Открытый урок по русскому языку .
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку.
5 класс.
Тема: Имя прилагательное
Цель : Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи:
Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Форма урока: проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка.
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализаци опорных знаний.
I. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение? (Показывают карточки)
II. Интрига.
-Саша,тебя мама попросила сварить на ужин кашу. Можешь ты выполнить ее поручение? (Нет, она не сказала какую: рисовую, гречневую, пшенную.)
- Мама, покупая Косте куртку на зиму, обратилась к продавцу: «Мне вот ту куртку, пожалуйста» Может продавец понять маму? (Нет ! Не названы признаки понравившейся ей куртки.)
- А что вы мне скажете о сегодняшней погоде? Посмотрите за окно! (Солнечная, но ветреная, пасмурная, но не холодная и т. д.)
- Вспомните, что вы мне сказали о своем настроении в начале урока.
- Чтобы узнать или охарактеризовать предметы, нам потребовалась особая часть речи — какая? (Прилагательное, слово-волшебник...)
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
3) Работа над темой.
1. Запись темы «Имя прилагательное как часть речи» 1 слайд
-Наша тема «Имя прилагательное как часть речи». Как вы думаете, какие цели мы должны достичь на сегодняшнем уроке? 2 слайд
- Повторить общее значение имени прилагательного
- Повторить морфологические признаки имени прилагательного
- Изучение новой темы.
А) Слово учителя:
Ребята, перед вами пустое дерево. Для того, чтобы наш урок был плодотворным, нам нужно заполнить его плодами. Вам нужно вспомнить всё, что вы знаете об имени прилагательном.
- Давайте начнём с главного! Дайте определение имени прилагательного.
Ответы учащихся
(Это часть речи, которая обозначает признак предмета) первый плод
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?) второй плод
- Назовите начальную форму имени прилагательного. (Именительный падеж единственного числа мужского рода) Молодцы! третий плод
В) Учитель: А давайте проведём исследовательскую работу и выявим характерные признаки имени прилагательного, чтобы закончить работу с заполнением дерева плодами. Предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания.
1 группа : Ребята первой группы согласуют стоящие в скобках прилагательные с существительными.(Слайд 3)
Спишите, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными. Обозначьте графически окончания прилагательных.
Вспоминается мне (ранний, погожий) осень. Помню (ранний, свежий, тихий) утро. Помню (большая, весь золотая ) сад, помню (кленовая) аллея (И.Бунин)
Ключ: Вспоминается ранняя, погожая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой сад, помню кленовые аллеи. (Слайд 4)
Вывод: имена прилагательные согласуются с именем существительным в роде, числе, падеже 4 плод
2 группа: Вторая группа произведёт синтаксический разбор предложения для определения синтаксической роли прилагательного.(Слайд 5)
Морозный воздух тонкий и и жгучий. (Повеств,, невоскл, простое, двусост, распр) Слайд 6
Вывод: имена прилагательные в предложении могут являться определением или сказуемым. 5 плод
4)Физминутка.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – успокоиться и сесть.
5) Закрепление темы:
Выполнение упр 575-выполнение заданий, комментированное письмо.
Учитель: Предлагаю двум учащимся выйти к доске и выполнить интересные задания. (Два человек работают у доски)
А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.
1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):
- Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)
-Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)
2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.
1 группа – трава, снег 2 группа – горы , море
6) Вывод:
Так для чего нужны имена прилагательные?
(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
-Поэтому прилагательные о себе говорят так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить
Учитель: Ребята, посмотрите, какая яблоня у нас получилась. Но почему она не совсем заполнена. (Ответы учащихся). А потому, что впереди будут уроки, на которых вы познакомитесь ещё с новыми знаниями о прилагательном - со степенями сравнения и разрядами имён прилагательных.
7) Рефлексия:
Молодцы! Хорошо поработали. Вспомните, какая цель была на сегодняшнем уроке? Мы достигли этой цели? Вы довольны своими результатами?
- Выберите смайлик, который характеризует ваше настроение. (Слайд 8)
8) Домашнее задание: параграф 101,упр. № 576, № 577. Индивидуальное задание: подготовить проекты, в которых будут отражены морфологические признаки имени прилагательного.
Выставление оценок.
Учитель: Ребята, спасибо за хороший урок. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...