«Формирование коммуникативных компетенций на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
материал
Индивидуальный план самообразования
учителя английского языка
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
Бирюковой К.В.
на 2021-2026 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir_kom_kompetentsii.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план самообразования
учителя английского языка
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
Бирюковой К.В.
на 2021-2026 учебный год
Пояснительная записка.
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Методическая проблема:
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС» Срок реализации проблемы – 5 лет (до 2026 г.)
ЦЕЛЬ: формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся с использованием различных методик и форм обучения, ориентированное на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
ЗАДАЧИ:
1. создать на уроках условия для успешного саморазвития и самореализации школьника.
2. использовать полученные коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3. научить учащихся ориентироваться в современном информационном пространстве.
4. использование разнообразных форм уроков и является одним из главных условий для совершенствования коммуникативных компетенций, раскрытия творческих способностей детей.
5.проведение нетрадиционных уроков с целью мотивирования учащихся
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Формирование коммуникативных навыков является одной из самых важных компетенций в процессе овладения иноязычной речью.
Методы процесса самообразования:
Изучение ФГОС начального общего и среднего образования.
Изучение проектирования универсальных учебных действий.
Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
Цель методической работы: повышение эффективности образовательного процесса и качества образования через использование современных педагогических технологий и методов активного обучения, а также через непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов школы.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию намечены основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования. 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей английского языка | 2021-2023 уч.г. регулярно |
Психолого-педагогическое | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2.Знать новые способы формирования креативного мышления у учащихся | регулярно
|
Методическое | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования у учащихся 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами проведения уроков по ФГОС ООО, ФГОС НОО 3. Принимать активное участие в работе муниципального и школьного МО учителей иностранных языков 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 6. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки. 10. Выступать с докладами, мастер-классами. | регулярно
|
Информационно-коммуникативные технологии | 1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по педагогике и психологии, по методике преподавания английского языка через системно-деятельностный подход | регулярно
|
Здоровьесберегающие технологии | 1. Продолжить внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Диагностический | 1.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. 2.Сбор и накопление информации из различных источников. | 1. Выступление на заседании ШМО 2. Приобретение методической литературы 3.Изучение литературы по данной теме |
Прогностический | 1. Внедрение отдельных приемов и методов развития креативного мышления 2.Формирование методического комплекса. 3. Корректировка работы. | 1. Выступление на заседании ШМО. 2. Консультативная помощь учителям и учащимся |
Практический | 1. Проведение уроков с применением новых форм, методов и приемов 2. Участие учащихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня. | 1. Открытые уроки на школьном и муниципальном уровне. 2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. 3. Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов | 1.Выступление на заседании муниципального МО 2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3. Выступление на педсовете |
Внедренческий | 1.Распространение опыта работы. 2. Открытые уроки, мастер-классы, выступления на муниципальном, региональном уровнях | 1. Публикации по теме самообразования 2. Участие в профессиональных конкурсах |
Формирование коммуникативной компетенции является одним из важнейших аспектов преподавания английского языка.
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения.
Согласно ФГОС одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы является формирование коммуникативной компетенции. Что же это такое.
Данная компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Основная задача коммуникативной компетенции - научить общаться.
Мы работаем по УМК О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой «Радужный английский». Данный учебно-методический комплекс позволяет сформировать коммуникативную компетенцию в совокупности пяти ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебнопознавательной компетенций.
Сформировать коммуникативную компетенцию на иностранном язык, когда ты не живешь в стране изучаемого языка, очень сложно. Для учителя встает главная задача создать языковую среду, ситуации для общения на уроках с использованием различных педагогических технологий, таких как технология проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, технология использования в обучении игровых методов, личностно-ориентированная технология, информационно-коммуникационные, здоровье-сберегающие технологии, обучение в сотрудничестве и др.
Рассмотрим особенности применения основных современных образовательных технологий для формирования коммуникативной компетенции.
Технология проектной деятельности
Одним из методик активизации учащихся в процессе изучения зарубежным языкам считается метод проектов, когда ученик самолично планирует, формирует, защищает свой проект, т.е. активно вовлекается в процесс коммуникативной работы. УМК "Радужный английский" помогает развитию описанной технологии, т.к. после каждого, направленного на определенную тематику блока, есть творческое проектное задание (Project Work).
Это один из самых действенных видов работы. Проект подразумевает, что ученик самостоятельно изучает тему, которая ему увлекательна, обучается представлять и отстаивать ее перед своими одноклассниками, т.е. активно участвует в процесс коммуникативной деятельности.
