Календарно-тематическое планирование Литература 7 класс ( по программе Г.С. Меркина)
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе Г.С. Меркина для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovani_7_lit1.doc | 323.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
Литература 7 класс
ФГОС 68 часов
№ | Тема | Часы | Предметные | Личностные | Метапредметные | Основные виды деятельности учителя и учащихся. Формы контроля | Задание к уроку | ||||
1 четверть (16 часов) | |||||||||||
1 | Любите читать! | 1 | Интеллигентный, интеллигентность | Составление цитатного плана статьи учебника, лексическая работа, сообщение учителя, беседа, письменный ответ на вопрос, анкетирование | Отзыв на любую книгу, прочитанную летом | ||||||
Из устного народного творчества | |||||||||||
2 | Поэтическая речь в былине «Святогор и Микула Селянино вич». Своеобразие характера персонажа. | 1 | Изотчество, во всю рысь, ступою, зды- мать | Эпос, былина, эпические жанры в фольклоре Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | Н. Рерих «Богатырский фриз», «Святогор»; М.А. Врубель «Вольга и Микула», К. Васильев «Дар Святогора» Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа, работа с репродукциями картин русских художников | Подготовить выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович». Прочитать статью Б.Н. Путилова «Былины» и приготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике. Индивидуальное задание Подготовить сообщение о Т.Г. Рябинине. Подготовить сообщение о Святогоре и Микуле, о картинах русских художников, посвященных Святогору и Микуле Селяниновичу, выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче, в котором Святогор погибает. Групповое задание: подготовить выставку различных изданий былин и комментарии — рассказы о былинах, прочитанных самостоятельно | ||||
3 | Нравственные достоинства героя в былине «Илья Муромец и Соловей- разбойник». | 1 | Дородный, добрый, славный. Стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть | Тематика былин, персонажи, параллелизм, гипербола, эпитеты. Сравнения, тонический стих | Северо- Восточная Русь и Поднепровье в XII в. И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников | Подготовить выразительное чтение былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник», прочитать статью «В поэтическом мире былины». Составить цитатный план былины на основе плана структурных частей былины. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «историка» о времени, нашедшем отражение в былине. Подготовить сообщение о географических названиях и указаниях на место действия (река Смородинка, береза Покляпая, Левани- дов крест, Грязь Черная). Подготовить сообщение об Илье Муромце и Соловье –разбойнике. | ||||
4 | Своеобразие поэтического языка русской народной песни. | 1 | Коляда, Масленица | Песенные жанры в фольклоре, обрядовая поэзия, колядные и масленичные песни, эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | М. Васнецов «Сжигание чучела Масленицы», Б.М. Кустодиев «Масленица», И. Суриков «Взятие снежного городка», П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года». Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Сообщение учителя и учащихся, работа с учебником, репродукциями картин русских художников, прослушивание музыкального фрагмента | Подготовить выразительное чтение колядных, масленичных песен. Индивидуальное задание: Подготовить сообщения об обряде колядования, Масленице, масленичных песнях; о картинах А.М. Васнецова «Сжигание чучела Масленицы», Б.М. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», о масленичных гуляниях Москвы и Санкт- Петербурга. Подготовить сообщение о пьесе «Февраль. Масленица» П.И. Чайковского из цикла « Времена года» | ||||
Из древнерусской литературы | |||||||||||
5 | Тема судьбы в летописном отрывке из «Повести временных лет»: «...И вспомнил Олег коня своего...». | 1 | Вече, старейшины, кудесник | Эпические жанры в древнерусской литературе | Время правления Олега. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV в.) «Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру», Ф.А. Бруни «Олег прибивает щит к вратам Константинополя», сага о викинге Орваре Одде, В.М. Васнецов «Прощание Вещего Олега с конем», «Олег у костей коня» | Викторина по «Повести временных лет», сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с репродукциями картин | Прочитать фрагмент «Повести временных лет»: «...И вспомнил Олег коня своего...», записать ключевые слова для близкого к тексту пересказа. Приготовить художественный пересказ фрагмента. Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «историка» о князе Олеге, «литературоведа» о саге о викинге Орваре Одде, «искусствоведа» об оформлении древнерусских книг (слайдовая презентация) | ||||
6 | Особенности жанра «Повести о Петре и Февронии Муромских». | 1 | Чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, дивился, наветы, блаженный, благоверный | Повесть, волшебная сказка, житие, символ | Сказка о царевне-лягушке, странствующие сказочные мотивы. Рафаэль «Битва святого Георгия с драконом», П. Рубенс «Святой Георгий и дракон», Н.А. Римский- Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» | Беседа, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, заполнение таблиц, прослушивание музыкальных фрагментов | Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подготовить развернутый рассказ об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских». Индивидуальное задание Подготовить: сообщение «историка» о событиях, которые нашли отражение в повести; сообщение «литературоведа» о распространенных в европейском и русском эпосе мотивах — мотиве борьбы со змием и мотиве вещей пряхи, мудрой крестьянской девушки, загадывающей (или отгадывающей) загадки и своей сказочною хитростью побеждающей князя; сообщение об опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Лексическая работа | ||||
Из литературы XVIII в. | |||||||||||
