Методические приемы работы над сочинением- рассуждением при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации
опыты и эксперименты (9 класс) по теме

Данная разработка поможет при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galina_g.r._napisanie_sochineniya_rassuzhdeniya.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Галина Г.Р.

Методические приемы работы над сочинением- рассуждением при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

Одной из актуальных проблем при подготовке учащихся к ОГЭ является понимание текста. Эта проблема связана с написанием сочинения в рамках государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов. Многие из выпускников не могут писать сочинения на лингвистические темы, особенно такого общего характера. Важно найти выбор наиболее оптимальные формы, методы и приемы работы при подготовке учащихся 9 – х классов к экзамену в новой форме. Восприятие текста зависит не только от характера самого текста, но и от личности воспринимающего его субъекта, от уровня его владения учебными компетенциями.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему - это небольшое связное рассуждение в научном или публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова Цель написания сочинения на лингвистическую тему: Раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности.

Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы отвечают: “Потому что…”. Аргументация предполагает также и приведение примеров, иллюстрирующих языковое явление, и цитирование (но чрезмерно не увлекаться!). Способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны прежде всего со способами цитирования, а также с применением вставных конструкций (указания в скобках на номера соответствующих предложений).

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту  направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста, т.е. состоит в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки.

Форма государственной итоговой аттестации в требует от учителя более активной работы по обучению учащихся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. При выполнении данного задания школьникам необходимо проявить степень владения языком науки, сформированность умения раскрывать тему в общекультурном плане, давать обоснованный ответ, приводя разные функции языковых явлений, подтверждая их аргументами из текста. Алгоритм построения текста-рассуждения содержится в самой формулировке задания части. Однако учащиеся затрудняются в построении самого риторического жанра рассуждения: с чего начать? как выдвинуть тезис? Какие лингвистические термины-понятия отобрать? как связать доказательства и вывод?

Этапы работы по обучению  учащихся написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1 Знакомство с  композиционной структурой  текста-рассуждения.  

Эту работу можно начинать ещё в 7 – 8 классе.  Для  анализа и самостоятельного написания текстов можно предлагать как лингвистические темы,  так  темы, не связанные с лингвистикой. На этом этапе важно, чтобы учащиеся усвоили структуру рассуждения, чтобы умели выделять в предложенном тексте композиционные части, и сами строили свой текст в соответствии с требованиями построения рассуждения.

Приёмы работы:  визуализация схемы текста-рассуждения (зарисовать, повесить в классе); анализ готовых текстов (коллективно, в группах); составление собственных текстов по предложенным тезисам, или на основе прочитанных текстов; использование  структуры рассуждения при ответах на уроках (не только на уроках русского языка); анализ и оценка своих текстов с точки зрения композиции (групповая работа).

Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения:

a) Описание ситуации, которая воплощает проблему или прямая актуализация проблемы (Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!»)

б) Формулирование генерального тезиса (Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);

в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста (Чтобы подтвердить _____, достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например,____ ____»);

г) вывод (Итак,…», «Следовательно,…»).

Конечно же, форма и жанр высказывания могут быть различными. Могут опираться на самую простую и стандартную схему, которая обусловлена системой критериев.

2 Работа с лингвистическим материалом

Предварительная работа заключается в том, чтобы в каждом классе средней школы обращать внимание учащихся на роль  того языкового явления, которое изучается в курсе русского языка. Например, изучая лексику, говорить о роли фразеологизмов в речи, показать на конкретных примерах. Роль устаревших слов, изобразительно-выразительных средств рассматривать на уроках литературы.  Изучая части речи (наречие, деепричастие и т.д.),  обращать внимание на их выразительные возможности, на правильность и уместность употребления.

Уже в 7- 8 классе необходимо систематизировать знания о лингвистических явлениях, выделить лексические и грамматические явления.  

Также важно проводить  лингвистический анализ текста, при котором не только определяется основная мысль, но и выделяются  языковые  (лексические,  грамматические) явления, указывается их роль. Эту работу можно проводить и коллективно, и в группах, и индивидуально.  Например, задание может быть сформулировано так: Найдите в тексте сравнения (метафоры, устаревшие слова,  союзы, частицы,  предложения с однородными членами   и т.д.) и укажите их роль в данном тексте.