Развитию данной компетенции способствуют задания:
- составить план работы, высказать свои мысли по плану;
- выделить основную идею работы, высказать своё отношение к данной проблеме;
- составить личное мнение, исходя из прочитанного или же услышанного;
- согласиться или опровергнуть мнения одноклассников.
Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» и метода проектов может помочь ученикам работать в коллективе, где любой, имея разную степень подготовки, имеет возможность выразить себя, что, повышает самооценку учеников и их роли в коллективе. Эта работа дает навыки коммуникации, помогает объединить детей и в тоже время позволяет мотивировать "слабых" учеников к исследованию иностранного языка.
Игровые технологии
Одним из наиболее эффективных методов, позволяющих заинтересовать ученика занятиями, считается игра. При погружении детей в ситуацию игры, внимание к учебному процессу резко возрастает, изучаемый материал для них становится более легкодоступным, работоспособность значительно увеличивается. Игра - важный вид деятельности, который можем помочь учащимся просто и беспрепятственно запоминать необходимую информацию. В процессе урока у них появляется возможность применить личный, пока ещё маленький житейский опыт. Игра считается сильным мотиватором к овладению языком. Данная технология воспитывает культуру общения и развивает умение трудиться в коллективе и с коллективом, а ее профессиональное внедрение на уроках вызывает у детей желание и готовность общаться и играть. Такой метод организации урока позволяет:
1) тренировать детей в выборе необходимого речевого клише;
2) частое повторение языковых единиц развивает запоминание;
3) подготавливает учеников к реальному общению.
Коммуникативное обучение (взаимодействия и сотрудничества учащихся) включает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство.
В собственной работе применяю разные виды уроков: использование видеоурока (создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке )
- использование урока-экскурсии (ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д.)
- урок-спектакль (такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики)
- использование ролевой игры (использование ролевой игры как формы работы позволяет осуществить взаимодействие всех видов речевой деятельности при активном участии обучающихся в сюжетной импровизации)
- урок-праздник (эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению)
Театрализации на уроках, а еще подготовка театральных постановок считаются великолепным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, ученики принимают участие в предметной неделе, в праздновании 23 февраля, Нового года, 8 Марта, завершении учебного года. Эти занятия развивают
коммуникацию, т. к. дают атмосферу иноязычного общения, новые эмоционально-коммуникативные связи, базирующиеся на взаимодействии при помощи иностранного языка.
Необходимо отметить, что развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности.
Информационно-коммуникационные технологии
Наша жизнь уже невозможна без цифровых технологий. Современные дети не представляют своей жизни без электронных гаджетов. Поэтому преподаватель, применяя на своих уроках информационно-коммуникативные технологии, может привлечь учеников к своему предмету. Использование интерактивной доски, Интернета, мультимедийной установки, помогает преподавателю в реализации своих творческих идей.
Внедрение компьютерной технологии помогает:
- привлечь пассивных слушателей к активной деятельности;
- сделать урок более наглядным и интересным;
- формирует информационную культуру у учащихся;
- активизирует познавательный интерес;
- развивает социально-коммуникативные навыки у детей.
В ходе педагогической деятельности я активно применяю следующие информационно-коммуникационные технологии:
- видео фильмы;
- компьютерные программы;
- электронный словарь;
- тесты оn-line;
- проекты и презентации;
- аудиоприложения;
- электронные приложения к УМК Афанасьевой О. В. "Rainbow English".
На заключительных уроках по пройдённому материалу, учащиеся любят самостоятельно создавать презентации. Особенно их привлекают такие темы как “Спорт”, “Праздники”, “Мой родной город», “Хобби” и др. Для этого они используют программу PowerPoint, видеоролики, флеш-анимацию.
Современные смартфоны и увлеченность молодежи снимать видео предоставляют возможность направлять их увлечение в нужное русло. Молодое поколение любит вести различные блоги. Это увлечение можно использовать на уроках для формирования коммуникативной компетенциии. Необходимо лишь задать нужную тему, направить учащихся и помочь выработать план высказывания. Учащиеся с удовольствием будут говорить на английском языке для своих одноклассников и друзей. Большую помощь в работе оказывает использование аудиокурсов "Practice Exam Papers (Primary School), "Английский язык, типовые экзаменационные варианты ОГЭ" ФИПИ, CD MP3 "Сборник тренировочных и проверочных заданий (в формате ГИА) Н.Н. Трубаневой, которые помогают педагогу подготовить учеников к будущим экзаменам.