7 | Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. | 1 | Жанр, классицизм, классическое литературное направление, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение. | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. | К.П. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница», «Вирсавия». | Сообщения учителя и учащихся, запись основных сведений в таблицы, отбор материала для выставки и слайдовой презентации, выразительное чтение, работа с учебником. | Составить сообщение о классицизме в русской литературе, архитектуре, живописи, музыке по материалам учебника и урока. | ||||
8 | Творчество М.В. Ломоносова. Элементы классицизма в оде «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». | 1 | Недра, благословенны, дерзайте, ободрении, раченье, Зиждитель. Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы. | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Ода, тема, мотив | Гравюра М. Шрейера с оригинала Шульце, скульптурный портрет М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина, фрагмент из книги «Юности честное зерцало...». Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Сообщения учителя и учащихся, запись основных сведений в таблицы, отбор материала для выставки и слайдовой презентации, выразительное чтение, работа с учебником. Сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, работа с иллюстрациями, исследовательская работа с текстом, беседа | Подготовить сообщение о М. В. Ломоносове-ученом, используя материал учебника и урока. Индивидуальное задание Подготовить сообщение «историка» о времени правления императрицы Елизаветы Петровны. Подготовить сообщение о мозаике М. В. Ломоносова «Императрица Елизавета Петровна». Мозаика ломоносовской мастерской (см. ил. в учебнике). Подготовить сообщение о Платоне и Ньютоне. Сообщение об отношении Елизаветы к русской науке Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о событиях жизни М.В. Ломоносова. Сообщение о гравюре М. Шрейера, об открытиях М.В. Ломоносова в области физики, химии, астрономии, экономики, истории, русской грамматики и риторики. Выразительное чтение фрагмента из книги «Юности честное зерцало». Сообщение об увековечивании памяти М.В. Ломоносова. Слайдовая презентация. Групповое задание: Подготовить материалы к выставке о М.В. Ломоносове, составить текст экскурсии по созданной выставке | ||||
9 | Творчество Г.Р. Державина. Тема поэта и власти в стихотворении «Властителям и судиям». | 1 | Мзда, зло- действы, зы- блить | Лирическое стихотворение, переложение, псалом, риторические фигуры | В.Ф. Ходасевич «Державин». «Наказ...» Екатерины II. «Императрица Екатерина II в образе Фемиды». Скульптор М.И. Козловский. «Императрица Екатерина II». Скульптор Ф.Й. Шубин. Портрет Г.Р. Державина. Художник В.Л. Боровиковский. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, беседа, составление тезисного плана статьи учебника, работа с иллюстрациями учебника Выразительное чтение, сопоставительный анализ текста 81 псалма и стихотворения Г. Р. Державина, лексическая работа, беседа | Прочитать статью учебника к главе о ГР. Державине. Составить тезисный план статьи. Индивидуальное задание: Подготовить выразительное чтение фрагментов из книги В.Ф. Ходасевича «Державин». Подготовить сообщение «историка» о времени правления Екатерины II, о «Наказе...» Екатерины. Подготовить сообщение о скульптурных изображениях императрицы (скульпторы М.И. Козловский и Ф.И. Шубин) Домашнее задание Подготовить рассказ о Г.Р. Державине, используя материал учебника и урока. Повторить определение стихотворения. Индивидуальное задание: Подготовить выразительное чтение фрагмента из книги В.Ф. Ходасевича «Державин», а также стихотворения «Властителям и судиям». Подготовить сообщение о Псалтыри | ||||
10 | Знакомство с творчеством Д.И. Фонвизина. Конфликт и проблематика комедии «Недоросль».
| 1 | Недоросль, Невежда, резонер. Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы. | Комедия, ремарка, реплика, «говорящие» фамилии. Система персонажей в пьесе | Иллюстрации Н. Муратова к комедии «Недоросль» Сообщение «историка» о законе «О вольности дворян...», опубликованном 18 февраля 1762 г. Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; . | Сообщения учителя и учащихся, оформление результатов работы в рефлексивной таблице, выразительное чтение цитат из комедии, работа Исследовательская работа с текстом, составление устного рассказа о героях, сообщения учителя и учащихся, беседа, лексическая работа | Прочитать вводную статью учебника о Д.И. Фонвизине. Составить тезисный план статьи. Прочитать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль». Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о значении понятия «недоросль». Подготовить сообщение о «говорящих» фамилиях в комедии Выписать цитаты, характеризующие героев комедии. Составить рассказ о героях по вариантам. 1 вариант — Вральман (д. 3, явл. 8; д. 5, явл. 6). 2 вариант — Цифиркин (д. 2, 3, явл. 6; д. 5, явл. 6). 3 вариант — Кутейкин (д. 2, 3, явл. 6; д. 5, явл. 6). 4 вариант — Софья (д. 2, явл. 2; д. 3, явл. 2.). 5 вариант — Милон (д. 1, явл. 6; д. 2, явл. 1). 6 вариант — Правдин (д. 3, явл. 1, 2; д. 5, явл. 1). 7 вариант — Стародум (д. 3, явл. 1, 2; д. 5, явл. 1). Подготовить сообщение «историка» о законе «О вольности дворян...» (1762) | ||||
11 | Просветительские и антикрепостнические идеи в комедии «Недоросль». Смысл финала комедии. | 1 | Классицизм, новаторство | Н.А. Некрасов «Пестрый галстук с черным фраком...» Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Исследовательская работа с текстом, обобщение результатов исследования, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение по ролям, работа с учебником | Повторить признаки классицизма. Исследовательская работа с текстом 1 вариант. Заполнение второй части таблицы примерами из текста. 2 вариант. Заполнение третьей части таблицы урока 10. Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о Митрофане | |||||
Из русской литературы IXI века | |||||||||||
12 | Творчество А.С. Пушкина после Лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» | 1 | Нежить, гнет, роковой, внимать, призыванье, томленье, упованье, честь, пленительный, вспрянет, самовластье, святой, товарищ. Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы. | Дружеское послание | В. Рождественский «Баловень лицейской легкой славы...» Сообщение «историка» о П.Я. Чаадаеве. Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Сообщения учителя и учащихся, беседа, составление тезисного плана статьи учебника Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, беседа | Подготовить викторину по творчеству А.С. Пушкина (повторить темы «Детские годы А.С. Пушкина», «Лицейские годы А.С. Пушкина»). Прочитать вводную статью учебника «Из русской литературы XIX в.». Составить тезисный план. Индивидуальное задание: Подготовить сообщения о памятнике А.С. Пушкину в лицейском саду (скульптор Р.Р. Бах). Выразительное чтение стихотворения В. Рождественского «Баловень лицейской легкой славы...» Прочитать статью «После Лицея», составить рассказ о пребывании А.С. Пушкина в Петербурге, используя материалы учебника и урока. Подготовить ответы на вопросы 1—3 учебника. Индивидуальное задание Подготовить сообщение о П.Я. Чаадаеве. Подготовить выразительное чтение фрагмента книги Ю.М. Лотмана «Пушкин». Подготовить сообщение о слове товарищ. | ||||
13 | Человек и природа в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «Туча», «Анчар». | 1 | Терпение, скорбный, мрачный. Алчный, древес, лазурь, унылый, ликующий, рассеянная (буря ), облегать, обвивать, миноваться | Послание Риторическое обращение, восклицание, эпитет, метафора, аллегория. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов | Сообщение «историка» о восстании декабристов. Портреты декабристов работы Н. Бестужева. А. Одоевский «Струн вещих пламенные звуки...» И. И. Левитан «Озеро. Русь, 1900». И.Ф. Стравинский «Туча». Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, слайдовая презентация, беседа Выразительное чтение наизусть, исследовательская работа с текстом, работа с репродукцией картины И.И. Левитана, работа по созданию литературоведческой статьи, сообщения учителя и учащихся, беседа | Выучить стихотворение «К Чаадаеву» наизусть. Индивидуальное задание Подготовить сообщение «историка» о восстании декабристов. Подготовить сообщение «искусствоведа» о портретах декабристов и слайдовую презентацию. Подготовить сообщение «литературоведа» на тему «Пушкин и декабристы» Выучить стихотворение «Во глубине сибирских руд...» наизусть. Индивидуальное задание Сообщение «литературоведа» о творчестве А.С. Пушкина 1830-х гг. Сообщение «искусствоведа» о картине И.И. Левитана «Озеро. Русь, 1900». Лексическая работа | ||||
14 | «Песнь о вещем Олеге». Судьба Олега в летописном тексте и в балладе А.С. Пушкина. | 1 | Предопределение, судьба, обрек, праща, отроки, тризна, секира | Летопись, баллада | Иллюстрации в учебнике. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, лексическая работа, составление таблицы по результатам исследовательской работы с текстом, беседа | Составить статью для словаря литературоведческих терминов «Аллегория», используя определение, предложенное в учебнике, материалы урока и план. Выучить стихотворение «Туча» наизусть. Индивидуальное задание Подготовить сообщения о князе Олеге. Подготовить сообщения о хозарах. Сообщение о роли коня в быту и о значении его изображения в культуре славян. | ||||
15 | Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. | 1 | Рок. Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы. | Образный мир поэмы, прототип и художественный образ | Иллюстрации в учебнике, комментарии имен исторических личностей. Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Выразительное чтение, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями учебника, сообщения учителя и учащихся | Прочитать фрагменты поэмы А.С. Пушкина «Полтава», подобрать цитаты к пунктам плана: 1. Начало боя. 2. Появление Петра. 3. Карл XII. 4. Битва в разгаре. 5. Победа. 6. Пир Петра. Индивидуальное задание Подготовить сообщение «историка» о Полтавском сражении, комментарии имен исторических лиц, встретившихся в фрагменте; о Кочубее; о мозаике мастерской Ломоносова «Полтавская баталия» | ||||
16 | Резервный урок | ||||||||||
2 четверть (14 часов) | |||||||||||
17 | М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.Ю. Лермонтов- художник. Образ Родины в стихотворении «Родина». | 1 | Патриотизм. Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы. | Градация, жанры лирики | Акварели, рисунки, картины М.Ю. Лермонтова. Музыкальные произведения на сюжеты произведений М.Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой» (1835-1836). Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Работа со статьей учебника, сообщения учителя и учащихся, составление письменного ответа на вопрос, беседа Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся. | Прочитать вводную статью учебника о М.Ю. Лермонтове, выписать ключевые слова и словосочетания по плану. Портрет М.Ю. Лермонтова. Особенности характера. Составить рассказ о поэте по материалам учебника и урока. Индивидуальное задание: Сообщение «историка» о взглядах славянофилов. Выразительное чтение стихотворения А. С. Хомякова «Отчизна». | ||||
18 | Историческая эпоха и образ Ивана Грозного в «Песне про... купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. | 1 | Опричник, православный народ, кручиниться, зазубрилась сабля, отороченный, фата, молвить, сваха, перевенчана, горю пособить, простоволосая, сказывать, стольник, трапеза, аргамак, яхонтовый, вечерня, тороватый | Вымысел и верность исторической правде | В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Н.В. Неврев «Опричники». Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, работа с учебником | Выучить стихотворение «Родина» наизусть. Прочитать «Песню про... купца Калашникова». Индивидуальное задание: Сообщение о сюжете о Мастрюке Темрюковиче (по статье В.Г. Белинского «Статьи о народной поэзии»). Сообщение об эпохе Ивана Грозного и опричнине. Сообщение о «Царском титулярнике». Сообщение об образе Ивана Грозного в живописи. | ||||
