Открытый урок по теме: Приемы работы с текстом. Шесть шляп мышления.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Цель урока:
формировать навыки различных способов мышления при анализе текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_raboty_s_tekstom_fedotova_o.v.doc | 53 КБ |
karta_refleksii_i_samootsenki_uchenika_na_uroke.doc | 82.5 КБ |
karta.doc | 30 КБ |
priem.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Приемы работы с текстом».
ФИО педагога: Федотова Ольга Васильевна
Цель урока:
формировать навыки различных способов мышления при анализе текста.
Задачи урока:
Образовательные:
расширить представления учащихся о приемах работы с текстом.
формировать навыки работы с текстом.
Развивающие:
формировать навыки критического мышления как творческого, аналитического, последовательного и структурированного мышления.
учиться рассматривать идею текста с различных позиций;
развивать коммуникативные навыки работы в группах.
Воспитательные:
Понимать неразрывную связь человека с животными;
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки,
соблюдать нормы речевого этикета в общении.
Планируемые результаты
Предметные:
- с помощью приемов «шесть шляп мышления», чтение и письмо, синквейн и диаманта обеспечить понимание учащимися смысла текста, его темы и идеи;
- развивать способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметные:
- ученик применяет на практике различные способы работы с необходимой информацией;
- сопоставляет и сравнивает речевые высказывания с точки зрения их содержания;
- создает устные и письменные тексты разных жанров с учетом замысла;
- умеет выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, высказываниями;
- участвует в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
Личностные:
- ученик задумается о гуманном отношении к окружающим;
- свободно выражает мысли и чувства в процессе речевого общения;
- определяет, что помогало и что мешало успешной деятельности.
Необходимое техническое оборудование: раздаточный материал.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся (задачи, инструкции) | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Вызов | 1. На перемене звучат новогодние музыкальные композиции. 2. Рассказываю притчу о шляпнике. 3. Прошу выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. 4. Оформление тетрадей. 5. Организация работы в группе. (выбор капитана, вытягивание карточки) 10 минут | 1. Слушают музыку. 2. Слушают притчу. 3. Выдвигают предположения о теме урока. (Продолжим развивать умения работы с текстом при помощи разных приемов.) 4. Соотносят цвет карточки с цветом шляпы мышления. Принимают для себя определенный тип мышления. | Взаимодействуют с учителем во время беседы. | Выдвинут цель урока. Примут определенный тип мышления. | Выдвигать предположения и обосновывать их. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. |
Осмысление | 1. Читаю текст. 2. Предлагаю написать мини-сочинение, исходя из своего типа мышления. 10 минут 3. Организую обсуждение в группах. 4. Регулирую работу групп. 5 минут 5. Предлагаю всем узнать, каковы результаты работы в других группах и отнестись критически к их высказываниям. Аргументировать свое мнение примерами. 10 минут. | Индивидуальная работа. Слушают, соотнося текст с типом мышления. Работа в группах. 1.Создают мини-сочинение, высказав позицию «своей шляпы». 2.Читают и обсуждают в группе свои сочинения, «удерживая шляпу». 3. Выслушивают ответы других групп, высказывают свое мнение. | Прослушать текст и написать мини-сочинение, исходя из своего типа мышления. Прочитать в группе свою работу, обсудить в коллективе насколько верно понята позиция «шляпы». | В тетрадях у всех учащихся написано мини-сочинение, которое он обсудил в группе. Выслушают позиции всех шляп, скорректируют свою позицию. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. |
Рефлексия | 1. Предлагаю мысленно снять с себя свою шляпу, одеть зеленую (творческую) и создать поэтический текст. (можно синквейн, диамату) 2. Презентовать свою работу. 3. Организую обсуждение творческих работ. 5 минут 4. Обращение к теме урока. 5. Дифференцированное домашнее задание: создать свою творческую работу: рисунок, стихотворение, публицистический текст, синквейн, диаманту. 6. Самооценка работы на уроке. Сдают тетради. Оценка после проверки работ. 5 минут. |
|
| В тетрадях поэтический текст. |
|
Предварительный просмотр:
Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке.
Фамилия имя_____________________________ | Отметьте «+» или «-» |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке.
Фамилия имя_____________________________ | Отметьте «+» или «-» |
1.Своей работой на уроке в целом я доволен | |
2.Своей работой в группе я доволен | |
3.Для меня не было подходящего задания | |
4.Урок для меня показался коротким | |
5.За урок я устал | |
6.Мое настроение улучшилось | |
7.Материал урока мне был интересен | |
8.Материал урока мне был полезен | |
9.Сегодня на уроке мне было комфортно |
Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке.
Фамилия имя_____________________________ | Отметьте «+» или «-» |
1.Своей работой на уроке в целом я доволен | |
2.Своей работой в группе я доволен | |
3.Для меня не было подходящего задания | |
4.Урок для меня показался коротким | |
5.За урок я устал | |
6.Мое настроение улучшилось | |
7.Материал урока мне был интересен | |
8.Материал урока мне был полезен | |
9.Сегодня на уроке мне было комфортно |
Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке.
Фамилия имя_____________________________ | Отметьте «+» или «-» |
1.Своей работой на уроке в целом я доволен | |
2.Своей работой в группе я доволен | |
3.Для меня не было подходящего задания | |
4.Урок для меня показался коротким | |
5.За урок я устал | |
6.Мое настроение улучшилось | |
7.Материал урока мне был интересен | |
8.Материал урока мне был полезен | |
9.Сегодня на уроке мне было комфортно |
Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке.