Использование Интернета в школах, расширило возможности учителей иностранного языка в подготовке увлекательных уроков, т. к. теперь есть доступ к большому количеству аутентичных мультимедийных ресурсов. Интернет создает социокультурную языковую среду, помогает погрузится в реальный мир, предоставляя доступ к коммуникативным программам (чаты, почта и т.д.), дает возможность виртуально побывать в той или иной стране. При поведении своих уроков я использую следующие образовательные Интернет - ресурсы: www.starfall.com, www.englishforkids.ru, www.freeclassicaudiobooks.com, www.onestopenglish.ru, www.elscafe.com, www.babyland.ru
English Resourses - создан для подбора адекватных материалов для применения их в образовательном процессе. Разделы: English grammar in stories, Writing, Textbooks, Reading and Speaking Practice, Topics in oral practice. Для развития навыка письменной речи, для проверки большого числа учебных работ, я использую свой электронный почтовый ящик, хотя молодежь предпочитает использовать социальные сети. По этой причине для повышения продуктивности работы с обучающимися, можно создать группу в социальной сети "Контакт", так как обратная связь с учениками получается гораздо выше из-за большей популярности социальных сетей. В своей группе я могу выкладывать тесты, видео, творческие задания и т. д. и буду уверена, что эта информация будет увидена. Подобный вид работы возможен на более старшей ступени.
В последнее время обучения часто проходит дистанционно, по этой причине я активно применяю современные интернет-площадки Skype, ZOOM, What’up, где общение можно также вести на иностранном языке. Современные образовательные сайты «Учи.ру», «ЯКласс» также помогают мне дистанционно проверить учащихся.
Здоровьесберегающие технологии
Цель школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику отточить и развить свои способности, помочь укреплению и сохранению здоровья ребенка, т.е. применяет личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. На уроках английского языка, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей.
Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается утомляемость, время трудоспособности, учебная нагрузка, проводятся физкультминутка, сюда же относятся пальчиковая гимнастика, подвижные игры т.п. Любая игра на иностранном языке направлена на коммуникативное развитие детей, так как требует построения взаимоотношений между игроками, изучения правил, выполнение общих требований, для того чтобы продолжить взаимодействие с одноклассниками.
Методы проблемного обучения.
Проблемное обучение — это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.
Проблемная ситуация — это способ обучения, где учащиеся получают знания не путем заучивания готовых форм, а путем личной активной мыслительной деятельности, в которой они должны приобрести новые знания, приложив интеллектуальные усилия.
Такая форма работы активно развивает речевую деятельность, повышая разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых языковых навыков и умений. В моей работе я применяю метод учебной дискуссии, нахождение истины за «круглым столом». Учащие старшего звена предпочитаю занятия в форме «деловой игры», т. к. это позволяет смоделировать ситуацию максимально приближенную к реальной жизни. Каждый ученик может на практике применить полученные знания ни только английского языка. Происходит интеграция предметов, что приводит к созданию целостного восприятия окружающего мира: подготавливает школьников к профессиональному, культурному и личному общению, развивают фантазию и мышление, воображение, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, стимулируют интерес.
Проблемное обучение помогает учащимся добывать знания, нужную информацию самостоятельно. Главное умение современного общества найти и правильно воспользоваться необходимыми данными. Таким нужным и полезным навыкам учит технология проблемного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному, еще раз хочу отметить, что коммуникативная компетенция – это одна из важнейших составляющих при обучении английскому языку, а применение современных технологий, различных методов и приемов в обучении делают данный процесс более успешным и увлекательным.
Используемая литература:
- Конкина Т. Е., "Использование современных информационых технологий на уроках английского языка", fectival.1september.ru
- Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.
- Борисова Ю., Гребенев И. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. Народное образование, № 1330, 2003. с. 100.
- Еркина С.Л. Современные образовательные технологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://агасу.рф/files/documents/44-redaktor/kursy/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в обучении комммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО
Данный материал представляет собой опыт работы учителя в новых условиях, учитель делится своим опытом работы , предлагает методы и технологии по данному вопросу, дает характеристику приемам использова...
Новые подходы в обучении комммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО
Данный материал представляет собой опыт работы учителя в новых условиях, учитель делится своим опытом работы , предлагает методы и технологии по данному вопросу, дает характеристику приемам использова...
Статья "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС"
Мой теорртический опыт...
Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях ФГОС...
Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС
Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС.
Материал полезен для работы на начальной ступени обучения английскому языку....
Доклад_ Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС...