Формирование коммуникативной компетенции учащихся через дистанционное обучение в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку (8, 9 класс) на тему
Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества – развитие коммуникативной личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
При этом следует отметить, что у детей слабо сформирована коммуникативная компетенция, основой которой является речевая деятельность, включающая в себя аудирование, говорение, чтение и письмо. Учащиеся испытывают трудности при создании самостоятельных связных, обобщённых устных и письменных высказываний, допускают большое количество речевых ошибок, то есть обучаемые не владеют в полном объёме теми коммуникативными компетенциями, которые должны продемонстрировать, работая над заданием высокого уровня сложности (15.1, 15.2, 15.3) на Государственной итоговой аттестации в 9 классе, где особое внимание уделяется созданию текста как речевого произведения в письменной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vystuplenie.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Приветствую вас, уважаемые коллеги, и представляю образовательный проект на тему: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через дистанционное обучение в условиях реализации ФГОС».
Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества – развитие коммуникативной личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
При этом следует отметить, что у детей слабо сформирована коммуникативная компетенция, основой которой является речевая деятельность, включающая в себя аудирование, говорение, чтение и письмо. Учащиеся испытывают трудности при создании самостоятельных связных, обобщённых устных и письменных высказываний, допускают большое количество речевых ошибок, то есть обучаемые не владеют в полном объёме теми коммуникативными компетенциями, которые должны продемонстрировать, работая над заданием высокого уровня сложности (15.1, 15.2, 15.3) на Государственной итоговой аттестации в 9 классе, где особое внимание уделяется созданию текста как речевого произведения в письменной форме.
Таким образом, можно определить ключевое противоречие: с одной стороны, низкий уровень развития коммуникативной компетенции учащихся, а с другой – наличие экзаменационного задания высокого уровня сложности, с которым ученик может справиться лишь в том случае, если уровень развития его речевой деятельности (письма) как основы коммуникативной компетенции достаточно высок.
Таким образом, актуальность предлагаемого исследования очевидна: для формирования коммуникативных навыков необходимо найти новую технологию, позволяющую повысить обученность русскому языку, помогающую индивидуализировать процесс обучения и тем самым успешно развивать речевую деятельность учащихся (письмо).
Можно выделить следующие проблемы:
1) низкая мотивация учащихся к выполнению заданий, способствующих развитию письменной речи;
2) ограниченность урочного времени для развития письменной речи учащихся.
Думается, что преодоление обозначенных проблем возможно при использовании такой технологии, как дистанционное обучение, поскольку современные информационно-коммуникационные технологии, сеть Интернет и другие способы коммуникации весьма привлекательны для подростков, хорошо им знакомы.
В рамках программы работы академической площадки АСОУ «Разработка модели системы комплексной дистанционной поддержки образовательного процесса «Виртуальная сетевая школа»» предлагается вашему вниманию этот образовательный проект как способ решения актуальных и серьёзных проблем в обучении русскому языку. И не только в обучении! Ведь текст-рассуждение, которому уделяется самое пристальное внимание на экзаменах по предмету и в 9, и в 11 классах, – самый востребованный тип текста в обыденной жизни. Даже объясняя учителю, почему опоздал на урок, учащийся использует не что иное, как текст-рассуждение, рассуждение-объяснение. Соответственно, умение правильно строить текст, аргументированно доказывать свою позицию, точно выражать мысли – это залог будущих успехов учащихся.
Цель проекта: развитие речевой деятельности учащихся (письма) как основы коммуникативной компетенции.
Задачи:
- изучить теоретический материал по теме «Коммуникативные компетенции учащихся»;
- освоить платформу Moodle как образовательную среду;
- разработать банк заданий, способствующих развитию речевой деятельности учащихся (письма), объединить их в курсы по подготовке учеников 9 классов к выполнению заданий высокого уровня сложности на Государственной итоговой аттестации и внедрить в учебный процесс.
- оценить результативность реализации дистанционного обучения как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Новизна проекта заключается в создании дистанционных курсов теоретической и практической направленности, способствующих развитию речевой деятельности учащихся, наилучшим образом формирующих навыки письменной речи обучаемых.
Гипотеза: разработка дистанционных курсов по предмету и внедрение их в образовательную систему позволит повысить мотивацию учащихся к обучению русскому языку и улучшить результативность выполнения заданий, связанных с созданием собственного монологического высказывания.
Участники проекта: учащиеся и учитель русского языка.
Проект долгосрочный. Сроки реализации – 2015-2018 годы.
Продукт проектной деятельности – дистанционные курсы, направленные на развитие речевой деятельности учащихся как основы коммуникативной компетенции («Всё ли мы знаем о тексте?», «Учимся писать сочинение 15.1», «Учимся писать сочинение 15.2», «Учимся писать сочинение 15.3»).
Ожидаемый результат - повышение уровня коммуникативной и информационной компетенции учащихся; повышение уровня информационной компетенции педагога.
Этапы проекта:
1. Теоретический (подготовительный). Завершён в январе 2016 года. Ожидаемые результаты спрогнозированы были верно: изучена научная литература по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся» (работы Антоновой, Барбер, Черногрудовой, Ладыженской, Львова, Дондоковой); изучены теоретические работы ведущих педагогов и психологов в области внедрения дистанционного обучения (труды Хуторского, Полат, Андреева) и исследованы ресурсы сети Интернет с целью применения их в системе образования; приобретено необходимое оборудование для обеспечения возможности организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий; успешно завершены курсы повышения квалификации «Создание сайта для организации профильного дистанционного обучения», приобретены навыки работы в системе Moodle.
2. Диагностико-практический. Завершён в мае 2016 года. Получено согласие учащихся и их родителей принимать участие в учебной работе с использованием дистанционных образовательных технологий; проведённое исследование определения первичного уровня информационной компетенции учащихся показало, что степень сформированности информационной компетенции обучаемых достаточна для внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс; уровень сформированности речевой деятельности учащихся (письма) как основы коммуникативной компетенции находится на допустимом уровне (средний балл – 3,44); апробация разработанного учителем дистанционного курса прошла успешно. В дальнейшую работу были внесены необходимые коррективы технического плана.
3. Конструктивно-преобразующий. Будет продолжаться до мая 2018 года. На сегодняшний день разработаны курсы «Что мы знаем о тексте?», «Учимся писать сочинение 15.2», «Учимся писать сочинение 15.3»; ведётся работа над созданием курса «Учимся писать сочинение 15.1». Уже на данном этапе проекта можно утверждать, что наблюдается повышение уровня развития речевой деятельности учащихся (средний балл повысился до 3,7). Отмечен рост мотивации детей в сфере познавательной и развивающейся деятельности. Если в сентябре было 4 участников курса, то в ноябре – 23.
4. Аналитический (заключительный). Июнь 2018 года.
Ожидаемые результаты для учащихся:
1) повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции;
2) успешное выполнение учащимися задания высокого уровня сложности 15.1, 15.2, 15.3, связанного с созданием собственного монологического высказывания;
3) повышение уровня информационной компетенции.
Ожидаемые результаты для педагога:
- повышение уровня сформированности информационной компетенции;
- публикация итогов проекта.
Работая с научной литературой по теме проекта, прочитала интересное высказывание языковеда Василия Ильича Чернышёва: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Эта мысль подтолкнула к размышлениям о том, что могу сделать я, как учитель, чтобы мои ученики, обладатели клипового мышления, а значит, плохо воспринимающие объёмные тексты-лучшие образцы движения мысли, научились пользоваться языком, а точнее – самой трудной его формой – письменной речью. И пришла к выводу, что с целью повышения мотивации учащихся, вовлечения большего количества детей в речетворческую деятельность, создания нестандартных для ученика коммуникативных ситуаций необходимо использовать новые средства обучения.
Какие? Так как сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь и большинство современных школьников активно пользуются им, перед учителем возникает необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, применения Интернет-технологий в учебном процессе. Одной из форм использования ИКТ является дистанционное обучение.
Но существует немало образовательных сред, которые могут стать базой для дистанционного курса. Решение работать в системе Moodle объясняется тем, что свойства данной обучающей программы:
- огромный мотивационный потенциал;
- конфиденциальность;
- большая степень интерактивности обучения, чем работа в аудитории;
- отсутствие «ошибкобоязни»;
- возможность многократных повторений изучаемого материала;
- модульность;
- динамичность доступа к информации;
- доступность;
- наличие постоянно активной справочной системы;
- возможность самоконтроля;
- соответствие принципу развивающего обучения;
- индивидуализация;
- обеспечение наглядности и многовариантность представления информации - помогают решить одну из основных задач современного образования − формирование у обучаемых коммуникативной компетенции.
При разработке курсов учитывались особенности мышления современных подростков, которое определяют как клиповое. Об этом уже сегодня говорилось, поэтому сразу перейду к принципам построения курсов:
- Каждый курс состоит из 4-6 блоков.
- Теоретический материал логически разделён на несколько информационных страниц небольшого объёма.
- Каждая информационная страница снабжена кнопками «Назад», «Далее», с помощью которых учащийся имеет возможность перейти к любой странице лекции с целью повторения теоретического материала.
- Задания, разработанные в соответствии с задачами дистанционных курсов, предполагают развёрнутые ответы учащихся. Проверка присланных работ осуществляется учителем.
- При составлении контрольных тестов использованы такие виды вопросов: с множественным выбором, с кратким ответом, на соответствие, с выбором пропущенного слова. Проверка работ осуществляется автоматически.
- Презентации по темам – неотъемлемая часть курса.
- Наиболее важный материал по теме оформлен как памятка в отдельный файл (* doc), который учащиеся могут при необходимости распечатать.
Курсы располагаются на образовательной платформе Moodle в виртуальной сетевой школе «Планета 7».
Курс «Всё ли мы знаем о тексте?»
(«Тайны текста»)
http://planeta7serp.ru/course/view.php?id=12
Цель – обобщить и систематизировать знания учащихся 8 классов по теме «Текст».
Задачи:
- активизировать знания учащихся по теме «Текст. Стили речи. Типы речи. Изобразительно-выразительные средства»;
- дать возможность учащимся восполнить имеющиеся пробелы в знаниях, предлагая различные формы подачи теоретического материала (лекция, презентация, обобщающая схема и т.д.);
- развивать речевую деятельность учащихся (письмо).
Курс «Учимся писать сочинение 15.2»
(«Сочинение 15.2»)
http://planeta7serp.ru/course/view.php?id=25
Цель – развивать речевую деятельность учащихся (письмо) как основу коммуникативной компетенции.
Задачи:
- разъяснить учащимся основные требования к сочинению 15.2 (сочинению на тему, связанную с анализом текста (морально-этического характера);
- учить анализировать собственные работы и сочинения одноклассников с точки зрения критериев оценки, предлагаемых ФИПИ;
- планомерно, целенаправленно и систематически готовить учащихся к созданию текстов, отвечающих требованиям, предъявляемым к сочинению 15.2.
Курс «Учимся писать сочинение 15.3»
(«Сочинение 15.3»)
http://planeta7serp.ru/course/view.php?id=26
Цель – развивать речевую деятельность учащихся (письмо) как основу коммуникативной компетенции.
Задачи:
- разъяснить учащимся основные требования к сочинению 15.3 (сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова);
- учить анализировать собственные работы и сочинения одноклассников с точки зрения критериев оценки, предлагаемых ФИПИ;
- планомерно, целенаправленно и систематически готовить учащихся к созданию текстов, отвечающих требованиям, предъявляемым к сочинению 15.3.
В заключение необходимо сказать, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности. Таким образом, систематическая, целенаправленная работа по формированию коммуникативной компетенции, основой которой является речевая деятельность во всех её проявлениях: слушание, говорение, чтение и письмо – необходима.
До завершения проекта ещё более полутора лет, но уже сегодня можно сказать о том, что гипотеза данного исследования: разработка дистанционных курсов по предмету и внедрение их в образовательную систему позволит повысить мотивацию учащихся к обучению русскому языку и улучшить результативность выполнения заданий, связанных с созданием собственного монологического высказывания – подтверждается.
Несомненно, существует множество технологий, способствующих развитию речевой деятельности школьников, но на современном этапе, когда информационная компетенция становится всё более востребованной, дистанционное обучение – это уже необходимость. Очевидно, что внедрение дистанционного обучения в систему российского образования будет расширяться по мере развития Интернет-технологий, обеспечивающих максимальную интерактивность. Думается, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»
Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, предметов гуманитарного цикла для развития творческих способностей учащихся. ...
Формирования экологической культуры обучающихся через физическое воспитание в условиях реализации ФГОС
Долгосрочный проект по туризму....
Статья.«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность.»
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...
Формирование коммуникативных компетенций учащихся через использование интерактивных форм обучения
Презентационные материалы включают в себя следующие разделы:1. Пояснительная записка2. Цикл уроков математики, информатики:Технологические к...
Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС
Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...
"Формирование коммуникативных компетенций учащихся через использование интерактивных форм обучения"
В Концепции модернизации российского образования, выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «...
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
Индивидуальный план самообразования учителя английского языка «Формирование коммуникативных компетенций на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС» Бирюковой К.В...