19 | Основные мотивы «Песни...». Представления русского народа о Родине, чести, достоинстве, долге, семье. | 1 | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы. | Прием контраста | Иллюстрации В.М. Васнецова «Встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем», «Бой Кирибеевича с Калашниковым», «Прощание с братьями (казнь)». Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выразительное чтение наизусть, работа с учебником и иллюстрациями, беседа, сообщение учителя | Подготовить выразительное чтение 2 и 3 главы «Песни...». Выучить наизусть фрагменты «Песни...»: 1 вариант — от слов «Не родилась та рука заколдованная...» до слов «На четыре стороны развеется». 2 вариант — от слов «За прилавкою сидит молодой купец...» до слов «Заметает след человеческий» | ||||
20 | Н.В. Гоголь в Санкт- Петербурге. «Внешний» и «внутренний» человек в образе героя повести «Шинель». | 1 | Аскет, подвижник, мученик | «Говорящие» фамилии | «Невский проспект зимой». Художник А.И. Шарлемань. Автолитография А. Г. Венецианова «Н.В. Гоголь» Иллюстрация А. В. Ванециана в учебнике «Акакий Акакиевич в департаменте». «Лествица», Житие св. Акакия. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выразительное чтение фрагментов книг о Н.В. Гоголе, работа со статьей учебника, иллюстрациями, беседа, создание письменного ответа на вопрос Выразительное чтение фрагментов повести, работа с иллюстрациями учебника, беседа, лексическая работа | Прочитать вводную статью о Н.В. Гоголе в учебнике, составить план рассказа о Н.В. Гоголе. Групповое задание: Подготовить выставку книг, посвященных Н.В. Гоголю, а также выразительное чтение фрагментов книги В. Вересаева «Гоголь в жизни» и М. Басиной «Петербургская повесть». Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Шинель» | ||||
21 | Акакий Акакиевич и «значительно лицо». Фантастика в повести. | 1 | Сатирическая повесть. | Иллюстрации А. В. Ванециана, Кукрыниксов. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выразительное чтение, художественный пересказ, исследовательская работа с текстом, работа со статьей учебника, дискуссия. | Составить художественный пересказ эпизодов. | |||||
22 | Жизнь и творчество И. С. Тургенева. История сборника «Записки охотника». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев рассказа «Хорь и Калиныч». | 1 | Раболепство. | Цикл, портрет и характер, рассказчик. | Комментарии «историка». Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Беседа, пересказ, выразительное чтение. Сообщение учителя и учащихся, работа с иллюстрациями учебника, лексическая работа. | Прочитать рассказ «Хорь и Калиныч». Индивидуальное задание: Подготовить комментарии «историка» к названиям и фразам. | ||||
23 | И.С. Тургенев Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы». | 1 | Целовальник, красный товар, фризовая шинель, рядчик, осьмуха, лотошил, подьячий, фофан | Цикл, эпилог | Сообщение о Салтычихе. Русские песни. В.В. Пукирев «Яков Турок поет» («Певцы»). Иллюстрация к «Запискам охотника». Б.М. Кустодиев «Яков Турок поет» («Певцы»). Иллюстрация к «Запискам охотника». Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выразительное чтение, рассказы учащихся о героях, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, беседа | Подготовить письменные характеристики Хоря и Калиныча, подчеркнув особенности их отношения друг к другу, к окружающим людям, к занятиям. Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Индивидуальное задание: Составить рассказ о Николае Ивановиче, Моргаче, Обалдуе, Диком Барине. Подготовить комментарии «историка» к фразе: «прозванной в околотке Стрыганихой...». Подготовить сообщение о песнях «Не одна во поле дороженька пролегала...», «Распашу я молода- молоденька...» | ||||
24 | Художественное своеобразие стихотворений в прозе И.С. Тургенева. «Нищий». | 1 | Нищий | Стихотворение в прозе | В.М. Васнецов «Нищие певцы» и В. Г. Перов «Чаепитие в Мытищах». Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская работа с текстом, лексическая работа, сообщение учителя, беседа | Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий». Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о картинах В.М. Васнецова «Нищие певцы», В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах» | ||||
25 | Поэзия Н.А. Некрасова. Образ музы в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом...» | 1 | Муза. Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы. | Диалоговая речь | Стихотворение Н. А. Некрасова «Безвестен я. Я вами не стяжал...». Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Выразительное чтение, работа с материалами учебника, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, беседа | Прочитать статью учебника «Современники о Н.А. Некрасове». Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «историка» «Сенная площадь». Подготовить сообщение «литературоведа» об образе музы в поэзии Н.А. Некрасова. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Безвестен я. Я вами не стяжал...» | ||||
26 | Тема отношения власти к народу в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасова. | 1 | Холопский недуг, прожектеры, искатели мест, скудная лепта, чернь, заветная дверь, пышный подъезд, убаюканный ласковым пением, тризна, щелкопер | Поэма | Г. Г. Мясоедов «Земство обедает». Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, работа с иллюстрациями и статьей учебника, беседа | Выучить наизусть стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...». Индивидуальное задание Лексическая работа. Подготовить комментарии «историка» к имени «А.И. Чернышев», а также к фразе «записав свое имя и званье». Подготовить сообщение о картине Г.Г. Мясоедова «Земство обедает» | ||||
27 | Образы жён декабристов, проблема долга в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». | 1 | Бригадир. Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы. | Диалоговая речь | Иллюстрации Учебника. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выразительное чтения по ролям, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, лексическая работа, составление письменного ответа на вопрос, работа с учебником | Прочитать вводную статью учебника о Н.А. Некрасове. Выучить наизусть фрагмент стихотворения «Размышления у парадного подъезда» от слов «…Родная земля!» до конца. Индивидуальное задание Подготовить сообщение «историка» о Е.И. Трубецкой. Групповое задание: Подготовить выразительное чтение I главы поэмы по ролям | ||||
