Открытый урок по русскому языку .
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Афанасьева Ксения Сергеевна

Тема: "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку.

5 класс.

Тема:  Имя прилагательное

Цель : Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи:

Обучающаяпополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая:  совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная:  формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Форма урока:  проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка.

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализаци опорных знаний.
I. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение?  (Показывают карточки)

II. Интрига.

-Саша,тебя мама попросила сварить на ужин кашу. Можешь ты выполнить ее поручение? (Нет, она не сказала какую: рисовую, гречневую, пшенную.)

- Мама, покупая Косте куртку  на зиму, обратилась к продавцу: «Мне вот ту куртку, пожалуйста» Может продавец понять маму? (Нет ! Не названы признаки понравившейся ей куртки.)

- А что вы мне скажете о сегодняшней погоде? Посмотрите за окно! (Солнечная, но ветреная, пасмурная, но не холодная и т. д.)

- Вспомните, что вы мне сказали о своем настроении в начале урока.

- Чтобы узнать или охарактеризовать предметы, нам потребовалась особая часть речи — какая? (Прилагательное, слово-волшебник...)

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

 3) Работа над темой.

1. Запись темы «Имя прилагательное как часть речи» 1 слайд

-Наша тема «Имя прилагательное как часть речи». Как вы думаете, какие цели мы должны достичь на сегодняшнем уроке? 2 слайд

  • Повторить общее значение имени прилагательного
  • Повторить морфологические признаки имени прилагательного
  1. Изучение новой темы.

А) Слово учителя:

Ребята, перед вами пустое дерево. Для того, чтобы наш урок был плодотворным, нам нужно заполнить его плодами.  Вам нужно вспомнить всё, что вы знаете об имени прилагательном.


- Давайте начнём с главного! Дайте определение имени прилагательного.

Ответы учащихся

(Это часть речи, которая обозначает признак предмета) первый плод

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?) второй плод

Назовите начальную форму имени прилагательного. (Именительный падеж единственного числа мужского рода) Молодцы!  третий плод

В) Учитель: А давайте проведём исследовательскую работу и выявим характерные признаки имени прилагательного, чтобы закончить работу с заполнением дерева плодами. Предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания.

1 группа : Ребята первой группы согласуют стоящие в скобках прилагательные с существительными.(Слайд 3)

Спишите, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными. Обозначьте графически окончания прилагательных.

Вспоминается мне (ранний, погожий) осень. Помню (ранний, свежий, тихий) утро. Помню (большая, весь золотая ) сад, помню (кленовая) аллея (И.Бунин)

Ключ: Вспоминается ранняя, погожая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой сад, помню кленовые аллеи. (Слайд 4)

Вывод: имена прилагательные согласуются с именем существительным в роде, числе, падеже  4 плод

2 группа: Вторая группа произведёт синтаксический разбор предложения для определения синтаксической роли прилагательного.(Слайд 5)

Морозный воздух тонкий и и жгучий. (Повеств,, невоскл, простое, двусост, распр) Слайд 6

Вывод: имена прилагательные в предложении могут являться определением или сказуемым. 5 плод

4)Физминутка.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.

5) Закрепление темы:

Выполнение упр 575-выполнение заданий, комментированное письмо.

Учитель: Предлагаю двум учащимся выйти к доске и выполнить интересные задания. (Два человек работают у доски)

А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.

1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

- Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

-Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

1 группа – трава, снег 2 группа – горы , море

6) Вывод:

Так для чего нужны имена прилагательные?

(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

-Поэтому прилагательные о себе говорят так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.        

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить

Учитель: Ребята, посмотрите, какая яблоня у нас получилась. Но почему она не совсем заполнена. (Ответы учащихся). А потому, что впереди будут уроки, на которых вы познакомитесь ещё с новыми знаниями о прилагательном - со степенями сравнения и разрядами имён прилагательных.

7) Рефлексия:

Молодцы! Хорошо поработали. Вспомните, какая цель была на сегодняшнем уроке? Мы достигли этой цели? Вы довольны своими результатами?

- Выберите смайлик, который характеризует ваше настроение. (Слайд 8)

8) Домашнее задание: параграф 101,упр. № 576, № 577. Индивидуальное задание: подготовить проекты, в которых будут отражены морфологические признаки имени прилагательного.

Выставление оценок.

Учитель: Ребята, спасибо за хороший урок. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...