. Выделите суффиксы»

(Зачитываются 2-3 работы)

Слово учителя: 

«Каждый из вас услышал в музыке Чайковского что-то свое. И каждый из вас прав. Ведь музыка – искусство, которое обращается к самым потаенным уголкам человеческой души, к его и только его воспоминаниям»

  1. Подведение итогов.

Составление синквейна: «Причастие» (слайд 19)

На данном этапе урока учащиеся работают с листами самооценки!        

  1. Домашнее задание:

Написать письмо  «О чем бы я хотел(а) поговорить с Толстым». Употребить в тексте действительные и страдательные причастия. +параграф 36 ( слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Разработка урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в причастиях и отглагольных прилагательных»

Цель урока:Закрепить навыки правописания по теме « Н и НН в суффиксах разных частей речи» ;уметь различать прилагательные, образованные от имен существительных( отыменные прилагательные) и образованны...

Презентация русский язык 7 класс "Краткие и полные страдательные причастия".

Презентация для 7 класса для дистанционного обучения....