3 Написание  сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

На данном этапе важно показать, как включать в текст сочинения лингвистический материал.  Конечно, работу учитель  строит в зависимости от особенностей конкретного класса.  Но всё же можно предложить учащимся   использовать составленные  шаблоны . Такие шаблоны мы с ребятами составляли вместе.  Брали  предложенные для итоговой аттестации фразы и писали сочинения. Такая работа была организована как в классе (самостоятельная, групповая, в целях контроля), так и дома. Затем выбирали лучшие варианты (или совмещали удачные фрагменты), так  у нас получилась коллективная «подсказка».   Особенно она помогла учащимся с трудностями в обучении.  

Каждому учащемуся была предложена памятка по написанию сочинения.

Задания к этим текстам можно предлагать другие, на усмотрение учителя.  Но их целесообразнее использовать в 7-8 классах. А в 9 классе уделить время непосредственно работе с предлагаемыми фразами.

4 Анализ и оценка сочинений.

Важно также познакомить учащихся с критериями оценки сочинения на лингвистическую тему,  чтобы они могли самостоятельно оценить уровень выполнения работы.

При этом в письменных работах допускаются те же типичные ошибки, что и в устных ответах на уроке:

1) отсутствие начальных фраз, организующих высказывание;

2) непродуманность в расположении отдельных частей текста;

3) однообразное или неуместное употребление средств связи между предложениями

4) отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста;

1. Лексические явления (называют то, о чём думают и говорят люди, выражают мысли говорящего)

Лексическое явление

Типовые значения лексических явлений

(вспомогательные слова для оформления доводов)

Морфемы (корень, приставка, суффикс)

Корень несёт основное лексическое значение слова.

Приставка и суффикс уточняют это основное значение.

Однозначные слова

Называют отдельное явление действительности.

Многозначные слова

Первое значение многозначного слова всегда прямое. Остальные могут быть переносными, в том числе образными.

Синонимы     (в синонимическом ряду).

Слова, разные по написанию, но одинаковые по значению.

Уточняют основное значение синонимического ряда, передают авторское отношение к предмету речи, передают оттенки основного значения, разную степень интенсивности признака и действия, могут иметь стилистическую окраску, обогащают речь, придают ей яркость, выразительность.

Антонимы

Слова с противоположным значением.

Уточняют, противопоставляют, передают авторское отношение, создают контрастные образы во фразе и тексте.

Омонимы

Слова, одинаковые по написанию, но разные по значению (ключ-ключ)

Обостряют внимание к слову, учат видеть слово в контексте, показывают авторское владение  языком.

Паронимы

Однокоренные слова с разным значением (эффектный-эффективный)

Обостряют внимание к лексическому значению корня, показывают авторское владение языком.

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов со своим, переносным значением.

Обозначают нечто единое по смыслу, помогают сделать   речь эмоциональной, образной.

Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления:

1) устаревшие слова (архаизмы – исчезли вместе с понятием;

историзмы -  есть современный синоним)

2) неологизмы – новые слова

3) диалектизмы – слова, употребляемые на конкретной территории

4) просторечные слова (не норма, сниженная лексика)

5) профессионализмы – термины, характерные для определённой профессии

Позволяют дать речевую характеристику героя (персонажа), создают экспрессивность фразы и текста, создают образ, передают колорит обстановки (эпохи), вносят яркое стилистическое разнообразие в текст.

Общеупотребительные слова – слова, понятные всем, на любой территории страны

Изобразительно-выразительные средства

Создают образ, усиливают выразительность (яркость), подчёркивают индивидуальный (характерный) признак, сопоставляют, предают оттенки настроения, могут иметь ту или иную стилистическую окраску, выражают отношение автора к предмету речи, передают состояние героя.

2. Изобразительно-выразительные средства        

А) тропы – изобразительные средства, рисуют картину, создают образ. Основаны на переносном значении слов

название

Определение, характеристика

Сравнение

Представление одного через другое. Союзы:  что, как, как будто, словно, точно; другие средства: похож, сравнительная степень (Рябина, как костёр, горит)

Сравнение может быть выражено сущ. в творительном падеже (река серебром горит)

метафора

Скрытое сравнение, перенос неживых свойств на неживые же, редко: живых на живые же. Может быть развёрнутой (большой по объёму). Обычно легко узнаётся: глагол, сущ. в переносном значении (В саду горит костёр рябины красной)

олицетворение

разновидность метафоры, перенос живых свойств на неживые предметы;

чаще глагол  (Буря воет)

Эпитет

Образное определение (приложение),  прилагательное, наречие на –о/-е в переносном значении (седая старина), приложение (бродяга- ветер)

Метонимия

Одно вместо другого. Часть вместо целого.  (По залу летали фраки в вальсе. Я прочитал всего Пушкина)

Синекдоха

Разновидность метонимии -  часть вместо целого (и слышно было до рассвета, как ликовал француз)

Гипербола

Гротеск

Преувеличение (В сто сорок солнц закат пылал)

Фантастика (Сидят людей половины)

Литота

Преуменьшение (Мужичок с ноготок )  

Оксюморон

Соединение слов с противоположным значением (живой труп, слёзы радости)

Перифраз

Словосочетание вместо одного слова (автор «Евгения Онегина»)

Аллегория

иносказание (притчи, басни)

Ирония

насмешка

Сарказм

обличительный смех

Б) Фигуры – синтаксические средства выразительности.

название

Определение, характеристика

Повторы

Лексический - одного и того же слова   Морфологический- частей речи;

Словообразовательный- частей слова;

Синтаксический параллелизм- одинаковое построение словосочетаний или предложений Ассонанс- повтор гласных, Аллитерация- повтор согласных,

Анафора- повтор слов в начале фраз / строк,

Эпифора- повтор в конце фраз или строк,

Эпанафора- повтор на стыке фраз / строк.

Градация

Цепь элементов высказывания с нарастанием или убыванием значимости; однородные члены предложения; лексическая, стилистическая, сюжетная, композиционная (Швед, русский колет, рубит, режет…)

Инверсия

Обратный порядок слов: (Мешает избыток пищи тонкости ума.)

- сказуемое подлежащее,

-существительное  определение,    -дополнение глагол

Антитеза = контраст

Противопоставление понятий (К добру и злу постыдно равнодушны)

Риторический вопрос

 Вопрос, не требующий ответа, его цель – привлечь внимание к проблеме.

 (Кто виноват?)

Риторическое восклицание

Цель – привлечь внимание, сделать речь эмоциональной. (Кто, если не мы!)

 Риторическое обращение

Цель – привлечь внимание.  (О Русь, малиновое поле…)

Эллипсис

Пропуск слов  неполном предложении  (я за свечкой, свечка – в печку)

Умолчание

Недосказанность, многоточие (…)

Парцелляция

Расчленение предложения на две самостоятельные части (Я иду.  В кино.)

Кольцо

Повтор по краям отрезка (Зло делать проще, поэтому так распространено зло)

3. Грамматические явления (устанавливают связи лексических единиц)

Грамматическое явление

Типовые значения лексических явлений

(вспомогательные слова для оформления доводов)

Морфемы (окончания)

Оформляют подчинительные связи между словами в словосочетании.

Словосочетание

Существует на основе подчинительных связей: согласования, управления, примыкания.

Согласование происходит по роду, числу, падежу.

Управление «навязывает»  падеж  зависимому слову.

Примыкание: зависимое «примыкает» только по смыслу.

Служебные части речи (союз, предлог)

Предлог используется в словосочетании для оформления подчинительной связи.

Союз используется для оформления подчинительных и сочинительных связей в сложных предложениях;  для оформления сочинительных связей при однородных членах предложения.

Простое предложение

В нём существуют различные синтаксические связи: двунаправленные между подлежащим и сказуемым и подчинительные между главными и второстепенными членами предложения.

Простое осложнённое предложение

При наличии однородных членов можно говорить о равноправных (или сочинительных) отношениях между ними.

При наличии обособленных членов можно говорить об отношениях обособления, уточнения.

При наличии вводных и вставных конструкций можно говорить о том, что с их помощью автор выражает своё отношение к информации.

Сложное предложение

Устанавливает сочинительные отношения (перечисление), подчинительные отношения (определение, изъяснение, образ действия и степень признака, место, время, условие, причина, цель, следствие, сравнение, уступка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Устный счет как один из приемов при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по математике

Устный счет как один из приемов при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по математике...

Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

Доклад "Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации". Выступление на районном методическом объединении учителей математики....

Система работы учителя английского языка по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации на уроках и во внеурочное время

В статье показана возможная система работы учителя английского языка поподготовке учащихся к государственной итоговой аттестации на уроках и внеурочное время...