28 | Художественная идея стихотворения «Железная дорога» Н.А. Некрасова | 1 | В обаянии, десятник, ратник, «видел я в Вене святого Стефана», Аполлон Бельведерский, термы, лабазник, ядреный, цинга колтун, Ватикан Колизей, отрадный | Диалоговая речь | К.А. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге». Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выразительное чтение, лексическая работа, беседа, работа с иллюстрациями, сообщения учителя и учащихся | Прочитать стихотворение «Железная дорога». Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «историка» о Клейнмихеле и сообщение о картине К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» | ||||
29 | Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова- Щедрина. Особенности сатирических сказок писателя. | 1 | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы. | Аллегория, гротеск | И.Н. Крамской «М.Е. Салтыков-Щедрин». Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Сообщения учителя и учащихся, работа с таблицами и материалами учебника, выразительное чтение | Выучить 1 часть стихотворения «Железная дорога» наизусть. Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о портрете М.Е. Салтыкова-Щедрина работы И.Н. Крамского | ||||
30 | Резервный урок | ||||||||||
3 четверть (22 часа) | |||||||||||
31 32 | Приёмы создания образа помещика в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». | 1 | Мякина (полова), посконный, фанфаронство, гранпасьянс, Евфрат и Тигр, Древний Исав | Гротеск, аллегория, сатирический образ, сатирический персонаж, мораль | Сообщение «историка» о газете «Весть»; комментарии фраз: «сократил он их так, что некуда носа высунуть»; «думает, какие он машины из Англии выпишет...». Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Составление цитатного плана статьи учебника и сказки, выразительное чтение по ролям, работа с иллюстрациями учебника | Составить цитатный план статьи учебника, посвященной М.Е. Салтыкову- Щедрину, и рассказ о писателе по материалам учебника и урока. Прочитать сказку «Дикий помещик», составить ее цитатный план. Индивидуальное задание Лексическая работа. Сообщения «историка» о газете «Весть» и «искусствоведа» о Прове Садовском | ||||
33 | Образы главных героев и авторское отношение к ним в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил...» | 1 | Кантонисты, Каллиграфия. Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы. | Сказка, повесть | Иллюстрации в учебнике. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выразительное чтение, составление цитатных планов, беседа | Прочитать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил...». Составить цитатный план сказки. Выписать из текста сказки обороты речи, свойственные русской сказке. Индивидуальное задание Подготовить выразительное чтение сказки «Морока». Составить комментарии следующих фраз: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре...»; «Служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии»; «Шекснинская стерлядь золотая»; «Все, на что бы они ни обратили взоры, — все свидетельствовало об еде». Групповое задание: Нарисовать портреты генералов и мужика, подготовить выставку иллюстраций | ||||
34 | Л. Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Образы защитников в рассказе «Севастополь в декабре месяце» | 1 | Маджара, на Графскую, линию бона, фурштатского солдатика, про дело двадцать четвертого, про альминское дело, про бомбардирование пятого числа, траверс, бруствер. | Рассказ, книга рассказов. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | Иллюстрации в учебнике. Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Выразительное чтение, рассказ о герое, работа с иллюстрациями учебника | Прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце». Подготовить пересказ статьи учебника «Поразмышляем о прочитанном». Индивидуальное задание: Подготовить комментарии названий и указаний на события | ||||
35 | Творчество Н. С. Лескова. Сюжетная основа, особенности языка и жанра сказа «Левша». | 1 | Междоусобные разговоры, кунстамера, грабоватый, кизлярка, ажидация, мортимерово ружье, керамида и др. | Своеобразие стиля, сказ, рассказчик, речь. | Иллюстрации учебника. Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Выразительное чтение, лексическая работа, работа с иллюстрациями учебника, беседа. | Подготовить пересказ фрагмента автобиографии Н. С. Лескова. Подготовить слайдовые презентации «Музей Н. С. Лескова», «Памятник Н. С. Лескову». | ||||
36 | Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России | 1 | Свистовые, потная спираль сделалась, форейтор, пудель, тугамент, казамат и др. | Сказовый характер прозы. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов | Иллюстрации Учебника. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями учебника, пересказ статьи учебника «В мире художественного слова Н.С. Лескова» | Подготовить пересказ статьи учебника «В мире художественного слова Н.С. Лескова». Подобрать цитаты для заглавий (главы 5—20). Индивидуальное задание Лексическая работа | ||||
37 | Природа и человек в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. «Фонтан», «Я пришёл к тебе с приветом», «Вечер». | 1 | Метафора, эпитет, олицетворение | И.И. Шишкин «Рожь», А.К. Саврасов «Рожь». Пьеса П.И. Чайковского «Август» из цикла «Времена года». Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Составление цитатного плана учебника, беседа, чтение наизусть стихотворений поэтов, составление комментариев к портретам А.А. Фета разных лет. Выразительное чтение наизусть, работа с репродукциями картин и музыкальными фрагментами, со статьей учебника | Составить тезисный или цитатный план вводных статей о А.А. Фете и Ф.И. Тютчеве. Индивидуальное задание Подготовить чтение наизусть стихотворения «Фонтан» или «Вечер». Групповое задание: Подготовить выставку книг А.А. Фета, Ф.И. Тютчева | |||||
38 | А. П. Чехов в воспоминаниях современников. Художественная идея рассказа «Хамелеон». | 1 | Хамелеон | Психологический портрет, сюжет. | Иллюстрации в учебнике. «Хамелеон». Художник П. Пинкисевич, «хамелеон». Художник С. Алимов. Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Работа с иллюстрациями и статьями учебника, выразительное чтение воспоминаний современников. Исследовательская работа. | Составить цитатный план вводной статьи учебника об А. П. Чехове. Подготовить выразительное чтение воспоминаний об А. П. Чехове. Прочитать рассказ А. П. Чехова Хамелеон». | ||||
39 | Сатира в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника». | 1 | Чиновник, экзекутор, экзекуция. | Сатира. | Иллюстрации в учебнике. | Лексическая работа, исследовательская работа, выразительное чтение по ролям. | Прочитать рассказ «Смерть чиновника». Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям. | ||||
40 | Произведения русских поэтов XIX века о России. | 1 | Самостоянье, алтарь, животворящий, святыня. | Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение. | А. С. Пушкин. «Роман в письмах», романс «Песня» (слова Н. Языкова, музыка А. Алябьева). | Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстративным материалом. | Подгоовить выразительное чтение стихотворений. | ||||
Из русской литературы XX века | |||||||||||
41 | Жизнь и творчество М. Горького. «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» в повести «Детство». | 1 | «Свинцовые мерзости» | Лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи | Иллюстрации Б.А. Дехтерева. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Составление цитатного плана произведения, выразительное чтение, художественный пересказ, составление комментариев цитат из текста, работа с иллюстрациями учебника. | Прочитать избранные главы из первой части трилогии «Детство». Подобрать цитаты-названия для глав повести. Индивидуальное задание: Подготовить рассказ о мастере Григории, художественный пересказ ссоры дядьев, эпизода с наперстком, сцены наказания Саши. | ||||
42 | Народная Россия в изображении М. Горького. Гуманистическая направленность повести. | 1 | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | Иллюстрации Б.А. Дехтерева. Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Составление рассказа о герое, выразительное чтение по ролям, заполнение таблицы, обобщающей результаты беседы. | Подготовить рассказ о Хорошем Деле, Цыганке, мастере Григории. Подготовить художественный пересказ эпизода пожара. | |||||
43 | Романтический рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Идеи «Легенды о Данко», «Легенды о Ларре». | 1 | Святость | Романтизм | Иллюстрации Б.А. Дехтерева Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями учебника, исследовательская работа с текстом. | Написать сочинение на одну из тем в учебнике (по повести «Детство»). Прочитать «Легенду о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Индивидуальное задание Подготовить художественный пересказ легенды о Ларре. Подготовить сообщение о значениях имен Данко и Изергиль. Подготовить сообщение о символическом значении красного цвета. | ||||
44 | Творчество И.А. Бунина. Темы и мотивы в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…» | 1 | Темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте. | П.И. Чайковский «Подснежник. Апрель» из цикла «Времена года». И.И. Левитан «Весна. Большая вода». | Работа с учебником, репродукцией картины И.И. Левитана, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом. | Прочитать статью об И.А. Бунине. Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о картине И.И. Левитана и пьесе П.И. Чайковского «Подснежник. Апрель» из цикла «Времена года». | |||||
45 | Смысл названия и основные проблемы в рассказе И.А. Бунина «Кукушка». | 1 | Дом | Эпитет, метафора, олицетворение | И.Е. Репин «Мужичок из робких». Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Работа с учебником и репродукцией картины И. Репина, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа. | Прочитать рассказ И.А. Бунина «Кукушка». Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о картине И.Е. Репина «Мужичок из робких» (1877). | ||||
46 | Творчество А.И. Куприна. Тема добра в рождественском рассказе «Чудесный доктор». | 1 | Вера, Евграф, Николай. Алмаз | Рассказ, анекдот | Иллюстрация Г.А. Траугота. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Актуализация полученных знаний, составление плана статьи учебника, работа с иллюстрациями учебника, художественный пересказ от лица героя рассказа, лексическая работа, беседа. | Прочитать статью в учебнике «Художник за работой» и интервью с А.И. Куприным. Прочитать рассказ «Куст сирени». Индивидуальное задание Подготовить сообщение об именах Вера, Николай, Евграф, о символическом значении алмаза. Подготовить пересказ эпизода в ломбарде от лица оценщика. | ||||
47 | Смысл названия и идея в рассказе А.И. Куприна «Аllez!». | 1 | Претенциозный | Диалог, деталь, мотив | Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Составление цитатного плана рассказа, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, беседа. | Прочитать рассказ «Аllez!». Составить цитатные планы эпизодов, в которых звучит слово «аllez!». Индивидуальное задание Подготовить сообщение о рассказах А. Куприна, посвященных цирку. | ||||
48 | Особенности поэзии В.В. Маяковского. Словотворчество в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | Ясь, тьма | Каламбур, ритм, «лесенка» | Иллюстрации И.А. Долгорукова. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями. | Прочитать статью учебника о В.В. Маяковском. Ответить на вопросы после статьи. Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о крылатом выражении «солнце русской поэзии». | ||||
49 | Поэзия и жизнь С.А. Есенина. Чувства лирического героя в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…». | 1 | Цветь | Образ- пейзаж, поэтический синтаксис Авторский неологизм, метафора | Иллюстративный материал учебника | Работа с учебником, исследовательская работа с текстом, беседа, сообщения учителя и учащихся, составление письменного ответа на вопрос, выразительное чтение. Выразительное чтение, работа с учебником и иллюстративными материалами учебника, исследовательская работа с текстом, беседа, сообщения учителя и учащихся. | Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…». Индивидуальное задание: Подготовить выразительное чтение стихотворений «Каждый труд благослови, удача!..» и «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Подготовить сообщение о фотографиях С.А. Есенина, помещенных в учебнике. | ||||
50 | Творчество И.С. Шмелева. Проблематика рассказа «Русская песня». | 1 | Политура, камфара, полвершка, «монах», парусиновый | Рассказчик и его роль в повествовании. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | Иллюстративный материал учебника | Выразительное чтение, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование, беседа. | Выучить наизусть стихотворение «Отговорила роща золотая…». Прочитать статью в учебнике, посвященную И.С. Шмелеву. Прочитать рассказ «Русская песня», главу «Яблочный спас». Составить цитатный план. Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «Портрет И. Шмелева». Подготовить выразительное чтение воспоминаний И. Шмелева. | ||||
51 | Творчество М.М. Пришвина. Человек и природа в рассказе «Москва-река». | 1 | Малая родина. Звенигород. Богемские леса | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов, подтекст, градация, эпитеты, метафора. | Иллюстративный материал учебника | Составление плана статьи учебника, отбор материала для книжной выставки и слайдовой презентации, выразительное чтение, письменный ответ на вопрос. Выразительное чтение по ролям, беседа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся. | Прочитать статью в учебнике о М.Н. Пришвине, составить план рассказа о писателе. Прочитать рассказ М.М. Пришвина «Москва-река». Индивидуальное задание: Подготовить рассказ о М.М. Пришвине по изученным в 6 классе материалам. Подготовить выставку книг М.М. Пришвина. Подготовить сообщение о Богемском лесе и Звенигороде, выразительное чтение фрагментов главы «Образ художника» книги В.Д. Пришвиной «Наш дом». Групповое задание: Подготовить экскурсию — слайдовую презентацию «Музей М. М. Пришвина в Дунине». | ||||
52 | Резервный урок | ||||||||||
4 четверть (16 часов) | |||||||||||
53 | Творчество К. Г. Паустовского. Мир природы в повести «Мещёрская сторона». | 1 | Романтический | Лирическая проза. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | И.И. Левитан «Туман над водой», «Заросший пруд», «Июньский день», «Папоротник в лесу», «В парке», «Деревенская панорама», «Над вечным покоем». Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выразительное чтение, художественный пересказ, составление тезисного плана статьи учебника, работа с иллюстрациями, составление комментариев к картинам И.И. Левитана, беседа. | Прочитать вводную статью о К.Г. Паустовском, составить ее тезисный план. Подготовить выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Первое знакомство». Индивидуальное задание: Лексическая работа. Подготовить сообщение «географа» «Мещёрская низменность». Подготовить комментарии: «Дж. Стефенсон», «фальцет». Подготовить выразительное чтение фрагментов «Автобиографии» К. Паустовского. Групповое задание: Подготовить выставку репродукций картин И.И. Левитана. | ||||
54 | К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона». Образ рассказчика в повести. | 1 | Бескорыстие | Эпитеты, метафоры, олицетворения, пейзаж как сюжетообразующий фактор. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, лексическая работа | Подготовить выразительное чтение частей: «Леса», «Луга», «Бескорыстие». Выписать из части «Леса» слова и сочетания слов, передающие ощущение цвета. Выполнить задания 7,8 учебника на материале частей «Леса» и «Луга». Из части «Луга» выписать метафоры | |||||
55 | Поэзия Н.А. Заболоцкого. Тема и идея стихотворения «Не позволяй душе лениться...» | 1 | Душа | Риторические восклицания, метафоры, роль глаголов и местоимений | Фразеологизмы со словом душа. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, выразительное чтение, лексическая работа, работа с учебником, беседа | Подобрать фразеологизмы со словом душа. Составить устные рассказы о людях, чья жизнь может быть примером стремления к самосовершенствованию. Индивидуальное задание Подготовить сообщение о сборнике «Тарусские страницы». | ||||
56 | Жизнь и творчество А.Т. Твардовского. Композиция стихотворения «Прощаемся мы с матерями...» Сложные вопросы бытия в стихотворении «На дне моей жизни…». | 1 | Композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, беседа | Подготовить выразительное чтение фрагмента воспоминаний О.Г. Верейского об А.Т. Твардовском Подготовить сообщение об О.Г. Верейском — иллюстраторе произведений поэта. Выучить наизусть на выбор одно из стихотворений | |||||
57 | Образ рядового бойца в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» | 1 | Поэма. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов | Иллюстрации О.Г. Верейского к поэме «Василий Теркин». Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Сообщения учителя и учащихся, составление плана сообщения по статьям учебника, работа с иллюстрациями, беседа, выразительное чтение. | Прочитать главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» «Переправа», «Два солдата». Прочитать статьи учебника «О поэме «Василий Теркин» и «Как был написан «Василий Теркин». По материалам статей составить план сообщения на тему «Книга про бойца: история и судьба». Индивидуальное задание Подготовить сообщение о читательских откликах на поэму А.Т. Твардовского. Подготовить сообщение об О.Г. Верейском — иллюстраторе произведений поэта. | |||||
58 | Лирика поэтов-участников ВОВ. Факты биографии поэтов-фронтовиков. | 1 | Творчество. | Эпитет, метафора, олицетворение. | Сообщение учащихся, выразительное чтение, беседа, лексическая работа. | Подготовить выразительное чтение стихотворений. | |||||
59 | Жизнь и творчество Б. Л. Васильева. Смысл названия и идея рассказа «Экспонат №…» | 1 | Формализм. | Рассказчик и его роль в повествовании. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | Сообщение о Смоленской крепостной стене. Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Выразительное чтение, составление цитатного плана рассказ, работа со статьей учебника, иллюстративными материалами. | Прочитать рассказ Б. Л. Васильева «Экспонат №..». Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны. | ||||
60 | Жизнь и творчество В.М. Шукшина. Особенности характера главного героя в рассказе «Чудик». | 1 | Чудик | Язык персонажей | Иллюстративные материалы учебника. Деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве. | Выразительное чтение фрагментов книги В. Коробова и фрагмента «Слова о малой родине» В.М. Шукшина; экскурсия в Дом- музей В.М. Шукшина в Сростках. Сообщение учителя. | Составить тезисный план статьи учебника «Талант, согретый любовью к людям». Прочитать рассказ «Чудик». Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о памятнике Шукшину. Подготовить выразительное чтение фрагментов книги В. Коробова «Василий Шукшин». Групповое задание: Подготовить заочную экскурсию по музею В.М. Шукшина в Сростках | ||||
61 | Тема малой родины в творчестве В.М. Шукшина | 1 | Шукшинские чтения | Иллюстрации в учебнике | Выразительное чтение, работа с учебником и иллюстрациями, работа с текстом, беседа | Прочитать фрагмент «Слова о малой родине» В.М. Шукшина, написать сочинение-размышление о своей малой родине. | |||||
62 | Русские поэты XX в. о России. Внутреннее единство лирических героев с родиной, народом, родной природой. | 1 | Преемственность, пищаль | Сравнение, риторический вопрос, риторическое восклицание | Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, обобщение и систематизация материалов, беседа | Индивидуальное задание Подготовить сообщения об А. А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Я.В. Смелякове, А.И, Фатьянове, А.Я. Яшине и др. Подготовить выразительное чтение стихотворений раздела учебника «Русские поэты XX в. о России» | ||||
Из зарубежной литературы | |||||||||||
63 | Творчество У. Шекспира. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. | 1 | Сонет | Портрет Шекспира работы художника Друшаута. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Составление вопросов к статье учебника, составление плана рассказа об У. Шекспире, выразительное чтение, беседа, прослушивание музыкальных произведений. | Составить вопросы к вводной статье учебника «Из зарубежной литературы». Составить план рассказа об У. Шекспире по статье «Уильям Шекспир». Индивидуальное задание Подготовить выразительное чтение сонетов У. Шекспира (30, 54, 90, 102). Подготовить сообщение о портрете У. Шекспира. | |||||
64 | Поэзия Р. Бёрнса. Основные мотивы и жанровое своеобразие стихотворений «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». | 1 | Лиро-эпическая песня, баллада, метафора. | Портреты Р. Бёрнса работы А. Нейсмита, Питера Тейлора. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Иллюстративный материал учебника. Художник В.А. Фаворский. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Составление плана статьи учебника, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений, беседа. Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, беседа. | Составить план статьи учебника о Р. Бёрнсе. Индивидуальное задание Подготовить выразительное чтение стихотворения «Возвращение солдата». Подготовить выразительное чтение стихотворения «Джон Ячменное Зерно». Индивидуальное задание Подготовить сообщение о «трех королях», которых разгневал Джон Ячменное Зерно. Подготовить сообщение о шотландских обычаях. | |||||
65 | Творчество Р. Стивенсона. Приключенческий роман «Остров сокровищ». | 1 | Сила духа, смелость, честность | Роман | Иллюстрации Г. Брока. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Составление вопросов к статье учебника, художественный пересказ глав романа, сообщения учителя и учащихся, просмотр фрагментов мультфильма «Остров сокровищ» | Составить вопросы к статье учебника о Р. Стивенсоне. Составить художественный пересказ глав романа «Остров сокровищ» (гл. 13, 14. 15). Индивидуальное задание Подготовить сообщение «Где находится остров сокровищ?». Прототипы героев романа. Подготовить сообщения о героях, упомянутых в главах 13,14, 15; о мультфильме «Остров сокровищ». | ||||
66 | Поэт-странник Мацуо Басё. Особенности структуры хокку. | 1 | Дзен-буддизм | Хокку (хайку) | Гравюры Андро Хиросигэ. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Сообщения учителя и учащихся, составление плана к статье учебника, работа с иллюстрациями, беседа. | Составить план рассказа о М. Басё по материалам статьи учебника. Подготовить ответы на вопросы 1—3 после статьи. Индивидуальное задание Подготовить сообщение об Андро Хиросигэ и хокку М. Басё «Маленький краб...». Подготовить выразительное чтение хокку в учебнике. Подготовить сообщения о шлеме Санэмори, о Ёси- цунэ, о ловле светлячков, о легенде «Камень смерти», о чайной церемонии | ||||
67 | Жизнь и творчество А. де Сент-Экзюпери. Рассказ чик в романе «Планета людей» (глава «Линия»). | 1 | Духовность | Эссе | Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Составление вопросов к статье учебника, выразительное чтение, художественный пересказ эпизодов, лексическая работа, беседа | Выучить наизусть хокку (по выбору). Составить вопросы к статье об А. Сент-Экзюпери. Прочитать первую главу романа «Планета людей». Индивидуальное задание Подготовить пересказ эпизодов о Мермозе и Бюри; выразительное чтение фрагмента книги М. Межо «Сент-Экзюпери». Подготовить сообщение о Норе Галь | ||||
68 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс по программе Г.С. Меркина (68 часов)
Программа и календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Планирование по литературе для 8 класса по программе Г.С. Меркина (2 часа)
На этом этапе литературного образования на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой п...
Планирование по литературе для 8 класса по программе Г.С. Меркина (3 часа)
На этом этапе литературного образования на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой п...
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина.
КТП по литературе для 7 класса по программа Г.С. Меркина....
Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе по программе Г.С. Меркина.
КТП по литературе для 8 класса по программе Г.С. Меркина....