Фамилия имя_____________________________ | Отметьте «+» или «-» |
1.Своей работой на уроке в целом я доволен | |
2.Своей работой в группе я доволен | |
3.Для меня не было подходящего задания | |
4.Урок для меня показался коротким | |
5.За урок я устал | |
6.Мое настроение улучшилось | |
7.Материал урока мне был интересен | |
8.Материал урока мне был полезен | |
9.Сегодня на уроке мне было комфортно |
Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке.
Фамилия имя_____________________________ | Отметьте «+» или «-» |
1.Своей работой на уроке в целом я доволен | |
2.Своей работой в группе я доволен | |
3.Для меня не было подходящего задания | |
4.Урок для меня показался коротким | |
5.За урок я устал | |
6.Мое настроение улучшилось | |
7.Материал урока мне был интересен | |
8.Материал урока мне был полезен | |
9.Сегодня на уроке мне было комфортно |
Предварительный просмотр:
Карта-памятка для учащихся по работе в группе
- Выбери вместе со всеми руководителя группы.
- Работай активно, серьезно относись к порученному заданию.
- Взаимодействуй в группе с любым партнером или партнерами, уважай других.
- Вежливо и доброжелательно общайся с партнерами.
- Не прерывай других, не говори одновременно с другими.
- Выслушай мнение других, старайся понять другого человека.
- Почувствуй ответственность не только за собственные успехи, но и за успехи своей группы, всего класса.
Карта-памятка для учащихся по работе в группе
- Выбери вместе со всеми руководителя группы.
- Работай активно, серьезно относись к порученному заданию.
- Взаимодействуй в группе с любым партнером или партнерами, уважай других.
- Вежливо и доброжелательно общайся с партнерами.
- Не прерывай других, не говори одновременно с другими.
- Выслушай мнение других, старайся понять другого человека.
- Почувствуй ответственность не только за собственные успехи, но и за успехи своей группы, всего класса.
Карта-памятка для учащихся по работе в группе
- Выбери вместе со всеми руководителя группы.
- Работай активно, серьезно относись к порученному заданию.
- Взаимодействуй в группе с любым партнером или партнерами, уважай других.
- Вежливо и доброжелательно общайся с партнерами.
- Не прерывай других, не говори одновременно с другими.
- Выслушай мнение других, старайся понять другого человека.
- Почувствуй ответственность не только за собственные успехи, но и за успехи своей группы, всего класса.
Карта-памятка для учащихся по работе в группе
- Выбери вместе со всеми руководителя группы.
- Работай активно, серьезно относись к порученному заданию.
- Взаимодействуй в группе с любым партнером или партнерами, уважай других.
- Вежливо и доброжелательно общайся с партнерами.
- Не прерывай других, не говори одновременно с другими.
- Выслушай мнение других, старайся понять другого человека.
- Почувствуй ответственность не только за собственные успехи, но и за успехи своей группы, всего класса.
Карта-памятка для учащихся по работе в группе
- Выбери вместе со всеми руководителя группы.
- Работай активно, серьезно относись к порученному заданию.
- Взаимодействуй в группе с любым партнером или партнерами, уважай других.
- Вежливо и доброжелательно общайся с партнерами.
- Не прерывай других, не говори одновременно с другими.
- Выслушай мнение других, старайся понять другого человека.
- Почувствуй ответственность не только за собственные успехи, но и за успехи своей группы, всего класса.
Предварительный просмотр:
Прием «Шесть шляп мышления»
Э. Де Боно разработал метод эффективного мышления «Шесть шляп».
Одевая по очереди каждую шляпу, человек формирует навыки различных способов мышления.
Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря Белой шляпе можно стать беспристрастным, освободившись от эмоций, которые, как известно "туманят разум".
Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы. Она позволяет оценить риски.
Желтая шляпа, напротив, помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть "плюсы" ситуации, явления, проблемы.
Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым, создаются условия для выявления эмоций, благодаря чему, они больше не будут "мешать" работе.
Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.
Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, пронимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной…
ШАРИК
Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил, с детства.
Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу.
Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу!
Не надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!..
А.И. Солженицын
Прием «Шесть шляп мышления»
Э. Де Боно разработал метод эффективного мышления «Шесть шляп».
Одевая по очереди каждую шляпу, человек формирует навыки различных способов мышления.
Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря Белой шляпе можно стать беспристрастным, освободившись от эмоций, которые, как известно "туманят разум".
Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы. Она позволяет оценить риски.
Желтая шляпа, напротив, помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть "плюсы" ситуации, явления, проблемы.
Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым, создаются условия для выявления эмоций, благодаря чему, они больше не будут "мешать" работе.
Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.
Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, пронимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной…
ШАРИК
Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил, с детства.
Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу.
Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу!
Не надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!..
А.И. Солженицын
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – «версия» Тема: «Виды работы с текстом»
Проверить лингвистическую (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую (практическое владение языковыми нормами) и коммуникативную (владение разными видами речевой...
Открытый урок по теме "Приемы устного счета"
Урок приема устного счета проводится в форме игры- соревнования, это интегрированный урок. Связь между математикой и искусством....
Открытый урок на тему: «Обобщение аналитических навыков и активизация творческого мышления на основе развивающих и познавательных заданий по предмету УП «Слушание музыки»
Цель урока: закрепление и обобщение изученного материала.Задачи урока:· образовательная- создание предпосылок для музыкального и личностного развития р...
Методическая разработка на тему: «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»
В данной работе представлено описание приемов и методов работы на уроках литературы, которые помогают освоить универсальные способы деятельности при работе с текстом художественного произведения...
Открытый урок по теме Механическая работа. Единицы работы.
Сформировать понятие механической работы как новой физической величины и выяснить её физический смысл;Ввести формулу для расчёта работы и единицу измерения её;Форми...
Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс
Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка. Приемы работы с текстом.
Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка. Приемы работы с текстом....